Возможные типы заданий для третьей части громкого чтения




Инсценировка. Именно инсценировка помогает преодолеть речевой барьер, отработать некоторые правила лексики, грамматики, произношения и понять замысел автора, характеры героев.

РАФТ. Технология РАФТ определяет 4 параметра рассказа: Р - роль. Кто ты? От чьего имени, рассказываешь? А – аудитория. Для кого ты рассказываешь? Ф – формат. В какой форме ты рассказываешь? (рассказ, сказка, эссе, анекдот, басня). Т – тема. О чем ты пишешь? Какова идея твоего рассказа?

Эта технология одновременно позволяет поиграть в игру «Расскажи прочитанную историю от лица какого-то героя» и углубиться в литературоведческую специфику, уточняя особенности литературных жанров и пробуя свои силы в них.

Синквейн – короткое литературное произведение из 5 строк, характеризующее предмет (тему). Правила написания: - 1 строчка – существительное – одно ключевое слово, определяющее содержание (название произведения, имя героя);

- 2 строчка – два прилагательных или причастия, характеризующих первую строчку;

- 3 строчка– три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;

- 4 строчка – четыре слова – ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме или её суть:

- 5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

Аналогии и ассоциации. Аналогия – это сходство между предметами, явлениями или людьми по каким-либо признакам. Ассоциация – это связь между какими-то явлениями, предметами, людьми, когда при упоминании одного возникает мысленный образ другого.

Игра «Вырасти дерево ассоциаций». Суть игры: ствол дерева – название какого-то предмета или явления. Ветви, отходящие от ствола – ассоциации, которые возникают при упоминании слова-«ствола». Отходящие от ветвей веточки – ассоциации уже к словам-ветвям и т.д.

Моя Вообразилия. Вот некоторые примеры вопросов-заданий:

- встретив незнакомое слово, объясните его малышу, а затем предложите самому придумать (рассказать или нарисовать), что за «зверь» скрывается, например, за таким чудо-словом, как «крокозябра», «карамбурог»и т.п. (вы можете придумать слова сами).

Задание «наоборот»: покажите картинку с изображением несуществующего зверя и спросите, как бы он мог называться.

- можно обсудить с ребенком, как отличаются по цвету и звуку разные эпизоды одного и того же рассказа, или какого цвета наше настроение после прочтения книжки.

Чтение с остановками

Существует еще одна стратегия чтения - чтение с остановками, при реальном и кажущемся отличии от стратегии громкого чтения, во многом пересекается с ней. В специальной литературе можно встретить термин «медленное чтение ». Под «чтением с остановками» в данном случае понимается специально разработанная стратегия развития критического мышления (формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию). Данная стратегия используется для пробуждения интереса учащихся к чтению как процессу. В основе этой стратегии лежат наблюдения за процессом чтения людей, обладающих культурой чтения, навыками критического мышления. Они читают с перерывами для внутренних дискуссий, пометок, вопросов, критических «высказываний» в уме. Многие научились делать это стихийно, но все-таки не стоит на это полагаться.

При выборе данной стратегии в начале чтений расскажите присутствующим о своем личном опыте знакомства с этой книгой (рассказом, сказкой, былиной и т.д.). Здесь необходимо быть максимально искренними. Если Вы не сразу пришли к принятию этого произведения, то так и надо сказать. Вступление должно быть не более трех-четырех минут. Это должен быть именно сюжет, а не описание своих чувств. Лучше ограничьтесь краткой информацией о личности автора. Помните о возрастной специфике: запоминаются именно те моменты биографии, которые дети могли бы легко «перенести» на себя, на свою жизнь.

Следующий этап - обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что, как кажется детям, может произойти в рассказе с таким названием? Кто-то попытается связать свои предположения с другими произведениями этого же автора, кто-то проведет аналогию с фольклорными текстами, а кто-то – с событиями своей жизни.

Далее ведущий чтений, заранее выделяет в тексте две-три остановки – в зависимости от размера текста (размер текста не должен превышать пяти-семи страниц). Во время этих остановок Вы задаете вопросы, побуждающие присутствующих к критическому мышлению (вопросы готовятся заранее).

Надо обсудить непонятные слова, проанализировать средства художественного выражения, но, все же, в нашем случае давайте сделаем акцент на вопросах высокого уровня, наподобие: «Что заставило героя поступить именно так?», «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?» и т.д. После первой или второй остановки можно использовать прием «Дерево предсказаний». Где графически –на «стрелочках» – линиях соединения –записываются объяснения своим версиям, таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.

После окончания работы с текстом детям предлагается на выбор две-четыре цитаты (или пословицы), связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к интерпретации сюжета. Нужно выбрать одну из них – какая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к тексту – и написать небольшое эссе (маленькое сочинение), обосновывающее выбор. Некоторые из эссе зачитываются.

Младшие школьники после прослушивания художественного произведения любят рисовать, рисунок помогает им вновь пережить прочитанное, восстановить всё в памяти. Пусть дети рисуют всё, что хочется, что родилось в душе как отклик на этот текст.

Понимание (осмысленность) чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях:

1) применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения);

2) применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева).

 

Источник информации: https://www.sodb.ru/node/486#overlay-context=actions-and-contest/actions

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: