Кого или что запрещал и порицалругать Шариат




Исходя из того, что было упомянуто, нам становится ясно, что поношения и оскорблениязапрещены в своей основе и порицаемы, кого бы и чего бы это не касалось, если не считать те категории и положения, которые Шариат сделал исключением, о чём было упомянуто в предыдущей главе. В этой же главе хотелось бы указать на то, кого или что запрещал или порицал ругать Шариат.

 

О ругани Аллаха, Его религии или Посланника

Нет никаких сомнений в том, что наихудшая ругань – это ругань Аллаха, Его религии или Посланника(мир ему и благословение Аллаха)! Как и нет никаких сомнений в том,что ругающий Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) является неверным (кафир) и вероотступником (муртад), и это самое отвратительное из бедствий языка!Среди учёных исламской общины не было разногласий в том, что человек, ругающий Аллаха, или религию Ислам, илиПророка(мир ему и благословение Аллаха) осознано, находясь в своем уме, становится неверным, который заслуживает смертной казни после постановления правителя мусульман и шариатского судьи.

Всевышний Аллах сказал, обращаясь к Своему Пророку: «До тебя посланников также подвергали насмешкам, но тех, кто издевался над ними, постигало то, над чем они издевались!» (6: 10).

Также Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Мы избавили тебя от издевавшихся» (15: 95).

‘Икрима в отношении этого аятаговорил: “Во время Пророк (мир ему и благословение Аллаха) таковых было пятеро, и все они были погублены ещё до битвы при Бадре. Это были аль-‘Асс ибн Уаиль, аль-Уалид ибн Мугъира, Абу Зам’а ибн аль-Асуад, аль-Харис ибн Къайс ибн аль-Гъайля и аль-Асуад ибн ‘Абдуль-Ягъус”. ‘Абдур-Раззакъ (1/352), Ибн ‘Асакир в “Тарих Димашкъ” (34/221).

Имам Ибн Рахауейх сказал: “Мусульмане единогласны в том, что тот, кто ругает Всевышнего Аллаха, или ругает Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха), или скрывает то, что ниспослал Аллах, или принимает участие в убийстве пророка, то он становится по этой причине неверным, даже если он признаёт всё, что ниспослал Аллах”. См. “аль-Истизкар” (2/150).

Имам Ибн Къудама сказал: “Тот, кто ругает ВсевышнегоАллаха, является неверным, независимо от того шутил он или спорил, говоря это”. См. “аль-Мугъни” (12/298).

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) при жизни мог прощать тех, кто оскорблял его, однако исламская община не может прощать это!” См. “ас-Сарим аль-маслюль” (стр. 233).

Также Ибн Таймия говорил: “Тот, кто ругает кого-либо из пророков, заслуживает смертной казни по единодушному мнению мусульман”. См. “аль-Джауаб ас-сахих” (2/371).

Однако казнить такого человека имеет право только правитель мусульман или же только с его веления, в чем нет среди учёных разногласий!

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Из числа установлений Аллаха то, что если верующие не способны наказать тех, кто причинял вред Аллаху и Его Посланнику, то сам Всевышний Аллах мстит за Своего Посланника (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “ас-Сарим аль-маслюль” (стр. 171).

 

О ругани сподвижников

Всевышний Аллах о сподвижниках сказал: «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это – великий успех!» (9: 100).

Ругать сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) более запретно и греховно, чем ругать кого-либо другого из числа мусульман!Со слов Абу Са’ида аль-Худри и Абу Хурайры (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не ругайте моих сподвижников! Клянусь Тем, в Чьей руке моя душа, если один из вас пожертвует золото величиной с гору Ухуд, то это не сравнится и с пригоршней, пожертвованной ими, и даже с её половиной!» аль-Бухари (3673), Муслим (2540, 2541).

Со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба, Ибн Мас’уда и Саубана (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда речь зайдёт о предопределении, то удержитесь (от обсуждения). Когда речь зайдёт о звёздах, то удержитесь. И когда речь зайдёт о моих сподвижниках, то удержитесь». ат-Табарани в “аль-Кабир” (2/78), Абу Ну’айм в “аль-Хилья” (4/108). Иснад хадиса назвали хорошим аль-‘Иракъи, Ибн Хаджар, ас-Суюты, аль-Мубаракфури, аль-Альбани. См. “Тахридж аль-Ихья” (1/50), “Фатхуль-Бари” (10/440), “Тухфатуль-ахьуази” (5/567), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (34).

Со слов Анаса и Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «На том, кто ругает моих сподвижников, проклятие Аллаха, ангелов и всех людей! И не будут у него приняты в Судный день ни обязательные деяния, ни добровольные!» Ахмад в “Фадаиль ас-сахаба” (1/52), аль-Халляль в “ас-Сунна” (833), аль-Аджурри в “аш-Шари’а” (1994). Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (446).

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: “Не ругайте никого из сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)! Поистине, пребывание часа кого-либо из них с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) лучше, чем деяния, совершенные на протяжении всей вашей жизни!” аль-Аджурри в “аш-Шари’а” (2054). Иснад достоверный.

Имам Абу Зур’а сказал: “Если ты увидишь человека, который будет принижать значимость кого-либо из сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то знай, что он еретик! И это потому, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) для нас – истина, и Коран – истина, а донесли до нас этот Коран и Сунну сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Поистине, предостерегая от сподвижников, эти люди желают тем самым опровергнуть Коран и Сунну, а на самом деле это от них следует предостерегать, ибо они – еретики!” См. “аль-Кифая” (49).

Къады ‘Ийяд и имам аз-Захаби включили ругань любого из сподвижников к числу тяжких грехов (кабаир).См. “Икмаль аль-му’лим” (7/580), “аль-Кабаир” (стр. 233).

Хафиз ан-Науауи сказал: “Знай, что поношение сподвижников, да будет доволен ими Аллах, не просто запрещено, а относится к числу наиболее отвратительных и запретных вещей”. См. “Шарх Сахих Муслим” (16/93).

О ругани учёных

Со слов ‘Убады ибн Самита(да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не относится к моей общине тот, кто не уважаетстарших среди нас, не милосерден к младшим среди нас, и не отдаёт должного нашим учёным». Ахмад (5/323), аль-Хаким(1/139). Хафизы аль-Мунзири, аль-Хайсами, Ибн Хаджар, аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. “Мухтасарат-таргъибат-тархиб” (31), “Маджма’у-ззауаид” (1/128), «Сахих аль-Джами’» (5443).

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Во время похода на Табук один человек сказал: “Не видели мы больших обжор, лжецов и более трусливых в бою, чем эти наши чтецы Корана”. ‘Ауф ибн Малик сказал ему: “Ты – лжец и лицемер! Я обязательно сообщу об этом Посланнику Аллаха!” После этого ‘Ауф отправился к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), чтобы обо всём ему рассказать. Однако, придя к нему, он обнаружил, что откровение по этому поводу опередило его. Когда же и тот человек прибыл к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), чтобы извиниться, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) уже собрался в путь и сидел на своей верблюдице. Он сказал: “ОПосланник Аллаха, мы только болтали и забавлялись”. Он был словно привязан к подпруге верблюдицы Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а его ноги ударялись о камни, и он повторял: “Мы просто беседовали и шутили”. А Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) только повторял ему аят: «Если ты их спросишь, они непременно скажут: “Мы только болтали и забавлялись”. Скажи: “Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверными после того, как уверовали”» (9: 65-66). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не обращал на него внимания и ничего не добавил к сказанному”. Ибн Аби Хатим в “ат-Тафсир” (10046), ат-Табари в “ат-Тафсир” (16928). Достоверность подтвердили шейх Ахмад Шакир и шейх Мукъбиль ибн Хади. См. “ТахкыкъДжами’аль-баян” (14/333), “ас-Сахих аль-Муснад мин асбаб ан-нузуль” (стр. 108).

Шейх Салих аль-Фаузан сказал: “В этом хадисе указывается на необходимость проявления почтения к учёным и недозволенность насмехаться и издеваться над ними. Этот лицемер сказал: “Не видели мы больших обжор, лжецов и более трусливых в бою, чем эти наши чтецы Корана”, он подразумевал под этими словами учёных, а учёные – это наследники пророков, и они являются примером для всей общины. И когда человек ругает учёных, он тем самым расшатывает исламскую общину, принижает достоинства учёных и вызывает сомнения относительно них”. См. “И’анатуль-мустафид би-шарх Китаб ат-таухид” (2/191).

Сообщается, что имам Ахмад говорил: “Поистине, плоть учёных отравлена! Тот, кто ощутит её запах – заболеет, а кто отведает – умрёт”. См. “аль-Му’ид фи адабиль-муфид” (стр. 71).

Хафиз Ибн ‘Асакир сказал: “Знай, обрат мой, что плоть учёных отравлена, и то, что случается с тем, кто их принижает, общеизвестно. Ведь ругань учёных на основании того, к чему они непричастны, является великим преступлением, а покушение на их честь посредством несправедливости и наговоров – губительное пристанище!” См. “Табйинуказиб аль-муфтари” (стр. 29).

Также Ибн ‘Асакир сказал: “Каждого, кто направил свой язык в адрес учёных и порочил их, Всевышний Аллах умертвит его сердце прежде, чем он умрёт сам!” См. “Табйинуказиб аль-муфтари” (стр. 425).

Любовь по отношению к учёным во главе с саляфами являлась для наших праведных предшественников критерием истинного пути, ибо любовь к ним – это любовь к религии и знаниям, а ненависть к ним – это ненависть к религии и знаниям! Не знать об учёных или же быть несогласным с кем-либо из них в каком-либо вопросе из-за более сильных аргументов другой стороны – это одно, но поношение и клевета в адрес учёных из-за их несогласия с явной ересью и идеологиями заблудших течений, противоречащих прямому пути – это совсем другое!

Имам ат-Тахауи в своём известном послании по вероубеждении сторонников Сунны писал: “Учёные из числа первых и последующих поколений являются обладателями блага, следующими по прямому пути, понимающими фикъх и разбирающимися в разногласиях. И мы не упоминаем о них, кроме как с хорошей стороны, а тот, кто отзывается о них плохо, тот не на прямом пути”. См. «аль-‘Акъида ат-Тахауия» (стр. 24).

Таким образом, имам ат-Тахауи включил вопрос любви и ненависти к учёным в вопросы вероубеждения ахлю-Сунна!

Однажды имаму Ахмаду сказали: “Поистине, Ибн АбиКъутайля ругает знатоков хадисов”. На это он, сильно разгневавшись, сказал: “Еретик, еретик!” аз-Захаби в “ас-Сияр” (11/299).

Сказал Ахмад ибн аль-Азра’и: “Ругань учёных – из числа больших грехов (кабаир)!” См. “ар-Радд аль-уафир” (стр. 197).

Сказал ас-Саффарини: “Поистине, заслуги учёных известны и их достоинства велики, и кто умаляет их достоинства, тот самый низкий и подлый из людей, а кто ненавидит их, тот из партии Иблиса”. См. “Ляуаих аль-ануар” (2/355).

О ругани родителей

Всевышний Аллах сказал: «Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им даже: «Уф!» и не кричи на них, а говори им почтительные слова» (17: 23).

Если Аллах запретил говорить родителям даже слово «уф», то, что можно сказать о том, чтобы повышать на них голос и поносить их?!

Со слов Абдуллаха ибн Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Из числа величайших грехов – поношение человеком своих родителей!» Люди спросили: “ОПосланник Аллаха, да разве может человек поносить собственных родителей?” Он сказал: «Да, так может получиться, если станет он поносить отца другого человека, а тот примется ругать его отца, и если станет он поноситьмать другого человека, а тот примется ругать его мать!» аль-Бухари (5973), Муслим (87).

Таким образом, запретным является не только прямое поношение своих родителей, но и любые действия, которые могут привести к тому, что ругать родителей станет кто-нибудь другой.

Со слов Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Проклят тот, кто ругает своего отца и проклят тот, кто ругает свою мать. Проклял тот, кто принёс жертву не Аллаху. Проклят тот, кто изменил границы земельных участков (для присвоения чужой земли). Проклят тот, кто указал слепому ложную дорогу. Проклят тот, кто совокупился с животным. И проклят тот, кто совершает деяние народа Лута (мужеложство)». Ахмад (1/217), аль-Хаким (4/356). Шейхи Ахмад Шакир, аль-Альбани, Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. См. «Сахих аль-Джами’» (1875), «Тахридж аль-Муснад» (1875).

 

О ругани правителей мусульман

Не является узаконенным ругать открыто правителей мусульман, даже если они являются нечестивыми и несправедливыми, ибо в это влечёт зло и вред для общины мусульман. Более того, ругань правителеймусульман строго-настрого запрещается согласно пророческим хадисам, мнению сподвижников и имамов ахлю-Сунна.

Зияд ибн Кусайб аль-‘Адауи рассказывал: “Однажды, когда я был вместе с Абу Бакратом возле минбара Ибн ‘Амира, который давал хутбу в тонкой одежде, Абу Биляль (посчитав, это шёлком) сказал: “Посмотрите на нашегоамира, который надевает одежду нечестивцев!” Тогда Абу Бакрат сказал ему: “Замолчи, ибо я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Правитель – тень Аллаха на земле! И тот, кто попытается унизить правителя от Аллаха на земле, того унизит Аллах». Ахмад (5/42), ат-Тирмизи (2224), аль-Баззар (2/44).Имам ат-Тирмизи, шейх аль-Альбани и шейх Шу’айб аль-Арнаут назвали хадис хорошим. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха”(2297), “Тахкыкъ ас-Сияр” (14/507).

Му’ауия (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, когда Абу Зарр выехал в местность, под названием «Рабза», его встретила группа людей из Ирака, которые сказали ему: “О Абу Зарр, до нас дошла весть о том, как поступил с тобой правитель. Если хочешь, подними знамя и к тебе примкнёт столько людей, сколько ты пожелаешь”. На это Абу Зарр сказал: “Успокойтесь, успокойтесь, о мусульмане! Поистине, я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Будут после меня правители, так оказывайте имподдержку. А тот, кто захочет их унизить, проделает дыру в Исламе, и не примется от него покаяние до тех пор, пока он не вернёт всё на свои места». Ибн Аби ‘Асым в “ас-Сунна” (1079), Ибн ‘Асакир в “Тарих Димашкъ” (62/106). Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. “Зыляль аль-Джанна” (2/513).

Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Старшие сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещали нами говорили: “Не поносите ваших правителей, не обманывайте их, и не проявляете к ним ненависти. Бойтесь Аллаха и терпите, поистине, облегчение близко!” Ибн Аби ‘Асым в “ас-Сунна” (1015), аль-Байхакъи (6/96). Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим. См. “Зыляль аль-Джанна” (2/488).

‘Укъба ибн Уасадж рассказывал: “Мой товарищ рассказывал мне о положениихариджитов и о том, как они порочат правителей. И однажды, когда во время Хаджаявстретил ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах), я сказал ему: «Ты – из числа оставшихся сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и Аллах даровал тебе знание. Тут в Ираке люди ругают своих правителей и заявляют об их заблуждениях».На это онсказал: «Это те, на которых пало проклятие Аллаха, ангелов и всех людей!»” Ибн Аби ‘Асым в “ас-Сунна”(934), аль-Баззар в “Зауаид аль-Муснад” (1408). Хафиз аль-Хайсами назвал всех передатчиков этого асара передатчиками сборника «ас-Сахих», а шейх аль-Альбани назвал это сообщение достоверным в соответствии с условием аль-Бухари. См. “Маджма’у-ззауаид” (6/228), “Зыляль аль-Джанна” (2/455).

Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) говорил: “Поистине, первое проявление лицемерия человека – это его ругань своего правителя”. аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (8959), Ибн ‘Абдуль-Барр в “ат-Тамхид” (21/287). Иснад хороший. См. “Тахридж Шу’аб аль-иман” (12/30).

‘Аун ас-Сахми рассказывал: “Однажды, когда я пришёл кАбуУмаме(да будет доволен им Аллах), он сказал мне: «Не ругай Хаджаджа, ибо поистине, он твой амир, хоть мне он не амир»”. аль-Бухари в “ат-Тарих аль-кабир” (7/18).

Т.е. Абу Умама был в то время в Шаме, а Хаджадж был наместником в Ираке.

В этом сообщении также содержится ясное указание на то, что запрещено ругать не только своих правителей, но правителей мусульман в общем.

Это и есть путь саляфов во главе со сподвижниками (да будет доволен ими Аллах), которые запрещали ругать и порочить правителей мусульман, какими бы они ни были тиранами или несправедливыми, ибо в этом лишь зло и нет никакой пользы для мира этого и религии!

Имам Ибн аль-Мубарак говорил: “Кто говорит, что молитва совершается за каждым мусульманином, будь он праведник или нечестивец; что джихад совершается вместе с любым халифом; не считает дозволенным выступать против правителя с мечом; обращается за них с мольбой об исправлении, тот полностью непричастен к мнению хариджитов”. См. “Шарх ас-Сунна” (стр. 113).

Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд говорил: “Если бы у меня была мольба, которая обязательно принялась, то я обратился бы с мольбой за правителя”. Его спросили: “Как это о Абу ‘Али?!” Он ответил: “Если я применю её лишь к себе, то этого будет недостаточно, а если я применю её к правителю, то это будет благом для всех. Ведь если правитель праведный, то будут праведными и народы и города!” См. “аль-Хилья”(8/91),“Табакъат аль-ханабиля”(2/36).

Имам аль-Барбахари сказал: “Если ты увидишь человека, который взывает против правителя мусульман, то знай что он приверженец своих страстей. А если ты увидишь человека, который обращается к Аллаху с мольбой о праведности для правителя, то знай что он приверженец Сунны”. См. “Шарх ас-Сунна” (стр. 113).

Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Если ты видишь в правителе мусульман то, что противоречит истине, то обратись к Аллаху за него, ибо в их исправлении содержится исправление общины. Однако ты можешь услышать, как некоторые глупцы, когда слышат слова: «Да исправит Аллах правителей, да поведёт Он их прямым путём», говорят: «Да не исправит их Аллах!» Свят Великий Аллах! Ведь если Аллах не исправит правителей, то ведь это хуже для тебя. Обращайся с мольбой к Аллаху, чтобы Он повёл правителей прямым путём и исправил их”. См. “Шарх Сиясааш-шар’ийя” (стр. 452).

 

Однако очень важно понимать и не путать, что запрет порочить и ругать правителей мусульман из числа тиранов и нечестивцев и желательность обращения за них с мольбой об их исправлении, не означает, что следует восхвалять грешников и нечестивцев из их числа!

Имам Абу-ль-Фарадж ‘Абдур-Рахман Ибн Къудама аль-Макъдиси в главе «О положении тех, кто вóдится с правителями, наместниками и тиранами», упоминал о том, что ослушание Аллаха в отношении несправедливых правителей может выражаться либо в делах, либо в словах, либо в молчании. И относительно «ослушания Аллах в словах», он сказал: “Что касается слов, то ослушание Аллаха будет выражаться в обращении с мольбой за несправедливого правителя (кроме мольбы о его исправлении); или в похвале в его адрес; или в доверии его ложным словам; или в кивании перед ним головой; или в радостном выражении лица перед ним; или в проявлении к нему любви, покровительства и в желании встречи с ним; а также в проявлении сильного желания, чтобы он долго правил. Воистину, в большинстве случаев он (входящий к тиранам), не ограничивается лишь саламом, однако произносит то, что не ограничивается упомянутым. В асаре пришло: «Тот, кто обратился с мольбой за несправедливого, чтобы Аллах его долго хранил, тот пожелал, чтобы Аллаха ослушались». И не дозволено обращаться с мольбой за несправедливого правителя, кроме как говоря: «Да исправит тебя Аллах», или: «Да дарует тебе Аллах сопутствие в истине» и тому подобное”. См. “МухтасарМинхадж аль-къасидин” (стр. 94).

Хафиз ан-Науауи сказал: “Что касается мольбы за правителя (во время хутбы), то наши сторонники (шафииты) единогласны в том, что это не является обязательным и даже желательным. А внешне слова автора (аш-Ширази) и других указывают на то, что обращение с мольбой за правителя (во время хутбы) является нововведением”. См. «аль-Мажму’» (4/391).

Шейх Абу Бутайн говорил: “За правителей обращаются с мольбой, а не восхваляют их, особенно посредством того, чего в них нет. Те люди, которые восхваляют правителей во время проповедей – это те, кто умертвил религию. Хвалящий правителей – ошибается, тем более среди правителей нашего времени нет такого, кто заслуживал бы похвалу и чтобы его восхваляли. Однако за правителей обращаются с мольбой, чтобы Аллах направлял их и повёл прямым путём”. См. “ад-Дурар ас-сания” (4/230).

Отвечая на вопрос мусульманина, который проводит пятничные проповеди в мечети, в которой является условием обращаться с мольбами за правителя, шейх аль-Альбани сказал: “Пусть в твоей мольбе не будет противоречия Шариату, так как достаточно уже того противоречия, что это является нововведением. И нам не следует впадать также и в другое противоречие Шариату, восхваляя правителя, который не судит согласно тому, что ниспослал Аллах. Однако мы обращаемся за него с мольбой о прямом пути и руководстве, исправлении его окружения, и т.п.”. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” (№ 580).

Когда шейха Мукъбиля ибн Хади спросили о правомочности обращения с мольбой за правителя-мусульманина, он ответил: “Обращаться с мольбой за правителя следует в некоторых периодах во время проповеди, обращаясь с мольбой о прямом пути и исправлении. А что касается того, чтобы просить для него укрепления власти, то это не подобает делать, ведь они сейчас стали инструментом в руках Америки. А что касается мольбы об их исправлении и прямом пути, то это благая вещь. Однако этого не следует делать постоянно, ибо в таком случае станет нововведением”. Сл. “Асиляахль ас-Сунна би-Индунисия”.

Спросили шейха Салиха Али аш-Шейха: «Каково положение мольбы за правителя на минбаре, будь это во время пятничной проповеди или иного повода? И каково ваше мнение относительно того, что аш-Шатыби не разрешал делать это (во время хутбы), о чём он пишет в своей книге “аль-И’тисам”?»

Шейх Салих ответил: “Во время праведных халифов не было установленным обращаться с мольбами за правителей. Это получило распространение в конце периода сподвижников и таби’инов, и продолжается до наших дней. И причина этого была в появлении хариджитов, так как хариджиты исповедовали религию своей ненавистью к правителям мусульман, они презирали их и выступали против них. И тогда сторонники Сунны пошли им в противоречие и стали открыто обращаться с мольбой за правителей мусульман. Точно так же сторонники Сунны поступали и в отношении жён Пророка (мир ему и благословение Аллаха), обращаясь за них с мольбами на минбарах, пойдя тем самым в противоречие шиитам-рафидитам, ненавидевшим их. Когда какое-либо нововведение получало распространение, то противоречие им становилось сунной. По этой причине некоторые учёные упоминали, что из Сунны пятничной проповеди – это обращение с мольбой за правителя мусульман. И это является старой сунной. Поэтому из числа признаков приверженцев Сунны было обращение с мольбой за правителей мусульман, а из числа признаков приверженцев нововведений было обращение против правителей, как об этом ясно говорили аль-Барбахари и другие в книгах, посвящённых Сунне. Однако, мольба за правителя – это одно, а восхваление правителя – это совсем другое. Не дозволяется их хвалить, так как их восхваление преследует мирское благо, тогда как мольба за них преследует благо для религии, мира этого и иного. Суть мольбы – это шариатская цель. А что касается восхваления, то у совершающих подобное различные цели. По этой причине учёные обращаются с мольбой за правителя, но они не хвалят его в абсолютном смысле. Да, некоторые могут похвалить правителя за что-то конкретное для пользы. Но подобное является исключением, а не общим правилом. Можно его похвалить, чтобы побудить к благому, чтобы он желал это совершать. А что касается похвалы правителей, то это не является поступком праведных саляфов, ибо из их деяний – это мольба за них. Ведь по причине мольбы есть надежда на исправление его религиозности, а если религия правителя будет в порядке, то множество вещей придут в порядок”. Сл. “Уакъафатма’акалимат ли-Ибн Ма’суд”.

О руганиумерших

Со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не ругайтеумерших, ибо они уже пришли к тому, что совершали прежде». аль-Бухари (1393).

Это означает, что мёртвые подошли к конечной черте, и получают соответствующее воздаяние за свои добрые и дурные дела.

Со слов Мугъиры ибн Шу’бы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не поносите умерших, причиняя тем самым вред живым». ат-Тирмизи (1982). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» (7312).

Этот хадис указывает на то, что ругая умершего, можно нанести обиду живому, который может являться родственником умершего.

Упомянутые пророческие хадисы указывают на то, что запрещается поносить покойных, если это неправомерно и не несёт никакой пользы с точки зрения Шариата. Пользу же может принести предостережение людей от следования примеру покойного в том, что касается его приверженности к нововведениям, его нечестия, неверия, и тому подобных вещей.

Также следует отметить, что к числу отвратительных пороков языка относится упоминание недостатков на теле умершего, о которых мог узнать тот, кто его омывал. А что касается того, кто искренне омыл умершего мусульманина и скрыл его недостатки, то ему уготована великая награда!

Со слов Абу Рафи’а (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того, кто омоет умершего мусульманина, скрыв от других то, что он узнал о нём, Аллах простит сорок раз. Того, кто завернул покойного в саван, Аллах оденет в Судный день в райские, шелковые одеяния из атласа и парчи. А того, кто выкопал ему могилу и похоронил его в ней, Аллах зачтёт ему за это такую награду, как за построение дома для нуждающегося, в котором бы он прожил до Судного дня». аль-Хаким (1/505), аль-Байхакъи (3/395), ат-Табарани в “аль-Кабир” (929). Хафизы аль-Мунзири, ад-Думьяты и аль-Хайсами сказали, что на все передатчики этого хадиса, являются передатчиками сборника «ас-Сахих». А хафизы аз-Захаби, Ибн аль-Муляккъин и Ибн Хаджар, а также шейхи аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут назвали иснад хадиса сильным. См. “аль-Матджар ар-рабих” (92), “Маджма’у-ззауаид” (3/21), “аль-Мухаззаб” (3/1327), “Тухфатуль-мухтадж” (2/16), “ад-Дирая” (1/230), “Сахих ат-Таргъиб” (3492), “Тахридж Сунан Ибн Маджах” (2/447).

 

О ругани петуха

Со слов Зайда ибн Халида аль-Джухани (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не ругайте петуха, ибо, поистине, он будит вас на молитву!» Ахмад (5/192), Абу Дауд (5101), аль-Хумайди(814).Имамы Абу Хатим, Ибн Хиббан, аль-Байхакъи, ан-Науауи, Ибн Муфлих, аль-Альбани назвали хадис достоверным. См. “аль-‘Иляль” (2/345),“Шу’аб аль-иман” (7/155), “аль-Азкар” (стр. 364), “Задуль-ма’ад” (2/431), “аль-Адабаш-шар’ийя” (3/427), “Сахих ат-Таргъиб” (2797).

Следует отметить, что в некоторых кругах принято называть людей, совершающих скверный грех народа пророкаЛута«петухами», тем самым они оскорбляют это прекрасное творение Аллаха, которое будит на молитву и кукарекает при виде ангелов. Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха(мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Услышав крик петуха, просите Аллаха из Его благ, ибо, поистине, петух увидел ангела. Когда же услышите рёв осла, то обращайтесь к Аллаху за защитой от шайтана, ибо, поистине, осёл увидел шайтана». аль-Бухари (3303), Муслим (2729).

О ругани шайтана

Многие несведущие мусульмане часто ругают шайтана, думая, что тем самым они его оскорбляют или унижают, тогда, как на самом деле это лишь радуетшайтана, поскольку это противоречит Сунне и пророческому велению.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха(мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не ругайте шайтана,[ибо это радует его],однако прибегайте к Аллаху за защитой от его зла!» Тамам в “аль-Фауаид” (778),аль-Мухаллис(2/196), ад-Дайлями(4/148). Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (2422).

То, что между двух скобок: «ибо это радует его » упоминается в некоторых версиях и рукописях этого хадиса. См. “Тахкыкъ аль-Джузас-сани мин хадис Яхья ибн Ма’ин” (стр. 120).

Абу-ль-Малих передал со слов человека из числа сподвижников, который рассказывал: “Однажды, когда я ехал верхом вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), животное споткнулось, и я сказал: “Будь несчастен, шайтан!” На этоПророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не говори: “Будь несчастен, шайтан”, ибо, поистине, если ты скажешь так, то шайтан начнёт увеличиваться, пока не станет размером с дом, и станет говорить: “Я одолел его своим величием”.Но если ты скажешь: “Бисми-Ллях (С именем Аллаха)”, тошайтан станет уменьшаться, пока не станет размеромс мухи» ”. Ахмад (5/59), Абу Дауд (4982), аль-Хаким(4/292). Бадруддин аль-‘Айни, Ахмад Шакир, аль-Альбани, Мукъбиль ибн Хади, Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. См.“аль-‘Ильм аль-хайяб” (стр. 544), “Сахих ат-Таргъиб” (3129), “ас-Сахих аль-Муснад” (1504), “Тахридж Сунан Аби Дауд” (4982).

Имам Ибн аль-Къайим сказал: “В другом хадисе сказано: «Поистине, когда раб Аллаха проклинает шайтана, он говорит: “Ты проклинаешь того, кто итак проклят”». К сказанному также относятся и слова человека, как: «Да опозорит Аллах шайтана. Да обезобразит Аллах шайтана». Все подобные слова лишь радуют шайтана, который в таких случаях говорит: «Сын Адама знает, что я задел его своей властью». И это то, что шайтан начинает использовать для того, чтобы обольстить его. Подобные слова в адрес шайтана не приносят никакой пользы, поэтому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал на то, что делать тому, кого задел шайтан, а это – поминать Аллаха Всевышнего, упоминать Его имя, прибегать к Нему за защитой от шайтана. Воистину, это и есть то, что принесёт пользу человеку и то, что раздражает шайтана”. См. “Задуль-ма’ад” (2/355).

Что касается хадиса, который упомянул Ибн аль-Къайим: «Поистине, когда раб Аллаха проклинает шайтана, он говорит: “Ты проклинаешь того, кто итак проклят”», то имам ад-Даракъутни сказал, что правильным является то, что эти слова принадлежат не Пророку (мир ему и благословение Аллаха), а Абу Хурайре(да будет доволен им Аллах), и звучит это сообщение следующим образом: “Если ты станешь проклинать шайтана, то он говорит: «Ты проклинаешь того, кто итак проклят». А если ты прибегнешь к Аллаху за защитой от шайтана, то он говорит: «Ты сломал мне хребет»”. См. “аль-‘Иляль” (1938).

Итак, исходя из данной главы, нам стало ясно, что ругать шайтана нельзя, так как это лишь радует его и возвеличивает, однако необходимо поминать имя Аллаха при наваждении от шайтана и прибегать к Аллаху за защитой от его зла.

Что же касается дозволенности проклинать шайтана, то если делать это иногда, и вместе с проклятием, обращаясь к Аллаху за защитой от шайтана, то в этом нет проблем. Ведь в хадисе отАбу ад-Дарды(да будет доволен им Аллах) сообщается, что когда во время молитвы к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) явился Иблис, он сказал вслух: «Прибегаю к защите Аллаха от тебя!» А потом он трижды сказал: «Проклинаю тебя проклятием Аллаха!» Муслим (542).

 

О ругани времени

Всевышний Аллах сказал: «Они (неверные) сказали: “Есть только наша мирская жизнь. Мы умираем и рождаемся, и нас не губит ничего, кроме времени”. У них нет об этом никакого знания. Они лишь делают предположения» (45: 24).

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не ругайте время, ибо, истинно, Аллах и есть время». Муслим (2246).

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Всемогущий и Великий Аллах сказал: “ Сын Адама наносит Мне обиду, понося время (дахр), тогда как Я и есть время, все в Моей власти, и Я чередую день и ночь!”» аль-Бухари (4826), Муслим (2246).

Следует отметить, что имам Ибн Xазм и другие захириты ошиблись, когда отнесли слово «ад-дахр» (время) к прекрасным именам Аллаха. Смысл выражения: «Я и есть время» раскрывается в следующих за ним словах Аллаха: «Я чередую день и ночь», - то есть всё, что происходит, и добро, и зло в руках Аллаха, и если кого-то из людей постигло несчастье, то на это была воля Всевышнего. См. “Фатх аль-Маджид” (стр. 347).

О ругани ветра

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не ругайте ветер, ибо ветер – это милость от Аллаха. Иногда ветер приносит милость, а иногда – наказание. И если подует ветер, то не ругайте его, а просите у Аллаха его блага и просите уберечь вас от его зла». Абу Дауд (5097), Ибн Маджах (3727). Хафиз ан-Науауи, хафиз Ибн аль-Муляккъин, хафиз Ибн Хаджар, шейх аль-Альбани и шейх Мукъбиль ибн Хади подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Хуляса” (2/886), “Тухфатуль-мухтадж” (1/571), “аль-Футухат ар-раббанийя” (4/272), “Тахриджаль-Калимат-тайиб” (154), “ас-Сахих аль-Муснад” (1417).

Со слов Убайяибн Ка’ба(да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не ругайте ветер, а если увидите то, что вам не понравится, то говорите: “О Аллах, поистине, мы просим Тебя о благе этого ветра, и благе того, что он в себе заключает, и благе того, что ему велено, и прибегаем к Твоей защите от зла этого ветра, и зла того, что он в себе заключает, и зла того, что ему велено!”» Ахмад (5/123) ат-Тирмизи (2252). Имам ат-Тирмизи, хафиз Ибн аль-Къаттан, хафиз ан-Науауи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Ахкам ан-назар” (421), “Рияд ас-салихин” (1727), “Сахих аль-Адаб аль-муфрад” (554).

اللهمإنانسألكمنخيرهذهالريحوخيرمافيهاوخيرماأمرتبهونعوذبكمنشرهذهالريحوشرمافيهاوشرماأمرتبه

/Аллахумма, инна нас-алюка мин хайрихазихи-ррихи, уахайримафихауахайримаумиратбихи, уа на’узу бика мин шаррихазихи-ррихи, уашарримафихауашарримаумиратбихи/.

 

Следует отметить, что когда в текстах Корана упоминаются ветра во множественном числе, то речь идёт о милости Аллаха. Если же слово ветер употребляется в единственном числе, то оно указывает на наказание Аллаха.

Примеры того, когда ветра упоминаются в Коране в благом значении:

«Мы послали ветры, оплодотворяющие облака водой, а потом низвели с неба воду и напоили вас ею» (15: 22).

«Среди Его знамений - то, что Он посылает ветры добрыми вестниками, чтобы дать вам вкусить от Его милости» (30: 46).

Примеры того, когда ветер упоминается в Коране в качестве наказания:

«Знамение было и в (гибели) ‘адитов. Вот Мы наслали на них губительный ветер» (51: 41).

«Мы наслали на нихморозный ветер в день, злосчастье которого продолжалось» (54: 19).

 

О ругани лихорадки (жара)

Джабир (да будет доволен им Аллах)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: