Технология разрешения педагогического конфликта




Конфликт (от греч. - столкновение)- столкновение противоположных идей, взглядов, интересов, стремлений, острый спор.

Конфликт – противодействие людей, обусловленное возникшими между ними противоречиями и сопровождаемое высоким эмоциональным напряжением.

Противоречие является движущей силой развития, поэтому конструктивные конфликты способствуют развитию личности, коллектива, педагогической системы. Деструктивные конфликты носят разрушительный характер.

В развитии конфликта выделяют следующие фазы.

Фазы конфликтов (по В.И. Журавлеву)

1. Возникновение противоречия

2. Инцидент – случай, происшествие неприятного характера, обостряющее противоречие

3. Нарастание эмоционального напряжения

4. Кульминация

5. Разрешение конфликта

Конфликт будет разрешен положительно в том случае, если:

- противоречие разрешено полностью;

- вариант разрешения конфликта удовлетворяет обе стороны.

Неразрешенный конфликт или отрицательно разрешенный конфликт могут порождать серию новых (при этом конфликт может перейти в другие сферы отношений между людьми).

Стратегии разрешения конфликта (по К. Роджерсу)

1. Игнорирование (Уход от конфликта или избегание конфликта)

В основе – желание выйти из конфликтной ситуации, не решая ее. Эта стратегия не разрешает противоречия, конфликтная ситуация сохраняется. При этом конфликт может стать затяжным, стать основой для новых конфликтов.

2. Силовое давление (соперничество, доминирование)

Установка: «Чтобы я победил, ты должен проиграть».

Разрешение конфликта в открытой борьбе за свои интересы, твердом отстаивании своей позиции. При этом неудовлетворенной остается проигравшая сторона. Поэтому конфликт разрешен отрицательно.

3. Приспособление (уступка)

Установка: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

Эта стратегия используется в отношениях: начальник-подчиненный (учитель-ученик). Односторонняя уступка приводит к отрицательному разрешению конфликта. Однако здесь возможен и вариант «турецкого гамбита», когда уступка в малом дает в дальнейшем выигрыш в чем-то большем. Например, в сохранении добрых отношений.

4. Компромисс

Установка: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый должен в чем-то уступить (проиграть)».

Противоречие разрешается путем взаимных уступок. Возможен, когда обе стороны имеют убедительные аргументы, нужно принять решение при дефиците времени. При использовании этой стратегии неудовлетворенность решением остается у обеих сторон, но она компенсируется в какой-то мере чувством справедливости или позицией «лучше что-то сохранить, чем все потерять» («половина лучше, чем ничего»).

5. Сотрудничество (интеграция)

Установка: «Чтобы я выиграл, ты тоже должен выиграть».

Наилучший способ разрешения конфликта. В основе этой стратегии лежит выработка решения на основе согласования интересов. Положительное разрешение конфликта.

Рассмотрим технологические правила (они же – этапы, алгоритм выхода) при разрешении конфликта.

 

Этапы разрешения конфликта (по стратегии сотрудничества)

I. Осознать, что Вы находитесь в состоянии конфликта.

Часто человек, охваченный эмоциями, не оценивает ситуацию объективно. Чтобы сделать ситуацию управляемой, начать технологичное разрешение конфликта, необходимо мысленно себе сказать: «Мне необходимо профессионально выйти из конфликта».

II. Снять с себя эмоциональное напряжение (путем снятия мышечных зажимов) и тем самым повлиять на внутреннее состояние соучастника конфликта.

На эмоциях конфликт не разрешить. Необходимо перевести отношения из сферы эмоциональной в деловую. Для этого необходимо начать с себя.

В конфликте отрицательные эмоции одного человека вызывают ответную реакцию другого («эффект зеркала»), таким образом конфликт разгорается ярче.

Необходимо снять с себя отрицательное эмоциональное состояние (выдохнуть, расслабиться, по возможности, доброжелательно посмотреть на соучастника конфликта (но без улыбки, которая в этом случае может быть истолкована как издевка). Через некоторое время соучастник конфликта тоже перейдет в более спокойное эмоциональное состояние.

III. Попытаться понять мотивы поведения соучастника конфликта

Если мотивы его поступка, его позиции Вам чем-то близки, можно выразить это словами типа: «Я понимаю вас, Вы хотите…».

В разрешении конфликта важно понимание позиций сторонами. Поэтому эффективным является проговаривание вслух позиции каждой стороны: «Вы считаете, что…, а я утверждаю, что…». Это важно, так как в возбужденном состоянии человеку трудно выражать свои мысли и адекватно воспринимать, внимательно выслушивать оппонента.

IV. Найти то, что объединяет, и выйти на позицию «мы».

Важно найти и словесно выразить то, что объединяет вас и соучастника конфликта. «Мы оба хотим, чтобы…», «Для нас обоих важно….» и т.п. Если определить и четко обозначить результат, в котором заинтересованы обе стороны, конфликт разрешиться более успешно.

V. Совместный поиск варианта решения проблемы.

Важен именно совместный поиск удовлетворения интересов обеих сторон. Это сближает позиции, открываются новые пути разрешения противоречия. Осуществляется переход от конфронтации к сотрудничеству

VI. После разрешения конфликта мысленно вернуться к нему и проанализировать

Сследует проанализировать причины конфликта, а также процесс его разрешения.

Классификация конфликтов (по В.И. Журавлеву)

I. Конфликты дидактического характера

Причины:

· неадекватная оценка результатов учебной деятельности:

- заниженная и завышенная отметка;

- влияние на отметку симпатий и антипатий учителя;

- влияние на отметку сиюминутного настроения учителя;

- подмена функции отметки («2» за поведение на уроке, а не за уровень знаний);

- дискриминация при выставлении отметки, выставление отметки «по инерции», аналогично отметкам, полученным ранее;

Неадекватная оценка результатов редко бывает учителем прокомментирована (хотя это является его прямой обязанностью) и приводит к отрицательной реакции ученика:

- перестает учить, ходить на уроки,

- изобретает способы «отмщения» учителю,

· неразвитость дидактических способностей учителя:

объясняет неинтересно, сухо, непонятно, бессистемно, усложненным языком;

· недостаточно глубокое знание учителем своего предмета;

· неумение учителя организовать педагогический процесс (незнание технологий, методики преподавания);

· отсутствие/неразвитость лидерских качеств, слабоволие учителя

Существуют объективные конфликтогенные причины: смены ведущего вида деятельности (в начальной школе: переход от игры к учению), смена одного учителя на несколько учителей-предметников (при переходе с начальной на основную ступень обучения) и другие. На их разрешение влияет мастерство учителя.

II. Конфликты дисциплины

К этому виду относятся конфликты по поводу курения в туалете, пропуска занятий, коллективного ухода с урока, использования шпаргалок, прихода в школу без сменной обуви и т.п.

Причины:

· индивидуальные и возрастные особенности воспитанников:

- избыток эмоций, подвижность подростков, недостаточная развитость волевой сферы («все побежали с урока, и я побежал»);

- требование уважения к себе у старшеклассников;

- неподчинение требованиям школьного распорядка.

· непрофессиональные действия учителя, проявляющиеся в реакции на поступки (вспышки гнева, крик, запугивание наказанием и др.), непонятные воспитанникам требования, запреты (порой расходящиеся со здравым смыслом).

III. Конфликты этики

Причина: низкий уровень культуры (возможно, и учителя, и ученика)

Проявляется в оскорблении достоинства, бестактном поведении, высмеивании недостатков, грубом вмешательстве в межличностные отношения.

(статья за публичное оскорбление)

IV. Запредельно этические конфликты

Действия, связанные с правонарушением. Например: вымогательство подарков от родителей, рукоприкладство, издевательство (унижение, высмеивание).

Следует знать, что «Трудовой кодекс» (гл. 52, ст. 336, п.2) предусматривает увольнение педагога за использование методов физического и психического насилия.

Педагогу важно помнить:

1) Педагогу важно как можно больше знать о воспитанниках, особенно оказывающих сопротивление воспитанию. Ключом к пониманию поступков и действий таких ребят могут служить слова известного польского врача и педагога Януша Корчака: «Ребенок недисциплинирован и зол, потому что страдает».

2) Педагогу необходимо иметь мужество признавать свои ошибки, если они были допущены. Это не снижает авторитета педагога в глазах детей: они умеют прощать ошибки.

3) У педагога и воспитанников разная степень ответственности за конфликт. Педагог имеет больший жизненный опыт (должен быть мудрее) и профессиональные знания, следовательно, несет большую ответственность за возникший конфликт, не позволяя втянуть себя в конфликт, помогая разрешать конфликты воспитанникам.

 

Особое значение в ситуации конфликта приобретает тактичное поведение педагога. Этому способствует владение педагогом приемами этической защиты [см. Щуркова, Залекер]. Задачи защиты: сохранить чувство собственного достоинства в сложившейся ситуации и оказать педагогическое воздействие на партнера по общению.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: