Программа дополнительного развития детей
В ИЗОстудии
Возраст детей 3 - 9 лет
Срок реализации программы 3 года
Составила
педагог дополнительного художественного образования,
художник, преподаватель художественной школы
высшего уровня, преподаватель довузовской подготовки
Борман Дарья Александровна
Симферополь 2015 г.
"Живопись должна быть поставлена выше всякой деятельности, ибо она содержит все формы, как существующие, так и не существующие в природе… Ею сохраняют красоты, которые время и природа делают быстротечными, ею мы сохраняем образы знаменитых людей"
Леонардо да Винчи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа объединения дополнительного образования «ИЗО студия» имеет художественно-
эстетическую направленность. В ходе занятий дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.
Настоящая программа написана на основе «Обучение в игре» – программа по ИЗО для детей
младшего школьного возраста, автор Волобуева И. И., 1998 г.), «Рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное творчество» – комплексная программа изостудии МГДД(Ю)Т, авторы Быкова Я. Г., Богданова Н. Г., Волобуева И. И., Смирнов А. А., 2000 г.).
Эти программы стали своего рода «классикой» в городской системе
дополнительного образования детей: именно на их основе были разработаны образовательные программы изостудий целого ряда образовательных учреждений города.
Представляемая в настоящем модернизированном варианте – расширенная по тематике,
углубленная по содержанию, обогащённая современными игровыми приёмами, данная программа предлагает детям базовое систематизированное образование по ИЗО с перспективой последующей специализации в отдельных видах изобразительного искусства.
|
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей.
Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность
удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.
Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают
умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.
Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного
искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
|
Цель и задачи программы
Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное
творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий
изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.
Задачи программы:
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):
· знакомство с жанрами изобразительного искусства;
· знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной
деятельности;
· овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
· приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного
центра.
Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и
приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):
· развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии,
воображения;
· развитие колористического видения;
· развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
· улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
· формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою
деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
· развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
|
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению
содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):
· формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным
творчеством;
· формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
· воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
· воспитание аккуратности.
Сроки реализации программы и возраст обучающихся
Программа рассчитана на 3 года
Наполняемость учебной группы: - 10 человек.
Формы и режим занятий
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями
организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или
иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы
рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с
натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам,
литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе
художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы
проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для
стимулирования творчества детей.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в
изостудии.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может
проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Режим занятий
Занятия учебных групп проводятся:
– в первый год обучения – два раза в неделю по 1 часу (согласно санитарным нормам)
– во второй год обучения – два раза в неделю - 1 занятие 1 час, 1 занятие - 2 часа (согласно
санитарным нормам)
в третий год обучения – два раза в неделю по 2 часа (согласно санитарным нормам)
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня
овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
К концу первого года обучения дети будут знать:
· основные и дополнительные цвета;
· цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
· понятие симметрии;
· контрасты форм;
· свойства красок и графических материалов;
· азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
· основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги);
уметь:
· смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
· правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
· грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
· работать самостоятельно и в коллективе;
у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
· умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
· трудолюбие;
· самостоятельность;
· уверенность в своих силах.
К концу второго года обучения дети будут знать:
· контрасты цвета;
· гармонию цвета;
· азы композиции (статика, движение);
· пропорции плоскостных и объёмных предметов;
уметь:
· выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
· соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
· работать с натуры;
· работать в определённой гамме;
· доводить работу от эскиза до композиции;
· использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);
· работать с бумагой в технике объёмной пластики;
у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
· умение работать в группе;
· умение уступать;
· ответственность;
· самокритичность;
· самоконтроль.
К концу третьего года обучения дети будут знать:
· основы линейной перспективы;
· основные законы композиции;
· пропорции фигуры и головы человека;
· различные виды графики;
· основы цветоведения;
· свойства различных художественных материалов;
· основные жанры изобразительного искусства;
уметь:
· работать в различных жанрах;
· выделять главное в композиции;
· передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;
· сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;
· строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);
· критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;
у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
· умение воспринимать конструктивную критику;
· способность к адекватной самооценке;
· умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
· трудолюбие, упорство в достижении цели;
· эмпатия, взаимопомощь.