Занятия семинарского типа.
№ | Наименование раздела (темы) | Тематика практических занятий (семинаров) | Форма текущего контроля |
Социальное образование как компонент мирового образовательного пространства | Социокультурные функции. Элементы содержания образования. Характеристика свойств современного образования. Образовательное пространство как сфера социальной работы. | Устный ответ на семинаре, составление структурно-логической схемы основных понятий и терминов, эссе на тему «Роль и место социального работника в образовании» | |
Особенности социального образования | Понятие социального образования и его сущность. Цели и задачи социального образования. Социальное образование как междисциплинарная область. | Устный ответ на семинаре, сообщение на тему «Стратегии социального образования» | |
История развития социального образования в России и за рубежом | Тенденции характеризующие становление социального образования на разных этапах его развития (в период петровских преобразований, первой половине 19 века, в советский период). Появление профессии «социального работника». Характеристика современных типов учебных заведений с различным уровнем подготовки в России, США и Европе. | Устный ответ на семинаре, реферат с презентацией | |
Современное состояние и тенденции развития социального образования в России и за рубежом | Общее и особенное социального образования в различных странах. Социальная культура и социальная работа. Социально-культурный сервис. Индивидуальная работа со случаем. Понятие социального заказа и разработка системы социальных услуг | Устный ответ на семинаре, реферат с презентацией, сообщение на тему «Прогнозы развития социального образования в новых социально-экономических и социокультурных условиях» | |
Основные концепции и модели социального образования в России и за рубежом | Современные модели социального образования реализуемые на практике (модель личностного роста, «ученическая» модель, управленческая модель, модель структурированного обучения) | Устный ответ на семинаре, реферат с презентацией, сообщение на тему «Возможности применения зарубежных моделей социального образования в российской практике». Деловая игра | |
Социальное образование в системе подготовки специалистов, занятых в социальной сфере | Социологический фактор социального образования. Антропологические факторы социального образования. Когнитивная структура социального образования. Функции социального образования (профессиональная, духовно-нравственная, культурная, гуманитарная). Анализ подготовки социальных работников в России и за рубежом. | Устный ответ на семинаре | |
Организационные аспекты социального образования. Модернизация высшего образования в России | Болонский процесс и социальное образование. Интеграционные процессы в современном социальном образовании. Актуальные проблемы и перспективы модернизации всей системы подготовки кадров для социальной сферы. Прогностическая модель социального образования | Устный ответ на семинаре, реферат с презентацией, сообщение на тему «Академическая мобильность и международное сотрудничество в социальном образовании» | |
Методы государственного регулирования занятости и уровня жизни населения | Проблема занятости населения. Понятие уровня жизни. Методы регулирования уровня и качества жизни. | Устный ответ на семинаре, сообщение на тему «Основные направления регулирования уровня жизни населения» | |
Система повышения квалификации и переквалификации в контексте непрерывного социального образования в России | Общее и особенное непрерывного образования и обучения в течение всей жизни. Система повышения квалификации специалистов социальной сферы в России и за рубежом. Самообразование как ценностная характеристика личности специалиста в социальной сере. Российский менталитет и социальное образование. Медиаобразование. Сетевые сообщества как феномен социальной самоорганизации. | Устный ответ на семинаре, составление структурно-логической схемы основных понятий и терминов |
|
|
Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля.
Эссе.
Студентам предлагается написать эссе по теме «Роль и место социального работника в образовании».
Анализ практических ситуаций.
Студентам предлагаются различные ситуации (ситуации берутся из источников СМИ, практического опыта и пр.). Предлагается проанализировать данные ситуации в контексте решения актуальных проблем социального образования.
4.1.3 Вопросы для устного опроса на семинарских занятиях:
Тема 1. Социальное образование как компонент мирового образовательного пространства.
1. Образование как фактор развития социальных процессов;
2. Социальные и культурные функции образования;
|
3. Место и роль социального образования в мировом образовательном пространстве;
4. Социальное образование как область инновационной практики в профессиональном образовании.
Тема 2. Особенности социального образования.
1. Место и роль социального образования в системе наук;
2. Социальное образование как специфическая система;
3. Взаимосвязь социального образования с теорией и практикой профессиональной социальной работы;
4. Идеология социального образования.
Тема 3. История развития социального образования в России и за рубежом.
1. Появление профессии «социальный работник»;
2. Становление социального образования на ранних этапах его развития;
3. Особенности социального образования в период петровских преобразований;
4. Тенденции социального образования в России в первой половине XIX века;
5. Тенденции социального образования в России в советский период его развития;
6. Тенденции социального образования в России на рубеже XIX - XX веков;
7. Эволюция профессии социального работника и исторические этапы развития системы его подготовки;
8. Становление образования в области социальной работы в 90–е годы XX столетия;
9. Исторические этапы становления социального образования за рубежом (на выбор студента).
Тема 4. Современное состояние и тенденции развития социального образования в России и за рубежом.
1. Современное состояние социального образования в России и за рубежом;
2. Особенности, достижения и проблемы в становлении социального образования в современных условиях;
3. Эволюция социального образования в последние десятилетия в России и за рубежом;
4. Тенденции развития социального образования в России и за рубежом.
Тема 5. Основные концепции и модели социального образования в России и за рубежом.
1. Государственные, коммерческие и общественные начала социального образования;
2. Общее и особенное социального образования в России и за рубежом;
3. Сравнительный анализ моделей социального образования в России и за рубежом.
Тема 6. Социальное образование в системе подготовки специалистов, занятых в социальной сфере.
1. Подготовка специалистов социальной сферы в современной России;
2. Многоуровневое профессиональное образование в области социальной работы;
3. Зарубежные модели профессиональной подготовки в области социальной работы;
4. Проблемы и особенности профессионализации специалистов в сфере среднего и высшего социального образования;
5. Парадигмы профессионального образования специалистов социальной сферы.
Тема 7. Организационные аспекты социального образования. Модернизация высшего образования в России.
1. Современное образование: проблемы и перспективы развития в контексте Болонского процесса;
2. Интеграционные процессы в современном социальном образовании;
3. Инновации в социальном образовании;
4. Актуальные проблемы и перспективы модернизации всей системы подготовки кадров для социальной сферы.
Тема 8. Методы государственного регулирования занятости и уровня жизни населения.
1. Показатели уровня жизни населения;
2. Нормативно-правовые документы, регулирующие уровень жизни населения;
3. Модели качества жизни.
Тема 9. Система повышения квалификации и переквалификации в контексте непрерывного социального образования в России.
1. Система повышения квалификации специалистов социальной сферы в России;
2. Повышение квалификации социальных работников в зарубежных странах;
3. Обучение в течение всей жизни как новая парадигма развития социального образования;
4. Самообразование и его роль в образовательном процессе и профессиональной деятельности.
Сообщение.
1. «Стратегии социального образования».
2. «Прогнозы развития социального образования в новых социально-экономических и социокультурных условиях».
3. «Возможности применения зарубежных моделей социального образования в российской практике».
4. «Академическая мобильность и международное сотрудничество в социальном образовании».
5. «Основные направления регулирования уровня жизни населения».
Подготовка сообщения представляет собой разработку и представление небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Реферат с презентацией.
Примерная тематика рефератов с презентацией:
1. Система подготовки священнослужителей в средневековых училищах.
2. Становление образования для детей-сирот в домах трудолюбия.
3. Женское образование на рубеже XIX-XX веков.
4. Государственно-общественные начала социальной работы в зарубежных странах.
5. Исторические корни зарождения службы социальной защиты людей (религиозные движения, благотворительная деятельность).
6. Появление профессии «социального работника».
7. Эволюция профессии социального работника и исторические этапы развития системы его подготовки (курсы, конфессиональные и межконфессиональные организации, женские школы и др.).
8. Становление индивидуальной работы со случаем в США в 20-е годы.
9. Оформление школ социальной педагогики в Германии в начале XX века.
10. Европейская модель образования в области социальной работы в XX веке.
11. Американская модель образования в области социальной работы.
12. Немецкая модель социального образования.
13. Французская модель социального образования.
14. Английская модель социального образования.
15. Социальная культура и социальная работа.
16. Социокультурный сервис: формы и содержание.
17. Понятие социального заказа и разработка системы социальных услуг.
18. Болонский процесс и высшее образование.
19. Сущность и характеристика программ академической мобильности студентов высшей школы (презентация программ).
20. Тенденции выравнивания профессии социального работника и его образовательного стандарта в европейских странах и странах других континентов.
21. Образовательные реформы в духе Болонского процесса.
22. Распространение европейской системы высшего образования, ее достоинства и недостатки.
23. Парадигмы развития образования «обучение в течение всей жизни» в контексте социального образования.
24. Характеристики традиционного и непрерывного образования.
25. Самообразование как ценностная характеристика личности специалиста социальной сферы.
26. Сущность, содержание, технологии и приемы самообразовательной деятельности личности.
Данная форма выполнения самостоятельной работы отличается от написания реферата и сообщения тем, что студент результаты своего исследования представляет в виде презентации. Серией слайдов он передаёт содержание темы своего исследования, её главную проблему и социальную значимость. Слайды позволяют значительно структурировать содержание материала и одновременно заостряют внимание на логике его изложения.