Политическая мысль Древнего Востока (буддизм, конфуцианство, даосизм, легизм).




буддизм В книгах канона нередко звучит осуждение правителей, поправших древние обычаи из-за корыстных вожделений. "Царь, хотя бы он уже завоевал все земли до моря и стал обладателем несметных богатств, все еще жаждал бы, будучи ненасытным, тех владений, которые лежат за морем". Буддийские притчи сохранили также рассказы о том, как народ, возмущенный несправедливостью правителей, забивает до смерти дворцового жреца, а царя изгоняет из страны. Вероучители буддизма не призывали, однако, к активной борьбе с несправедливостью.Впоследствии буддизм претерпел значительные изменения. Заинтересованные в поддержке господствующих сословий руководители буддистских общин подвергают учение пересмотру. В нем усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей власти, смягчаются требования крайнего аскетизма, появляются идеи спасения мирян. Светские правители, в свою очередь, начинают использовать учение в борьбе против засилия жречества и стремятся приспособить буддистские догмы к официальной идеологии. Процесс сближения буддистского учения с официальной идеологией достигает апогея в III в. до н.э., когда царь Ашока, правивший империей Маурьев, перешел в буддийскую веру.

Конфуцианство Расцвета политическая мысль в Древнем Китае достигла во второй половине 1 тыс. до н. э. Самый заметный среди мыслителей - великий моралист Конфуций (551-479 до н. е.), учение которого назвали конфуцианство. Древнейшим собранием его афоризмов является трактат «Лунь юй». Главное место в нем занимает правитель-мудрец, который воплощает совершенные знания ритуала, культуры, демонстрирует уважительность, мягкость и уступчивость, верность и преданность, уважение к старшим, образованность, добродетели, любовь к людям и добросовестность, всегда придерживается справедливости, истины, верного пути. Главное для него - забота о благе подданных, которых надо сначала накормить, а потом научить, воспитать в высокой нравственности. Концепция Конфуция содержит принципы «правильного государственного управления», конкретные советы правителям относительно завоевания доверия народа, искусства коммуникации; обосновывает основные принципы управления обществом, обеспечения всеобщего счастья. Считая людей равноправными от природы, Конфуций никогда не был демократом. Он учил, что трудящихся надо отделять от господствующего слоя, а женщин ставил значительно ниже мужчин. Ему не нравилось политическое управление с помощью писаных законов. Он предпочитал управлению на основе совершенствования человеческой природы, а наказание призвал заменить воспитанием.

Вторую ее течение - моизм - основал Мо Цзы (479 - 400 до н. е.). Одноименный трактат содержал обоснование теории возникновения государства, идею федеративного устройства, принципы государственного управления, предложения по созданию жесткой административной структуры, концепцию сочетания поощрения и наказания в качестве рычага государственного администрирования, политическую доктрину «всеобщей равновеликости» - казарменного равноправия, уравниловки в социально-политических отношениях.

Проводником третьей течения - легизма - был Шан Ян (400-338 до н. е.). В трактате «Шанцзюнь шу» он обосновывает государство как абсолютную институт, высшую цель и венец деятельности человека, огромную безжалостную машину принуждения, а право, закон - как эффективный способ достижения такой цели. Главные черты - верховенство закона, универсальность, жестокость, обязательность для всех. Основные методы построения государства (деспотической) - материальное стимулирование владельцев, направленность их на земледелие и отмены второстепенных занятий, «уравнивание имущества» (поощрения бедных к приобретению собственности, а богатых - к добровольной передачи части имущества бедным), применение наград и наказаний с преимуществом наказаний.

Четвертая течение древнекитайской политической мысли - даосизм. Его постулаты, изложенные легендарным мыслителем ЛаоЦзы в трактате «Даодецзинь» (III в. до н. э.). Согласно учению, Дао - самый высокий (безликий) абсолют. Государство, общество и человек - естественная часть Дао и космоса» Все они подчиняются законам вечности. Цивилизация и ее достояние - это искусственные образования, противостоящих естественном. Истинная мудрость - затворничество, отказ от всего искусственного. Государство должно быть маленьким государством-селом, а народ - безграмотным, что позволит сделать главными методами государственного управления «мудрость простоты», основанную не на знаниях, а на интуиции и инертности администрации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: