Менеджмент: основные определения.




Итак, менеджмент рассматривается как научно-практическая и учебная дисциплина, посвященная проблемам управления организацией (предприятием).

Менеджмент и образованные на его основе понятия - финансовый менеджмент, производственный менеджмент, стратегический менеджмент и другие - все шире используется в образовании, научных изданиях, учебной литературе, СМИ.

Возникает много вопросов. Является ли это данью моде? Или отражение новых условий, ответ на запрос времени? Является ли менеджмент синонимом термина “управление” либо несет особую смысловую нагрузку? Как соотносится это понятие, сравнительно недавно вошедшее в научный оборот, с другими, безусловно, связанными с ним категориями - в первую очередь такими, как бизнес, предпринимательство, руководство, администрирование и координация? Является ли менеджмент наукой или искусством практики либо единством первого и второго?

Эти и многие другие вопросы, связанные с использованием сравнительно нового для российской экономической науки понятия, имеют не только чисто академический интерес. Это особенно актуально для тех, кто желает либо вынужден изучать данную проблематику. Первую группу составляют студенты экономических вузов и факультетов. Вторую - предприниматели, хозяйственные руководители, специалисты, работники государственных структур, общественных организаций. Они испытывают потребность в знаниях и овладевают менеджментом в уже многочисленных школах бизнеса, на различных курсах либо самостоятельно.

Управленческая деятельность осуществляется в различной экономической среде. В нашей стране был накоплен большой опыт управления в централизованной экономике. Разработка довольно детализированных планов, охватывающих деятельность десятков тысяч предприятий, обеспечение их ресурсами, распределение произведенной продукции требовали и соответствующего инструментария и кадров для его эффективного применения.

Однако жизнь убедила, что искусственное ограничение рынка существенно обедняет мотивационный механизм хозяйственной системы. Это потребовало изучения опыта управления в рыночной среде, накопленного в странах с развитой рыночной экономикой, адаптации этого опыта к специфическим условиям нашей экономики.

И это естественно, поскольку квалификация менеджеров, уровень управления в значительной, а порой и в решающей, степени определяют конкурентоспособность организации. Еще более значимым данный фактор является для российских предприятий, когда рыночные отношения находятся в стадии становления. Сложность и масштабность необходимых преобразований при ограниченности ресурсов превращают уровень менеджмента в решающий фактор успеха.

Управление - более широкое, чем менеджмент, понятие. Оно относится к различным сферам и видам деятельности, объектам и субъектам.

Первое определение.

Менеджмент - это управление деятельностью специалистов организации (в том числе и менеджеров). Менеджмент – разновидность управления.

Далее. Управление – сложный вид деятельности. Современный менеджмент мы также рассматриваем как сложный вид деятельности.

Второе определение.

Менеджмент, как сложный вид деятельности, может быть описан не менее чем двумя определениями, теориями, языками.

Третье определение.

Менеджмент - это управление в открытой, рыночной экономике. Объектом управления здесь является экономически самостоятельная организация.

Менеджмент, как уже отмечено, направлен на обеспечение качества и количества товара (промышленность), услуги (образование), знания (наука). Это миссия организации. Менеджмент также направлен и на извлечение выгод для организации от производства знаний, товаров, и услуг. Это собственная цель организации.

Четвертое определение.

Менеджмент это деятельность по согласованию результатов производства в смысле собственных и миссионерских целей организации.

Менеджмент неотделим от менеджеров.

Менеджер как субъект менеджмента, управляет деятельностью специалистов-производственников (в том других менеджеров) для получения необходимых результатов производства знаний, товаров, услуг.

Пятое определение.

Менеджмент основан на некоторой общей модели деятельности менеджера в триаде «субъект-объект-результат» организации.

Менеджмент - это область человеческого знания, позволяющая повысить эффективность деятельности менеджера. Для этого менеджмент должен содержать все необходимые теоретические и методические разделы, посвященные формированию модели деятельности менеджера.

Шестое определение.

Менеджмент содержит общую основу и методики формирования целостной модели «объект-субъект-результат» деятельности менеджера.

Менеджмент изучается представителями различных наук. Это обусловлено междисциплинарным, интеграционным характером предмета исследования. Важные вехи в истории менеджмента связаны с использованием достижений математики и общей теории систем, экономики и психологии, технических наук и философии.

Наиболее важным для современного менеджмента является целостный подход.

Сложность менеджмента приводит к особой роли ситуационного подхода, когда анализируется конкретная организация, имеющая определенные структуру, мотивацию работников, взаимодействие с внешней средой. В рамках такого анализа рассматриваются технические, экономические, социальные, политические, экологические аспекты, что делает возможным целостный синтез науки и искусства практики управления. Организация здесь - открытая система, приспосабливающаяся к изменениям внешней среды.

В начале XX столетия наиболее мощное воздействие на менеджмент оказывало состояние материальной базы производства, развитие технологий. Это привело к появлению классического аналитико-рационалистического направления в менеджменте. Успехи в психологии, науках о поведении привели к появлению в менеджменте “ школы человеческих отношений ”.

Усложнение внешней среды потребовало использования сложного математического инструментария - и в менеджменте формируется школа количественных методов. В восьмидесятые годы в центре внимания находится анализ организационной культуры как мощного инструмента современного менеджмента. Предполагается, что его эффективность в решающей мере зависит от человека, учета стереотипов его поведения, обычаев, традиций, ценностей.

Наконец, в девяностые годы можно говорить о “ренессансе” технократического подхода. В современных условиях возрастает зависимость менеджмента от уровня технической оснащенности организации. Без определенного уровня оснащенности невозможно применение современных информационных и управленческих технологий, а следовательно - обеспечение конкурентоспособности организации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: