Отчет о лабораторно-практической работе
Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) – преобразует прямолинейное возвратно-поступательное движение во вращательное движение коленчатого вала.
Детали неподвижной группы:
1) Блок цилиндров
2) Головка блока цилиндров
3) Картер
4) Воздушный коллектор
5) Гильза
Детали подвижной группы:
1) Коленчатый вал
2) Шатун
3) Поршень
4) Поршневой палец
5) Маховик
Блок цилиндров – является основной деталью двигателя, к которой крепятся все механизмы и детали.
Блок цилиндров представляет собой массивный литой корпус 6, снаружи и внутри которого монтируются все механизмы и системы. Нижняя часть блока является картером 7, в литых поперечинах которого расположены опорные гнезда для подшипников 2 коленчатого вала. Такую отливку называют блок-картером 1.
В средней части блока цилиндров имеется отверстия 3 для установки подшипников скольжения под опорные шейки распределительного вала.
Цилиндры в блоках изучаемых двигателей расположены V-образно в два ряда под углом в 900.
Блоки цилиндров отливают из чугуна. Он имеет отверстия для подвода и слива охлаждающей жидкости, каналы для подвода масла.
Элементы блока цилиндров при осуществлении рабочего процесса воспринимают действующие в двигателе силы давления газов и неуравновешенные инерционные нагрузки.
Рис.4 Блок цилиндров V-образного двигателя
Головка блока цилиндров закрывает цилиндры сверху, образует верхнюю рабочую полость двигателя и служит для крепления деталей газораспределительного механизма.
Кроме того, в головке цилиндров размещены камеры сгорания, выполнены впускные и выпускные каналы установлены вставные седла и направляющие втулки клапанов.
|
Также как и блок цилиндров, головка имеет полость для охлаждающей жидкости – рубашка охлаждения.
Изготавливается из алюминиевого сплава (так как более интенсивно отводит тепло), после литья для снятия остаточных напряжений головки блока подвергают искусственному старению.
Рисунок 2. Головка блока цилиндров автомобиля КАМАЗ
Картер сцепления и маховика является защитным кожухом сцепления и маховика.
Выполнен из чугуна.
Точная фиксация картера маховика, необходимая для правильного соединения двигателя с деталями коробки передач и сцепления, производится штифтами, запрессованными в блок цилиндров.
Рисунок 3.Картер
Воздушный коллектор – воздушный коллектор направляет воздушный поток в головку блока цилиндров, количеством воздуха управляет дроссельная заслонка. Смешивание воздуха с топливом обычно происходит в короткой части впускного коллектора или в ГБЦ, ресивер же служит для накапливания воздуха и компенсации колебаний.
Рисунок 3. Воздушный коллектор
Гильзы:
Рис.5 Схемы цилиндров двигателя
а- без гильз с короткой вставкой, б и в – с мокрой гильзой, г – с мокрой гильзой в которую запрессована короткая вставка
1 - блок цилиндров; 2 – рубашка охлаждения; 3 – вставка; 4 – гильза цилиндра; 5 – уплотнительные кольца; 6 – антикавитационное кольцо.
Коленчатый вал стальной, сделан горячей штамповкой, упрочен азотированном или закалкой токами очень большой частоты шатунных и коренных шеек.
Коленчатый вал содержит пять коренных опор и четыре шатунные шейки. В шатунных шейках вала сделаны внутренние полости, закрытые заглушками 5, где масло подвергается вспомогательной центробежной очистке. Полости шатунных шеек сообщаются наклонными отверстиями с поперечными каналами в коренных шейках.
|
На носке и хвостовике коленчатого вала размещены шестерня 6 привода масляного насоса и ведущая шестерня 3 в сборе с маслоотражателем 2. Выносные противовесы 4 и 7 съемные, зафиксированы на валу прессовой посадкой.
Рисунок. 23-2. Коленчатый вал в сборе: 1 - вал коленчатый; 2 - маслоотделитель; 3 - шестерня ведущая; 4 - противовес тыльный; 5 - заглушка шатунной шейки; 6 - шестерня привода масляного насоса; 7 - противовес передний
Рисунок. 24. Маховик: 1 - венец зубчатый; 2 - стопор маховика; 3 - маховик; 4, 8 - втулки установочные; 5- сухарь отжимного рычага сцепления; 6-болт фиксации маховика; 7- кольцо опорное, пружинное; 9 – манжета основного вала коробки передач
Рис. 25. Шатунно-поршневая группа: 1-поршень: 2-втул- ка верхней головки шатуна; 3-шатун; 4-болт шатунный; 5-крышка шатуна; 6-гайка; 7-метка одаренности; 8 - вкладыш нижней головки шатуна; 9 - кольцо стопорное; 10 - палец; 11 - кольцо маслосъемное; 12 - кольца компрессионные
Осевые движения коленчатого вала двигателя Камаз ограничены четырьмя сталеалюминиевыми полукольцами, установлеными в проточках задней коренной опоры так, чтобы сторона с канавками прилегала к упорным торцам вала, а ус входил в углубление на крышке заднего коренного подшипника.
Хвостовик коленчатого вала уплотнен резиновым самоподжимным сальником, размещенным в картере маховика.
|
Маховик (рис. 24) из серого особенного чугуна, зафиксирован болтами на заднем торце коленчатого вала и зафиксирован двумя штифтами и установочной втулкой 8. Зубчатый венец 1 посажен на маховик по горячепрессовой посадке и служит для пуска мотора стартером. Число зубьев венца маховика 113.
На внешней плоскости маховика присутствует углубление под стопор 2 маховика, который применяется при регулировании мотора.
Шатуны 3 (рис. 25) стальные, двутаврового сечения; нижняя головка выполнена с прямым и плоским разъемом. Шатун полностью обработан в сборе с крышкой, поэтому крышки шатунов невзаимозаменяемы. На крышке и шатуне нанесены риски спаренности 7 в виде трехзначных порядковых номеров. При монтировании риски на шатуне и крышке обязаны находиться с единственной стороны. Помимо того, на крышке шатуна выбит порядковый номер цилиндра. На каждой шатунной шейке коленчатого вала размещено по 2 шатуна. Подшипниками скольжения служат втулка 2 из биметаллической ленты в верхней головке шатуна и съемные взаимозаменяемые вкладыши 8 — в нижней. Крышка шатуна зафиксирована двумя шатунными болтами 4 с гайками 6.
Поршни двигателя Камаз 1 из высококремнистого алюминиевого сплава со вставкой (специальный чугун) под верхнее компрессионное кольцо и коллоидно-графитным покрытием юбки. На поршне размещены 2 компрессионных кольца 12 и одно маслосъемное кольцо 11. Компрессионные кольца в сечении изображают одностороннюю трапецию, сделанную из чугуна
1 - шейка шатунная коленчатого вала; 2 - гильза цилиндра; 3 - поршень; L - промежуток от образующей шатунной шейки в верхнем ее позиционировании до уплотнительного выступа гильзы; Ll - промежуток от оси отверстия под поршневой палец до днища поршня; а - выступание поршня
на особенного химического состава. Рабочая плоскость наружнего компрессионного кольца покрыта хромом, нижнего — молибденом.
Маслосъемное кольцо прямоугольного сечения с витым пружинным расширителем и хромированной рабочей поверхностью.
В головке поршня установлена камера сгорания. Подбором варианта исполнения поршня (табл. 2), с целью снижения надпоршневого зазора, при монтировании мотора обеспечено выступание поршня над уплотнительным торцом гильзы в пределах 0,5...0,, мм. Индекс варианта поршня нанесен на его дно: 10; 20; 30; 40, а также на нерабочем торце выступа гильзы. В запасные секции поставляются поршни с индексом «10», которые при исправлении разрешается устанавливать в гильзы с любым индексом.
Поршень с шатуном скреплен пальцем 10 (см. рисунок. 25) плавающего типа, осевое движение пальца в поршне ограничено стопорными кольцами 9. Поршневой палец сделан из хромоникелевой стали в виде пустотелого цилиндрического стержня, упрочнен цементацией и закалкой.
Вкладыши подшипников коленчатого вала и нижней головки шатуна сменные, тонкостенные, трехслойные, с рабочим слоем из свинцовистой бронзы. Верхний и нижний вкладыши коренного подшипника колечатого вала двигателя Камаз невзаимозаменяемы. В верхнем вкладыше имеются отверстие для подачи масла и канавка для его распределения.