Звук | Разновидность нарушений произношения звука | Приемы постановки |
[C] | Межзубный сигматизм, губно-зубной сигматизм, призубный сигматизм, шипящий сигматизм, боковой сигматизм, носовой сигматизм, парасигматизмы. | 1.По подражанию. 2.Произнесение опорных [и], [ф] при артикуляции [с]. 3.Механически от [т]: кончик языка отводят зондом за нижние зубы, ребенок произносит «та-та-та»= «са-са-са». |
[З] | Межзубный сигматизм, губно-зубной сигматизм, призубный сигматизм, шипящий сигматизм, боковой сигматизм, носовой сигматизм, парасигматизмы. | От опорного щелевого [в] с механической помощью: при длительном произношении [в] пальцем прижимают нижнюю губу к основанию нижних резцов. Получается: вввззз. Постепенно изолированное звучание получается без механической помощи. Установив органы речи в артикуляционном укладе [с], ребенок на фоне непрерывного голосового звучания [э] ([ы]) на одном длительном выдохе производит многократное выдвижение кончика языка вперед, слегка касаясь им краев верхних и нижних резцов, но так, чтобы воздух мог проходить через межзубное пространство. При этом слышится отчетливый з-з-з. |
[Ц] | Межзубный сигматизм, губно-зубной сигматизм, призубный сигматизм, шипящий сигматизм, боковой сигматизм, носовой сигматизм, парасигматизмы. | 1.По подражанию. 2.От чередования [т] и [с], постепенно ускоряя темп. |
[Ш] | Межзубный сигматизм, губно-зубной сигматизм, призубный сигматизм, свистящий сигматизм, боковой сигматизм, носовой сигматизм, парасигматизмы. | 1.По подражанию. 2.Механически от [с]: кончик языка отводят зондом за верхние зубы, ребенок произносит «са-са-са»=«ша-ша-ша». |
[Ж] | Межзубный сигматизм, губно-зубной сигматизм, призубный сигматизм, свистящий сигматизм, боковой сигматизм, носовой сигматизм, парасигматизмы. | От [з]: кончик языка постепенно, не теряя своего дрожания, поднимается вверх (возможна механическая помощь), приближается к артикуляционному укладу звука [ж] и в этом положении закрепляется последующими упражнениями. |
[Щ] | Межзубный сигматизм, губно-зубной сигматизм, призубный сигматизм, свистящий сигматизм, боковой сигматизм, носовой сигматизм, парасигматизмы. | 1.Поподражанию. 2.Механически: поднятие зондом кончика языка при произнесении «сь» или «ся» = [щ] или слог «ща». |
[Ч] | Межзубный сигматизм, губно-зубной сигматизм, призубный сигматизм, свистящий сигматизм, боковой сигматизм, носовой сигматизм, парасигматизмы. | 1.По подражанию. 2.От чередования [т] и [щ], постепенно ускоряя темп. 3.От слога «ать»: подложить шпатель под язык, поднять его к альвеолам, одновременно нажимая на углы губ, добавляя этим выдвижение их вперед как при [ч]. |
[Р] | Ротацизм, параротацизмом. | 1.От [д]: упражнения «Дятел», «Барабанщик». Быстро и отрывисто «стучать» кончиком языка поверхним альвеолам, произнося [д]= «др». 2.От чередования [т] и [д]: упражнение «Поезд» (имитация стука колес)= «тр-др». 3.От сочетания «дж»: упражнение «Заведи моторчик»= «дррр». 4.Постановка в 2 этапа: -фрикативный [р] от [ж], [з] или [д], можно от слогов «жа», «за», «да»; -механическое достижение вибрации с помощью шарикового зонда = [р], слоги «ра», «дра». |
[Л] | Ламбдацизм, параламбдацизм. | 1.По подражанию. 2.Отмежзубного произнесения [а] или [ы]. |
[К] | Каппацизм, паракаппацизм. | 1.По подражанию. 2.Механически: с помощью шпателя, усиливая нажим на язык и продвигая его спинку назад: к, г, х,й [к] от [т]: «та-тя-кя-ка»; [г] от [д]: «да-дя-гя-га»; [х] от [с]: «са-ся-хяха»; [j] от [з]: «за-зя-]а». |
[Г] | Гаммацизм, парагаммацизм. | 1.По подражанию. 2.Механически: с помощью шпателя, усиливая нажим на язык и продвигая его спинку назад: к, г, х,й [к] от [т]: «та-тя-кя-ка»; [г] от [д]: «да -дя-гя-га»; [х] от [с]: «са-ся-хя-ха»; [j] от [з]: «за-зя-]а». |
[Х] | Хитизм,парахитизм. | 1.По подражанию. 2.Механически: с помощью шпателя, усиливая нажим на язык и продвигая его спинку назад: к, г, х,й [к] от [т]: «та-тя-кя-ка»; [г] от [д]: «да-дя-гя-га»; [х] от [с]: «са-ся-хя-ха»; [j] от [з]: «за-зя-]а». |
[Й] | Йотацизм. | 1.По подражанию. 2.Механически: с помощью шпателя, усиливая нажим на язык и продвигая его спинку назад: к, г, х,й [к] от [т]: «та-тя-кя-ка»; [г] от [д]: «да-дя-гя-га»; [х] от [с]: «са-ся-хя-ха»; [j] от [з]: «за-зя]а». |
|
|
Конспект