Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как
степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски.
Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность).
Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).
Практическое занятие. Выполнение заданий.
Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером,
шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.
Тема «Волшебная линия».
Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные,
толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).
Тема «Форма»
Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими,
природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.
Тема: «Контраст форм».
Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая
художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение).
Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм.
Тема: «Декоративное рисование».
Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста.
Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой
импровизации ребёнка.
Тема: «Декоративные узоры».
Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на
|
стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.
Тема: «Орнамент».
Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его
помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные и
геометрические орнаменты).
Тема: «Сказочная композиция».
Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Чудо-
богатыри», «Добрая сказка».
Тема «Итоговое занятие»
Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.
Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Второй год обучения. Возраст 5-7 лет.
Раздел 1. Введение в программу.
Тема 1.1. Правила техники безопасности в изостудии.
Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии.
Особенности второго года обучения.
Обсуждение учебного плана второго года обучения. Знакомство с новыми художественными
материалами и инструментами.
Тема «Королева Живопись».
Основы цветоведения.
Различные сочетания одного и того же цвета. Знакомство с гармоническим сочетанием цвета
и «красочным винегретом».
Практическое занятие. Примерные задания: «Дары осени», «Праздничный букет», «Зимняя
сказка».
Тема «Контраст цвета».
Три пары контрастных цветов: жёлтый – синий, красный – зелёный, оранжевый –
|
фиолетовый. Использование контраста цвета для выделения главного.
Практическое занятие Примерные задания: «Огни цирка», «Сказочная птица», «Теремок».
Тема «Цветные кляксы».
Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получение пятна-отпечатка в технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна.
Практическое занятие. Примерные задания: «Цветные сны», «Волшебные бабочки», «Чудо-
юдо».
Тема «Пропорции».
Пропорции – соотношение частей по величине.
Тема «Плоскостное и объёмное изображение».
Плоскостное или объёмное изображение предметов в рисунке. Передача плоской фигуры
линией, а объёмной фигуры – линиями и светотенью. Длина, ширина и высота объёмных тел (куб, шар, пирамида). Похожесть плоских форм (фигуры) на силуэты (квадрат, круг, треугольник).
Практическое занятие. Примерные задания: «Геометрический коврик», «Эскиз витража»,
«Любимые игрушки», «Конструктор».
Тема «Рисование с натуры и по памяти».
Изучение натуры. Изображение натуры с «нужными» деталями. Рисование с натуры.
Рисование по памяти.
Практическое занятие. Примерные задания: «Зарисовки предметов быта», «»Зарисовки
птиц».
Тема «Образ дерева».
Пейзаж.
Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умения
видеть её красоту в разные времена года.
Понятие о пластическом характере деревьев. Графические зарисовки деревьев. Возможность с помощью силуэтов деревьев сравнить формы различных деревьев с геометрическими фигурами (овал, круг, треугольник).
Практическое занятие. Примерные задания: «Грустное и весёлое дерево», «Старая и молодая берёзка», «Древо жизни», «Лесная тропинка».