Алгоритм проведения проектной деятельности в ДОУ




Короткий ответ

Разработка методологического аппарата (вопросы исследователя)

1.Необходимо ответить на следующие вопросы: Идея (Замысел) исследования (где искать?)

2. Что надо изучить, из того, что не изучено? (проблема)

3. Как это назвать? (тема)

4.Почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать? (актуальность)

5. Что будем рассматривать? В каких границах? (объект) (пример: рассматриваем развитие познавательной деятельности дошкольника)

6. Как рассматривается объект, какие присуще ему отношения, аспекты и функции выделяет исследователь для изучения? (предмет) (пример: проектная деятельность как способ развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста)

 

2. Работа в данном направлении реализуется через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды. Внедрение в практику познавательно-исследовательскую деятельность, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма, т.к. научить ребенка исследовать, познать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства. Поэтому внедрение в практику работы проектного метода начинается с организации работы с педагогическими кадрами. Это могут быть следующие методы и формы работы: семинары, консультации, коллективный просмотр занятий, деловые игры, методические выставки, мастер-класс; беседы, диспуты, практикумы, круглые столы, работа с методическими материалами, дни взаимопосещений, презентации проектов.

Например

1) Консультации по темам:

Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников;

Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников;

Виды проектов и использование их в разновозрастных группах;

Создание пространственной среды в группе;

Участие родителей в проектной деятельности.

2) Семинары-практикумы:

Метод проектов в дошкольном образовании;

Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста;

Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс;

Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе;

Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности;

Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения.

4) Тренинг: Участие в проектной деятельности.

5) Конференция: Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства.

 

Основные формы организации познавательно-исследовательской деятельности детей:

I. проектная деятельность;

II. специально организованные занятия (НОД);

III. познавательно-игровая деятельность, как самостоятельная, так и организованная воспитателем (дидактические, сюжетно - дидактические игры и т.п.);

IV. экспериментирование

I. Проектная деятельность

Метод проектов возник в США во второй половине ХIХ века, его основой была «прагматическая педагогика» американского философа – идеалиста Джона Дьюи.

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-либо проблемы.

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Алгоритм проведения проектной деятельности в ДОУ

 

Подготовительный этап Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи.

Организационный этап

Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач.

Разработка положений смотров, конкурсов, конспектов занятий, сценария итогового мероприятия.

Проведение занятий с детьми специалистами и педагогами ДОУ (комплексные, тематические, бинарные, посещение выставок в экспоцентре, музее и т. д.

Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта.

Итоговый этап Проведение итогового мероприятия (праздника, развлечения). Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта. Педагоги и специалисты ДОУ, родители.

 

Е.С. Евдокимова предлагает свой вариант классификаций типов проектов, актуальных для дошкольного образования

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.

3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

· Исследовательский проект

Содержание проекта:

Получение ответа на вопрос, почему существует то или иное явление, и как оно объясняется с точки зрения современного знания.

Особенности проекта:

1.Чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребёнка в сферу его интересов

2. Краткосрочность

Форма продукта: Модель, схема, календарь.

Возможная форма презентации: Доклад.

Этапы реализации проекта:

Исследовательский проект включает в себя 4 этапа.

 

1этап. предполагает создание ситуации. Например, воспитатель создает одну и ту же ситуацию для всех детей откуда берется электричество. Наблюдая за деятельностью ребенка (любит играть с машинками, куклами) можно подвести к вопросу о том, как куклы выглядели раньше или какими были машины раньше. и совместно с ребенком формулируется задача для проекта.

 

1 этап проекта формулируется вопросом Что такое?, Почему?, Какие бывают? Иногда в проекте отсутствует вопрос «Улица, на которой я живу».

 

2 этап. дети приступают к реализации проекта, т.е. отвечают на поставленный вопрос. Для младших детей основной способ получения ответа является опрос членов семьи и других взрослых. Дети постарше могут вместе с родителями могут искать информацию в энциклопедиях, Интернете, телевизионной передаче и т.д.

 

Результаты исследовательской деятельности заносятся в специальный альбом, который помогает ребенку зафиксировать этапы своей работы и результаты исследования.

 

(вспомните у Шанц рисовали проекты) Например, в проекте «Что такое лодка - дом?»

1 страница альбома посвящается формулировке основного вопроса исследования.

 

2 страница: Что говорит семья: папа - его высказывание, мама- ее высказывание и т.д.

 

3 станица: Что говорят друзья. Подружка Оля- высказывание и т.д.

 

4 страница: Что я выбрал (а) Я выбрал свой ответ и думаю, что он правильный. И пишется ответ.

 

5 страница Как проверить: Интернет, энциклопедия, телепередача, книги и т.д.

5 страница: Мы проверили: Атлас мира, в Интернете, большая детская энциклопедия (и краткие высказывания из источников)

 

6страница Где применить. Я расскажу об этом (и картинки- друзья, соседи, в младшей группе.

 

3 этап - презентация проекта.

Он имеет большую значимость для социального развития ребенка: рассказывая взрослым и сверстникам о выполнении важного дела, ребенок получает опыт реализации познавательной инициативы. Родители должны обязательно присутствовать на презентации. Воспитатель и родители помогают ребенку развесить на стенде страницы своего проекта.

 

4 этап После презентации проектов воспитатель организует выставку проектов и придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления системы знаний, полученных в ходе работы над проектами. После проекты сшиваются в книжку и находятся в свободном доступе в группе.

 

Примерные темы исследовательских проектов «Почему собаки кусают?» «Откуда появляются альбомы для рисования?», «Космос- далекий и близкий», «История куклы», «Во саду ли в огороде», «День пожилого человека», «Что такое день поселка, села?»и т.д.

 

· Творческий проект

Содержание творческого проекта:

Создание нового творческого продукта.

Особенности проекта:

1.Чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями

2. Долгосрочность

Форма продукта: Концерт, утренник, произведение, кукольный спектакль, коллаж, макет, книга, газета, выставка.

Возможная форма презентации: Выставка, утренник, спектакль.

Этапы реализации проекта:

На первом этапе проводится подготовительная работа по выбору темы проекта.

На втором этапе определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности. О важности обсуждаемой темы

На третьем этапе дети высказывают идеи реализации проекта.

Например, проект «Кормушка для птиц». Задача педагог - подвести детей к идее необходимости изготовления кормушки.

Проводится беседа о птицах. Воспитатель в конце беседы подводит детей к мысли, что зимой птицам очень нужны кормушки. Задает вопрос Из чего можно сделать кормушки? Деревянный домик мы пока что не сможем сами сделать.

На четвертом этапе Предлагает нарисовать домики, которые могут дети самостоятельно изготовить. Придумать, из чего можно изготовить кормушки, какой материал будет нужен.

На пятом этапе дети демонстрируют свои работы сверстникам, рассказывают о рисунках, отвечают на вопросы. У детей должно сложиться понимание важности выполняемой работы, смысла его деятельности. В заключение этого этапа выбирается идея, которая будет реализовываться в ходе творческого проекта. Можно предложить детям фишки для «голосования». Дети кладут свою фишку на тот рисунок, который считают более интересным. Если выбор падает на два или три рисунка. то воспитатель может предложить по очереди делать кормушки с помощью жребия.

Шестой этап связан с информированием родителей. Для этого рисунок или рисунки проекта вывешиваются на стенде.

На седьмом этапе педагог вместе с детьми организует работу по реализации общего замысла. Для этого дети делятся на рабочие группы. Вся деятельность детей осуществляется с помощью взрослых, которые решают технические проблемы.

На восьмом этапе готовится презентация готового продукта (чтобы презентация была яркой. необходимо на каждом этапе проекта фотографировать деятельность детей.) Презентация обязательна. Иначе результаты деятельности дошкольников не войдут в культуру детского сада, а значит, не повлияют на социальный статус ребенка и на развитие его личности.

На девятом этапе осуществляется презентация продукта творческого проекта. На презентации присутствуют родители, сверстники. Творческие проекты начинать можно с 5 лет.

Примеры творческих проектов: «Уголок конструирования», «Зимние забавы», «Новогодняя игрушка», «Книжки- малышки» «Масленица», «Пасха», «День Березки»и т.д.

· Ролево-игровой проект:

Цель: Решение проблемных ситуаций в игре.

Результат: Осознание проблем в игровой ситуации.

Ценность: Ребёнок проживает предполагаемую ситуацию в игре.

Структура: Создание проблемной ситуации – распределение ролей – игра – представление результатов.

Форма продукта: Игра.

Возможная форма презентации: Фильм, альбом, портфолио.

Оценка: Оцениваются деятельность в соответствии с принятой ролью.

проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы.

 

· Информационный проект:

Цель: Сбор и представление информации.

Результат: Полная и достаточная, необходимая информация.

Ценность: Формирование умения работать с разными источниками, самостоятельно добывать информацию и доносить её до сверстников в полном объёме.

Структура: Создание проблемной ситуации – выдвижение гипотез по разрешению проблемы – определение путей поиска информации – определение способа работы по поиску информации – распределение на группы – поиск информации – представление результатов – рефлексия.

Форма продукта: Книга, альбом, доклад, фотографии, макет, коллаж, игра, газета, стенд, выставка, журнал, календарь, мини-музей.

Возможная форма презентации: Доклад, утренник, экскурсия.

Оценка: Оцениваются самостоятельность поиска информации, полнота, достаточность представления информации.

· Практико-ориентированный проект:

Цель: Решение, как правило, социальных задач, отражающих интересы участников проекта.

Результат: Чётко обозначенный результат деятельности, который может быть использован в жизни группы, детского сада.

Структура: Создание практико-ориентированной проблемной ситуации – выдвижение гипотез по разрешению проблемы – распределение на группы – практическое разрешение проблемы – представление результатов.

Форма продукта: Модель, алгоритм, памятка, альбом, рисунки детей.

Этапы работы над проектом:

- Проблематизация

- Целеполагание

- Планирование

- Реализация плана

- Презентация

- Рефлексия

- Внешняя оценка проекта

- Портфолио проекта.

 

II. НОД (познавательного занятия – исследования) Структура:

1.Привлекательный отправной момент (МОТИВАЦИЯ, ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС) – какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для познания и исследования.

2.Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем; подбор методов, приёмов для решения проблемы (ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ)

3.Опытная проверка связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями через разные виды детской деятельности (РЕАЛИЗАЦИЯ)

Часть познавательно исследовательской работы дети осуществляют индивидуально, парами или разбившись на небольшие подгруппы, самостоятельно или под руководством воспитателя

В конце занятия дети вновь объединяются для подведения итогов, для окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования.

4.Предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями (ИТОГ И ПЕРСПЕКТИВА)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: