В каких случаях дозволяется ругань?




 

Усвоив из предыдущей главы запретность и опасность ругани и оскорбления в своей основе, в данной главе хотелось бы упомянуть об исключениях, на которые указывают Коран, Сунна и слова имамов во главе с саляфами.

 

Ругань в ответ того, кто обругал тебя,но, непереходя границы

Всевышний Аллах сказал: «Аллах не любит, когда злословят вслух, если только этого не делает тот, с кем поступили несправедливо. Аллах – Слышащий, Знающий» (4: 148).

Имам аль-Багъауи сказал: “Было сказано (в отношении этого аята): «Если тебя кто-то обругал, то дозволено обругать его тем же, если не преступить в этом»”. См. “Тафсир аль-Багъауи” (1/493).

‘Абдуль-Карим ибн Малик аль-Джазари в отношении этого аята сказал: “Речь о человеке, который обругал тебя, за что ты обругал его в ответ. Однако если он возведет на тебя ложь, то ты не возводи на него лжи!” См. “Тафсир Ибн Касир” (2/493).

Также в отношении этого аяташейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Если кто-то тебя обругал, то и ты можешь его обругать; а если кто-то сделал за тебя гъиба, то и ты можешь сделать гъиба про него. Но при условии, чтобы сказанное тобой было равнозначно тому, что сказали о тебе”. Сл. “Шарх китаб аль-къауа’ид” (№ 4).

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Воздаяние равным в том, что касается чести, также является узаконенным. Например, если человек проклял другого и обратился против него с мольбой, то тот человек может сделать в отношении него то же самое. Также являетсядозволенным обругать в ответ, только не прибегая при этом ко лжи. Однако если простить, то это будет лучше”. См. “Маджму’уль-фатауа” (28/380).

Сказал аль-Хатыбаш-Шарбини: “Если человек обругал другого, то ему дозволено обругать его тем же, как сказал Аллах: «Воздаянием за зло является равноценное зло» (42: 40). Однако ему не дозволено ругать его отца или мать. Дозволена ругань, в которой нет лжи и клеветы”. См. “Мугъни аль-мухтадж” (4/157).

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Что бы ни говорили двое ругающих друг друга, грех за это понесёт тот, кто начал первым, если только обиженный не преступит границы». Муслим (2587).

Хафиз ан-Науауи в отношении этого хадисасказал, что ругань мусульманина без права является запретным, однако нет проблемответить в ответ тем же, что сказали тебе, если в этом не будет лжи, клеветы и ругани его рода. См. “Шарх Сахих Муслим” (16/140-141).

Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘АзымАбади сказал: “Смысл этого хадиса состоит в том, что если двое поругавшихся начинают бранить и ругать друг друга, то грех ложится на того, кто начал ругать первым, до тех пор, пока второй не начнет отвечать тем, что хуже. Если он сделает это, то грех ложится на них обоих”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» (13/237).

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Когда Зайнаб принялась ругать меня (из-за ревности) и набросилась на меня, я наблюдала за взором Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), пытаясь понять, разрешит ли он мне (дать ей отпор). И Зайнаб продолжала действовать в том же духе, пока я не поняла, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не против того, чтобы я одержала верх. Тогда я тоже принялась ругать её и сразу оказала ей сопротивление, а Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Она – настоящая дочь Абу Бакра», и улыбнулся”. Муслим (2442).

Однако, если человек проявит терпение и не будет отвечать на ругань руганью, то это лучше для него, хоть и не запрещается ответить ему тем же, как это было упомянуто ранее.

Джабир ибн Сулейм (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что когда он впервые увидел Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то попросил его о наставлениях, и он сказал ему: «Не ругай никого!» И об этом наставлении Джабир ибн Сулейм сказал: “И после этого я никогда никого не ругал, ни свободного человека, ни раба, ни верблюда, ни овцу!” А свои великие наставления ему, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) завершил следующими словами: «А если какой-нибудь человек станет ругать и позорить тебя тем, что он знает о тебе, то ты не позорь его за то, что тебе известно о нём, и тогда тяжесть этого греха понесёт он один». Абу Дауд (4084), ат-Тирмизи (2722). Имам ат-Тирмизи, хафиз Ибн ‘Асакир, шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (1403).

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается: “Как-то один человек стал ругать Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), а Пророк (мир ему и благословение Аллаха) при этом сидел, удивляясь (поведению ругающего) и улыбаясь. Когда же тот человек стал ругать Абу Бакра ещё сильнее, Абу Бакр ответил ему на некоторые его слова. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассердился и стал уходить. Абу Бакр догнал его и сказал: “ОПосланник Аллаха, ты сидел, когда он ругал меня, а когда я ответил на некоторые его слова, ты рассердился и встал”. На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Поистине, с тобой был ангел, который отвечал ему за тебя. Но когда ты ответил на некоторые его слова, появился шайтан, а я не сижу в обществе шайтана».

Затем Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О Абу Бакр, три вещи являются истиной:

- Если с любым рабом Аллаха поступили несправедливо, а он простит (обидчика) ради Великого и Всемогущего Аллаха, то Аллах непременно возвеличит его за это посредством Своей помощи.

- Если человек распахнёт двери раздачи пожертвований, желая тем самым поддержать родственные связи, то Аллах обязательно приумножит его имущество.

- Если же человек распахнет двери обращения с просьбами (к людям), желая тем самым лишь увеличить своё состояние, то Аллах не увеличит для него ничего, кроме недостатка» . Ахмад (2/436), аль-Байхакъи (10/400). Хафиз аль-Хайсами и аль-Бусыри назвали всех передатчиков хадиса надёжными, а шейх аль-Альбани и шейх Шу’айб аль-Арнаут назвали его хорошим. См. “Маджма’у-ззауаид” (8/192), “аль-Итхаф” (5/478), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (2231), “Тахридж аль-Муснад” (9622).

‘Ийяд ибн Химар (да будет доволен им Аллах) сказал: “Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах внушил мне в откровении, чтобы вы проявляли скромность, и чтобы никто не притеснял никого и ни над кем не превозносился!» Тогда я сказал: “ОПосланник Аллаха, а что ты скажешь о том случае, когда человек обругает меня перед людьми, которые ниже меня положением, за что я обругаю его в ответ, будет ли на мне грех?” На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Двое ругающих друг друга – это два шайтана, которые (в этот момент) произносят непристойности и ложь!» аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” (428), Ахмад (4/162). Хафиз аль-‘Иракъи, шейх аль-Альбани и шейх Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. См. “Тахридж аль-Ихья” (3/79), “Сахих аль-Адаб аль-муфрад” (330), “Тахридж аль-Муснад” (17524).

Внешне данный хадис указывает на то, что не дозволяется отвечать тому, кто стал бранить тебя, так как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал обоих шайтанами. Некоторые учёные считали, что данный ответ был дан так по причине самого задавшего вопрос, в котором ещё сохранились остатки времён доисламскойджахилии, поскольку в версии Ахмада говорится, что ‘Ийяд сказал: “Что ты скажешь о человеке, который будет ругать меня, тогда как он ниже меня происхождением?”

Другие же учёные сказали, что в этом хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) описал состояние, в которое впадают зачастую оба ругающих друг друга как начавший, так и ответивший. Поэтому имам ас-Сан’ани сказал: “В этом хадисе содержится предостережение от ругани. Несмотря на то, что дозволяется высказать скверное слово в ответ, зачастую состояние раба Аллаха таково, что он не ограничивается тем, что ему было дозволено. И как же точно подходит этот хадис к поэтам, устраивающим нападки друг на друга”. См. “ат-Тануир шарх аль-Джами’ ас-сагъир” (10/476).

 

Ругань врагов Ислама и мусульман, открыто проявляющих вражду

Со слов Уахши ибн Харба сообщается, что во время битвы при Ухуде вышел из рядов язычников человек по имени Сиба’, являвшийся сыном женщины по имени Умм Анмар, делавшей обрезание женщинам. Он вышел и воскликнул: “Кто примет мой вызов, чтобы сразиться со мной?!” К нему вышел Хамза ибн ‘Абдуль-Мутталиб (да будет доволен им Аллах) и сказал: “О Сиба’, о сын Умм Анмар, которая обрезает клитор женщинам! Как смеешь ты противиться Аллаху и Его Посланнику?!” аль-Бухари (4072).

Хафиз Ибн Хаджар касательно этих слов сказал: “Арабы использовали подобные выражения для оскорбления”. См. “Фатхуль-Бари” (7/369).

Сообщается, что когда во время Худайбиского перемирия многобожник по имени ‘Уруа ибн Мас’уд сказал Пророку (мир ему и благословение Аллаха): “Клянусь Аллахом, я что-то не вижу здесь благородных людей, зато вижу разный сброд, который разбежится и покинет тебя (в случае твоего поражения)”. Услышав это, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал ему: “Отсоси клитор у (идола) Лятт! Это мы разбежимся и покинем его?!” аль-Бухари (2731, 2732).

Имам Ибн аль-Къайим сказал: “В этих словах Абу Бакра содержится доказательство на дозволенность упоминать в словах срамные места, если в этом есть польза, связанная с определённой ситуацией”. См. “Задуль-ма’ад” (3/305).

Хафиз Ибн Хаджар, перечисляя пользы, извлекаемые из хадиса о Худайбиском перемирии, сказал: “В нём содержится указание на дозволенность произнесения суровых слов для того, чтобы дать отпор тому, кто начал первым. Сказал Ибн аль-Мунайир: «В этих словах Абу Бакра содержалось унижение врагов»”. См. “Фатхуль-Бари” (5/340).

Имам Ибн аль-Уазир сказал: “Абу Бакр не был по причине этого слова сквернословящим, несмотря на то, что само слово относится к сквернословию, ибо он произнёс это, проявляя гнев ради Всевышнего Аллаха”. См. “аль-‘Ауасымуаль-къауасым” (8/96).

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Когда Хассан ибн Сабит попросил у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) разрешения подвергнуть высмеиванию многобожников стихами, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «А что на счёт моих предков?» На это Хассан сказал: “Поистине, я извлеку тебя из них подобно тому, как из теста извлекают волосок”. аль-Бухари (3531), Муслим (2487, 2489).

Хассан ибн Сабит (да будет доволен им Аллах) был искусным поэтом, и когда многобожники из числа курайшитов стали порочить Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, он попросил разрешения проделать с ними то же самое. А когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) стал опасаться того, что в своих издевательствах курайшитовХассан заденет и его предков, поскольку Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сам принадлежал к курайшитам, Хассан успокоил его, сказав, что его высмеивания не коснутся его предков.

Однако важно понимать, что дозволенность ругани неверных и врагов Ислама не означает, что делать это обязательно или, что это следует делать всё время. Напротив, в этом вопросе, как и во всех остальных, необходимо учитывать время, место, пользу и вред. Ведь отправляя пророков Мусу и Харуна (мир им) к самому скверному лидеру неверных – фараону, Аллах сказал им: «Ступайте к Фараону вдвоём, ибо он преступил границы дозволенного. Говорите с ним мягко, быть может, он прислушается к назиданию или устрашится» (20: 43-44).

 

Ругань того, кто заступается за заблудших идеологов и врагов религии

В хадисе от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), в котором она рассказывала историю о том, как лицемеры оклеветали её и обвинили в прелюбодеянии, сообщается: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поднялся на минбар и попросил, чтобы кто-нибудь помог ему наказать ‘Абдуллаха ибн Убайя ибн Салюля. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто поможет мне наказать человека, который нанёс мне обиду, оклеветав мою жену? Клянусь Аллахом, о моей жене мне известно только хорошее, а кроме того, они говорят дурное и о человеке, которого я знаю только с хорошей стороны и который входил в мой дом только со мной!» Тогда со своего места поднялся Са’д ибн Му’аз и сказал: “ОПосланник Аллаха, клянусь Аллахом, я избавлю тебя от него: если он из племени Аус, мы отрубим ему голову, а если он из числа наших братьев из племени Хазрадж, то тебе стоит только повелеть нам, и мы сделаем с ним то, что ты прикажешь!” Услышав это, вождь хазраджитовСа’д ибн ‘Убада, который был до этого праведным человеком, однако в данной ситуации им овладел гнев, сказал: “Клянусь Аллахом, ты солгал! Ты не убьешь его и не сможешь сделать этого!” После этого со своего места поднялся Усайд ибн аль-Худайр и сказал: “Клянусь Аллахом, это ты лжешь! Клянусь Аллахом, мы убьём его, а ты — лицемер, защищающий лицемеров!” аль-Бухари (2661, 4750), Муслим (2770).

Перечисляя пользы, извлекаемые из этого хадиса, хафиз ан-Науауи сказал: “Дозволенность ругать того, кто проявляет явную защиту за того, кто заблуждается, как поругал Усайд ибн ХудайрСа’да ибн ‘Убаду за его защиту лицемера, сказав: «Ты лицемер, который препирается из-за лицемеров!» Он имел в виду: «Ты совершаешь то, что делают лицемеры», и он не имел в виду истинное лицемерие”. См. “Шарх Сахих Муслим” (9/103).

 

Ругань заблудших приверженцев нововведений и страстей

Всевышний Аллах сказал: «Прочти им историю о том, кому Мы даровали Наши знамения, а он отбросил их. Шайтан последовал за ним, и он стал заблудшим. Если бы Мы пожелали, то возвысили бы его посредством этого. Однако он приник к земле и стал потакать своим желаниям. Он подобен собаке: если ты прогоняешь её, она высовывает язык, и если ты оставишь ее в покое, она тоже высовывает язык. Такова притча о тех, которые считают ложью Наши знамения. Рассказывай эти истории, – быть может, они призадумаются» (7: 175-176).

Всевышний Аллах также сказал: «Те, кому было поручено придерживаться Торы и которые не придерживались её, подобны ослу, который везёт на себе много книг» (62: 5).

Упомянув эти аяты, шейх Мукъбиль ибн Хади сказал: “Достаточно учёным зла того, что Аллах сравнил их таким образом (с собакой и ослом), что человек от этого содрогается”. См. “Искат аль-кальб аль-‘ауи” (стр. 60).

Со слов Абу Умамы аль-Бахили и Ибн Аби Ауфы (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Хариджиты – это собаки из числа обитателей Ада!» Ахмад (4/355), ат-Тирмизи (3000), Ибн Маджах (173). Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, шейх аль-Альбани, шейх Мукъбиль ибн Хади, шейх Шу’айб аль-Арнаут, шейх Мухаммад ибн ‘Али аль-Итьюби подтвердили достоверность этого хадиса. См. «Сахих аль-Джами’» (3347), «ас-Сахих аль-Муснад»(542), «Тахкыкъ ас-Сияр» (6/241), «Машарикъ аль-ануар аль-уаххаджа» (3/511).

Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Къадариты являются огнепоклонниками этой общины, и если они заболеют, то не навещайте их, а если они умрут, то не совершайте над ними погребальную молитву!» Ахмад (2/125), Абу Дауд (4691), аль-Хаким(286), аль-Байхакъи (10/202). Ибн аль-Къаттан, ас-Саффарини, Ахмад Шакир и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. «Баян аль-уахм»(5/446), «Ляуами’ аль-ануар»(1/306), «Тахридж аль-Муснад»(6077), «Сахих аль-Джами’» (4442).

 

• Ругань нечестивцев иоткрыто совершающихгрехи

Умм ‘Алькъама рассказывала: “Когда племянницы ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) болели, ей сказали: “О мать правоверных, не позвать ли для них того, кто развлёк бы их?” Она ответила: “Конечно”. И тогда послали за каким-то певцом, который явился. А когда ‘Аиша проходила мимо них в доме, то увидела длинноволосого человека, который пел и покачивал головой от веселья. Увидев это, ‘Аиша воскликнула: “Сгинь, шайтан! Выгоните его, выгоните его!” аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” (1247), аль-Байхакъи (10/223). Достоверность подтвердили хафиз Ибн Раджаб и шейх аль-Альбани. См. «Нузха аль-асма’» (18), «Сахих аль-Адаб аль-муфрад» (945).

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: “Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел человека, который бегал за голубем (играясь с ним), и сказал: «Шайтан следует за шайтаном». Абу Дауд (4940), Ибн Маджах (3765), Ибн Хиббан (5873). Имамы Ибн Хиббан, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, Ибн аль-Къайим, Ибн Касир, аль-‘Аляи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Ахкам ас-сугъра” (стр. 846), “Задуль-ма’ад” (4/351), “Иршад аль-факъих” (2/416), “Накъд ас-сахих” (стр. 38), “Тахридж аль-Мишкат” (4432).

Имам Ибн Хиббан сказал: “Играющий с голубем обязательно впадает в то, что не нравится Всевышнему Аллаху, а совершающий то, что не нравится Всевышнему, является ослушником, а про ослушника можно говорить «шайтан», даже если он из числа людей (а не джинов). Ведь Всевышний Аллах сказал: «Мы определили для каждого пророка врагов – шайтанов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения» (6: 112). И Аллах назвал ослушников из числа джинов и людей шайтанами”. См. “Сахих Ибн Хиббан” (13/184).

Хафиз аль-Мунауи сказал: “Поистине, этот человек был назван шайтаном из-за того, что увлечение голубями отдаляло его от истины и поклонения, занимаясь тем, в чём нет пользы. А что касается голубя, то он был назван шайтаном по той причине, что стал причиной отвлечения этого человека от поминания Аллаха и занял его тем, в чём для него нет пользы, ни религиозной, ни мирской”. См. “Файдуль-Къадир” (4/223).

Хафиз аль-Байхакъи сказал: “Некоторые обладатели знания отнесли этот хадис к тому, кто чрезмерно увлекается играми с голубями. Или же они отнесли это к тому, кто, играясь с голубями, бегает по крышам домов, заглядывая к соседям и взирая на их женщин”. См. “Шу’аб аль-иман” (8/480).

Имам Ибн Къудама сказал: “Свидетельство того, кто играется с голубями, пуская их (в небо), не принимается, поскольку это увлечение является глупостью, низким поступком и малым проявлением благородства. Также это включает в себя нанесения вреда соседям своими голубями, по причине чего человек заглядывает к ним во двор”. См. “аль-Мугъни” (9/172).

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Игры с голубями запрещены”. См. “Маджму’уль-фатауа” (32/246).

Игры с голубями были сильно распространены среди арабов в доисламские времена, а после прихода Ислама саляфы порицали тех, кто чрезмерно увлекался этим, так как подобные игры отвлекали людей от поклонения и своих бытовых обязанностей, а также причиняли вред соседям. Поэтому среди саляфов были те, кто запрещал это, а были и те, кто считал это порицаемым. А Къады Шурайх даже не принимал свидетельства на суде того, кто был известен тем, что он играет с голубями. Ибн Аби ад-Дунья в “Замм аль-маляхи” (120).

 

• Ругань проявляющих национализм

Утай ибн Дамра рассказывал: “Как-то я увидел, что один человек в обществе Убайя ибн Ка’ба (да будет доволен им Аллах) стал кичиться своим родом подобно тому, как это делали во времена язычества. Тогда Убай велел ему укусить своего отца за член. Находящиеся рядом из числа его окружения стали смотреть на него, и он спросил: “Вы порицаете сказанное мной?! Воистину, я не буду проявлять в этом стеснения, никогда! Воистину, я слышал, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если вы услышите, как человек проявляет величавость своим родом подобно тому, как это делалось во времена язычества, то скажите ему укусить своего отца за член, и не говорите это в переносном смысле (из-за стеснения)!» Ахмад (5/136), аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” (963), ан-Насаи в “ас-Сунан аль-кубра” (8864). Достоверность этого хадиса подтвердили такие учёные, как Ибн Хиббан, Дыя аль-Макъдиси, аль-Хайсами, Ахмад Шакир, аль-Альбани, Мукъбиль ибн Хади, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут.

Имам аль-Багъауи сказал: “Открытое заявление этого неприличного слова человеку, является результатом его горделивости причислением себя к своему племени”. См. “Шарх ас-Сунна” (13/120).

Имам Ибн аль-Къайим говорил: “Упоминание в хадисе члена отца, является наилучшим назиданием для того, кто проявляет высокомерие призывом джахилии! Пусть же схватит то, откуда он вышел, а это член его отца!” См. “Задуль-ма’ад” (2/400).

У этого хадиса, как и у всех прочих слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха), важный и великий смысл. Ведь эти суровые слова, являются воздаянием человеку за это скверное качество – национализм. Следуя завету Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), следует сказать каждому националисту: «Схватись за член своего отца, который стал причиной твоего причисления к его роду и причиной твоего высокомерия и проявления национализма!»

 

Ругань сознательно противоречащих пророческой Сунне

Салим – сын Ибн ‘Умара рассказывал, что когда его отец передал, какПосланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не запрещайте вашим женщинам посещать мечети, если они испросят вашего разрешения», Биляль – сын Ибн ‘Умара, на этовозразил: “Клянусь Аллахом, а мы будем им это запрещать!” Салим сказал: “Тогда ‘Абдуллах (Ибн ‘Умар) повернулся к нему и стал его бранить и ругать такими словами, которые я никогда от него не слышал, а затем сказал: “Я рассказываю тебе от Посланника Аллаха, а ты говоришь: «Клянусь Аллахом, мы будем им это запрещать»?!” Муслим (442).

 

Ругань родителем своего ребёнка в воспитательных целях

‘Абду-р-Рахман – сын Абу Бакра (да будет доволен ими Аллах) рассказывал: “Жившие под навесом (мечети) были бедными людьми, и однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «У кого есть еда для двоих, пусть возьмёт с собой третьего, а у кого есть еда для четверых, пусть возьмёт с собой пятого или шестого», и Абу Бакр привёл домой троих, а сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увёл с собой десять человек. Что касается Абу Бакра, то он ушёл поужинать кПророку (мир ему и благословение Аллаха), и остался там на вечернюю молитву, потом задержался ещё на некоторое время, пока не поужинал и Пророк (мир ему и благословение Аллаха).Абу Бакр вернулся домой лишь после того, как прошла уже часть ночи. Его жена спросила его: “Что помешало тебе прийти к твоим гостям?” Он спросил: “А разве ты не накормила их ужином?!” Она сказала: “Они отказались есть, пока ты не придёшь, им подали еду, но они отказались!”‘Абду-р-Рахман сказал: “Тогда я убежал (испугавшись отца) и спрятался, а Абу Бакр закричал: “О невежда!”, - и принялся ругать меня”. аль-Бухари (602, 3581), Муслим (2057).

Хафиз Абу-ль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: “Абу Бакр посчитал, что его сын ‘Абду-р-Рахман проявил халатность в отношении гостей”. См. “аль-Муфхим” (5/337).

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “В этом хадисе указание на дозволенность ругать родителю своего ребёнка в качестве воспитания”. См. “Фатхуль-Бари”(8/256).

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды, когда мы вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выступили в путь и уже достигли Байды, у меня порвалась нить ожерелья. Узнав об этом, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) остановился, чтобы найти его, и этим же занялись находившиеся вместе с ним люди. В этих местах не было воды, и некоторые участники похода пришли к моему отцу – Абу Бакру ас-Сыддыкъу, и сказали ему: “Разве ты не видишь, что сделала ‘Аиша?! Она заставила Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и остальных людей, не имеющих с собой воды, задержаться в безводной местности!” Услышав это, Абу Бакр пришёл ко мне, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), положивший голову мне на колени, уже заснул. Он сказал: “Ты задержала Посланника Аллаха и других людей, не имеющих воды, там, где её нет!” И он принялся ругать меня, высказав всё, что было угодно Аллаху, а потом стал тыкать меня рукой в бок, мне же мешало двинуться с места лишь то, что (голова) Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) покоилась у меня на коленях”. аль-Бухари (334), Муслим (367).

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “В этом хадисе содержится указание на то, что человек должен воспитывать свою дочь, даже если она уже взрослая, замужем и проживает не в его доме”. См. “Фатхуль-Бари” (1/433).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: