Всеобщая история: Средние века
Курс
ИВКА (Фил. [гр.1]), ИФФ (Иск. и ГН [гр.1]), ИФФ (ПрикФил. [гр.1]), ИФФ (Фил. [гр.1, 2, 3])
Тематический план семинарских занятий (16 часов)
(см. расписание занятий)
1 занятие – Вводное (требования, предъявляемые к студентам при подготовке к семинарским занятиям, составлению конспектов, написанию контрольных работ и итоговой аттестационной работы. Обсуждение плана семинарских занятий и мини-конференции).
2 занятие – Тема № 1 (см. ниже, уч. план)
3 занятие – Тема № 2 (см. ниже, уч. план)
4 занятие – Тема № 3 (см. ниже, уч. план)
5 занятие – Тема № 4 (ниже, уч. план)
6 занятие – Промежуточная аттестация (см. требования и вопросы – 2 вопроса)
7 занятие – Итоговая аттестация (см. требования и вопросы – 1 вопрос).
8 занятие – Подведение итогов. Выставление экзаменационных (зачетных) оценок.
Тексты к занятиям см. в разделе: «Материалы к семинарским занятиям». Вопросы к итоговой аттестации будут выданы на 6 семинарском занятии.
Тема № 1
Германские племена и эпоха переселения народов
Источник:
Корнелий Тацит. О происхождении германцев и местоположении Германии // Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Том первый (М.: Ладомир, 1993), с. 353-373 (Интернет: https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/tacit.htm). Или см.: Материалы к семинарским занятиям.
(К занятию составить конспект источника, объем 3-4 стр., формат А 4).
В конспекте отразить:
1. природные условия Германии, ее местоположение; внешний вид германцев, образ жизни германских племен, обычаи, занятия, стереотипы поведения, пищу, вооружение (конница+пехота); законы (проступки и наказание); обычаи, исчисление времени, жилище, одежду, брачные отношения. Миф в жизни германских народов;
2. различные народности, их особенности (1-3 народности [напр., хатты: внешний вид, обычаи]);
Тема № 2
Образ Карла Великого в Средние века
Источник:
Эйнхард. Жизнь Карла Великого (Интернет: https://hbar.phys.msu.ru/gorm/chrons/einhard.htm). Или см.: Материалы к семинарским занятиям, стр. 51-151 (нечетные страницы; на четных страницах – латинский текст)
(К занятию составить конспект источника, объем 3-4 стр., формат А 4).
В конспекте отразить:
правление династии Меровингов; внешнюю политику Карла (военные походы, покоренные племена, ход военных действий); созидательную деятельность Карла (внутреннюю политику: законотворчество, строительство); смерть Карла; завещание; прославление и возвеличивание Карла Эйнхардом (методы и приемы).
Дополнительно реконструировать (по тексту Эйнхарда): образ жизни и привычки Карла, его внешность, состав семьи, отношение с членами семьи; уровень образования.
Литература (факультативно):
МакКормик, М., Карл Великий и Лев III: встреча в Падерборне (см. Материалы к семинарским занятиям).
Петрова М.С. Эйнхард – историк в истории, с. 26-41 (см. Материалы к семинарским занятиям).
Тема № 3
Мини-конференция (семинар)
«Требюше – средневековые осадные машины» (Internet).
Дать описание осадных машин, с привлечением иллюстративного материала; уметь объяснить принцип действия машины. Оформить в виде иллюстрированной письменной работы (2-4 стр.).
Материал для сообщений выбирается студентами самостоятельно. Работу на занятии следует организовать так, чтобы каждый из присутствующих смог или выступить с сообщением, или дополнить информацию, или задать вопрос. Следует выбрать 1 (или 2) ведущих мини-конференции из числа студентов группы
Возможные ссылки на материалы: https://xlegio.ru/throwing-machines/middle-ages/trebuchet/ (Военно-исторический портал Античности и Средних веков);
https://sevprostor.com/kratkie-svedeniya-ob-osadnyx-mashinax-ispolzovavshixsya-v-drevnosti-i-v-srednie-veka-dlya-metaniya-bolshix-kamnej-i-strel.html (Краткие сведения об осадных машинах в Античности и Средние века);
и другие (по желанию), напр., https://offtop.ru/castles/v7_44690__.php?of406=lqudu6dg6m8j87lh8oqvmhmmq1 (иллюстрации и форум).
Тема № 4
Церковь в Средние века:
роль культа святых в жизни средневекового человека
Источник:
Эйнхард. О перенесении мощей и чудесах Марцеллина и Петра, книга 1 // Средние века. Вып. 65. М.: Наука, 2004. Или см. Материалы к семинарским занятиям.
(К занятию составить конспект источника, объем 3-4 стр., формат А 4).
В конспекте отразить: цель перенесения святых; способы получения останков святых; описать участников событий по перенесению останков святых и их характеры; чудеса, связанные со «святыми»; реконструировать роль «святых» в жизни средневекового человека.
Литература (факультативно):
1) Питер Браун. Культ святых. Его становление и роль в латинском христианстве (М.: Росспэн, 2004). [главы: 2. «Славное семейное место»; 3. Невидимый спутник].
2) Филипп Арьес. Человек перед лицом смерти (М.: Прогресс, 1992). [главы 2. У святых, при церкви; 4. Гарантии для потустороннего мира].
3) Петрова М.С. Эйнхард и его святые мертвецы (См. Материалы к семинарским занятиям).
Промежуточная аттестация (вопросы)
А
1. Термин и понятие «Средние века». Различные периодизации истории Средних веков.
2. Римские и германские элементы средневековой цивилизации Западной Европы
3. Причины эпохи Великого переселения народов, ее основные периоды. Итоги.
4. Гуннский период эпохи Великого переселения народов и его значение для истории Европы.
5. Образование «романо-варварских королевств». Особенности организации общества и власти.
6. Генезис королевской власти в государстве Меровингов.
7. Причины кризиса династии Меровингов и утверждение династии Каролингов.
8. Империя Карла Великого: создание и система управления.
9. Раздел империи. Роль империи Карла Великого в истории Западной Европы.
Б
1. Крестовые походы (определение, предпосылки, цели и участники крестовых походов).
2. Государство крестоносцев. Духовно-рыцарские ордена. Значение крестовых походов.
3. Церковь и ереси.
4. Процесс централизации во Франции.
5. Становление английского Парламента.
6. Англия и Франция в эпоху Столетней войны.
7. Народные движения во Франции.
8. Средневековая культура и идеология.