Нормативные документы
Приказ Министерства науки РК от 03.09.2004 N 712 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВИДОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ"
Зарегистрировано МЮ РК 04.10.2004 N 3128
ПРИКАЗ
от 3 сентября 2004 года N 712
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВИДОВ
СПЕЦИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
В целях реализации Закона Республики Казахстан "О социальной и медико - педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность видов специальных организаций образования:
1) правила о порядке организации деятельности реабилитационного центра согласно приложению 1;
2) правила о порядке организации деятельности кабинетов психолого - педагогической коррекции согласно приложению 2;
3) правила о порядке организации деятельности логопедического пункта согласно приложению 3.
2. Департаменту среднего образования (Испусинова С. Б.) представить настоящий приказ в установленном порядке на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан.
3. Настоящий приказ вводится в действие со дня регистрации.
4. Областным, городов Астаны и Алматы управлениям (департаментам) образования довести данный приказ до всех районных, городских отделов и организаций образования.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице - министра Шамшидинову К. Н.
Приложение 3
к приказу Министра
образования и науки
Республики Казахстан
3 сентября 2004 г. N 712
ПРАВИЛА
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
|
1. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют порядок организации деятельности логопедического пункта, созданного при школах независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.
2. Логопедический пункт - организация образования, в которой под руководством логопеда проводятся занятия с детьми по устранению недостатков устной и письменной речи.
3. Логопедический пункт открывается местными органами управления образованием, которые осуществляют контроль за правильной организацией обслуживания в них детей с нарушениями речи. За каждым логопедическим пунктом закрепляется определенное количество групп (классов).
4. Открытие логопедического пункта при школе осуществляется при наличии 14 - 16 классов в городской местности, при наличии 9 - 12 классов - в сельской местности. На городском логопедическом пункте занимаются одновременно 20 - 25 человек, на сельском - 15 - 20 человек.
5. Руководители образовательных учреждений (начальная школа - детский сад, школа - комплекс, гимназия, лицей, детский учебно - воспитательный центр), расположенных как в городской, так и сельской местности, имеют право открывать логопедические пункты независимо от количества классов (групп).
2. Организация логопедической работы
6. На логопедический пункт зачисляются дети, имеющие различные нарушения устной и письменной речи (общее недоразвитие речи, фонетико - фонематическое недоразвитие, нарушения письма и чтения, заикание, нарушения произносительной стороны речи (дислалию, дизартрию, ринолалию).
7. Выявление детей с речевыми нарушениями для зачисления в логопедический пункт проводится в течение года. В мае осуществляется обследование детей, поступающих в первые классы.
|
8. Дети с недостатками речи регистрируются в списке для последующего распределения по группам в зависимости от речевого дефекта. На каждого ребенка, зачисленного на логопедический пункт, заполняется речевая карта.
На логопедический пункт зачисляются дети, недостатки речи которых препятствуют успешному усвоению знаний: дети с общим недоразвитием речи, фонетико - фонематическим недоразвитием, нарушениями чтения и письма.
9. Основной формой организации логопедической работы являются групповые (подгрупповые) занятия. В группы подбираются дети с однородными нарушениями речи и одного возраста. Допускается комплектование в группы детей разного возраста с:
1) общим недоразвитием речи (ОНР) - 3 - 5 человек;
2) нарушениями чтения и письма, обусловленными ОНР - 4 - 6 человек;
3) фонетико - фонематическим недоразвитием (ФФН) - 3 - 5 человек;
4) нарушениями чтения и письма, обусловленными ФФН - 4 - 6 человек;
5) заиканием - 3 - 4 человека;
6) недостатками звукопроизношения - 5 - 6 человек.
10. Индивидуальные занятия на логопедическом пункте с детьми дошкольного возраста проводятся со всеми детьми, имеющими речевые нарушения, школьного возраста - с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ринолалия, дизартрия, ОНР 1 - 2 уровней).
Занятия с каждой группой детей проводятся 2 - 3 раза в неделю.
Продолжительность групповых занятий зависит от возраста детей и составляет для дошкольников:
во второй младшей группе - 15 - 20 минут, в средней группе - 20 - 25 минут, в старшей и подготовительной - 30 - 35 минут.
|
Продолжительность подгрупповых занятий для дошкольников - 20 - 30 минут, индивидуальных - 15 - 20 минут.
Продолжительность групповых занятий для детей школьного возраста - 40 - 45 минут.
Продолжительность подгрупповых занятий школьного возраста - 25 - 30 минут, индивидуальных - 20 - 25 минут.
11. Продолжительность коррекционного обучения зависит от выраженности речевого нарушения и его структуры. Дети с фонетико - фонетическими нарушениями (ФФН) и нарушениями чтения и письма, обусловленными этими нарушениями, получают логопедическую помощь от полугодия до 1 года. Дети с ОНР и нарушениями чтения и письма занимаются на логопедическом пункте от 2 до 3 лет в зависимости от степени нарушения.
Занятия на логопедическом пункте проводятся в часы, свободные от уроков.
Занятия на логопедическом пункте для дошкольников проводятся в часы, свободные от занятий, либо во время занятий по "Развитию речи и подготовке к обучению грамоте", "Изобразительному искусству", "Труду" и "Конструированию".
12. Выпуск детей с нарушениями речи осуществляется в течение всего учебного года по мере устранения у них недостатков речевого развития.
13. В случае необходимости для уточнения психофизического состояния дети с согласия родителей (законных представителей) могут быть направлены логопедом на консультации к врачам - специалистам (невропатологу, психиатру, отоларингологу) или в ПМПК.
14. Результаты логопедических занятий отмечаются в речевой карте и доводятся до сведения педагога - воспитателя, классного руководителя и родителей (законных представителей). Ответственность за обязательное посещение детьми занятий на логопедическом пункте и выполнение необходимых требований возлагается на учителя - логопеда, педагогов организаций образования и родителей (законных представителей).
3. Учитель - логопед
15. Учителем - логопедом назначается лицо, имеющее дефектологическое образование (специальность "логопедия", "олигофренопедагог", "сурдопедагог" при условии прохождения курсов переподготовки), высшее педагогическое образование по специальностям: "учитель русского (казахского) языка и литературы", "учитель начальных классов" с обязательным прохождением курсов по переподготовке по специальности "логопедия".
Учитель - логопед назначается и увольняется в порядке, установленном для учителей общеобразовательных учреждений.
Учитель - логопед отвечает за своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, комплектование пункта, качество коррекционного обучения.
16. Учитель - логопед должен:
1) проводить занятия с детьми по исправлению недостатков устной и письменной речи, содействовать предупреждению и преодолению неуспеваемости, обусловленной первичным дефектом;
2) консультировать педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам неуспеваемости в связи с речевыми нарушениями и давать рекомендации по ее предупреждению и преодолению;
3) осуществлять систематическую связь с педагогами, работающими с детьми, посещающими логопедический пункт;
4) осуществлять связь с дошкольными учреждениями, общеобразовательными школами и школами для детей с тяжелыми нарушениями речи, логопедами, врачами - специалистами детских поликлиник, ПМПК, реабилитационными центрами, кабинетами психолого - педагогической коррекции;
5) вести пропаганду логопедических знаний среди работников образования, родителей (законных представителей), выступать на педагогических советах, родительских собраниях с докладами о задачах, содержании, результатах логопедической работы, специфике логопедической коррекции по профилактике и преодолению неуспеваемости школьников, имеющих нарушения речи;
6) участвовать в работе методических объединений учителей - логопедов района, города;
7) составлять ежегодный отчет по оказанию логопедической помощи и представляет администрации организации образования;
8) повышать свою профессиональную квалификацию (раз в 5 лет) и аттестоваться в порядке, установленном для педагогических работников.
17. Недельная нагрузка учителя - логопеда составляет 18 часов без учета времени на консультативную работу.
4. Руководство работой логопедического пункта
18. Руководство и контроль за работой учителей - логопедов осуществляется органами управления образованием, в ведении которых находится логопедический пункт, а также администрацией организации образования, где открыт логопедический пункт.
19. При наличии в районе, городе, области нескольких логопедических пунктов могут создаваться методические объединения учителей - логопедов в районных (городских), областных методических кабинетах или в институтах повышения квалификации работников образования.
Руководство методическим объединением учителей - логопедов возлагается на одного из наиболее опытных учителей - логопедов, имеющего по итогам аттестации звание старшего учителя - методиста, назначаемого органами управления образованием.
20. В отдаленных от райцентра общеобразовательных учреждениях (малокомплектные школы) оказание логопедической помощи детям может осуществляться педагогами - воспитателями дошкольных организаций и учителями родного языка (начальных классов), прошедших курсовую переподготовку по логопедии. При этом логопедическая работа организуется в соответствии с настоящими Правилами, с дополнительной оплатой в соответствии с законодательством о труде.
21. Виды документации логопеда на логопедическом пункте при школе:
1) журнал учета детей с недостатками речи;
2) речевая карта;
3) журнал учета посещаемости логопедических занятий;
4) перспективный план работы на каждую группу учащихся на учебный год;
5) ежедневный план работы на каждую группу;
6) годовой план работы на учебный год;
7) расписание занятий групп и подгрупп, заверенное директором школы;
8) копии отчетов о проделанной работе за учебный год;
9) паспорт логопедического кабинета.
Задания для исследования письма и чтения.
Письмо изолированных букв под диктовку
(с проговариванием и без проговаривания)
а) гласных:
А, Ю, У, Я, Е, О, Ё
б) согласных:
Ч, Щ, Ж, С, Т, К, М, Н, П, 3, Ц
Письмо под диктовку серии букв
(с проговариванием и без проговаривания)
а) гласных:
АУ ОА АЯ УЕ АУЕ ОАИ
УАОЁ АУЕА ЯИОИЁ ОУИЕЮ
б) согласных:
МП ПК ТПК СЗМ ЗДРП КТМН
ДПТНЛ ЗШТКМ ЖВКЧБ
Письмо под диктовку серии слогов
(с проговариванием и без)
а) с оппозиционными фонемами:
ПА-БА ДА-ТА ША-ЖА ЖА-ША ФА-ВА
КА-ГА ЗА-СА СА-ЗА НА-НЯ МУ-МЮ
ЛО-ЛЁ ПА-ПА-БА БА-ПА-БА ДА-ТА-ТА
ДА-ТА-ТА-ДА ДА-ДА-ТА-ДА СА-СА-ЗА-СА
СА-ЗА-СА-ЗА КА-КА-ГА-КА ГА-КА-ГА-ГА ВА-ФА-ВА
ФА-ВА-ВА ВА-ФА-ФА-ВА ЖА-ЖА-ША ША-ША-ЖА-ША
б) со сходными артикулемами:
СА-ША-ЗА ЗА-ЖА-ЦА БА-МА-БА ДА-ЛА-НА ДОН-НОЛ
в) с согласной в различных позициях:
ПА-ПО-ПЕ ТО-ТЕ-ТЮ ТУ-ТЯ-ТИ-ТО
БИ-БА-БО БА-БО-БИ-БЯ СА-СО-СЕ-СУ
Исследование письма
Письмо под диктовку слогов слов, словосочетаний, фраз:
а) отдельных слогов и слов:
ТПРУ, ФСЕС, ФСОФ, ДУМ, СВУМ, ХАЧ, ВЯФ, ДЁЧ, ШТИСЬ, НЫСЬ, ЕФЬ, СТОЛ, СЛОН, ПАРТА, ХАЛАТ, ГРИБЫ, КАША, ГОРА, ЗДОРОВЬЕ, ОГУРЕЦ, ДЯТЕЛ, КОМБАЙН, ХВОСТ, ШПРИЦ, ПСКОВ.
б) слов с оппозиционными фонемами:
ГОРА-КОРА, КРАЙ-ИГРАЙ, ЖАРА-ШАРАДА, МОЛОТ-БОЛТ, ШАРУЖАР, КРОМКА-ГРОМКО, КРОТ-ГРОТ, МОЛ-МОЛЬ, БИДОН-ПИТОН-БЕТОН, ПЫЛ-БЫЛ, БИЛ-БЫЛ, ХОЛСТ-ГОЛОС-ХОЛОСТ, ЗАБОР-СОБОР-ЗАПОР
в) слов с гоморганными артикулеммами:
ДОМ-ЛОМ, ЛОГ-ДОГ, НОРА-ДЫРА, ДОМ-ЛЕС-ЛОМ.
г) с повторяющимися морфемами:
ОБЩЕСТВО-ТВОРЧЕСТВО-УПРЯМСТВО,
БОРОДА-ГОРОДА-ПОРОДА
д) редкие, усложненные по звуковой структуре:
КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ, ПАРОВОЗОСТРОЕНИЕ, АСТРОЛЯБИЯ, ЭКЗОФТАЛЬМ, СТРАТОСТАТ, ЛИНОЛЕУМ, САРКОФАГ, ДИРИЖАБЛЬ, ШАХМАТЫ, БЕСПРЕРЫВНО
Исследование письма
Письмо под диктовку словосочетаний, фраз и текста:
а) фразы:
Листья шуршат. Кругом пламя. Стрекозы громко стрекочут. Кругом трещали кузнечики. Дом горит, метла метет, луна светит. У крыльца лужи. Дети ищут шишки, зашли в чащу. Искали шишки, а нашли ёжика. В пруду жили щуки. Гудит гудок. Марина сушила малину. Лара разбила тарелку. Римма мыла раму: На кустах акации расцвели красивые цветы.
б) тексты:
Из левой куриной лапки
В изысканном парижском ресторане блюдо из левой куриной лапки значительно дороже, чем то же блюдо из правой лапки той же курицы. В примечании к меню дается такое объяснение: куры во время сна стоят длительное время на правой ноге, поэтому мясо левой ножки у них более нежное.
У Егеля были самые весёлые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих подростков, выделывающих свои только что выученные па. Это говорили и сами подросточки и подростки, танцевавшие до упада. Это говорили взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы с мыслью снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье.
1) Списывание:
Зимой в лесу
Я иду по тропе. Снежный ком упал с дерева. Под стволом сосны щель. Туда ведут следы. Я стукнул ногой по стволу. Пушистый заяц прыгнул на поляну.
Берёза
Берёза вся трепещет на ветру зелёными листочками. Берёзовая роща весной звенит от птичьих песен. Походишь по лесу, потрогаешь белые стволы и клейкие листочки, посмотришь на серёжки, послушаешь скворца — станет тебе легко и радостно.
Зимой берёзка сверкает серебром. Ранним утром прилетают на берёзу тетерева и клюют бурые серёжки. И зимой, и летом хороша русская берёзка!
(По Г. Снегирёву)
2) Изложение
Оляпка
Был мороз. На льду реки весело пела птичка. Вот птичка прыгнула в прорубь. Там она искала пищу. Через минуту птичка выскочила на лед. Она снова весело запела. Это оляпка. Ей не холодно. Перья птички покрыты слоем жира.
(По В. Бианки)
Гималайский медведь
В горных лесах Азии живет гималайский медведь. Он весь чёрный, а на груди белый треугольник, как салфетка. У гималайского медведя очень длинные ноги. Он быстро лазит по деревьям. Медведь любит дикие яблоки, ягоды, орехи. Заберётся мишка на черёмуху, наломает ветвей и обсасывает с них ягоды. Зимой он спит в дупле большого дерева. Бывает, спилят в тайге огромный кедр, привезут в поселок, а из пустого внутри ствола медведь вылезает.
(По Г. Снегирёву)
Муравей и голубка
Муравей спустился к ручью напиться. Волна захлестнула его, и он стал тонуть. Летела мимо голубка. Увидела тонущего муравья и бросила ему прутик. Он по этому прутику выбрался на берег. А на другой день охотник хотел поймать голубку в сети. Муравей подкрался и укусил охотника за палец. Охотник вскрикнул, выронил сеть, голубка вспорхнула и улетела.
НАПИСАТЬ ПОЗДРАВИТЕЛЬНУЮ ОТКРЫТКУ ДРУГУ
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тексты для чтения и пересказа
Ива
На опушке леса расцвела ива. Листьев на дереве ещё нет, а ветви сплошь в цветах — в жёлтых пушистых шариках. Вся ива кажется одним жёлтым шариком! Жёлтый шар гудит — так много пчёл берут в нём первый мёд. К вечеру захолодало. Шар умолк. Одни пчёлы успели улететь в ульи. Другие остыли — нет сил махать крылышками. Остались ночевать на цветах.
Настоящее тепло ещё не пришло.
А. Митяев
Чеснок
Вам приходилось чистить чеснок к обеду? Ох и надоедливая работа! Чистишь зубки, сдираешь с них плёнки, а чем дальше к середине луковицы, тем зубки меньше, а число их больше. Зачем их столько? Ясно, зачем. Чем больше зубков, тем больше вырастет взрослых растений чеснока. Зубки чеснока очень полезны для человека.
В старину на шею вешали зубок чеснока и надеялись, что он спасёт от болезней.
А. Смирнов
Как строят дом
Раньше новые дома очень долго строили. Сначала на заводе кирпичи делали. Потом каменщик кирпич за кирпичом в ряд укладывал. Один ряд уложит, на него — второй, на второй — третий... Как ни старайся, дом быстро не выстроишь!
Каких только рыб не бывает на свете!
«Плавает как топор» — говорят о тех, кто плавать не умеет. Ведь топор тяжёлый и тонет в воде. И всё же есть на свете топор, который не тонет. Это рыба-топорик. Есть и другие рыбы, которых зовут так же, как какие-нибудь предметы.
Есть рыба-молот. Так зовут огромную и страшную акулу.
Есть рыба-пила. Её длинный-длинный нос весь усажен зубьями, точь-в-точь как у настоящей пилы.
Большими стаями плавают по морским просторам рыбы-лопатки. Назвали их так за то, что они круглые, плоские и умеют зарываться в песок, которым покрыто морское
В. Лунин
Золотая осень
Среди мелкорослых сосенок на моховых кочках созревает последняя ягода сентября — клюква. Берёшь ягодку, и тянется тонкая нитка с листочками, как у мирта.
Запоздавший тетеревок ткнется и исчезнет в бронзовом кусте багульника. В солнечные дни задумчив осенний подмосковный пейзаж. Изумруды озимых зеленей. Жёлто-серые ковры блёклых косогоров. Багряные перелески. Серебряные извивы реки в посветлевших долинах.
Величава русская золотистая осень, никогда не бывает она ни грустной, ни скучной.
Лето отступает! Убывают светлые дни. Дыхание Арктики укрощает солнце, путь его ниже и короче.
Все ярче разгораются бездымные костры листопада. Червонной позолотой горят вершины деревьев. Лес пожелтел.
Л. Неверов
Вечер в лесу
Завечерело. Где-то там, далеко, за вершины деревьев закатилось гаснущее солнце. А лучи ещё горят на луковых стволах сосен. Ещё краше темный бор, позолоченная сосновая колоннада. В игольчатый бархат одеты смуглянки — зелёные елки. Как на параде стоит гордо стройное дерево.
В отсветах вечерней зари видна полоска далёкого леса. Зубчатый частокол еловой гряды вонзился в небесную высь. Сгустились сумерки. Ясная зорька бледнеет. Все быстро стушёвывается во мраке ночи.
А вот выглянул месяц и мягким светом загоняет потёмки в теснину лесной чащи. Пелена волнистого снега на ясной поляне. Ни сучка, ни соринки, ни былинки — все убрано.
А. Жуков
Удивительные грибы
Не гриб, а кочан капусты! Не коситесь на такое «чудо природы». Это съедобный курчавый дрягель весом до трех килограммов. Пахнет орехами. В ботанике это называется «грибное счастье».
Можно встретить и другой редкий гриб — аттракцион. Жёлто-розово-красные кораллы и петушиные гребешки рогатиков-булавниц. Не надо пренебрегать этими оригинальными грибами без шляпок. Они съедобны, ароматны и нежного вкуса.
Попадаются в тех же местах, где растут опенки, грибы со светло-серыми шляпками. Сотни на одном корню. По-народному — гриб «баран»! Съедобен он.
* * *
Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, и кричали, и ничего впереди себя не видали, и в лужу упали.
Л. Толстой
* * *
У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу:
— Пора тебе, чиж петь.
— Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь.
Л. Толстой
Добрая хозяюшка
Жила-была девочка. И был у неё петушок. Встанет утром петушок, запоёт:
— Ку-ка-ре-ку! Доброе утро, хозяюшка!
Подбежит к девочке, поклюёт у неё из рук крошки, сядет с ней рядом на завалинке. Перышки разноцветные, словно маслом смазаны, гребешок на солнышке золотом отливает. Хороший был петушок.
Увидела как-то девочка у соседки курочку. Понравилась ей курочка. Просит она соседку:
— Отдай мне курочку, а я тебе своего петушка отдам.
Услыхал петушок, свесил на сторону гребень, опустил голову, да делать нечего — сама хозяйка отдаёт.
Согласилась соседка — дала курочку, взяла петушка. Стала девочка с курочкой дружить. Пушистая курочка, тёпленькая, что ни день — свежее яичко снесёт.
— Куд-кудах, моя хозяюшка! Кушай на здоровье яичко!
Съест девочка яичко, возьмёт курочку на колени, перышки ей погладит, водичкой поит, пшеном угощает. Только раз приходит в гости соседка с уточкой. Понравилась девочке уточка. Просит она соседку:
— Отдай мне твою уточку — я тебе курочку отдам!
Услыхала курочка, опустила перышки, опечалилась, да делать нечего — сама хозяйка отдаёт.
Стала девочка с уточкой дружить.
Ходят вместе на речку купаться. Девочка плавает — и уточка рядышком.
— Тась, тась, тась, моя хозяюшка! Не плыви далеко, в речке дно глубоко!
Выйдет девочка на бережок — и уточка за ней.
Приходит раз сосед. За ошейник щенка ведёт. Увидала девочка:
— Ах, какой щеночек хорошенький. Дай мне щенка — возьми мою уточку!
Услыхала уточка, захлопала крыльями, закричала, да делать нечего. Взял её сосед, сунул под мышку и унёс.
Погладила девочка щенка и говорит:
— Был у меня петушок — я за него курочку взяла, была курочка — я её за уточку отдала, теперь уточку на щенка променяла.
Услышал это щенок, поджал хвост, спрятался под лавку, а ночью открыл лапой дверь и убежал.
Не хочу с такой хозяйкой дружить! Не умеет она дружбой дорожить!
Проснулась девочка — никого у неё нет.
Валентина Осеева
* * *
Кактусы росли в маленьких горшках. Из сухой, растрескавшейся земли торчали их колючие рыльца.
Раз в десять дней Саша помогала маме поливать кактусы! Она была готова поливать их каждый день, но мама не позволяла. Мама говорила, что эти кактусы привезли из жарких стран, что дома у себя они растут на каменистых сухих нагорьях, где очень редко идёт дождь. Поэтому они привыкли пить не часто, но помногу.
С. Георгиевская
* * *
Осень настала. Дни поистине хрустальные! Воздух крепкий, настоян на душистых яблоках, пышных садовых цветах и вянущей листве. Плывут по ветру седые паутинки, в поднебесье кружатся птичьи стаи. Осень золотит кроны и румянит кусты. Запестрелись деревья. Яшмовые клёны буквально светятся среди лип и берёз. Да и сами липы и берёзы, будто в парчовых накидках: так ярки расцвеченные листья. Сказочным чертогом выглядит осенний лес, расписанный волшебной кистью сентября.
А. Стрижёв
Весна
Спустившись в луга, видим впереди белесые заросли осоки. На взгорках буйно растёт рябина и черёмуха, её тонкий аромат, словно запах дорогих духов, окружает нас. Над кустами шиповника и жимолости снуют стрекозы, охотясь на комаров! В густой траве, куда ещё не добралась косилка, безумолчно верещат кузнечики.
Издалека видно, как над водяными зарослями взмывают вверх белые чайки, точно кто-то машет белыми платками, а вслед поднимаются и дикие утки.
И. Коданев
Соня заповедного леса
Что это? В снегу темнеет щель. Полоса света как бы серебряным поясом охватила что-то большое, мохнатое. Под сугробом, в берлоге, лежит и дремлет в ночной тиши медведь. Его не беспокоит холодный луч луны, пробившийся вглубь берлоги.
Да, да, да, медведь в Подмосковье. Он зимует в заповедных луховицких лесах. Добродушен этот косолапый «вегетарианец».
Дремлет медведь, но чутко прислушивается к неугомонной жизни зимнего леса. Снежинки еле слышно шуршат о кору старых осин, скользят по уцелевшим кое-где сохлым листьям дубнячка, цепляются за хвою. Синички тихо напевают. Дятел стучит. Всё это звериному чуткому сну не помеха.