Опасность поношения и оскорбления мусульман




Положение поношений и оскорблений в Исламе

 

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Общеизвестно, что язык является причиной большинства людских грехов. Сообщается, что Ибн Ма’суд (да будет доволен им Аллах), стоя на горе Сафа говорил: “О язык, произноси лишь хорошее и приобретёшь благо, молчи и спасёшься, прежде чем станешь сожалеть!” Тогда его спросили: “О Абу ‘Абдур-Рахман, эти слова ты говоришь от себя или из того, что слышал?” Ибн Ма’суд ответил: “Напротив, я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Воистину, причиной большинства грехов сына Адама является его язык»!” Ибн Аби ад-Дунья в “ас-Самт” (18), Абу аш-Шейх в “аль-Ахадис” (119), аш-Шаши в “аль-Муснад” (2/82). Хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “ат-Таргъиб” (4/8), “Тахридж аль-Ихья” (3/135), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (534).

С языком связано множество бедствий, одна из которых – это поношение и оскорбление, строго запрещённые в Исламе, ибо, во-первых – это порождает вражду и ненависть среди мусульман, а во-вторых, не соответствует исламскому духу и противоречит велению проявлять благонравие.

И к великому сожалению, в последнее время участилось такое явление, как поношение мусульман, причём, ругают мусульман не неверные и враги Ислама, а ругают друг друга сами мусульмане, забывая о тяжести этого греха, который запрещён Кораном, Сунной и единогласным мнением учёных!

Всевышний Аллах сказал: «А те, которые незаслуженно поносят верующих мужчин и верующих женщин, взваливают на себя бремя клеветы и явного греха» (33: 58).

Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ругань мусульманина – это нечестие (фискъ), а сражение с ним – неверие (куфр)». аль-Бухари (48), Муслим (64).

Со слов ‘Укъбы ибн ‘Амира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, эта ваша взаимная ругань не подобна ругани кого-то иного, ведь вы – сыны Адама, подобны сосуду, который не является полным. И нет ни у кого преимущества над кем-либо, кроме как религиозностью или благим деянием. И достаточно человеку зла в том, чтобы быть порочным, сквернословящим, жадным и трусливым». Ахмад (4/145), ат-Тахауи в “Шарх мушкиль аль-асар”(3459), ар-Руяни в “аль-Муснад” (2/49). Шейх аль-Альбани и шейх Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (1038), “Тахридж аль-Муснад” (17312).

‘Абдуллах ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: “Самые ненавистные рабы для Аллаха – это часто ругающие и проклинающие людей”. Ибн аль-Мубарак в “аз-Зухд” (680), Ибн Аби ад-Дунья в “ас-Самт” (667).

Са’ид ибн аль-Мусайиб сказал: “Не говори своему товарищу: “О осёл, о собака, о свинья!”, - чтобы в Судный день он не сказал тебе: «Ты видел, чтобы я был сотворён собакой, ослом или свиньёй?!»” Ибн Аби Шейба (5/282).

Ибрахим ан-Наха’и сказал: “Было сказано: «Если человек скажет другому: “О осёл, о собака, о свинья!”, то в Судный день Всевышний Аллах скажет ему: «Ты видел, чтобы Я сотворил его собакой, ослом или свиньёй?!»” Ибн Аби Шейба (5/283).

Хафиз ан-Науауи сказал: “Из числа порицаемых выражений, которые часто говорят оппоненту во время ссоры: «Ты осёл, ты козёл, ты собака» и т.п. Подобное является скверным поступком с двух сторон: во-первых – это ложь, а во-вторых – это является оскорблением”. См. “аль-Азкар” (стр. 365).

В связи с важностью и опасностью данного положения хотелось бы в качестве напоминания и назидания собрать для мусульман некоторые коранические аяты, достоверные пророческие хадисы и слова признанных учёных, указывающих на скверностьданного греха.

 

Опасность поношения и оскорбления мусульман

 

Ругающий мусульманина является нечестивцем (фасикъ)

Всевышний Аллах сказал: «Не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал» (49: 11).

Толкуя данный аят, ‘Абдуллах ибн Ма’суд (да будет доволен им Аллах) сказал: “Это когда иудей принял Ислам, а ему говорят (во время ссоры): «О иудей!», или говорят: «О христианин! О огнепоклонник!» Или когда мусульманину говорят: «О нечестивец!»” См. “Тафсир Ибн Аби Хатим” (10/3304).

Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ругань мусульманина – это нечестие (фискъ), а сражение с ним – неверие (куфр)». аль-Бухари (48), Муслим (64).

Хафиз ан-Науауи сказал: “Ругать и порочить мусульманина, не имея на это права, запрещено по единогласному мнению общины. И тот, кто поступает таким образом, является нечестивцем (фасикъ), как об этом сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “Шарх Сахих Муслим” (1/238).

Упомянутый аят и хадис указывают на то, что ругающий мусульманина без шариатской на этопричины, является нечестивцем!

 

Ругающий мусульманина совершает великий грех

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, из числа величайших грехов – это покушение человека на честь мусульманина без права. А также из числа великих грехов – две ругани за одну». Абу Дауд (4877), Ибн Аби ад-Дунья в “ас-Самт”(727). Ибн Муфлих,Ибн Хаджар, ас-Сан’ани, Ахмад Шакир, аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. “аль-Адабаш-шар’ийя”(1/31), “Фатхуль-Бари”(10/425), “Субулю-с-Салям”(4/164), “Умдату-ттафсир”(1/492), “Сахих ат-Таргъиб”(2832 /2/).

Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘АзымАбади сказал: “Под словами: «две ругани за одну »речь идёт о произнесении двукратной ругани в ответ тому, кто обругал тебя только один раз. Например, один человек сказал другому: «О скверный!», а тот в ответ ему говорит: «О скверный, о проклятый!»” См. «‘Аунуль-Ма’буд» (7/58).

К числу тяжких грехов также относится и проклятие мусульман не по праву.Саляма ибн аль-Акуа’ (да будет доволен им Аллах) говорил: “Когда мы видели человека, проклинающего своего брата (по вере), то видели того, кто совершил тяжкий грех!” ат-Табарани в “аль-Аусат” (3/276). Хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “ат-Таргъибуа-ттархиб” (3/287), “Маджма’у-ззауаид” (8/73), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (2649).

 

Ругающий мусульманина является шайтаном

‘Ийяд ибн Химар (да будет доволен им Аллах) сказал: “Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах внушил мне в откровении, чтобы вы проявляли скромность, и чтобы никто не притеснял никого и ни над кем не превозносился!» Тогда я сказал: “ОПосланник Аллаха, а что ты скажешь о том случае, когда человек обругает меня перед людьми, которые ниже меня положением, за что я обругаю его в ответ, будет ли на мне грех?” На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Двое ругающих друг друга – это два шайтана, которые (в этот момент) произносят непристойности и ложь!» Ахмад (4/162), аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” (428). Хафиз аль-‘Иракъи, шейх аль-Альбани и шейх Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. См. “Тахридж аль-Ихья” (3/79), “Сахих аль-Адаб аль-муфрад” (330), “Тахридж аль-Муснад” (17524).

 

Ругающий мусульманина бросает себя на гибель

Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ругающий верующего подобен тому, кто сам бросает себя на гибель». аль-Баззар (246), Ханнад в “аз-Зухд” (1161). Хафиз аль-Мунзири, хафиз Ибн ан-Нахас и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. «ат-Таргъиб уа-ттархиб» (3/311), «Танбих аль-гъафилин» (стр. 197), «Сахих аль-Джами’» (3586).

Усама ибн Шари́к (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я отправился вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) в Хадж, и люди часто приходили к нему, говоря: «Я сделал тот обряд прежде этого», «Я сделал сначала так, а потом так», а он отвечал им: «Нет за это греха, нет за это греха, если только речь не идёт о человеке, который будучи несправедливым, покусился на честь мусульманина, ибо он и есть тот, кто совершил грех и заслужил погибель». Абу Дауд (2015), Ибн Хузайма (2774), аль-Байхакъи (5/146). Достоверность хадиса подтвердили Ибн Хазм, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, Дыя аль-Макъдиси, аль-Альбани, Мукъбиль ибн Хади. См. «Хаджатуль-уада’» (стр. 193), «аль-Ахкам ас-сугъра» (стр. 452), «аль-Мухтара» (4/173), «Тахридж аль-Мишкат» (2591), «ас-Сахих аль-Муснад» (16).

 

Ругающий мусульманина обладает неполноценной верой

Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Верующийне является ругающим, проклинающим, совершающим мерзости и сквернословящим». аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” (312), ат-Тирмизи(1977), Ибн Хиббан(192), аль-Хаким (1/57). Имам аз-Захаби, хафиз аль-‘Иракъи, шейх аль-Альбани, шейх Мукъбиль подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Мухаззаб” (8/4200), “Тахридж аль-Ихья” (1010), “Сахих аль-Адаб аль-муфрад” (237), “аль-Фатауа аль-хадисия” (1/433).

 

Ругающий мусульман в Судный День окажется среди неимущих

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Знаете ли вы, кто является неимущим?» Ему ответили: “Неимущим среди нас называют тех, у кого нет ни денег, ни имущества”. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, неимущим из числа членов моей общины окажется тот, кто в День воскрешения принесёт с собой молитвы, посты и закят, но при этом окажется, что он обругал этого, оклеветал этого, присвоил имущество этого, пролил кровь этого и ударил этого. Тогда что-то из его благих дел будет отдано этому, а что-то тому, а если запас его благих дел иссякнет прежде, чем он сумеет рассчитаться (со всеми), тогда из грехов (обиженных им) станут брать что-то и возлагать на него. А после этого его ввергнут в Ад!» Муслим (2581).

Ругань мусульман– это наихудший вид ростовщичества

Со слов Са’ида ибн Зейда и ‘Амра ибн ‘Усмана (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наихудшее ростовщичество (ар-риба) – это ругань чести». аш-Шаши в “аль-Муснад” (2/30), аль-Байхакъи (10/241). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» (872), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (1433).

Также со слов Са’ида ибн Зейда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, наихудшее ростовщичество (ар-риба) – это посягательство на честь мусульманина, без всякого на это права». Ахмад (1/190), Абу Дауд (4876). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» (2203).

Хафиз Шарафуддинат-Тыби сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ввёл честь в понятие имущества, дабы указать на величие положения чести. И он сообщил о том, что ростовщичество делится на два вида: первый – общеизвестный, когда с должника берут больше, чем он взял. Второй – малоизвестный вид ростовщичества, а это – удлинение языка на честь мусульманина. После этого он сообщил, что второй вид ростовщичества хуже. Дело в том, что второй вид ростовщичества хуже вредом и нечестием, ведь, поистине, честь дороже, чем имущество, на что указывают и Шариат и разум! По этой причине Законодатель установил наказание за покушение на честь, которого Он не устанавливал за имущество”. См. “аль-Кашиф ‘ан хакаикъ ас-Сунан” (10/3217-3218).

Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘АзымАбади сказал: “Т.е. самый худший вид ростовщичества со стороны греха – это удлинение языка в покушении на честь мусульманина, презирая его или относясь к нему с пренебрежением или же пороча его, будь это клевета, ругань и т.п.”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» (13/215).

 

Ругань мусульман ведёт в Ад, если только ругавший не покается

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды Пророку (мир ему и благословение Аллаха) сказали: “ОПосланник Аллаха! Поистине, одна женщина выстаивает ночные молитвы, постится днём, подаёт милостыню, но она причиняет вред соседям своим языком”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Нет в ней блага, она из числа обитателей Огня!» Ему сказали: “А другая женщина совершает только обязательные молитвы и подаёт неимущим лишь засохший сыр, однако она никому не причиняет вреда”. Он ответил: «Она из числа обитателей Рая!» аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” (119), Ибн Хиббан (2554), аль-Хаким(4/166). Хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-Бусыри, шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См.“ат-Таргъиб” (3/321), “аль-Итхаф” (5/490), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (190).

 

Сквернословие – это признак лицемерия,Аллах ненавидит его, и оно ведёт в Ад

Важно отметить, что если ругающий использует при этом сквернословие и мат, которые также запрещены в Исламе строжайшим образом, то его грех ещё хуже! Ведь сквернословие само по себе запрещено в Исламе, даже если сквернословящий не задевает этим никого. А что же тогда можно сказать о том, когда мусульманина ругают посредством матерных слов?!

Со слов Абу ад-Дарды (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет ничего тяжелее на весах в Судный День, чем благой нрав. И поистине, Всевышний Аллах ненавидит произносящего мерзости!» аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” (464), ат-Тирмизи (2002), Ибн Хиббан (5693). Имамы ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, аз-Захаби, аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Ахкам ас-сугъра” (835), “Му’джамаш-шуюх аль-Кабир” (2/89), “Сахих ат-Таргъиб” (2641).

Со слов Абу Хурайры и Абу Бакрата (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Стеснение из веры, а вера в Раю. Что касается сквернословия, то оно от чёрствости, а чёрствость в Аду». Ахмад (2/591), ат-Тирмизи (2009), Ибн Маджах (4184), Ибн Хиббан (608). Имамы ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, аз-Захаби, аль-Альбани,Мукъбиль ибн Хадиподтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Ахкам ас-сугъра” (852), “аль-Кабаир” (стр. 472), “Сахих ат-Таргъиб” (2628), “ас-Сахих аль-Муснад” (1447).

Со слов Джабира ибн Самуры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, непристойность и сквернословие не имеют никакого отношения к Исламу! И поистине, наилучшее исповедание Ислама у того, кто обладает наилучшим нравом». ‘Абдуллах ибн Ахмад в “Зауаид аль-Муснад” (5/99), Ибн Аби Шейба (12/452), Абу Я’ля (7468).Хафизы аль-Мунзири, ад-Думьяты, аль-‘Иракъи, ас-Суюты, аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Матджар ар-рабих” (268), “Тахридж аль-Ихья” (3/150), “ад-Дурр аль-мансур” (4/24), “Сахих ат-Таргъиб” (2653).

Со слов Абу Умамы аль-Бахили (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Стыдливость и молчаливость – это два ответвления веры, а сквернословие и красноречие– это два ответвления лицемерия». Ахмад (5/269), ат-Тирмизи (2027), аль-Хаким(1/51). Хафизыаз-Захаби, Ибн Хаджар, Мухаммад аль-Мунауи, аль-Альбани, Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Кабаир” (стр. 472),“Хидая ар-ррууа” (4/368), “Тахриджахадис аль-Масабих” (4/227), “Сахих ат-Таргъиб” (2629), “Тахридж Шарх ас-Сунна” (3394).

Джамалюддин аль-Фаттани в пояснении к этому хадису сказал: “Что касается красноречия, то в данном случае речь идёт о проявлении неестественности в речах, когда человек выдаёт себя за красноречивого, чтобы посредством этого возвыситься над людьми”. См. “Маджма’ бихар аль-ануар” (1/243).

Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах ненавидит человека, который проявляет чрезмерное красноречие и скручивает свой язык подобно жующей корове!» Абу Дауд (5005), ат-Тирмизи (2853). Имамы Абу Хатим, ат-Тирмизи, Ибн Муфлих, аль-Альбани подтвердили достоверность этого хадиса. См. “аль-‘Иляль” (6/307), “аль-Адабаш-шар’ийя” (2/91), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (880).

Со словИбн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, в красноречии есть доля колдовства». аль-Бухари (5767).

Шамсуль-Хаккъ‘АзымАбади в пояснении к этому хадису сказал: “Т.е. некоторые виды красноречия оказывают влияние на людские сердца подобно колдовству. Если же использовать красноречие для того, чтобы склонить к истине, то это похвально, а если красноречие используется для того, чтобы склонить ко лжи и заблуждению, то это порицается”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» (7/133).

 

Одним словом, сквернословие, мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова – всё это раньше употребляли только в низших слоях общества порочные и нечестивые люди, а сейчас всё это стало нормой и обыденным явлением, даже среди некоторых мусульман, которые, вроде как должны были быть дальше всех от всего порочного, мерзкого и ненавистного Аллаху!

Более того, следует отметить, что некоторые учёные-медики и психологи отнесли сквернословие к разновидности заболевания, которую они называют «копролалия». Данное название происходит от греческого «копрос» – кал, грязь и «лалия»– речь. Так в медицине называют болезненное, а иногда непреодолимое влечение к сквернословию и нецензурной брани безо всякого повода.

 

Упомянутых аятов и хадисов вполне достаточно, чтобы праведный и богобоязненный мусульманин устрашился и удержался от таких скверных грехов, как ругань, сквернословие, порочение и проклятие мусульман!Воистину, права мусульман друг перед другом велики, а их честь друг для друга строго запрещена!

Со слов Ибн ‘Умара и Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал обход (таууаф) вокруг Каабы, он посмотрел на неё и сказал: «Как прекрасна ты и как прекрасен твой аромат. О как величественна ты и как велика твоя святость. Но клянусь Тем, в Чьей руке душа Мухаммада, что неприкосновенность верующего более велика пред Аллахом, чем твоя! Неприкосновенны его имущество и кровь, и мы должны думать о нём лишь благое». Ибн Маджах (3932), аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (5/296). Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (3420), “Сахих ат-Таргъиб” (2441).

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не порывайте друг с другом, не перебивайте торговли друг другу и будьте братьями, орабы Аллаха! Поистине, мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи, а богобоязненность скрыта здесь!», - и он трижды указал себе на грудь, после чего сказал: «Достаточно будет зла тому человеку, который презирает своего брата в Исламе, и для каждого мусульманина являются неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина!» Муслим (2564).

 

Со слов ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если вас будет трое, то пусть двое не перешёптываются втайне от третьего, пока вы не смешаетесь с другими людьми, ибо это огорчит его, [а Аллаху Всевышнему и Великому ненавистно, когда огорчают верующих]». аль-Бухари (6288), Муслим (2184).

То, что между двух квадратными скобками является достоверной версией, которую приводят имамы аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад» (1169), ат-Тирмизи (2825), и др.

И если Аллаху ненавистно, когда верующего обижают даже тем, что просто втайне от него перешёптываются, то, что можно сказать о том, кто обижает верующего руганью и порочением без права?!

Более того, следует отметить, что за бесправную ругань верующего правитель мусульман имеет право подвергнуть наказанию ругающего!

Сообщается, что праведный халиф – ‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) как-то сказал: “Поистине, вы спрашиваете меня о положении того, кто говорит мусульманину: «О неверный! О нечестивец! О скверный! О осёл!» Эти слова – мерзость, но за них нет конкретного установленного Шариатом наказания в мире этом (хадд), однако за это есть наказание, назначаемое по усмотрению правителя мусульман (та’зир). Так не произносите же таких слов!” Ибн аль-Джа’д в “аль-Муснад” (1/326), аль-Байхакъи в “ас-Сунан аль-кубра” (8/253). Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. См. “Ируа аль-гъалиль” (2393).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: