Светские жанры итальянского Возрождения. Мадригал




Хорового произведения

Я. Аркадельт

«Il beano e dolce Cigna»

Стихи Дж. Джудиччони

Содержание:

 

I.Историко-стилистический анализ …………………………………………..3

 

II.Музыкально-теоретический анализ…………………………………………7

 

III.Вокально-хоровой анализ…………………………………………………..11

 

IV.Исполнительский план……………………………………………………..19

 

Заключение …………………………………………………………………….22

 

Литература……………………………………………………………………...23

 

 

I. Историко-стилистический анализ

 

 

Итальянская музыка эпохи Возрождения

Музыкальное искусство Италии, как искусство, прошло свой исторический путь развития. Особенно на этом пути выделилась эпоха Возрождения, принесшая миру множество новых музыкальных идей. Одна из них - поиск возможностей увековечить великое итальянское народное творчество, инструментировать народную песню. Другая - идея создать профессиональную музыкальную школу, способную открыть в музыке ставшие затем классические законы, персонализировать музыкальный труд, обновить существующие музыкальные жанры.

Особое место в эпоху Возрождения, наряду с поэзией и живописью, заняло то музыкальное искусство, которое и сегодня не потеряло своего великого как эстетического, так и социально-культурного смысла; определились ценности гармонии (порядка) и красоты (разнообразия ощущений) в музыке, ценности музыкального исполнителя как носителя либо общей, либо специфической музыкальной идеи.

Итальянская музыкальная культура Возрождения ознаменована развитием народно-бытовых и профессиональных жанров; инструментальной музыки (органной, клавирной и особенно музыки и исполнительства на струнно-смычковых инструментах); полифонии итальянской школы.

Наиболее ярким представителем итальянской композиторской школы стал Якоб Аркадельт (ок. 1507 - 1568) - фламандский композитор, один из основателей традиции итальянского мадригала XVI века.

Несмотря на то что большинство раннепечатных сборников передают имя Аркадельта в галлицизированной форме Arcadet, современные учёные предполагают всё же фламандское происхождение композитора. Начиная с 1520-х годов жил в Италии. В 1535-37 годах состоял на службе флорентийского герцога Алессандро Медичи, возможно, сменив на этом посту Филиппа Вердело́. В 1538 году переехал в Рим, где написал мадригал «Ecco d’oro l’età» по случаю бракосочетания Маргариты Пармской и Оттавио Фарнезе. В 1540-51 был капельмейстером (magister capellae) в Сикстинской капелле. В 1552-68 годах работал во Франции у кардинала Карла Гиза в Лотарингии. Документальных свидетельств о последнем, французском, периоде жизни Аркадельта не сохранилось; возможно, он также служил Карлу IX.

В творческом наследии Аркадельта исключительно вокальная музыка: 24 мотета (преимущественно на 4 и 5 голосов), 126 многоголосных песен на французские стихи (шансон), латинские многоголосные песни (на тексты Вергилия, Горация, Марциала), около 250 мадригалов (на 3-6 голосов, главным образом, на 4 голоса; многие мадригалы, опубликованные в печатных сборниках того времени как анонимные, возможно, также принадлежат Аркадельту), три мессы, магнификат, три сборника ламентаций.

По общему признанию, историческая заслуга Аркадельта — развитие и внедрение в итальянскую музыкальную культуру XVI века мадригалов, которые композитор писал на стихи Петрарки, Якопо Саннадзаро, Пьетро Бембо, Филиппо Строцци и других (в том числе анонимных) поэтов. Наиболее известные мадригалы Аркадельта: «Chiare fresch’ e dolce acque», «Dai dolci camp’ Elisi» (с элементами театрализации), «Deh dimm’ Amor se l’alma» и «Io dico che fra voi» (на стихи Микеланджело), «Белый и нежный лебедь» («Il bianco e dolce cigno», на стихи Дж. Джудиччони; самое популярное сочинение Аркадельта), «O felic' occhi miei».

Гармония Аркадельта диатонична, сложностям имитационной полифонии Аркадельт нередко предпочитает моноритмическую фактуру, фобурдон и силлабику.

 

Светские жанры итальянского Возрождения. Мадригал

Светские вокальные жанры Италии развивались в XVI веке по двум главным направлениям: одно из них объединяет разновидности жанра, так или иначе близкого к песне (фроттола, вилланелла, баркарола, канцона), другое же связано с полифонической традицией, хотя и не ограничено ею (мадригал).

Лауда - (итал. – «хвалебное песнопение») - итальянская духовная внелитургическая песня. Зачастую религиозный текст лауд сочетался с образами земных чувств и страстей. Лауда начинается рефреном, который повторяется после каждой строфы (исполнялся хором). В 13-14 вв. лауды были одноголосны, в 15 в. появились 2-х, 3-хголосные лауды, в начале 16 века - 4-хголосные.

Фроттола – многоголосная (обычно 4-хголосная) песня гомофонного склада на светский текст и народно-бытовую мелодию. Круг образов обычно любовного характера.

Вилланелла (итал. villa – деревня, villa-nella – деревенская песня). Вилланеллы обычно 3-хголосны, гомофонного склада, с чертами танцевальности, в куплетно-строфической форме. Исполнялись a cappella или под аккомпанемент лютни. Одна из музыкальных особенностей вилланеллы – квинтовые параллелизмы.

Среди множества светских жанров, возникших в Италии, заметное место занимает мадригал. Мадригал (итал. – песня на родном (материнском) языке) – музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения, сложившийся в аристократических кругах. Обычное содержание текста мадригала – любовь во всём её многообразии (в том числе на фоне картин природы). В истории западноевропейской музыки принято выделять мадригалы XIV века (написаны в твёрдой форме) и мадригалы XVI века (написаны в строфической форме). В Италии XVI века мадригал — основной жанр для различных творческих экспериментов композиторов, особенно в области сочетания поэзии и музыки (в том числе, звукописи, так называемых «мадригализмов»), театрализации, место испытания новых приёмов композиционной техники, гармонии (особенно хроматики), ритма, формы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: