Денежная реформа С.Ю. Витте




 

Необходимость денежной реформы министр финансов С.Ю. Витте (1849-1915) обосновывал пагубным воздействием расстройства денежной системы на народное хозяйство, которое проявлялось в неустойчивости и неравномерности колебаний товарных цен как на внутреннем, так и во внешнем товарообороте. Колебания цен сопровождались периодическим чередованием усиленного сбыта товаров или задержки его реализации в расчёте на изменение курса. Неравномерность колебаний цен и курса денег как во времени, так по регионам России(при её огромной территории) ужесточала тяжесть потрясений в промышленности, торговле и во всем народ

Проведение денежной реформы было бесспорно необходимо, но оно требовало определённых расходов и мер, подготавливавших необходимые для реформы условия. Во времена реформы Витте это были следующие условия:

- введение протекционистского тарифа (1891), облегчившего привлечение иностранного капитала;

- введение винной монополии (1894), ставший одним из главных источников поступления доходов в бюджет России;

- меры по стабилизации рубля (изъятие из обращения кредитных билетов, накопление золотого запаса и заключение металлических займов);

- меры, направленные на активацию платёжного баланса страны: подчинение всей железнодорожной тарифной системы государству, повышение пошлины, поощрение быстрой реализации урожаев и широкого вывоза хлеба за границу (даже в ущерб собственных потребностей). Улучшение поступлений в бюджет позволило сводить бюджетные росписи без дефицита, заключить выгодные договоры о новых займах и конверсии старых;

- сокращение Долга казны Государственному банку;

- выпуск летом 1895 г. золотых монет и обмен на кредитные билеты из расчёта: за полуимпериал (5 руб.) выдавали 7 руб. 40 коп. кредитными билетами. Широкого развития этот обмен не получил, поскольку у населения создалось впечатление что это невыгодный обмен (для чего на монетах стали чеканить «5 руб. золотом» и «10 руб. золотом»). Однако это было началом перехода от бумажного и серебряного рубля к рублю золотому;

Важным этапом реформы было списание кредитных билетов на сумму 15 млн. руб., не выпущенных в обращение, так как под них не были предъявлены для обмена кредитные билеты выпуска 1866 и 1876 гг., и на эту сумму был соответственно уменьшен долг казначейства Государственному банку.

Одним из завершающих этапов денежной реформы был указ от 29 августа 1897 г. об эмиссионных операциях Государственного банка, получившего право выпуска банкнот, обеспеченных золотом на 50%(если сумма не превышает 600млн.) и на 100% (при превышении). Этим указом государство теряло возможность беспрепятственного использования эмиссии для покрытия государственного долга.

Выпуск кредитных (бумажных) денег Государственным банком был поставлен в строгую зависимость от наличия золотого запаса в государственном казначействе.

Таким образом, был осуществлён переход денежной системы России на золотой стандарт, при котором кредитные билеты беспрепятственно обменивались на золото.

 

Заключение

 

Исторический обзор сущности и особенностей проведения денежной реформы Канкрина и Витте показывает, что денежная реформа, безусловно является завершающим этапом оздоровления денежного обращения (на базе широкого круга финансово-экономических мер), хотя также бесспорно, что устойчивая и надёжная денежная система является базой для оздоровления всей финансовой системы государства.

Знание исторического опыта проведения денежных реформ в России первой и второй половины XIXв. имеет непреходящее значение для современников и даёт ключ для поиска путей выхода из финансового в России в конце XX в.

Таким образом, совершенствование финансов неразрывно связано с развитием общества: чем сложнее и выше уровень отношений между людьми, тем более совершенной структурой обладают финансы. Они поэтому вообще неотделимы от человека, поскольку представляют собой распределение и перераспределение созданных человеком богатств. Это, помимо прочего, означает, что история финансов не закончилась: они будут и далее совершенствоваться и развиваться.

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимостьфинансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития.

Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Литература:

1. Финансы: Учеб. пособ. / Под ред. проф. А.М. Дробозиной.–М.,2000

2. Финансы: Учеб. пособ. / Под ред. проф. А.М. Ковалевой.–М.,2000

3. Финансы: Учебник / Под ред. В. М. Родионовой.–М.,2000

4. Финансово-кредитный словарь / Под ред. В. Ф. Гарбузова.–М.,1994.

5. www.finansy.ru/ Экономика и финансы: экономическая теория, публикации, аналитика, книги, статьи.

6. www.dis.ru/fm/ ИГ "ДИС": Издания: Журнал “Финансовый менеджмент”

 

ТЕРМИНЫ

Ставка рефинансирования

 

Банк России кредитует коммерческие банки. Для этого им устанавливается специальная процентная ставка, так называемая ставка рефинансирования, по которой коммерческим банкам предоставляется кредит. Особенно высоких размеров (210% годовых) ставка рефинансирования достигла в период с 15 октября 1993 г. по 28 апреля 1994 г. Затем наблюдалось постепенное её понижение до 120% годовых начиная с 10 февраля 1996 г., в конце июля ставка была понижена до 110%, а с 19 августа 1996 г. она составляет 80% годовых.

Кредиты коммерческим банкам предоставляются как непосредственно, так и в форме переучёта векселей и перезалога ценных бумаг.

Под рефинансированием банков понимается кредитование банков Центральным банком. Предоставление кредитных ресурсов осуществляется в виде прямых и ломбардных кредитов, переучета векселей и проведения кредитных аукционов. Рефинансирование проводится в случаях, когда кредитные организации испытывают трудности и не могут в короткое время привлечь необходимое количество кредитных ресурсов из других источников. То есть Центральный банк выступает в роли кредитора последней инстанции. Кредиты выдаются, как правило, на короткие сроки и под высокие проценты и полностью обеспечиваются залогом.

Ставка рефинансирования в последнее время носит более формальный характер. Во все меньшей степени она определяет процентную политику ЦБ РФ и все более величину штрафных санкций к банкам.

В связи с продолжающимся кризисом на валютном рынке и рынке МБК, неразвитостью фондового рынка, особое значение для поддержания ликвидности банковской системы и отдельных банков получает проведение операций на открытом рынке посредством купли-продажи государственных ценных бумаг. Из всех обязательств, обращающихся на рынке, государственные ценные бумаги являются наиболее ликвидными (с учетом объема обязательств, которыми может владеть отдельный участник финансового рынка). Именно оперативная работа ЦБ на открытом рынке смягчила воздействие кризиса на ряд банков в августе 1995 г, когда в течение нескольких дней коммерческие банки продали на вторичных торгах государственные ценные бумаги на 1,6 трлн. рублей.

А в связи с уменьшением объема сделок на валютном рынке воздействие отдельных валютных интервенций на состояние банковской системы не оказывает значительного влияния. В целом же проводимая ЦБ РФ и Правительством жесткая валютная политика на протяжении последних лет привела к значительному сокращению доли спекулятивных валютных операций от общего объема проводимых банками.

 

Таргетирование

 

Во многих промышленно развитых странах под влиянием усиления инфляции и нарастания кризисных явлений в экономике в середине 70-х годов получило распространение таргетирование – установление целевых ориентиров с целью регулирования прироста денежной массы в обращение и кредита, которым должны руководствоваться центральные банки.

Центральный банк по согласованию с государственными органами определяет сумму увеличения денежной массы, ограничивая её приростом в реальном исчислении. Эта мера рассматривается как важная форма борьбы с инфляцией обеспечения стабильности экономики.

Однако практика показала слабую эффективность такой формы регулирования, ибо денежное обращение находится под влиянием различных экономических факторов, а не только от объёма денежно-кредитных операций. В связи с этим в 80-е годы центральные банки ряда стран (Канады, Японии) отказались от таргетирования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: