В силу особенностей исторического развития Австралии финансовая система штатов и местных органов власти в Австралии так же, как в США и Канаде, сложилась раньше, чем финансы центральных органов власти. Как доходы, так и расходы этих подразделений заметно отличаются по своей структуре от расходов и доходов федерального правительства.
Финансы штатов. В расходах штатов преобладают затраты на образование, на экономику - в основном электро-, газо-, водоснабжение и транспорт, на здравоохранение (табл. 7). На штаты возложена также значительная часть расходов по социальному обеспечению и страхованию. Через финансы штатов осуществляется большая часть мероприятий но охране окружающей среды.
Доходная часть бюджетов штатов на 60 % формируется за счет субсидий федерального правительства, что свидетельствует о высоком уровне финансовой централизации в Австралии (для Франции и США аналогичный показатель равен 20 %, для Японии - 42, для Англии - 52 %). Остальная часть доходов почти исключительно состоит из налогов, среди которых преобладают налог на заработную плату (отчисления в фонды социального страхования и обеспечения), сборы и лицензии за регистрацию и использование личного транспорта почтовые сборы, налоги на азартные игры. Правительства штатов активно используют финансы для привлечения новых инвестиций.
Таблица 7. Структура расходов и доходов
органов власти штатов*, %
1970/71 г. | 1974/75 г. | 1976/77 г. | |
РАСХОДЫ | |||
Содержание административно-управленческого аппарата | 9,1 | 9,1 | 9,7 |
Образование | 24,2 | 30,0 | 29,3 |
Здравоохранение | 10,6 | 13,1 | 16,9 |
Жилищно-коммунальное хозяйство, защита окружающей среды | 5,0 | 5,8 | 5,4 |
Экономика В том числе: | 27,2 | 20,3 | 20,1 |
сельское и лесное хозяйство | 4,2 | — | 3,4 |
электро-, газо-, и водоснабжение | 8,2 | — | 6,1 |
железнодорожный транспорт | 2,5 | — | 1,7 |
автодорожный транспорт | 7,4 | — | 5,6 |
Денежные выплаты населению по социальному страхованию и обеспечению, субсидии, ссуды | 23,9 | 21,7 | 18,6 |
ИТОГО: | |||
ДОХОДЫ | |||
Налоговые поступления В том числе: | 26,4 | 32,6 | 31,6 |
налог на заработную плату | — | — | 10,4 |
сборы на регистрацию автомашин | 6,8 | — | 5,2 |
почтовые сборы | 6,3 | — | 5,3 |
налоги на азартные игры | 3,5 | — | 3,1 |
налоги на наследство и дарения | 3,9 | — | 2,0 |
налоги на собственность | 2,7 | — | 1,9 |
прочие налоги и сборы | 3,2 | — | 3,7 |
Субсидии федерального правительства | 58,4 | 60,3 | 60,9 |
Доходы от правительственных предприятий | 9,8 | 2,4 | 2,8 |
Проценты за кредиты | 5,4 | 4,8 | 4,7 |
ИТОГО: | |||
* [ 2, с. 47]. |
Через специально организованные учреждения - департамент промышленного развития и децентрализации Нового Южного Уэльса, департамент развития штата и децентрализации Виктории, департаменты промышленного развития Западной Австралии и Квинсленда - они предоставляют средне- и долгосрочные займы с низкими процентными ставками, дают гарантии банкам о платежеспособности клиентов, предоставляют налоговые скидки корпорациям, сокращают потребителям плату за воду, электроэнергию, транспорт, гарантируют покупку правительством штата в течение ряд всей продукции вновь созданного предприятия. Наибольшие льготы предоставляет правительство Западной Австралии. В Новом Южном Уэльсе и Виктории эта политика носит ярко выраженный региональный характер: льготы предоставляются только тем компаниям, которые осуществляют строительство за пределами промышленно развитых районов, таких, как Сидней, Мельбурн, Ньюкасл [ 2, с.50].
Финансы местных органов власти. На органы местного самоуправления Австралии возложены основном экономические функции: строительство и эксплуатация объектов производственной инфраструктуры, в первую очередь автомобильных дорог, жилищно-коммунального хозяйства. На эти цели идет около 2/3 расходов местных органов (табл. 8). Их доходная часть на 60 % формируется за счет налогов на недвижимость Ввиду ограниченной собственной финансовой базы местных органов власти важную роль играют субсидии штатов и федерального правительства.
Таблица 8. Структура расходов и доходов
местных органов власти*, %
1970/71 г. | 1974/75 г. | 1976/77 г. | |
РАСХОДЫ | |||
Управление | 16,3 | 16,9 | 17,9 |
Образование | 0,2 | 0,4 | 0,7 |
Здравоохранение | 2,1 | 2,3 | 2,3 |
Социальное страхование и обеспечение | 0,6 | 0,8 | 1,3 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 8,9 | 10,6 | 11,2 |
Культура | 9,9 | 10,6 | 12,3 |
Экономика | 50,1 | 45,0 | 42,0 |
Прочие расходы | 11,9 | 13,4 | 11,3 |
ИТОГО: | |||
ДОХОДЫ | |||
Налоги В том числе: | 68,8 | 60,4 | 63,8 |
на землю | 67,0 | 58,4 | 61,5 |
лицензии | 1,8 | 2,0 | 2,3 |
Субсидии штатов и федеральных органов | 14,9 | 12,3 | 13,9 |
Доходы от государственных предприятий | 16,3 | 27,3 | 22,3 |
ИТОГО: | |||
* [ 2, с. 48]. |
Финансы государственных предприятий. Государственная собственность, не получила в Австралии широкого распространения. Только в четырех отраслях - связи, воздушном и морское транспорте, торговле - их валовые доходы и издержки в 1976/77 г. превышали 100 млн. долл. (табл. 9). Однако данные о валовых издержках и прибылях государственных предприятий не могут дать истинного представления об их значении в экономике пятого континента. Дело в том, что они почти все сосредоточены в низкоприбыльных инфраструктурных отраслях, без которых не может функционировать народное хозяйство. Невысокие прибыли государственных предприятий объясняются также политикой государства, которое отпускает монополиям продукцию по заниженным ценам, а покупает по завышенным. Исключительно высока роль государственных предприятий в капиталовложениях. На их долю в 70-х годах приходилось примерно 1/6 валовых, или половина всех государственных инвестиций.
Таблица 9. Доходы, расходы и валовая прибыль
государственных предприятий в 1976/77 г.*, млн.долл.
ОТРАСЛЬ | Валовые доходы | Издержки производства | Валовая прибыль |
Обрабатывающая промышленность | 55 | 53 | 2 |
Электроэнергетика | |||
Водоснабжение и мелиорация | |||
Транспорт и связь В том числе: | 3 549 | 2 599 | |
воздушный транспорт | |||
железнодорожный транспорт | -47 | ||
морской транспорт | |||
городской транспорт | -2 | ||
связь | 2 317 | 1 456 | |
Торговля | -14 | ||
Прочие | -44 | ||
ИТОГО: | 3 928 | 2 935 | |
* [ 2, с. 49]. ** Без учета амортизации и процентов по ссудам |
Государственный долг
С момента своего возникновения государственные займы и государственный долг были характерными чертами экономического развития австралийских колоний в XIX в. и федерации в XX в. Займы, полученные в Великобритании, служили основным средством финансирования всех социально-экономических мероприятий, осуществляемых правительствами колоний. В XX в. в связи с интенсивным развитием австралийского хозяйства все большее значение стали приобретать внутренние источники финансирования, в первую очередь налоги и доходы от государственных предприятий. Перед второй мировой войной займы покрывали только 12 % государственных расходов, но тем не менее общая величина займов постоянно увеличивалась.
Резкий рост задолженности произошел в годы второй мировой войны, когда займы покрывали около половины расходов бюджета. После окончания войны и до начала 60-х годов темпы роста государственной задолженности оставались умеренными в связи с тем, что в целом устойчивое развитие австралийской экономики не требовало государственных «вливаний», поэтому федеральный бюджет в эти годы сводился без дефицита. Рост государственного долга происходил за счет займов штатов и местных органов власти.
Новый скачок задолженности был отмечен в середине 60-х годов в связи с ростом военных расходов, а затем в середине 70-х годов, когда лейбористы предприняли ряд мер в области социальной политики, и начались соответствующие структурные изменения в системе государственных финансов (табл. 10).
Таблица 10. Динамика государственного
долга Австралии*, млн.долл.
1950/51 г. | 1960/61 г. | 1970/71 г. | 1974/75 г. | 1978/79 г. | |
Общий долг федерального правительства и правительств штатов В том числе: | 5 803 | 7 280 | 10 790 | 14 718 | 28 081 |
в австралийской валюте | 4 736 | 5 876 | 9 245 | 13 536 | 24 081 |
в иностранной валюте | 1 067 | 1 413 | 1 545 | 1 182 | 4 000** |
Задолженность местных органов власти и государственных предприятий | 2 347 | 5 260 | 7 800** | 9 000** | |
Общий государственный долг (за вычетом взаимной задолженности государственных органов) | 5 741 | 8 061 | 13 350 | 18 666 | 33 892 |
Доля государственного долга в ВВП, % | 84,8 | 55,6 | 37,3 | 33,0 | 31,3 |
* [ 2, с. 51]. ** Приблизительные данные |
По уровню задолженности (доля государственного долга в ВВП и национальном доходе), равной примерно 30 - 40 %, Австралия стоит в ряду основных государств-должников. Для США соответствующий показатель составляет 40 %, Италии - 50, Англии - 65 % [ 2, с.52].
Все три административных подразделения (федерального правительство, правительства штатов и местные органы власти) имеют право самостоятельно заниматься эмиссионными операциями. Однако в Австралии практикуется выпуск ценных бумаг федеральным правительством для покрытия дефицита бюджетов штатов, которые мобилизуют таким образом до 3/4 заемных средств. Поэтому, когда говорят о выпуске ценных бумаг федеральным правительством или о ценных бумагах, не оплаченных федеральным правительством, имеют в виду выпуск, предназначенный для покрытия дефицита не только федерального бюджета, но и в значительной степени бюджетов штатов.
Основными видами ценных бумаг, выпускаемых федеральным правительством, являются именные облигации (inscribed stock), не обращающиеся на рынке, казначейские билеты и векселя (treasury bills and notes), предназначенные для покрытия краткосрочных, например сезонных, потребностей бюджета, и специальные облигации (special bonds), которые выпускаются обычно в связи с расходами, имеющими целевой характер. Все выпуски с точки зрения валюты погашения и места размещения делятся на два вида: выпускаемые в австралийской и иностранной валюте. Доля займов, размещаемых за границей, равна 7 - 10 % от общей суммы эмиссии, т. е. подавляющую часть средств государство мобилизует на внутреннем рынке. В 70-е годы государственные заграничные займы размещались в основном в США, ФРГ и Великобритании, причем доля последней обшей сумме государственных займов неуклонно снижается.
Основными держателями государственного долга Австралии являются государственные компании, Резервный Банк, коммерческие банки и компании по страхованию жизни. В 70-е годы в структуре государственного долга произошли заметные изменения. Понизилась доля государственных учреждений и увеличилась доля коммерческих банков. Во второй половине 70-х годов уменьшилось значение институтов кредитной системы как основного места размещения государственного долга, а также усилившийся спрос на ссудный капитал со стороны капиталистических предприятий.
Государственные финансы выполняют жизненно важные для современного государства функции, без которых его существование немыслимо.
Список использованной литературы
Монографии и учебники
1. Налоги зарубежных стран: уч. пособие. -М., 1996. - 436 с.
2. Рубцов Б.Б. Финансы, денежное обращение и кредит Австралии. -М.: Наука, 1981. -214 с.
Периодическая литература
1. Амиров В.Б. Экономика Австралии в середине 90-х гг. // МЭиМО. - М., 1997. - №4. - с. 114-119.
2. Князев В.Г. Тенденции развития налоговых систем в зарубежных странах. // Налоговый вестник. - М., 1998. - №9. - с. 5-8.
Интернет
использованы книги и статьи, изданные в Австралии, периодические издания, отчеты и выступления государственных деятелей. Источниковой базой послужили данные официальной статистики Австралии и ООН, публикации центрального банка страны и министерства финансов, а также отчеты частных коммерческих банков, фондовых бирж и прочих учреждений.
Книга не претендует на детальное и всеохватывающее освещение проблемы. Автор стремился дать общую характеристику системы государственных финансов, денежного обращения и кредита Австралийского Союза, а также показать главные особенности формирования и развития этой системы на современном этапе общего кризиса капитализма.
и политике Англии. М., 1963; В. Н. Шенаев. Байки и кредит в системе финансового капитала ФРГ. М., 1967. Назовем также серию «Финансовые и денежно-кредитные системы капиталистических стран» под редакцией Л. Н. Красавиной и В. Н. Шенаева, включающую книги по семи крупнейшим государствам - США, Японии. ФРГ, Франции, Англии, Италии и Канаде.
[1] Особенно значительным это повышение было в годы второй мировой войны. После её окончания ставки понизились, но всё равно остались выше предвоенного уровня. Быстрое развитие австралийской экономики в послевоенный период, а также относительно стабильный рост доходов населения в 50 - 60-е годы обеспечили неуклонное увеличение объема этих поступлений.
[2] До второй мировой войны самым важным источником доходов Федерального правительства были таможенные пошлины и акцизы. В 1938/39 г. они составляли 2/3 доходов бюджета.
[3] Аналогичная ставка в Англии составляла 52 % (для мелких предприятий 42 %), ФРГ и Франции - 50, Голландии - 48, Дании - 37, Италии - 25 % [253, октябрь 1978, с. 44].
[ИВ1]