III. Игры – эксперименты.




Игры-эксперименты – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Игры-путешествия заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.

IV. Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам проделать опыт, то запомнит его надолго.

Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.

Варианты экспериментальной деятельности:

Случайные наблюдения и эксперименты.

Не требуют специальной подготовки. Однако это не значит, что случайные эксперименты проводить просто. Чтобы воспитатель мог заметить в природе что-то способствующее

развитию познавательной активности ребенка, он должен сам обладать естественно- научными знаниями и использовать определенные методы и приемы.

Плановые наблюдения и эксперименты.

Педагог как сам так и опираясь на опыт детей, их творчество планирует и организует опытно-экспериментальную деятельность во всех режимных моментах и в процессе осуществления НОД с детьми.

Эксперименты как ответ на детские вопросы

Помимо запланированных и случайных экспериментов, существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. В дальнейшем, если работа не сложна, она проводится как случайный эксперимент; если же требуется значительная подготовка, ее осуществляют в соответствии с методическими рекомендациями, описанными для плановых опытов.

Дети часто самостоятельно экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое: они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, «меряют лужи», пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

 

Опыт

основной метод исследования, целенаправленное действие, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза. Для реализации задач может использоваться специальное оборудование, при этом опытное пространство всегда ограничено.

Отличие опыта от эксперимента:

Последовательность. Эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт – закрепить ее на практике.

Множественность. Единичное исследование, как правило, называют экспериментом, множественное – опытом.

Цели. При проведении эксперимента возникает определенная цель, опыт может осуществляться спонтанно, наугад.

Опыт - метод исследования, когда может получиться что-то неизвестное, непонятное и неопознанное, которое еще только предстоит изучить.

Эксперимент - метод исследования, когда человек уже заранее представляет, что должно получиться в результате

 

Классификация экспериментов и опытов:

По характеру объектов используемых в эксперименте:

• опыты с растениями;

• опыты с животными;

• опыты с объектами неживой природы;

• опыты, объектом которых является человек.

По месту проведения опытов:

• в групповой комнате;

• на участке;

• в лесу, в поле и т.д.

По количеству детей:

• индивидуальные (1-4 ребенка);

• групповые (5-10 детей);

• коллективные (вся группа).

По причине их проведения:

• случайные;

• запланированные;

• поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По продолжительности:

• кратковременные (от 5 до 15 минут);

• длительные (свыше15 минут).

По характеру включения в педагогический процесс:

• эпизодические (проводимые от случая к случаю);

• систематические.

По характеру познавательной деятельности детей:

• иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);

• поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

• решение экспериментальных задач.

По характеру мыслительных операций:

• констатирующие (позволяющие увидеть какое - то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

• сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

• обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

 

Организация предметно-развивающей среды является одним из условий развития познавательно-исследовательской деятельности в ДОО (дошкольная образовательная организация).

Создание предметно-развивающей среды по поисковой деятельности детей строится с учетом личностного, содержательного, материального и организационного компонента. Педагоги, планируя поисково-исследовательскую деятельность детей, учитывают тип реализации и характер взаимодействия субъектов, содержание деятельности, продумывают все возможные специальные специфические аспекты, такие как объявления, о поисковой деятельности, необходимый инструментарий для исследований, в которых отражается работа с родителями.

В группах детского сада создаются центры активности. Ребенок развивается через познание, переживание и преобразование окружающего мира, поэтому тщательно продуманная развивающая образовательная среда побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества.

центр искусств;

центр строительства;

литературный центр (в старших группах — центр грамотности и письма);

центр сюжетно-ролевых (драматических) игр;

центр песка и воды;

центр математики и манипулятивных игр;

центр науки и естествознания;

центр кулинарии;

открытая площадка (участок группы на улице).

При оборудовании центров учитываются требования: безопасность для жизни и здоровья детей; доступность расположения, соблюдение правил при проведении опыта и эксперимента. Хорошо расписано в программе «Открытия» стр.29. или из ФГОС требования к «Организация предметно-развивающей среды» пункт 3.3.4.

Создание развивающей среды в группе, куда ребенок хотел бы возвращаться, где он чувствовал бы себя нужным и успешным, — достаточно сложная задача, требующая от воспитателя умения наблюдать за детьми и анализировать, понимать различия в темпах их развития и возможностях, работать в команде педагогов детского сада и обязательно вовлекать семью.

Одна из основных задач воспитателей — вовлечь родителей в конкретные дела, занятия, проекты, развивающиеся в группах, которые посещают их дети.

И теория, и практика показывают, что вовлечение семьи приносит пользу и детям, и детскому саду, и, прежде всего, самим родителям.

Программа «Открытия» стр.79. Польза от включения семей в образовательную работу с детьми в детском саду.

 

3. Какие результаты могут быть получены в результате реализации исследовательской работы? В какой форме они могут быть презентованы?

В результате реализации исследовательской работы в доу:

1. Организована предметно-развивающая среда.

2. Дети владеют умениями и навыками исследовательского поиска.

3. Дети используют исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.

Из ФГОС Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: пункт 4.6.

Дети проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

4. Организовывая работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников, повышается уровень родительской компетентности в вопросах совместной поисково-экспериментальной деятельности с детьми. (они участвуют в проектной деятельности). Они являются полноценными участниками образовательного процесса, партнерами.

Выдержка из ФГОС. Реализуется одна из задач ФГОС: обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 

В результате реализации исследовательской работы в доу проводятся: деловые игры, методические выставки, мастер-класс в виде «Фестиваля проектов»; круглые столы, издание сборника, статьи, а также ДОУ может стать инновационной площадкой, на базе которой другие сады принимают опыт по данной теме.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: