Организационное построение государственных финансов Австралии, соответствующее структуре управления которая имеет три звена, следующее: финансы федерального правительства, правительств штатов и местных органов власти. В свою очередь финансовая систем каждого звена состоит из бюджета и финансов государственных предприятий, принадлежащих администрации соответствующего уровня или контролируемых ею.
Ниже приводятся цифры, свидетельствующие о возрастающем значении централизованных финансов в Австралии (%) [ 2, с.28]:
1938/39 г. | 1950/51 г. | 1960/61 г. | 1970/71 г. | 1976/77 г. | |
Доля федерального правительства в государственных доходах | 45,6 | 85,9 | 77,2 | 78,2 | 78,9 |
Доля федерального правительства в государственных расходах | 32,3 | 53,7 | 46,9 | 47,5 | 48,3 |
Если в 30-е годы главную роль в перераспределении совокупного общественного продукта и национального дохода играли финансы штатов и местных органов власти, то начиная со второй мировой войны это соотношение изменилось в пользу центральных органов, причем оно сохранялось без особых изменений до 70-х годов. Доля федерального правительства в общей сумме доходов правительственных органов составляет в среднем около 80 %, а в расходах - 50 %, что соответствует степени финансовой централизации во многих развитых капиталистических странах и даже превышает ее.
В Австралии 97 % средств, мобилизуемых и перераспределяемых государством, проходит через бюджета федерального правительства, правительств штатов и местных административных единиц. Здесь отсутствуют распространенные во Франции, Японии и Англии многочисленные внебюджетные фонды, а финансовые ресурсы, проходящие через государственные предприятия, относительно невелики.
Австралийская статистика публикует сведения по бюджетам, а также по доходам и расходам правительственных органов. В этих материалах находят отражение не только бюджетные операции, но и результаты финансовой деятельности государственных предприятий, Суммарные различия этих показателей не превышают 3 - 5 %. Поэтому представляется целесообразным в ряде случаев, когда статистические материалы ограничены, вместо соответствующих показателей бюджета пользоваться данными аналогичных статей доходов и расходов федеральных органов и наоборот.
На финансы федеральных органов власти Австралии приходится около 80 % получаемых доходов и ими покрывается (за вычетом переводов дотаций штатам и местным органам власти) более 50 % всех расходов.
Расходы федерального правительства.
Расходы федерального правительства Австралии постоянно растут. За неполные 10 лет, с начала до конца 70-х годов, их объем в текущих ценах увеличился в 4 раза. За этот же период ВВП увеличился в 3 раза.
Важнейшей статьей расходов федерального правительства являются расходы на оборону и содержание административно-управленческого аппарата. В течение 70-х годов первые выросли в 2,7 раза, вторые - в 3,5 раза (табл. 5).
Таблица 5. Расходы федерального бюджета Австралии*
1970/71 г. | 1974/75 г. | 1976/77 г. | 1979/80 г. | |||||
млн. долл. | % | млн. долл. | % | млн. долл. | % | млн. долл. | % | |
Оборона | 1 081 | 13,9 | 1 628 | 9,1 | 2 182 | 9,0 | 2 887 | 9,1 |
Содержание административно-управленческого аппарата | 8,0 | 1 294 | 7,3 | 1 614 | 6,7 | 2 137 | 6,7 | |
Образование | 3,8 | 1 672 | 9,4 | 2 228 | 9,2 | 2 570 | 8,1 | |
Здравоохранение | 7,2 | 1 284 | 7,2 | 2 544 | 10,5 | 3 165 | 10,0 | |
Социальное страхование и обеспечение | 1 380 | 17,8 | 3 703 | 20,8 | 6 361 | 26,4 | 8 925 | 28,2 |
Жилищное, региональное строительство, охрана окружающей среды | 2,8 | 1 081 | 6,1 | 3,3 | 1,4 | |||
Культура | 1,1 | 1,3 | 1,0 | 1,0 | ||||
Экономика, включая коммунальное хозяйство | 1 403 | 18,1 | 2 346 | 13,2 | 1 602 | 6,6 | 1 931 | 6,1 |
Прочие платежи, не прошедшие по вышеперечисленным статьям В том числе: | 2 126 | 27,3 | 4 588 | 25,8 | 6 535 | 27,1 | 9 304 | 29,4 |
штатам и местным органам власти | — | — | 3 701 | 20,8 | 5 123 | 21,2 | — | — |
проценты по долгам | — | — | 5,0 | 1 412 | 5,9 | — | — | |
ИТОГО: | 7 772 | 100,0 | 17 831 | 100,0 | 24 121 | 100,0 | 31 692 | 100,0 |
* [ 2, с.31]. |
Военные мероприятия являются исключительной прерогативой федерального правительства. В 1980/81 г. из общей суммы прямых военных расходов в 3 277 млн. долл. примерно 10 % приходилось на капитальные вложения и 90 % - на текущие затраты (основным элементом последних является денежное довольствие). Доля прямых военных расходов в ВВП в Австралии в середине 70-х годов составила 2,7 %, а США - 6,4, Англии - 5,8, ФРГ - 4,1, Франции - 3,8, Италии - 3,0 %.
Вторую важную группу расходов федерального бюджета составляют расходы на социальное обеспечение и страхование. В 70-х годах эти расходы выросли в 6,5 раза. Основными статьями в данной группе являются пенсии по старости или инвалидности, пособия по безработице и болезням, пособия на детей и т.п.
В годы правления лейбористского правительства значительно возросли затраты федерального бюджета н образование и здравоохранение. Лишь за первое пятилетие 70-х годов доля статьи «образование» в общей сумм расходов увеличилась с 3,8 % до 9,4 %.
Что касается расходов на здравоохранение, то их внезапный рост (более чем в 2 раза) за один 1975/76 г. объясняется введением лейбористами системы государственного медицинского страхования «Медибэнк». С самого начала она в значительной степени осуществлялась за счет страховых взносов самих трудящихся.
Важной статьей расходов федерального бюджета остается экономика, хотя доля этой статьи неуклонно снижается. Большая часть ассигнований направляется в две отрасли - сельское хозяйство и производственную инфраструктуру. Государство играет активную роль в стимулировании экспорта, в первую очередь продукции отраслей обрабатывающей промышленности. В 1979/80 г. размер экспортных субсидий составил более 200 млн. долл.
Австралия является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров сельскохозяйственной продукции. Страна занимает первое место по экспорту шерсти, третье - пшеницы. Издержки на производство сельскохозяйственной продукции Австралии одни из самых низких в мире. Тем не менее сельское хозяйство как важный сектор австралийской экономики требует постоянной финансовой поддержки государства.
Система оказания помощи сельскому хозяйству в Австралии включает полтора десятка различных программ прямого и косвенного субсидирования, стабилизации цен, государственных закупок продукции фермеров по фиксированным ценам, предоставления займов. Государство берет на себя проведение научных исследований в области сельского хозяйства. В 70-х годах прямые правительственные субсидии, поступающие в отрасль, составляли 250 - 320 млн. долл. в год.
Велика роль федеральных финансов в развитии производственной инфраструктуры. В условиях Австралийского континента создание сети дорог национального значения, строительство ирригационных сооружений, объектов электроэнергетики (в частности, гидроэнергетический комплекс в Снежных горах) требуют колоссальных капитальных вложений, которые зачастую не доступны частному капиталу, имеют длительный период окупаемости, также не стимулирующий частные инвестиции.
В век научно-технической революции исключительно важное значение для развития всех отраслей экономию приобретает наука. В Австралии доля ВВП, расходуемого на исследования и научные разработки, во второй половине 70-х годов равнялась 1,3 % (в США - 2,2 % в Великобритании - 2,1, в ФРГ - 2, в Японии и в Франции - 1,8 %) [ 2, с.36]. Такой относительно низкий показатель для Австралии объясняется в первую очередь тем, что иностранные компании, доминирующие во всех наукоемких отраслях, предпочитают импортировать изобретения материнских компаний, а не проводит собственные исследования.
Из общей суммы расходов на исследования и научные разработки на частные предприятия (главным o6pазом, филиалы иностранных компаний) приходится 36 % на федеральное правительство - 31 %, университеты - 22 % и правительства штатов - 11 %. Если учесть, что университеты осуществляют научную работу за счет правительственных субсидий, то окажется, что доля государства в расходах на научно-исследовательские опытно-конструкторские работы (НИОКР) в Австралии превышает аналогичный показатель для других капиталистических стран (США - 55 %, Франция - 60 %, ФРГ - 47 %, Италия - 46 %, Япония - 29 %) [ 2, с.37].
В годы правления лейбористов увеличились ассигнования на жилищное и коммунальное строительство. В частности, бюджет 1973/74 г., названный австралийской прессой «бюджетом реформ», увеличивал их по сравнению с предыдущим годом в 5,5 раза. Резко возросли расходы, связанные с развитием отдаленных районов и охраной окружающей среды.
Отличительной чертой финансовой системы Австралии является высокая доля в расходах федерального правительства субсидий и дотаций штатам и местным органам власти (в отдельные годы - от 20 до 25 %).
Доходы федерального правительства.
Как уже отмечалось, через федеральные финансы перераспределяется 4/5 доходов, мобилизуемых органами государственной власти всех уровней. Доходы федерального бюджета на 92 - 96 % формируются из налоговых поступлений, среди которых основными являются подоходный налог с населения, налог на прибыли компаний, акцизы, налог с продаж (табл. 6).
Таблица 6. Доходы федерального бюджета Австралии*
1970/71 г. | 1974/75 г. | 1976/77 г. | 1979/80 г. | |||||
млн. долл. | % | млн. долл. | % | млн. долл. | % | млн. долл. | % | |
Налоговые поступления В том числе: | 7 183 | 96,1 | 14 084 | 92,3 | 19 641 | 91,9 | 27 119 | 91,9 |
Подоходный налог | ||||||||
с населения | 3 175 | 42,5 | 7 714 | 50,5 | 11 054 | 51,7 | 15 128 | 51,3 |
с компаний | 1 427 | 19,1 | 2 447 | 16,0 | 2 921 | 13,7 | 3 400 | 11,5 |
Налог на недвижимость, наследство и дарения | — | — | 0,5 | 0,4 | — | — | ||
Акцизы | 1 054 | 14,1 | 1 729 | 11,3 | 2 486 | 11,6 | 4 771 | 16,2 |
Налог с продаж | 8,5 | 1 154 | 7,6 | 1 650 | 7,7 | 1 900 | 6,4 | |
Таможенные пошлины | 6,2 | 5,5 | 1 274 | 6,0 | 1 664 | 5,6 | ||
Прочие налоги | 5,7 | 0,8 | 0,8 | 0,9 | ||||
Проценты, рента, дивиденды | 3,9 | 1 174 | 7,7 | 1 626 | 7,6 | |||
Чистые поступления от государственных предприятий | — | — | 0,07 | 0,4 | 2 380 | 8,1 | ||
Доход от продажи земли и строений | — | — | 0,1 | 0,1 | ||||
ИТОГО: | 7 475 | 100,0 | 15 265 | 100,0 | 21 382 | 100,0 | 29 499 | 100,0 |
* [ 2, с. 38]. |
Подоходный налог в Австралии, как и в других капиталистических странах, играет решающую роль в бюджетных поступлениях[2]. Впервые подоходное обложение было введено еще в колониях в последней четверти XIX в. Федеральное правительство ввело федеральный подоходный налог в 1915 г., воспользовавшись военным временем.
Сумма поступлений подоходного налога с населения постоянно растет, а удельный вес в бюджете неуклонно повышается. Если в 1965/66 г. доля подоходного налога с населения в общей сумме доходов федеральных органов составляла 39,2%, то в 1975/76 г. она увеличилась до 53%.
Подоходный налог с населения в Австралии взимается двумя способами: «у источника» (в этом случае налог вычитается из заработной платы рабочих и служащих бухгалтерией частного или государственного предприятия и перечисляется финансовым органам), по налоговой декларации (этим способом пользуются при обложении налогом доходов лиц свободных профессий - художников, писателей, деятелей театра и кино, врачей).
Размер подоходного налога в Австралии определяется следующим образом. Из валовой суммы доходов, по лученных физическим лицом в течение года, делаются вычеты сумм, не подлежащих обложению (некоторые виды пенсий и пособий), а также специальные льготные вычеты (проценты по некоторым видам потребительских ссуд, скидки на содержание иждивенцев, сомнительные долги и т.п.). К облагаемому доходу, определенном этим путем, применяются следующие ставки (1978/79 г.) [ 2, с.40]:
Облагаемый доход, долл. | Ставки налога |
3 893 -16 608 | 33,5 цента с каждого доллара свыше 3 893 |
16 608 - 33 216 | 4 260 долл. + 47,5 цента с каждого доллара свыше 16 608 |
33 216 и выше | 12 142 долл. + 61,5 цента с каждого доллара свыше 33 216 |
Необлагаемый минимум в 1978/79 г. составлял 3 893 долл. На практике сумма налога вычитается бухгалтерией предприятия при выплате заработной плат: т.е. несколько раз в месяц, и устанавливается в процентах от общей суммы заработка. В конце финансового года производится окончательный перерасчет. Если сумма текущих отчислений подоходного налога превышает сумму, определенную с помощью перечисленных выше ставок, разница возвращается налогоплательщику. Предприниматель выдает квитанцию, удостоверяющую уплату налога за год.
На протяжении 50 - 60-х годов система взимания подоходного налога с населения в Австралии не претерпела каких-либо существенных модификаций, которые бы свидетельствовали о ее коренном изменении. Все основные положения, касающиеся налогообложения, - объект обложения, субъект обложения, формы и виды скидок, нормы, регламентирующие взимание налогов отдельными административными единицами, даже налоговая ставка - оставались прежними.
Вторым по значению источником поступлений федеральных органов является налог на прибыли компаний (подоходный налог с компаний). Ставка этого налога зависит от юридического статуса компании (частная или акционерная, резидент или нерезидент, коммерческая или некоммерческая). Но, как правило, особо больших, различий между размерами ставок нет.
С начала 60-х и до середины 70-х годов налоговая ставка для акционерных компаний в среднем составляла от 35 до 47,5 % (в конце 70-х годов - 46 %) облагаемого дохода свыше 10 тыс. долл. (Облагаемый доход определяется как валовая прибыль компании за вычетом издержек производства.) На первые 10 тыс. долл. облагаемого дохода ставка обычно на 5 - 10 пунктов ниже[3].
Хотя абсолютные суммы этого налога неуклонно растут, что отражает рост прибылей предприятий, их доля в доходах бюджета понижается, а темпы роста уступают темпам роста подоходного налога с населения.
Третьим и четвертым по значению источником поступлений федеральных органов являются косвенные налоги - акцизы и налог с продаж. Акцизы - одни из старейших налогов Австралии. Впервые они были введены еще в 1825 г. Это налог, взимаемый с покупателей товаров широкого пользования в виде надбавки к цене. Более 90 % поступлений от акцизного обложения приходится на три группы изделий: автомобильное топливо, табачные изделия, пиво и алкогольные напитки. Налог с продаж взимается таким же способом почти со всех товаров. Наиболее распространенная ставка - 15 % к цене товара, она дает более половины поступлений налога с продаж. Ставка аналогичного налога в странах ЕЭС, кроме Франции, например, составляла 7,5 %, а во Франции - 20 % [ 2, с.45].
Во второй половине 70-х годов увеличение доходов федерального бюджета Австралии происходило главным образом за счет роста поступлений от акцизов. В 1978/79 г. при общем росте налоговых поступлений в 2 400 млн. долл., 1 100 млн. долл. дало акцизное обложение.
Исторически первым источником доходов правительственных органов Австралии являлись таможенные пошлины. Установленные в 1800 г. на импортные алкогольные напитки и предметы роскоши, они на протяжении XIX в. оставались одним из основных источников доходов во всех колониях, будь то фритредерский Новый Южный Уэльс или протекционистская Виктория.
В XX в. их фискальное значение постоянно снижается, однако и поныне доля пошлин в доходах бюджета Австралии выше, чем в бюджетах основных промышленно развитых капиталистических государств, что объясняется наличием в Австралийском Союзе относительно высоких таможенных барьеров. По подсчетам Международного Валютного Фонда (МВФ), в конце 70-х годов средний уровень тарифов в группе 16 ведущих промышленно развитых стран на готовые изделия составил 9,8 %, на полуфабрикаты - 8 и на сырье и материалы - 2 %. Для Австралии соответственно - 21 %, 11,1 %, 0,9 % [ 2, с.46].
В целом же можно отметить, что таможенные пошлины хотя и потеряли свое фискальное значение, но сохранили значение защиты национальной промышленности Австралии.
Группа «другие налоги» содержит около десятка различных налогов и сборов, включающих налоги на проценты и дивиденды, налог на недвижимость, переходящую по наследству, налог на дарения, почтовые сборы, налог на сельскохозяйственную продукцию, налог на заработную плату, отчисления в фонды специального страхования для выплаты пособий на детей и некоторые другие.