Сюжетная линия романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»




Задание 10. Вставьте пропущенные слова в высказывание Толстого.

Легко заметить общее направление сюжетного движения: в 1805 году через блестящие ……………….и незначительные………………..— к серьёзному……………; в 1812 году — через…………….и трудности отступления — к окончательной …………………….

Слова: парады, победы, поражению, поражения, победе.

Теоретический материал для самостоятельного изучения(подсказка при ответе на вопросы)

Тема войны — одна из центральных в романе. Действующими лицами являются как вымышленные персонажи, так и реальные люди — русский император Александр I и австрийский император Франц, Наполеон, командующие армиями Кутузов и Мак, военачальники Багратион и Вейротер.

В самом начале произведения мы видим описание светских разговоров в салоне Анны Павловны Шерер о политических событиях в Европе, разрыве дипломатических отношений между Россией и Францией. Толстой постепенно рассказывает, что на войну собираются Андрей Болконский, Николай Ростов и другие герои. Так представлена экспозиция.

Завязкой в развитии этой сюжетной линии является смотр под Браунау. Здесь читатель впервые знакомится с образом Кутузова. Он хочет убедить австрийских генералов в том, что русская армия к походу не готова и не должна идти на соединение с армией генерала Мака. Среди сотен лиц Кутузов узнаёт храброго офицера Тимохина, которого помнит ещё по Измайловскому походу.

Развитие действия — поездка князя Андрея в Брюнн, осознание незначительности русской победы; размышления Николая Ростова и других персонажей о ненужности войны («Был бы я царь, никогда бы не воевал», — думает Несвицкий).

Кульминацией является Шенграбенское сражение, когда отряд Багратиона прикрывает отступление армии Кутузова. Мужество и упорство русских солдат — залог одержанной ими победы.

Далее армия готовится к «смотру двух императоров — русского и австрийского» под Ольмюцем. Он кажется слишком легковесным, парадным и не соответствует тому настроению, которое должно сопровождать подготовку к серьёзному бою. Толстой с иронией пишет о множестве длинных и подробных диспозиций, зачитываемых австрийскими офицерами на военных советах, и с сочувствием изображает Кутузова, чьим мнением амбициозный молодой Александр I пренебрегает. Главнокомандующий русской армией откровенно спит на военном совете, понимая, что диспозиция согласована с императорами и изменить ничего нельзя.

Развязка — поражение русской и австрийской армий под Аустерлицем.

Победа под Шенграбеном и поражение под Аустерлицем происходят на чужой территории. Почему же русские солдаты героически стоят под Шенграбеном и позорно бегут под Аустерлицем? Что решает судьбу сражения?

Тяжесть военной обстановки Толстой передаёт всего в одном предложении. Оно построено сложно, прочитывается с трудом, и это не случайно. Враждебный настрой жителей, недоверие союзников, недостаток продовольствия, явный перевес сил противника (сто тысяч против тридцати пяти) — все эти явления сложно переплетены.

Обстоятельства в военной кампании 1805 года складываются явно не в пользу русских. Генерал Мак разбит под Ульмом. Австрийская армия сдаётся.

Шенграбенское сражение предпринято по инициативе Кутузова, чтобы дать возможность русской армии соединиться со своими частями, шедшими из России. На «великий подвиг» главнокомандующий благословляет Багратиона: с четырьмя тысячами солдат он должен задержать 40-тысячную французскую армию. В неравном бою русские одерживают нравственную победу: Багратиону удаётся значительно замедлить продвижение французов и уйти, сохранив две трети своих людей, при этом захватив трофеи и нанеся большой урон французам.

Особенно интересно в романе Толстого описание той атаки, про которую Луи-Адольф Тьер в книге «История консульства и империи» говорит: «Русские вели себя доблестно, и вещь — редкая на войне, две массы пехоты шли решительно одна против другой, и ни одна из двух не уступила до самого столкновения». А Наполеон на острове Святой Елены, вспоминая этот военный эпизод, скажет: «Несколько русских батальонов проявили бесстрашие».

Об истинном героизме заставляет задуматься и описание батареи Тушина. Солдаты ведут огонь по деревне Шенграбен, откуда наступают значительные силы французов. Капитан Тушин принимает тактическое решение поджечь деревню, чем заслуживает похвалу Багратиона. Во время сражения про батарею забывают, но артиллеристы продолжают стрелять. Французы не догадываются, что бьют только четыре ничем не защищённые пушки, и полагают, что именно здесь и расположены главные силы. Батарея Тушина останавливает движение французов.

Капитан Тушин — настоящий герой в понимании Толстого. В нём есть скромность, самоотверженность, решительность, мужество, инициатива, основанные на чувстве долга. Это не идет ни в какое сравнение с разжалованным Долоховым: желая снова получить расположение начальства, тот бравирует своей храбростью, хвалится раной и трофеями и просит «попомнить» его подвиг.

Обратимся к другому военному эпизоду — Аустерлицкому сражению.

По мнению писателя, передвижение стрелки «на циферблате истории человечества» есть результат взаимодействия поступков и настроений всех участников этого события.

Одной из главных фигур битвы под Аустерлицем выступает молодой император Александр I. Это по его настоянию сражение начинается преждевременно, когда не все войска успевают занять необходимые позиции. Монарх отвергает доводы опытного стратега Кутузова о необходимости ведения выжидательной тактики. Александр I утверждает детально разработанную австрийским генералом Вейротером диспозицию. Из-за густого тумана в день атаки высшее начальство решает изменить расположение войск, начинается неразбериха. Неожиданная встреча с неприятелем вносит панику в русское войско. Цепь случайностей превращает диспозицию в сплошную формальность.

По Толстому, ход боя определяет не детально разработанный план сражения, а дух войска, составляющийся из настроения его отдельных участников. И поэтому ни приказ Кутузова, ни подвиг князя Андрея не могут изменить положения, затмить трагический исход битвы под Аустерлицем. Солдаты бегут с поля боя.

Справочный материал.

Тема войны, получившая в романе широ­кое отражение, разрешается писателем на примерах двух войн: в 1805—1807 годах — за пределами России и в 1812 году — на русской территории.

К первой войне, в центре которой Шенграбенское и Аустерлицкое сражения, Толстой относится отрицательно, считает ее бессмыс­ленной, антинародной. Автор возмущается поведением прусских и австрийских генералов, которые любезно расшаркивались перед Наполеоном и без боя отдавали ему целые армии и родную землю. Мысли о противоестественности заграничных военных походов писатель вкладывает в уста положительных героев, которые заявляют: «Нам там незачем было драться» (Андрей Болконский) или: «И зачем я пошел сюда!» (Николай Ростов).

Толстой реалистически описывает события. Русская 35-ты­сячная армия, «преследуемая стотысячной французской армией под начальством Бонапарта, встречаемая враждебно расположен­ными жителями, не доверяя своим союзникам», находилась за границей в очень тяжелом положении. Русские «войска были раздеты, изнурены, на одну треть ослаблены отсталыми, ранеными, убитыми и больными». Под Шенграбеном наша армия попала в ловушку, ей грозило окружение. Спасти положение должен был Багратион, в задачу которого входило отвлечь внимание фран­цузов и выиграть время для отхода основных сил армии Кутузова. Толстой отмечает высокий моральный дух солдат в отряде Баг­ратиона: «Все лица были такие спокойные, как будто все проис­ходило не в виду неприятеля, перед делом, где должна была остаться на месте, по крайней мере, половина отряда, а как будто где-нибудь на родине в ожидании спокойной стоянки».

Описывая сражение, Толстой сначала рисует общую картину, наблюдаемую как бы с командной высоты: «Правый фланг наш располагался на довольно крутом возвышении, которое господ­ствовало над позицией французов. На нем расположена была наша пехота и на самом краю видны были драгуны. В центре... был самый отлогий и прямой спуск и подъем к ручью, отделявшему нас от Шенграбена. Налево войска наши примыкали к лесу... Линия французов была шире нашей, и ясно было, что французы легко могли обойти нас с обеих сторон». Затем писатель словно спускается вниз: пишет лица, эпизоды, мелкие сценки, улавливает речь: «Лица солдат были закопчены порохом и оживлены. Иные забивали шомполами, другие посыпали на полки, доставали заряды из сумок, третьи стреляли».

В Шенграбенской битве подлинный героизм был проявлен солдатами Багратиона. Мужественно воевала рота Тимохина, «которая одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов». Доблестно сражались артиллеристы на всеми забытой батарее капитана Тушина, кото­рая, лишившись прикрытия, «продолжала стрелять и не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек».

Аустерлицкое сражение, подготовленное австрийскими гене­ралами и возглавляемое царем Александром I, решившим про­славиться в победе над Наполеоном, явилось гибельным для армии союзников. Накануне битвы, после смотра войск самонадеянные стратеги, как иронически замечает Толстой, «были уверены в победе больше, чем могли быть после двух выигранных сражений». Однако при разработке военного плана австрийцами был пропущен важный фактор, влияющий на исход всякого сражения — мо­ральный дух солдатской массы. Поэтому, несмотря на позицион­ные преимущества и верность долгу лучшей части офицеров (например, генерала Дохтурова, князя Андрея Болконского, Николая Ростова), на поле боя с первых же минут происходит смятение и неразбериха. После неожиданного появления фран­цузов на Праценских высотах, солдаты в панике бегут прямо на глазах у Кутузова. «Войска бежали такою густою толпою, что, раз попавши в середину толпы, трудно было из нее выбраться. Кто тут же, оборачиваясь, стрелял в воздух; кто бил лошадь, на которой ехал сам Кутузов».

Описание войны в романе.

Шенграбенское сражение (том I, ч. 2, гл. XV—XXI)

План

1. Героизм в отряде Багратиона (гл. XVIII).

2. Самоотверженность и мужество солдат и боевых командиров:

а. атака роты Тимохина (гл. XX);

б. батарея капитана Тушина (там же).

3. Карьеризм штабных офицеров (гл. XIX).

4. Вражда двух начальников левого фланга (там же).

5. Итог сражения.

 

Аустерлицкое сражение (том I, ч. 3, гл. XI—XVIII)

План

1. Подготовка к сражению.

2. Наполеон перед сражением (гл. XIV).

3. Отсутствие бодрости духа в войсках (гл. XIV).

4. Поведение Кутузова (гл. XV и XIV).

5. Мечты князя Андрея накануне сражения (гл. XV).

6. Подвиг Андрея Болконского (гл. XV).

7. Итог сражения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: