Принцип разделения властей




Разделение и взаимное сдерживание властей служит главным условием политической свободы в обществе.

Система сдержек и противовесов покоится на следующих основополагающих началах:

а) все ветви власти имеют различные источники формирования;

б) все органы власти имеют разные сроки;

в) каждая из ветвей власти обладает такими сдержками и противовесами, которые позволяют ей нейтрализовать узурпацию власти другими ветвями.

 

Законодательная власть в любом государстве осуществляется представительным органом, избираемым населением страны, который решает все вопросы в коллегиальном порядке.

Функции:

1. законодательная;

2. представительная (выражать интересы народа);

3. учредительная (создавать высшие органы гос-ва);

4. исключительные бюджетные права (право принятия закона о гос. бюджете);

5. контрольная.

Главное назначение исполнительной власти – исполнение законов, их реализация в процессе управления обществом. Строгое вертикальное подчинение.

Принято выделять три уровня территориальной организации исполнительной власти:

1) общегосударственная исполнительная власть;

2) исполнительная власть субъекта федерации;

3) исполнительная власть органов местного самоуправления.

Различают органы исполнительной власти общей компетенции (президент, правительство, губернатор) и отраслевой (министерства, ведомства).

Исполнительной власти присущи следующие черты:

– относительная самостоятельность и независимость;

– универсальность(функционирует постоянно и на всей территории государства);

– подзаконность: все акты органов исполнительной власти не могут противоречить законам;

– структурированность – действует от имени государства;

– организующий характер, т. е. организация сложной системы управления в различных сферах жизни общества;

– право на применение принуждения для выполнения возложенных на нее задач, но в формах и в пределах, установленных законом;

– право принятия общеобязательных для исполнения нормативных, правоприменительных актов.

 

Среди других ветвей власти судебная власть занимает особое место, так как на нее возложено осуществление правосудия, имеющего своим конечным результатом защиту прав, свобод и законных интересов личности.

Признаки:

1) самостоятельность и независимость, подчинение при осуществлении правосудия только Конституции и действующим законам;

2) наделение только ей присущими функциями, главными из которых являются правозащитная, судебного контроля, толкования права, правовосстановительная, превентивная и др.;

3) осуществление правосудия в строго определенной законом процессуальной форме. Это обеспечивает невмешательство извне в процесс отправления правосудия;

4) осуществление правосудия только судом, выступающим от имени государства;

5) обладает правом законодательной инициативы;

6) занимает особое место в системе сдержек и противовесов, так как судебная власть контролирует конституционность и законность принятых актов, принадлежащих законодательной и исполнительной власти, а также обеспечивает единообразное применение закона;

7) судебная практика служит источником права.

Политическая система

Политическая система – совокупность государственных и негосударственных институтов, посредством которых осуществляются политическая власть и управление обществом.

Особенности:

1) связь с государственной властью;

2) отражение в ней происходящих в обществе политических процессов;

3) управляющее и регулирующее назначение, т. е. управление делами общества, выражение интересов существующих групп, слоев населения;

4) регулирование ее деятельности политическими нормами и правилами, сложившимися в политической жизни страны.

Структура:

а) институциональная (организационная);

б) регулятивная (нормативная);

в) функциональная;

г) коммуникативная.

 

Институциональная (организационная) подсистема включает в себя следующие компоненты.

1. Собственно политические организации – государство, политические партии, политические движения, некоторые общественные объединения политического характера

2. Не собственно политические организации, которые формируются для активной деятельности не в политической, а в других сферах жизни общества – профсоюзы, кооперативные организации, творческие союзы

3.организации, которые в своей деятельности имеют незначительный политический аспект, например, общества нумизматов, автолюбителей, клубы собаководства.

4. человек как субъекта политической системы

5. средства массовой информации (СМИ)

6. органы местного самоуправления

7. органы социального партнерства

 

В составе нормативной (регулятивной) подсистемы политической системы обычно выделяют:

1) правовые нормы и принципы, имеющие политическое содержание;

2) корпоративные нормы политического характера;

3) политические традиции и политические обычаи;

4) правила политической этики.

 

 

Функциональная подсистема включает основные направления и формы деятельности политической системы, способы и средства воздействия на политическую жизнь страны.

Это функции:

1) политического руководства обществом и управления его;

2) интеграции, т. е. интеграционная функция;

3) регулятивная.;

4) политико-идеологическая.

 

Коммуникативная подсистема политической системы предполагает как отношения внутри этой системы, так и вовне, при этом как отношения, основанные на нормах права, так и неформальные отношения, не закрепленные в нормах права.

 

Политические партии

Политическая партия – организация из лиц с одинаковыми политическими убеждениями, представляет интересы части общества и ставит перед собой цель – завоевание гос. власти или участие в ее осуществлении.

Признаки:

1) участие в политической жизни, в том числе в государственном управлении; 2)стремление овладеть государственной властью и учреждениями, реализующими государственную власть;

3)связь с избирательной системой – участие в выборах представительных органов власти;

4) форма организации социальных групп и слоев населения;

5) носитель определенной идеологии и форма политического обучения масс; 6)средство рекрутирования и продвижения отдельных индивидов в политические лидеры.

 

Эти признаки и определяют функции политических партий:

а) социального представительства;

б) борьбы за государственную власть;

в) идеологическую;

г) кадровую;

д) политической социализации, т. е. включенность личности в политику и обеспечение стабильности и преемственности в развитии общества;

е) разработки и осуществления политического курса (зависит от того правящая или оппозиционная).

 

Классификация

1. По социальному признаку:

o классовые

o межклассовые (смешанные) партии

2. По идеологической ориентации:

o Либеральные

o Консервативные

o Коммунистические

o Социалистические

o национально-патриотические

o религиозные

3. По составу:

o кадровые (фиксированное членство отсутствует);

o массовые партии (имеют фиксированное членство, более централизованы);

4. По месту в системе власти:

o правящие и

o оппозиционные.

5. По используемым методам:

o левые (радикально-революционные методы борьбы и тяготеют к коммунистической или социалистической идеологии);

o правые (отрицательно относятся к революционным методам борьбы и ориентируются на стабильность в обществе, консервативные);

o центристские (умеренность в политической борьбе, компромисс, примирение полярных позиций).

 

Партийная система – положение политической партии в обществе, ее взаимоотношения с другими партиями, политику по отношению к различным слоям общества. Выделяют системы однопартийные (например, в СССР была только одна партия – КПСС); двухпартийные (например, в США за власть постоянно борются две партии – Республиканская и Демократическая, а в Великобритании – Консервативная и Лейбористская партии); многопартийные (например, в Германии и Франции).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: