Положение поношений и оскорблений в Исламе
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Общеизвестно, что язык является причиной большинства людских грехов. Сообщается, что Ибн Ма’суд (да будет доволен им Аллах), стоя на горе Сафа говорил: “О язык, произноси лишь хорошее и приобретёшь благо, молчи и спасёшься, прежде чем станешь сожалеть!” Тогда его спросили: “О Абу ‘Абдур-Рахман, эти слова ты говоришь от себя или из того, что слышал?” Ибн Ма’суд ответил: “Напротив, я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Воистину, причиной большинства грехов сына Адама является его язык»!” Ибн Аби ад-Дунья в “ас-Самт” (18), Абу аш-Шейх в “аль-Ахадис” (119), аш-Шаши в “аль-Муснад” (2/82). Хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “ат-Таргъиб” (4/8), “Тахридж аль-Ихья” (3/135), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (534).
С языком связано множество бедствий, одна из которых – это поношение и оскорбление, строго запрещённые в Исламе, ибо, во-первых – это порождает вражду и ненависть среди мусульман, а во-вторых, не соответствует исламскому духу и противоречит велению проявлять благонравие.
И к великому сожалению, в последнее время участилось такое явление, как поношение мусульман, причём, ругают мусульман не неверные и враги Ислама, а ругают друг друга сами мусульмане, забывая о тяжести этого греха, который запрещён Кораном, Сунной и единогласным мнением учёных!
Всевышний Аллах сказал: «А те, которые незаслуженно поносят верующих мужчин и верующих женщин, взваливают на себя бремя клеветы и явного греха» (33: 58).
|
Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ругань мусульманина – это нечестие (фискъ), а сражение с ним – неверие (куфр)». аль-Бухари (48), Муслим (64).
Со слов ‘Укъбы ибн ‘Амира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, эта ваша взаимная ругань не подобна ругани кого-то иного, ведь вы – сыны Адама, подобны сосуду, который не является полным. И нет ни у кого преимущества над кем-либо, кроме как религиозностью или благим деянием. И достаточно человеку зла в том, чтобы быть порочным, сквернословящим, жадным и трусливым». Ахмад (4/145), ат-Тахауи в “Шарх мушкиль аль-асар”(3459), ар-Руяни в “аль-Муснад” (2/49). Шейх аль-Альбани и шейх Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (1038), “Тахридж аль-Муснад” (17312).
‘Абдуллах ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: “Самые ненавистные рабы для Аллаха – это часто ругающие и проклинающие людей”. Ибн аль-Мубарак в “аз-Зухд” (680), Ибн Аби ад-Дунья в “ас-Самт” (667).
Са’ид ибн аль-Мусайиб сказал: “Не говори своему товарищу: “О осёл, о собака, о свинья!”, - чтобы в Судный день он не сказал тебе: «Ты видел, чтобы я был сотворён собакой, ослом или свиньёй?!»” Ибн Аби Шейба (5/282).
Ибрахим ан-Наха’и сказал: “Было сказано: «Если человек скажет другому: “О осёл, о собака, о свинья!”, то в Судный день Всевышний Аллах скажет ему: «Ты видел, чтобы Я сотворил его собакой, ослом или свиньёй?!»” Ибн Аби Шейба (5/283).
|
Хафиз ан-Науауи сказал: “Из числа порицаемых выражений, которые часто говорят оппоненту во время ссоры: «Ты осёл, ты козёл, ты собака» и т.п. Подобное является скверным поступком с двух сторон: во-первых – это ложь, а во-вторых – это является оскорблением”. См. “аль-Азкар” (стр. 365).
В связи с важностью и опасностью данного положения хотелось бы в качестве напоминания и назидания собрать для мусульман некоторые коранические аяты, достоверные пророческие хадисы и слова признанных учёных, указывающих на скверностьданного греха.
Опасность поношения и оскорбления мусульман
• Ругающий мусульманина является нечестивцем (фасикъ)
Всевышний Аллах сказал: «Не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал» (49: 11).
Толкуя данный аят, ‘Абдуллах ибн Ма’суд (да будет доволен им Аллах) сказал: “Это когда иудей принял Ислам, а ему говорят (во время ссоры): «О иудей!», или говорят: «О христианин! О огнепоклонник!» Или когда мусульманину говорят: «О нечестивец!»” См. “Тафсир Ибн Аби Хатим” (10/3304).
Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ругань мусульманина – это нечестие (фискъ), а сражение с ним – неверие (куфр)». аль-Бухари (48), Муслим (64).
Хафиз ан-Науауи сказал: “Ругать и порочить мусульманина, не имея на это права, запрещено по единогласному мнению общины. И тот, кто поступает таким образом, является нечестивцем (фасикъ), как об этом сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “Шарх Сахих Муслим” (1/238).
|
Упомянутый аят и хадис указывают на то, что ругающий мусульманина без шариатской на этопричины, является нечестивцем!
• Ругающий мусульманина совершает великий грех
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, из числа величайших грехов – это покушение человека на честь мусульманина без права. А также из числа великих грехов – две ругани за одну». Абу Дауд (4877), Ибн Аби ад-Дунья в “ас-Самт”(727). Ибн Муфлих,Ибн Хаджар, ас-Сан’ани, Ахмад Шакир, аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. “аль-Адабаш-шар’ийя”(1/31), “Фатхуль-Бари”(10/425), “Субулю-с-Салям”(4/164), “Умдату-ттафсир”(1/492), “Сахих ат-Таргъиб”(2832 /2/).
Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘АзымАбади сказал: “Под словами: «две ругани за одну »речь идёт о произнесении двукратной ругани в ответ тому, кто обругал тебя только один раз. Например, один человек сказал другому: «О скверный!», а тот в ответ ему говорит: «О скверный, о проклятый!»” См. «‘Аунуль-Ма’буд» (7/58).
К числу тяжких грехов также относится и проклятие мусульман не по праву.Саляма ибн аль-Акуа’ (да будет доволен им Аллах) говорил: “Когда мы видели человека, проклинающего своего брата (по вере), то видели того, кто совершил тяжкий грех!” ат-Табарани в “аль-Аусат” (3/276). Хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “ат-Таргъибуа-ттархиб” (3/287), “Маджма’у-ззауаид” (8/73), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (2649).
• Ругающий мусульманина является шайтаном
‘Ийяд ибн Химар (да будет доволен им Аллах) сказал: “Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах внушил мне в откровении, чтобы вы проявляли скромность, и чтобы никто не притеснял никого и ни над кем не превозносился!» Тогда я сказал: “ОПосланник Аллаха, а что ты скажешь о том случае, когда человек обругает меня перед людьми, которые ниже меня положением, за что я обругаю его в ответ, будет ли на мне грех?” На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Двое ругающих друг друга – это два шайтана, которые (в этот момент) произносят непристойности и ложь!» ” Ахмад (4/162), аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” (428). Хафиз аль-‘Иракъи, шейх аль-Альбани и шейх Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. См. “Тахридж аль-Ихья” (3/79), “Сахих аль-Адаб аль-муфрад” (330), “Тахридж аль-Муснад” (17524).
• Ругающий мусульманина бросает себя на гибель
Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ругающий верующего подобен тому, кто сам бросает себя на гибель». аль-Баззар (246), Ханнад в “аз-Зухд” (1161). Хафиз аль-Мунзири, хафиз Ибн ан-Нахас и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. «ат-Таргъиб уа-ттархиб» (3/311), «Танбих аль-гъафилин» (стр. 197), «Сахих аль-Джами’» (3586).
Усама ибн Шари́к (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я отправился вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) в Хадж, и люди часто приходили к нему, говоря: «Я сделал тот обряд прежде этого», «Я сделал сначала так, а потом так», а он отвечал им: «Нет за это греха, нет за это греха, если только речь не идёт о человеке, который будучи несправедливым, покусился на честь мусульманина, ибо он и есть тот, кто совершил грех и заслужил погибель» ”. Абу Дауд (2015), Ибн Хузайма (2774), аль-Байхакъи (5/146). Достоверность хадиса подтвердили Ибн Хазм, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, Дыя аль-Макъдиси, аль-Альбани, Мукъбиль ибн Хади. См. «Хаджатуль-уада’» (стр. 193), «аль-Ахкам ас-сугъра» (стр. 452), «аль-Мухтара» (4/173), «Тахридж аль-Мишкат» (2591), «ас-Сахих аль-Муснад» (16).
• Ругающий мусульманина обладает неполноценной верой
Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Верующийне является ругающим, проклинающим, совершающим мерзости и сквернословящим». аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” (312), ат-Тирмизи(1977), Ибн Хиббан(192), аль-Хаким (1/57). Имам аз-Захаби, хафиз аль-‘Иракъи, шейх аль-Альбани, шейх Мукъбиль подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Мухаззаб” (8/4200), “Тахридж аль-Ихья” (1010), “Сахих аль-Адаб аль-муфрад” (237), “аль-Фатауа аль-хадисия” (1/433).
• Ругающий мусульман в Судный День окажется среди неимущих
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Знаете ли вы, кто является неимущим?» Ему ответили: “Неимущим среди нас называют тех, у кого нет ни денег, ни имущества”. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, неимущим из числа членов моей общины окажется тот, кто в День воскрешения принесёт с собой молитвы, посты и закят, но при этом окажется, что он обругал этого, оклеветал этого, присвоил имущество этого, пролил кровь этого и ударил этого. Тогда что-то из его благих дел будет отдано этому, а что-то тому, а если запас его благих дел иссякнет прежде, чем он сумеет рассчитаться (со всеми), тогда из грехов (обиженных им) станут брать что-то и возлагать на него. А после этого его ввергнут в Ад!» ” Муслим (2581).
• Ругань мусульман– это наихудший вид ростовщичества
Со слов Са’ида ибн Зейда и ‘Амра ибн ‘Усмана (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наихудшее ростовщичество (ар-риба) – это ругань чести». аш-Шаши в “аль-Муснад” (2/30), аль-Байхакъи (10/241). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» (872), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (1433).
Также со слов Са’ида ибн Зейда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, наихудшее ростовщичество (ар-риба) – это посягательство на честь мусульманина, без всякого на это права». Ахмад (1/190), Абу Дауд (4876). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» (2203).
Хафиз Шарафуддинат-Тыби сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ввёл честь в понятие имущества, дабы указать на величие положения чести. И он сообщил о том, что ростовщичество делится на два вида: первый – общеизвестный, когда с должника берут больше, чем он взял. Второй – малоизвестный вид ростовщичества, а это – удлинение языка на честь мусульманина. После этого он сообщил, что второй вид ростовщичества хуже. Дело в том, что второй вид ростовщичества хуже вредом и нечестием, ведь, поистине, честь дороже, чем имущество, на что указывают и Шариат и разум! По этой причине Законодатель установил наказание за покушение на честь, которого Он не устанавливал за имущество”. См. “аль-Кашиф ‘ан хакаикъ ас-Сунан” (10/3217-3218).
Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘АзымАбади сказал: “Т.е. самый худший вид ростовщичества со стороны греха – это удлинение языка в покушении на честь мусульманина, презирая его или относясь к нему с пренебрежением или же пороча его, будь это клевета, ругань и т.п.”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» (13/215).
• Ругань мусульман ведёт в Ад, если только ругавший не покается
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды Пророку (мир ему и благословение Аллаха) сказали: “ОПосланник Аллаха! Поистине, одна женщина выстаивает ночные молитвы, постится днём, подаёт милостыню, но она причиняет вред соседям своим языком”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Нет в ней блага, она из числа обитателей Огня!» Ему сказали: “А другая женщина совершает только обязательные молитвы и подаёт неимущим лишь засохший сыр, однако она никому не причиняет вреда”. Он ответил: «Она из числа обитателей Рая!» аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” (119), Ибн Хиббан (2554), аль-Хаким(4/166). Хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-Бусыри, шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См.“ат-Таргъиб” (3/321), “аль-Итхаф” (5/490), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (190).
• Сквернословие – это признак лицемерия,Аллах ненавидит его, и оно ведёт в Ад
Важно отметить, что если ругающий использует при этом сквернословие и мат, которые также запрещены в Исламе строжайшим образом, то его грех ещё хуже! Ведь сквернословие само по себе запрещено в Исламе, даже если сквернословящий не задевает этим никого. А что же тогда можно сказать о том, когда мусульманина ругают посредством матерных слов?!
Со слов Абу ад-Дарды (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет ничего тяжелее на весах в Судный День, чем благой нрав. И поистине, Всевышний Аллах ненавидит произносящего мерзости!» аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” (464), ат-Тирмизи (2002), Ибн Хиббан (5693). Имамы ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, аз-Захаби, аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Ахкам ас-сугъра” (835), “Му’джамаш-шуюх аль-Кабир” (2/89), “Сахих ат-Таргъиб” (2641).
Со слов Абу Хурайры и Абу Бакрата (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Стеснение из веры, а вера в Раю. Что касается сквернословия, то оно от чёрствости, а чёрствость в Аду». Ахмад (2/591), ат-Тирмизи (2009), Ибн Маджах (4184), Ибн Хиббан (608). Имамы ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, аз-Захаби, аль-Альбани,Мукъбиль ибн Хадиподтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Ахкам ас-сугъра” (852), “аль-Кабаир” (стр. 472), “Сахих ат-Таргъиб” (2628), “ас-Сахих аль-Муснад” (1447).
Со слов Джабира ибн Самуры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, непристойность и сквернословие не имеют никакого отношения к Исламу! И поистине, наилучшее исповедание Ислама у того, кто обладает наилучшим нравом». ‘Абдуллах ибн Ахмад в “Зауаид аль-Муснад” (5/99), Ибн Аби Шейба (12/452), Абу Я’ля (7468).Хафизы аль-Мунзири, ад-Думьяты, аль-‘Иракъи, ас-Суюты, аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Матджар ар-рабих” (268), “Тахридж аль-Ихья” (3/150), “ад-Дурр аль-мансур” (4/24), “Сахих ат-Таргъиб” (2653).
Со слов Абу Умамы аль-Бахили (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Стыдливость и молчаливость – это два ответвления веры, а сквернословие и красноречие– это два ответвления лицемерия». Ахмад (5/269), ат-Тирмизи (2027), аль-Хаким(1/51). Хафизыаз-Захаби, Ибн Хаджар, Мухаммад аль-Мунауи, аль-Альбани, Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Кабаир” (стр. 472),“Хидая ар-ррууа” (4/368), “Тахриджахадис аль-Масабих” (4/227), “Сахих ат-Таргъиб” (2629), “Тахридж Шарх ас-Сунна” (3394).
Джамалюддин аль-Фаттани в пояснении к этому хадису сказал: “Что касается красноречия, то в данном случае речь идёт о проявлении неестественности в речах, когда человек выдаёт себя за красноречивого, чтобы посредством этого возвыситься над людьми”. См. “Маджма’ бихар аль-ануар” (1/243).
Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах ненавидит человека, который проявляет чрезмерное красноречие и скручивает свой язык подобно жующей корове!» Абу Дауд (5005), ат-Тирмизи (2853). Имамы Абу Хатим, ат-Тирмизи, Ибн Муфлих, аль-Альбани подтвердили достоверность этого хадиса. См. “аль-‘Иляль” (6/307), “аль-Адабаш-шар’ийя” (2/91), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (880).
Со словИбн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, в красноречии есть доля колдовства». аль-Бухари (5767).
Шамсуль-Хаккъ‘АзымАбади в пояснении к этому хадису сказал: “Т.е. некоторые виды красноречия оказывают влияние на людские сердца подобно колдовству. Если же использовать красноречие для того, чтобы склонить к истине, то это похвально, а если красноречие используется для того, чтобы склонить ко лжи и заблуждению, то это порицается”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» (7/133).
Одним словом, сквернословие, мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова – всё это раньше употребляли только в низших слоях общества порочные и нечестивые люди, а сейчас всё это стало нормой и обыденным явлением, даже среди некоторых мусульман, которые, вроде как должны были быть дальше всех от всего порочного, мерзкого и ненавистного Аллаху!
Более того, следует отметить, что некоторые учёные-медики и психологи отнесли сквернословие к разновидности заболевания, которую они называют «копролалия». Данное название происходит от греческого «копрос» – кал, грязь и «лалия»– речь. Так в медицине называют болезненное, а иногда непреодолимое влечение к сквернословию и нецензурной брани безо всякого повода.
Упомянутых аятов и хадисов вполне достаточно, чтобы праведный и богобоязненный мусульманин устрашился и удержался от таких скверных грехов, как ругань, сквернословие, порочение и проклятие мусульман!Воистину, права мусульман друг перед другом велики, а их честь друг для друга строго запрещена!
Со слов Ибн ‘Умара и Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал обход (таууаф) вокруг Каабы, он посмотрел на неё и сказал: «Как прекрасна ты и как прекрасен твой аромат. О как величественна ты и как велика твоя святость. Но клянусь Тем, в Чьей руке душа Мухаммада, что неприкосновенность верующего более велика пред Аллахом, чем твоя! Неприкосновенны его имущество и кровь, и мы должны думать о нём лишь благое». Ибн Маджах (3932), аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (5/296). Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (3420), “Сахих ат-Таргъиб” (2441).
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не порывайте друг с другом, не перебивайте торговли друг другу и будьте братьями, орабы Аллаха! Поистине, мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи, а богобоязненность скрыта здесь!», - и он трижды указал себе на грудь, после чего сказал: «Достаточно будет зла тому человеку, который презирает своего брата в Исламе, и для каждого мусульманина являются неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина!» ” Муслим (2564).
Со слов ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если вас будет трое, то пусть двое не перешёптываются втайне от третьего, пока вы не смешаетесь с другими людьми, ибо это огорчит его, [а Аллаху Всевышнему и Великому ненавистно, когда огорчают верующих]». аль-Бухари (6288), Муслим (2184).
То, что между двух квадратными скобками является достоверной версией, которую приводят имамы аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад» (1169), ат-Тирмизи (2825), и др.
И если Аллаху ненавистно, когда верующего обижают даже тем, что просто втайне от него перешёптываются, то, что можно сказать о том, кто обижает верующего руганью и порочением без права?!
Более того, следует отметить, что за бесправную ругань верующего правитель мусульман имеет право подвергнуть наказанию ругающего!
Сообщается, что праведный халиф – ‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) как-то сказал: “Поистине, вы спрашиваете меня о положении того, кто говорит мусульманину: «О неверный! О нечестивец! О скверный! О осёл!» Эти слова – мерзость, но за них нет конкретного установленного Шариатом наказания в мире этом (хадд), однако за это есть наказание, назначаемое по усмотрению правителя мусульман (та’зир). Так не произносите же таких слов!” Ибн аль-Джа’д в “аль-Муснад” (1/326), аль-Байхакъи в “ас-Сунан аль-кубра” (8/253). Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. См. “Ируа аль-гъалиль” (2393).