При расчете потребления воды в группах риска были приняты величины 0,75 л в день для ребенка весом 5 кг и 1 л в день для ребенка весом 10 кг (10). Несмотря на то, что эти величины могут уверенно использоваться в стандартных расчетах, полный диапазон потребления воды детским населением различных регионов приведен в Таблице Продуктов Питания и Пищевой Ценности Института Медицины (11). Выбор питания для ребенка, особенно от рождения до 6-месячного возраста, имеет большое значение в определении потребления минеральных веществ из питьевой воды:
- здоровые дети, растущие исключительно на грудном вскармливании в соответствии с рекомендациями (1), могут не употреблять питьевую воду до 6 месяцев. Минеральные вещества в их организм должны поступать из молока матери. К сожалению, детям часто дают дополнительно воду, чай или другие напитки, содержащие питательные вещества. Постепенное введение дополнительного прикорма рекомендуется в возрасте от полугода до 2-х лет. В этот период нужно давать детям воду, учитывая потребление молока и способы обработки других продуктов домашнего и заводского изготовления.
- здоровые дети, вскармливаемые смесями, получают воду с первого дня своей жизни, так как она нужна для восстановления сухой смеси. Минеральные вещества в организм ребенка поступают из детского питания и воды. Питание может быть приготовлено на воде из разных источников: водопроводная вода, вода из подземных скважин и натуральная бутилированная минеральная вода, признанная пригодной для детского питания. Специфические характеристики состава водопроводной воды, используемой в доме или использование застойной воды, могут влиять на ребенка в течение всего периода кормления детскими смесями. Это может привести к определенным неблагоприятным последствиям, если родители не осведомлены в вопросах качества питьевой воды. Маленькие дети получают в основном приготовленные в домашних условиях смеси, в то время как дети более старшего возраста и взрослые люди могут употреблять значительное количество питьевой воды вне дома. Сухие смеси не обязательно произведены в том регионе, где продаются и могут не соответствовать стандартам качества страны-импортера. Кроме того, многие экологические и юридические факторы могут независимо оказывать влияние на минеральный состав детского питания.
|
- смеси для приготовления в домашних условиях, как правило, местного производства; влияние на их качество оказывает состав почвы, использование удобрений, загрязнение окружающей среды. Все перечисленные факторы накладывают отпечаток на минеральный состав воды в данном регионе. Для приготовления детского питания в домашних условиях можно использовать коровье молоко и питьевую воду в соотношении 1:1 с добавлением других компонентов. По другим рекомендациям это соотношение может равняться 2:1 (13).
Как результат – сниженное употребление питьевой воды. Для детей старше
6 месяцев употребление питьевой воды нужно рассчитывать исходя из выбора дополнительного прикорма и напитков, а также способа их приготовления.
- продукты для дополнительного прикорма после 6 месяцев могут быть разнообразными, что также значительно влияет на оценку поступления минеральных веществ с питьевой водой. При этом может наблюдаться чрезмерное поступление в организм питательных веществ. Полезны продукты, богатые природными микроэлементами, цинком и железом (например, мясо) или макроэлементами, кальцием (например, молочные продукты), однако не всегда ребенок получает такие продукты, в силу недоступности или неприемлемости их для данной семьи. Это может привести к тому, что ребенок будет питаться в основном продуктами на растительной основе, вегетарианскими блюдами низкой пищевой ценности (12,14). В такой ситуации, питьевая вода в зависимости от состава, может вносить значительный вклад в суммарное потребление минеральных веществ.
|
Предполагая возможное поступление минеральных веществ в организм ребенка, исследователи могут учитывать и те факторы, которые не влияют напрямую на фактический состав продукта. За «стандартное потребление» питьевой воды ВОЗ приняла 750 мл (10); ту же величину дает Научный Комитет продуктов питания (2) для детского питания. Большинство стандартных потребительских инструкций для детского питания рекомендует соотношение 90 г воды на 100 г детского питания. Следовательно, предположения о количестве потребляемой искусственно вскармливаемым ребенком питьевой воды, могут различаться примерно на 10 %. В существующих рекомендациях по детскому питанию прослеживается тенденция к снижению верхнего предела энергетической ценности (калорийности) продуктов для детей младенческого и более старшего возраста. Требования к питательной ценности сухих детских смесей даются в расчете на потребление 100 ккал (см. 2), что выражается в снижении верхнего предела рекомендуемого потребления минеральных веществ (- 7 % или – 12 %). Можно ссылаться на 10 %-ные различия, но приведенные примеры подчеркивают, что необходима ясность относительно факторов, влияющих на конечный состав детского питания.