Содержание
Тема 1.1. Информационные процессы и системы
· Информатика в современном мире. Информация, информационные процессы в различных системах. Дискретное (цифровое) представление информации
· Измерение и кодирование информации.
· Системы счисления.Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
· Высказывания. Основные понятия алгебры логики. Таблицы истинности.
· Понятие логического элемента. Основные законы алгебры логики. Логические схемы.
Тема 2.1 Средства ИКТ
· Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Виды программного обеспечения. Операционные системы.
· Компьютерные сети. Понятие о системном администрировании. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места.
· Модели объектов и процессов. Классификация моделей. Информационные модели.
Информатика в современном мире. Информация, информационные процессы в различных системах. Передача информации
Задание 1. Запишите определения.
Информатика – _______________________________________________
______________________________________________________________
Информация – _______________________________________________
______________________________________________________________
Информация в информатике ___________________________________
______________________________________________________________
Информационные процессы – __________________________________
______________________________________________________________
Передача - ____________________________________________________
______________________________________________________________
Задание 2. Приведите примеры естественных и формальных языков.
Естественные языки | Формальные языки |
Задание 3. Приведите примеры информации, которая в конкретной ситуации является:
Полной | |
Понятной | |
Актуальной | |
Объективной | |
Достоверной | |
Доступной | |
Адекватной |
Задание 4. Заполните таблицу:
Информационные процессы | Примеры человеческой деятельности, природных явлений | Примеры их реализации в компьютере |
Создание | ||
Сбор | ||
Обработка | ||
Хранение | ||
Передача информации | ||
Поиск информации | ||
Кодирование |
Задание 5. Укажите тип сигнала, соответствующий графическим изображениям.
____________________ ____________________
Задание 6. Укажите, в каком виде представлена информация в следующих примерах:
Пример | Вид информации | |
по способу восприятия | по форме представления | |
Чертеж к задаче по геометрии | ||
Письмо другу | ||
Радиопередача | ||
Картина в галерее | ||
Телепередача | ||
Вкус лимона | ||
Красный цвет |
Измерение и кодирование информации
Задание 1. Выберите правильное определение термина «бит»:
А) Бит – минимальная единица измерения информации
Б) Бит может принимать только два значения 0 или 1
В) Бит – основная единица измерения информации
Г) Бит – количество информации, необходимое для передачи сообщения «Да» / «Нет»
Задание 2. Приведите примеры
Эллочка-людоедка (в лексиконе которой, как известно, было 30 слов) произносит фразу, состоящую из 50 слов. Какое количество информации в битах сообщает Эллочка?
Дано: ________________________________________________________
______________________________________________________________
Найти: _______________________________________________________
Решение:____________________________________________________________________________________________________________________
Ответ:________________________________________________________
Задание 3. Заполните пропуски числами, выполнив соответствующие вычисления:
а) 5 Кбайт = ____________ байт = ____________________ бит,
б) ______________ Кбайт = ______________ байт = 12288 бит;
г) __________Гбайт =1536 Мбайт = ________________ Кбайт;
д) 512 Кбайт = ______________ байт = ________________ бит.
Задание 4. Сколько килобайт составляет сообщение содержащее 12288 бит?
Ответ: ________________________________________________________
Задание 5. Слово АРКА закодировано числовой последовательностью 0100100010, причем коды согласных и гласных букв имеют различную
длину. Какое слово по этому коду соответствует последовательности 0001001?
1) КАРА 2) РАК 3) АКР 4) КАР
Подсказка! Сначала заполните таблицу
А | Р | К |
Ответ: _______________________________________________________
Задание 6. Определите количество информации в сообщении из К символов алфавита мощностью N, заполняя таблицу:
N | N=2i | i (битов) | K | I=K*I (битов) |
Задание 7. Расположите величины в порядке убывания: 1024 бита, 1000 байтов, 1 бит, 1 байт, 1 Кбайт.
Ответ:________________________________________________________
Задание 8. Реферат учащегося по информатике имеет объем 20 кбайт. Каждая страница реферата содержит 32 строки по 64 символа в строке, мощность алфавита-256. Сколько страниц в реферате?
Дано: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Найти:_______________________________________________________________________________________________________________________ Решение:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ответ:________________________________________________________
Задание 9. Найдите х.
8х битов = 32 Кбайт 16х битов = 128 Кбайт _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Системы счисления.
Перевод чисел из одной системы счисления вдругую.
Задание 1. Запишите определение.
Система счисления – __________________________________________
______________________________________________________________
Задание 2. Чем отличается позиционная система счисления от непозиционной? ________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Заполните таблицу алфавитов позиционных систем счисления
Основания | ||||||||||
Алфавит | ||||||||||
Задание 4. Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же целое число должно быть записано в различных системах счисления.
Вариант 1.
Двоичная | Восьмеричная | Десятичная | Шестнадцатеричная |
9B |
Вариант 2.
Двоичная | Восьмеричная | Десятичная | Шестнадцатеричная |
Задание 5. Вычислите выражения:
1) Двоичная с.с.:1110+101, 11101 - 110, 101*11, 1110:10
2) Восьмиричная с.с.: 3556+245, 7631-456, 77771+234, 77777-237
3) Шестнадцатиричная с.с.: FFFA+1, 1996-BABA, 1998-A1F.
Задание 6. Дано а=2638, b=В616. Какое из чисел с, записанных, в двоичной системе, отвечает условию а<c<b?
1) 10110010 2) 10110101 3) 10110110 4) 10110100
Задание 7. Вычислите сумму чисел x и y, при x=1D16, y=728. Ответ приведите в двоичной системе счисления.
Решение: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ответ: ________________________________________________________
Задание 8. Расставьте цифры – порядок выполнения действий при переводе из любой системы счисления в десятичную:
__ - сложить все числа;
__ - пронумеровать разряды числа справа налево, начиная с нуля;
__ - цифру каждого разряда умножить на основание системы счисления, возведенное в степень номера разряда.
Основные понятия алгебры логики. Таблицы истинности.
Понятие логического элемента. Основные законы алгебры логики. Логические схемы.
Задание 1. Запишите определения.
Логика – _____________________________________________________
______________________________________________________________
Алгебра логики – _____________________________________________
______________________________________________________________
Логическое высказывание - ____________________________________
______________________________________________________________
Логические переменные – ______________________________________
______________________________________________________________
Логические значения - _________________________________________
Задание 2. Какие из предложений являются высказываниями? Определите их истинность.
Число 6 – четное. | |
Внимание! | |
Не все то золото, что блестит. | |
Некоторые люди являются художниками | |
Чему равно расстояние от Земли до Марса? | |
Всякий моряк умеет плавать. |
Задание 3. Запишите следующие высказывания в виде логических выражений.
Число 17 нечетное и двузначное. | |
Неверно, что корова хищное животное. | |
На уроке физики ученики выполняли лабораторную работу и сообщали результаты исследований учителю. | |
При замерзании воды выделяется тепло. | |
Если Маши сестра Саши, то Саши – брат Маши. | |
Водительские права можно получить тогда и только тогда, когда тебе исполнится 18 лет. | |
Ты можешь купить в магазине хлеб или сахар. |
Задание 4. Расставьте над символами логических операций их номера в порядке выполнения операций при вычислении выражения.
1. А ˅ (В ˅ С), 2. А ˅ В ^ С 3. А ^ (В ˅ С) ˅ D
Задание 5. Заполните таблицу истинности логического выражения
А | В | С | А^В^С |
Задание 6. Проверьте равносильность логических выражений.
(A˅B) ^ (A^B)=(A↔B) ˅ (В˅А)
Задание 7. Определить являются ли данные выражения равносильными или нет?
Задание 8. Три студента Петя, Толя и Сергей, оставшиеся в кабинете на перемене, были вызваны к директору по поводу разбитого окна в кабинете. На вопрос директора о том, кто это сделал, мальчики ответили следующее:
Петя: «Я не бил окно, и Толя тоже…»
Толя: «Петя не разбивал окно, это Сергей разбил футбольным мячом!»
Сергей: «Я не делал этого, стекло разбил Петя»
Стало известно, что один из ребят сказал чистую правду, другой в одной части заявления соврал, а другое его высказывание истинно, а третий оба факта исказил. Зная это, директор смог докопаться до истины.
Кто разбил окно в кабинете?
Задание 9. Упростите логические выражения с учетом правильной последовательности выполнения логических операций:
(x ˅ y) ^ (x ^ y) =________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
(x ˅ y) ^ (x ˅ y)^(x ˅y) =_________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Задание 10. Постройте логические схемы по вариантам. Вычислите результат операций.
Вариант 1. F = не a и b или (c или d)
Вариант 2. F = не (a или b) и c или d
Задание 11. Для какого числа X истинно высказывание
((X>3) /(X<3)) –> (X<1)
1) | 2) | 3) | 4) |