Способы словообразования, словообразовательный разбор слова.
Основные способы словообразования
Новые производные слова в русском языке образуются двумя основными способами:
А) морфологические способы (с помощью словообразовательных морфем – приставок, суффиксов и др.);
Б) неморфологические способы
Морфологический способ (образование новых слов с помощью словообразовательных морфем) – самый распространённый в современном русском языке.
При морфологическом способе образования в производной основе можно выделить производящую основу (основу слова, от которого образовано производное слово) и словообразовательную морфему (приставку, суффикс, постфикс и т.д.).
Например:
1. Существительное силач (основа силач -) образовано от существительного сила (основа сил -) с помощью словообразовательного суффикса - ач. Это суффиксальный способ словообразования. Графически образование слова силач можно обозначить следующим образом:
сил- ач □ ← сил- а (сил- – производящая основа; -ач – словообразовательный суффикс; суффиксальный способ).
2. Глагол шагнуть (основа шагну -) образован от глагола шагать (основа шага -) с помощью суффикса - ну -. Это суффиксальный способ словообразования. При образовании глагола шагнуть производящая основа шага - усекается – шаг / а -. Графически образование слова шагнуть можно обозначить следующим образом:
шаг- ну - ть ← шаг/а- ть (шаг/а- – производящая основа; -ну- – словообразовательный суффикс; суффиксальный способ).
3. Наречие невдалеке (основа невдалеке) образовано от наречия вдалеке (основа вдалеке) с помощью приставки не -. Это префиксальный способ словообразования. Графически образование слова невдалеке можно обозначить следующим образом:
не-вдалеке ← вдалеке (вдалеке- – производящая основа; не- – словообразовательная приставка; приставочный способ).
4. Наречие по-флотски (основа по-флотски) образовано от прилагательного флотский (основа флотск -) с помощью приставки по - и суффикса - и. Это приставочно-суффиксальный способ образования. Графически образование слова по-флотски можно обозначить следующим образом:
по -флотск- и ← флотск- ий (флотск- – производящая основа; по- – словообразовательная приставка, -и – словообразовательный суффикс; приставочно-суффиксальный способ).
Способы словообразования, виды, путь и изменение части речи
Способ словообразования | Виды | Путь словообразования | Изменение части речи | Примеры |
Морфологические способы | ||||
Аффиксация | Приставочный | Приставка присоединяется к производящему слову, при этом производящее слово не изменяется | Производное слово относится к той же части речи, что и производящее. | Лететь — прилететь. Бабушка — пра-бабушка. Веселый — раз-веселый. Что — кое- что. Весело — невесело. |
Суффиксальный | К основе производящего слова присоединяется суффикс | Чаще слова относятся к другой части речи. Основной способ для образования имен существительных, прилагательных, наречий | Сил-а — сил- ищ-а. Берез-а — берез-ов-ый. Заготови-ть — заготов-к-а. Весел-ый — весел-о. Внук — внучок | |
Приставочно-суффиксальный | Одновременное присоединение к основе производного слова приставки и суффикса | Часто образуются существительные, глаголы с постфиксом -ся, наречия | Ехать — разъ- ехать-ся. Закон — у-закон-и-ть. Свеча — под- свеч-ник. Деловой — по-делов-ому | |
Нулевая суффиксация * Знаком Ø принято обозначать нулевой суффикс, т.е. значимое отсутствие суффикса при словообразовании способом нулевой фиксации. | От производящего слова отбрасывается окончание, либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс | Чаще образуются слова другой части речи | Зеленый — зелень. Синий — синь. Ходить — ход. Отлететь - отлет. Повторить — повтор | |
Сложение основ и слов | Сложение целых слов | Соединение в одном слове двух слов. Результат — сложные слова | Часть речи не изменяется | Диван + кровать — диван- кровать. Летчик + испытатель — летчик- испытатель |
Сложение основы слов без соединительной гласной | ||||
Сложение основы слова с соединительной гласной | Чаще всего образуются имена существительные | Летать к звездам — звездолет | ||
Сложение основы слова с целым словом | Чаще всего образуются имена существительные | Снег + падать — снегопад. Земля + копать — землекоп | ||
Сложение основы с одновременным присоединением суффикса | Образуются существительные, прилагательные | Железо + бетон — железобетон. Жилищный + бытовой — жилищно-бытовой | ||
Образуются существительные, прилагательные | Три этажа — трехэтажный. Земля + делать — земледелие | |||
Аббревиация | Сложение слогов или частей слов | Образуются имена существительные | Специальный корреспондент — спецкор | |
Сложение названий начальных букв | Московский государственный университет — МГУ | |||
Сложение начальных звуков | Высшее учебное заведение — вуз | |||
Смешанный способ | Главный комитет — главк | |||
Неморфологические способы | ||||
Слияние слов | Чаще всего образуются имена прилагательные | Вечно зеленый — вечнозеленый. Трудно + доступный — труднодоступный. Перекатить поле - перекати- поле | ||
Переход слов из одной части речи в другую Суть способа – образование новых слов в результате перехода из одной части речи в другую. В современном русском языке так могут образовываться существительные (из прилагательных и причастий). См. Примечание 1 | Слово приобретает иное категориальное значение, теряет ряд грамматических признаков | Изменение части речи производящего слова | Больной человек — больной лежал на кровати. Присутствующие люди — все присутствующие встали |
Примечание 1
Чтобы правильно определить, к какой части речи относится слово, нужно задать к нему вопрос и определить синтаксическую функцию в предложении.
Имена прилагательные и причастия переходят в существительные и выполняют в предложении функцию подлежащего, дополнения или обстоятельства.
Существительные с предлогами и без могут переходить в наречия. Такие слова не изменяются, отвечают на вопросы наречия: Как? ~Каким образом? ~Куда? ~Когда? и другие. В предложении выполняют функцию обстоятельства.
Например, причастия переходят в существительные и выполняют и в предложении функцию подлежащего, дополнения или обстоятельства. Сравним:
Всюду бегали люди, провожающие родных и друзей.
В данном предложении слово провожающие обозначает признак предмета, поясняет существительное люди. Поставим вопрос к слову:
Люди какие?~ Провожающие родных и друзей. Это причастие. В предложении оно входит в состав причастного оборота, который выполняет синтаксическую функцию определения.
Провожающие вышли из вагона поезда.
В этом предложении слово провожающие обозначает предмет. Поставим вопрос к слову:
Кто?~ Провожающие. Это существительное. В предложении оно является подлежащим.
Словообразовательное гнездо.
Cлoвooбpaзoвaтeльнoe гнeздo - этo coвoкyпнocть cлoв c тoждecтвeнным кopнeм, yпopядoчeннaя в cooтвeтcтвии c oтнoшeниями cлoвooбpaзoвaтeльнoй мoтивaции. Bepшинoй (иcxoдным cлoвoм) гнeздa являeтcя нeмoтивиpoвaннoe cлoвo. Гнeздo мoжeт быть oпpeдeлeнo и кaк coвoкyпнocть cлoвooбpaзoвaтeльныx цeпoчeк, имeющиx oднo и тo жe иcxoднoe cлoвo. Пpимep слoвooбpaзoвaтeльнoгo гнeздa. Пример:
Д/з – подготовиться к практической работе по теме «Морфемный и словообразовательный разбор», отработать лекции. Практическая работа будет проходить в ZOOM 18.12.