Социальная структура личности




В структуре личности можно выделить 2 взаимосвязанных компонента:

Таблица. Социальная структура личности
компонент Комментарии
1 компонент структуры личности – совокупность связей индивида с внешним миром зависит от положения личности в социальной общности; а также от конкретного предмета профессио­нальной, социальной или духовной деятельности индивида
2 компонент структуры личности     – внутренний мир человека Это его мировоззрение, определяющее характер взаимодействия индивида с социальной реальностью. В мировоззрении играет важную роль реальное «я» человека – внутрен­ний источник индивидуального поведения.
Структура реального «я» это четыре личностных «я», которые борются между собой:
1. собственное «я» что я думаю о себе это система представлений о себе, создаваемая индивидом в процессах деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность его личности и проявляющаяся в самооценке, самоуважении, уровне при­тязаний и т.д.
2. ретроспек­тивное «я» что я знаю и чего я достиг это опыт личности, ее прошлое в результате.
3. идеальное «я» каким я хочу быть – это индивидуальные цели и нормы поведения, представляю­щие с точки зрения личности идеальный вариант ее развития.
4. отраженное «я» другие обо мне – отражение своей деятельности, в том числе, ее оценка со стороны окружающих.
Другие компоненты мировоззрения личности:
знания и убеждения качества личности, участвующие в определении стратегии поведения человека;
взгляды и мнения – черты личности, сформированные на основе знаний и убеждений и регулирующие поведение индивида в конкретных ситуа­циях;
индивидуальные цели и идеалы – устремления личности, определяемыекачествами и чертами личности.
Все компоненты мировоззрения взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимодействуют между собой, в результате чего складывается взгляд личности на мир. Со­циальная структура личности формируется, в первую очередь, в сфере общественной деятельности, труда, семьи и быта. Степень развитости личности зависит от богатства ее реальных общест­венных отношений. Компоненты внутреннего мира человека развиваются по своим специфическим законам и часто приводят к изменению в социальном положении личности.
           

 

Таблица. Теории (модели) личности З. Фрейда, Г. Салливана, К.Р. Роджерса, К.К. Платонова
Теория и ее основоположник Основные идеи
психодинамическая теория личности Зигмунда Фрейда   З. Фрейд основоположник ортодоксального психоанализа (фрейдизма), инстинктивист в рамках психологической парадигмы. З. Фрейдвыделил 3 структурных компонента (элемента) личности: 1 структурный компонент личности по З.Фрейду – ид (оно) – это инстинктивное ядро личности, собственное бессознательное,желания и влечения, связанные с принципом удовольствия. Есть 2 ос­новных инстинкта сферы Ид, которые управляют личностью: - сексуальный инстинкт, инстинкт жиз­ни (либидо, эрос), - деструктивный, разрушительный инстинкт, инстинкт смерти, агрессии и разрушения (мортидо, танатос). «Оно» – арена борьбы между двумя началами: «Эросом» и «Танатосом». 2 структурный компонент личности по З.Фрейду –эго (я) – это рациональная часть личности, сознания и самосознания, реальное Я, адаптирующее человека к реальным условиям. Сфера эго (Я), взаимодействуя со сферой ид (Оно), пытается предотвратить опасные проявления двух базовых инстинктов. 3 структурный компонент личности по З.Фрейду –суперэго (сверх-Я) –– моральное Я, включающее в себя систему норм, ценностей, этических представлений, согласующихся с требова­ниями социума, итог воздействия общества на сознание и самосознание, запреты, идущие от других людей и подавляющие «Оно». Сверх-Я формируется в процессе социализации и является последним компонентом развивающейся лич­ности. суперэго (сверх-Я) и инстинктивное Ид (Оно) противостоят рациональному эго (Я).
интерперсональный психоанализ (межличностная, межперсональная теория) Гарри Стек Салливана (Салливена) Г. Салливан – инстинктивист, представитель неофрейдизма. Г. Салливан основал интерперсональный психоанализ, в основе которого лежат 3 принципа, заимствованные из биологии: - 1 принцип коммунального (общественного) существования, - 2 принцип функциональной активности, - 3 принцип организации. Соединил в своей концепции психоанализ и бихевиоризм. Г. Салливан считал, что личность – это модель повторяющихся межличностных, интерперсональных отношений; качество, сформированное в процессе общения младенца с окружающими; точка, через которую протекают различные процессы. Персонификация – целостный образ другого человека или самого себя, сложившийся в процессе межличностного общения. Если взаимодействие с человеком вызвало тревогу, персонификация будет негативной, если в ней удовлетворялись какие-то потребности, формируется положительная персонификация. Г. Салливан выделил 3 структуры «Я-системы»: 1. хорошее Я, 2. плохое Я, 3. не-Я. Человек стремиться к персонификации себя как хорошего Я и избегает мнение о себе как о плохом Я, что является источником постоянной тревоги. В результате он формирует механизм избирательного внимания, отсеивающий все раздражители, несущие тревогу и могущие привести к изменению мнения человека о себе, корректирует образы других людей и общение с ними.
Гуманистическая теория личности Карла Рэ́нсома Ро́джерса     К.Р. Роджерс был одним из создателей гуманистической психологии. Считал, что человек – активное существо, ориентированное на отдаленные цели и способное вести себя к ним. К.Р. Скиннер считал фундаментальным компонентом структуры личности Я-концепцию, формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой, являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения и состоящую из восприятия себя, своих взаимоотношений с другими людьми и ценностей «Я». Компоненты Я-концепции:1. физическое Я – схема собственного тела;2. реальное Я – представление о себе в настоящем времени;3. динамическое Я – то, каким субъект намерен стать;4. социальное Я – соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.;5. экзистенциальное Я – оценка себя в аспекте жизни и смерти;6. идеальное Я – то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на моральные нормы;7. фантастическое Я – то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным. Он пришел к выводу, что большое различие между идеальным и реальным «я» мешает здоровью и развитию личности (чувствовать неудовлетворенность, дискомфорт и испытывать невротические трудности, если это несоответствие чересчур велико.
Динамическая структурно-функциональная теория личности Константина Константиновича Платонова   К.К. Платонов выделял 2 структуры (компонента) личности: - 1 структура – статистическая структуры личности – абстрактная структура, модель личности, отвлеченная от реально функционирующей личности, характеризующая основные компоненты психики индивида. Составляющие статистической структуры личности: а) всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей: - ощущения, - восприятие, - мышление, - эмоции; б) социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям: - социальные установки, - ценностные ориентации; в) индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие индивидуально-типологические особенности, свойственные только той или иной конкретной личности: - темперамент, - характер, - способности.   - 2 структура – динамическая структуры личности – структура, фиксирующая основные компоненты в психике индивида в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности; это личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, отражающем сиюминутное поведение индивида.   Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то совершаем переход от статистической к динамической структуре личности.   К. К. Платонов выделил 4 основные подструктуры динамической функциональной структуры личности с учетом субординация низ­ших и высших подструктур: 1) направленность личности, 2) опыт, 3) особенности психических процессов, 4) биопсихические свойства.   В свою очередь, каждая из этих подструктур состоит из ряда компонен­тов, «подструктур подструктур».

 

Таблица. основные подструктуры динамической структуры личности и их иерархия с учетом субординации низ­ших и высших подструктур по К.К. Платонову
Под­струк­туры Подструктуры подструктур Соотношение социального и биологического Специфические виды формирования необходимые уровни психологического анализа
Направ­ленность личности - Убеждения, - мировоззрение, - идеалы; - стрем­ления, - интере­сы, - желания, - потребности Определяющую роль игра­ет социальное, биологическо­го почти нет Воспитание   Социально- психологиче­ский  
Опыт - Привычки, - умения, - навыки, - знания, - способности Значительно больше социального, чем биологического Обучение Психолого- педагогический
Особенности психических процессов - Внимание, - воля, - чувства, - восприятие, мышле­ние, ощущение, эмоции, память Чаще больше социального (подструктуры перечислены К.К. Платоновым по убыванию социального и возрастанию биологического факторов) Упражнение   Индивидуаль­но- психологи­ческий
Биопсихические свойства - Темперамент, - задатки, - половые, - возрастные, - фарма­кологически обусловленные свойства Социального почти нет   Тренировка   Психофизиологический Нейропсихологический  

 

 

Таблица. Причины социализации
Причины Комментарии к ним
1. Биологическая причина – биологическая ограниченность человека Человек должен обучиться некоторым способностям и качествам, без которых он не сможет существовать и реализовывать свою жизнедеятельность и которые он постепенно должен перенять от других: - добывать пищу, - одеваться, - строить жилище и др. Сложные формы поведения человека не передаются по наследству. Им человек должен обучиться, усваивая опыт других. Например, в течение первого года жизни человека обеспечение пищей зависит целиком от взрослых, а, например, дети обезьян сами добывают себе пищу уже через 3 – 6 месяцев после рождения.
2. Социокультурная причина – необходимость формирования у человека определенных качеств, важных именно для данного социума. Культура определяет направленность социализации и ее методы. У американцев ценится прагматизм, деловая активность, независимость, свобода и пр. Именно эти качества формируются у американцев с помощью разных институтов и разными средствами.

 

Таблица. Классификация агентов социализации
Агенты социализации – люди, группы людей и институты (учреждения), осуществляющие социализацию или способствующие целенаправленному воздействию на ход данного про­цесса. Критерий для классификации – время, степень и форма влияния агентов на человека, а также содержание социального знания, приобретаемого им.
Разновидность агента и его общая характеристика Подгруппы агентов и их характеристика
Люди Институты (учреждения)
1. Агенты первичной социализации – агенты, связанные с индивидом тесными личными отношениями и оказывающие значительное, непосредственное воздействие на личность в период ее становления; а также способствующие когнитивному (познавательному) обучению и формированию у него обобщенного образа действительности.   Агенты первичной социализации универсальны и выполняют множество разных функций: - мама – добытчик средств существования, опекун, воспитатель, учитель, друг, - сверстники – партнеры по играм, квазиродители (когда старшие заботятся о младших). 1.1) Люди, связанные с индивидом тесными личными отношениями – родители, друзья, близкие и знакомые, возможно, учителя, врачи, тренеры и т.д.;     1.2) Институты (учреждения) – семья, а также учреждения, представители которых, связанны с индивидом тесными личными отношениями – детсад, школа, спортивная секция, вуз.   Например, между тренером и воспитанником доверительно-личные отношении, значит спортсекция – агент первичной социализации. Эффективность семьи–агента социализации определяется следующими факторами: 1. нравственно-психологический микроклимат в семье; 2. материальный и социальный статус семьи; 3. степень разрешения противоречия между семейными интересами, потребностями и производственной занятостью родителей, особенно матери; 4. роль отца и матери в общении с детьми; 5. структура и состав семьи и т.д.
2. Агенты вторичной социализации – агенты, связанные с индивидом формально-деловыми отношениями и относительно мало влияющие на него; а также способствующие приобретению им специфическо-ролевого знания, связанного с разделени­ем труда.   (про разделение труда – Питер Людвиг Бергер (австрийский американец, р. 1929), Томас Лукман (словенский американец, р.1927)   Агенты вторичной социализации узконаправленны и выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие – средства существования, церковь – духовное общение и т.п. Но нужно помнить, что в школе, например, на уроке по общественным и гумани­тарным дисциплинам усваива­ются важные социальные знания. Однако ученик также получает информацию о социальных правилах и нормах поведения в виде сопутствующего социального опыта (из взаимодействия учителя и учеников, учеников и учителей между собой). Этот опыт может быть как позитивным, так и негативным. Он может совпадать с це­лями процесса воспитания, а может противоречить поставленным це­лям. В процессе деятельности и общения детей спонтанно возникают малые группы. Именно в группировании ребенок может найти удовлетворяющее его положение, через группы он приобретает опыт общения, возможно на всю жизнь. 2.1) Люди, связанные с индивидом формально-деловыми отношениями, т.е. опосредованное, формальное окружение, – представители администрации школы, вуза, предприятия, где работает индивид, армии; священники; работники коммунального хозяйства; сотрудники СМИ, партий, суда и т.д.   Милиционер всегда выступает в роли агента вторичной социализации. Если между тренером и воспитанником нет доверительно-личных отношений, то секция оказывается среди агентов вторичной, а не первичной социализации. 2.2) Институты (учреждения), представители которых связанны с индивидом только формально-деловыми отношениями – армия, полиция, церковь, СМИ; а также школа, спортивная секция, вуз.
Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на поздних. Младенческие годы – агент социализации семья, родители. Детство и юность (школьные годы) – агенты: учителя, сверстники, тренеры в спортивных командах, телевидение, кино, музыка. Для студентов агент социализации – институт. Для работающих – работа. Вступление в брак, рождение детей – эти события также выступают агентами социализации. В среднем возрасте возникает ситуация, при которой человек начинает терять свои индивидуальные отличия и приобретает черты группы, к которой он принадлежит.
Типы учреждений-агентов с точки зрения формального признака: - Б-1) Формальные, специально созданные, в которых социализация имеет целенаправленный и стихийный характер. В школе – целенаправленный и стихийный (сопутствующий социальный опыт). - Б-2) неформальные, где социализация носит стихийный и целеноправленный характер. В кружке – стихийный и целенаправленный, если стоят соответствующие педагогические задачи.

 

Таблица. Типы социализации
Основание Типы социализации
  время, степень и форма влияния агентов социализации на человека, а также содержание социального знания, приобретаемого им - 1.1) первичная социализация –процесс воздействия на человека, в ходе которого агенты связаны с индивидом тесными личными отношениями и оказывают значительное, непосредственное воздействие на личность в период ее становления; а также способствуют когнитивному обучению и формированию у него обобщенного образа действительности. Воспитание – это управляемый и целенаправленный процесс социа­лизации. - 1.2) Вторичная социализация – процесс воздействия на человека, в ходе которого агенты связаны с индивидом формально-деловыми отношениями и относительно мало влияют на него; а также способствуют приобретению им специфическо-ролевого знания, связанного с разделени­ем труда (Питер Людвиг Бергер (австрийский американец, р. 1929), Томас Лукман (словенский американец, р.1927)
  объем усвоенного материала - 2.1) Полная социализация – процесс воздействия на человека, в ходе которого он полностью овладел необходимым и достаточным объемом и содержанием в разных областях социального знания и культуры. - 2.2) Неполная социализация – процесс воздействия на человека, в ходе которого он овладел только частью необходимого и достаточного объема и содержания в разных областях социального знания и культуры.
  Разнообразие областей усвоенного необходимого и достаточного объема знаний и культуры - 3.1) Всесторонняя социализация– процесс воздействия на человека, в ходе которого он овладел всеми сторонами необходимого и достаточного объема социального знания и культуры. - 3.2) Односторонняя социализация –процесс воздействия на человека, в ходе которого он овладел только одной стороной необходимого и достаточного объема социального знания и культуры. В этом случае в полном и даже сверх того объеме социализирован какой-то один участок жизни человека. (Вундеркинды) Их способности в других областях жизни значительно снижаются.
  Степень значимости, востребованности, актуальности объема знаний и культуры, которыми овладел человек - 4.1) Актуальная социализация – процесс воздействия на человека, в ходе которого он полностью овладел необходимым, достаточным и востребованным объемом и содержанием социального знания и культуры, востребованным в данной социальной группе. - 4.2) Неактуальная социализация – процесс воздействия на человека, в ходе которого он полностью овладел необходимым, достаточным и востребованным объемом и содержанием социального знания и культуры, утратившими свое значение для данной социальной группы. Например, человек полностью социализирован, но со временем его социализация все больше расходится с требованиями общества и становится все менее актуальной.
  Время, необходимое для достижения полной социализации - 5.1) Быстрая социализация –процесс воздействия на человека, в ходе которого он быстро и полностью овладел необходимым, достаточным и востребованным объемом и содержанием социального знания и культуры. Самые высокие темпы социализации в детстве. Дети, как правило, внимательны, напористы в получении знаний, активны в познании мира и быстро достигают успехов. Иногда, но редко, такие темпы сохраняются и в последующие годы. Тогда можно говорить о выдающихся способностях и даже о таланте человека. Дети всегда талантливы. Вундеркинды – пример быстрой социализации. - 5.2) Медленная социализация– процесс воздействия на человека, в ходе которого он медленно полностью овладел необходимым, достаточным и востребованным объемом и содержанием социального знания и культуры. Процесс социализации замедляется с возрастом. Если ребенок медленно социализируется,то говорят о замедленном развитии ребенка, при этом он может вовремя или с небольшим запозданием достичь полной социализации. В этом случае говорят о позднем развитии человека.

 

Таблица. Механизмы социализации
Механизм Его содержание
1. Социально-психологические и психологические механизмы
1. Имитация (подражание) это механизм сознательного или бессознательного усвоения и воспроизведения индивидом модели поведения, социального опыта других значимых, авторитетных для него людей.   З. Фрейд: это осознания попытка ребенка копировать модель поведения позитивный механизм.   Американский социолог, один из создателей экономической социологии Нейл Смелзер выделил 3 механизма социализации: - стадия подражания и копирования, когда дети неосознанно повторяют формы поведения родителей или других окружающих взрослых; - игровая стадия, когда дети не только подражают и копируют, но и осознают свое поведение как исполнение определенной значимой роли; - стадия игровых игр, когда дети учатся понимать и распознавать, чего же именно ждет от них тот или иной человек, или даже целая группа людей.
2. Идентификация (отождествление) процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком или группой; усвоение их социально принятых и одобренных окружающим образцов и норм поведения, установок и ценностей как своих собственных.   З. Фрейд: это способ осознания принадлежности к конкретной общности позитивный механизм.   Примером идентификации является полоролевая социализация– процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей мужского или женского пола, принятых в данном обществе культурными нормами.  
Таблица. Стадии полоролевой социализации
  Возраст Характеристика
1. 0–1,5 года – родители обучают ребенка половой роли мальчика или девочки соответственно.
2. 1,5–2 года – у ребенка формируется половая идентичность, которая составляет наиболее устойчивый стержень его будущего самосознания.
3. 2 года – ребенок знает свой пол, но еще не умеет его объяснить.
4. 3–4 года – дети различают пол окружающих, но ассоциируют его, с внешними признаками – платье у женщин, брюки у мужчин.
5. 4–5 лет – дети осознают основные различия в занятиях и поведении женщин и мужчин – считается, что: § мальчики должны быть большими, сильными, умными, боевыми, независимыми, § девочки – маленькими, тихими, послушными и т.д.
6. 6–7 лет – дети окончательно осознают половую принадлежность.

 

Необходимо помнить, что родители воспитывают ребенка, исходя из своих представлений о том, каким должен быть ребенок данного пола.

Стереотипы господства–подчинения часто переносятся на детей. Например, мать, привыкшая зависеть от мужа, будет проявлять такую же установку в отношении сына, реже – дочери.

Родительское отношение к детям зависит от совпадения с полом детей.

Каждый родитель сильнее идентифицируется с детьми своего пола. Он замечает больше сходства между собой и ребенком и более чувствителен к его эмоциям.

Родитель заинтересован быть образцом для ребенка своего пола и стремится научить его секретам своего пола. Поэтому отцы больше внимания уделяют сыновьям, а матери девочкам.

Каждый родитель проявляет в общении с ребенком некоторые черты, которые он привык проявлять по отношению к взрослым того же пола, что и ребенок: например, отношения с ребенком противоположного пола могут содержать элементы кокетства и флирта, а с ребенком собственного пола – элементы соперничества.

 

Иногда половая (гендерная) идентичность вырастающих детей не соответствует желаниям или ожиданиям родителей, обычным стандартам. Отсюда возникает парафилия – (досл., неправильное «влечение») половая девиация (отклонение).

Наиболее часто встречаются следующие парафилии:

- гомосексуализм,

- трансексуальность,

- эксгибиционизм,

- вуайеризм (подглядывание за занимающимися сексом людьми или «интимными» процессами: раздевание, мочеиспускание),

- половой фетишизм,

- трансвестизм,

- садомазохизм,

- педофилия.

Сексуальные отклонения – это итог неадекватной (неуспешной) половой социализации.

3. внушение механизм воздействия на поведение и психику человека, предполагающий некритическое восприятие им особенностей и специфики воспринимаемой информации; процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается.
4. социальная фасилитация механизм стимулирующего влияния поведения одних людей на деятельность других, в результате чего совместная человеческая деятельность протекает свободнее и интенсивнее. В упрощенном варианте «фасилитация» – это «облегчение».
5. конформность механизм осознания наличия расхождений во мнениях индивида с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализующееся и проявляющееся в поведении; склонность к конформизму.
6. Стыд и вина механизм социализации, основанный на чувствах, подавляющих и запрещающих определенное поведение.   З. Фрейд: это негативный механизм социализации, так как они подавляют и запрещают определенные образцы и формы поведения.
7. Импринтинг (запечатление) фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных образов, объектов, ощущений.   Чаще запечатление происходит в младенчестве, но возможно и в более позднем возрасте.
8. Экзистенциальный нажим процесс овладения (родным и неродным) языком и подсознательное усвоение социальных норм жизни, обязательных в процессе общения со значимыми лицами.
9. Рефлексия рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает ценности разных общественных институтов, семьи, общества сверстников, значимых лиц; форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека.   Основные виды внутреннего диалога, рефлексии: - между различными Я человека, - с другими реальными или вымышленными лицами. С помощью рефлексии человек формируется и изменяется в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.
2. Социально-педагогические механизмы
1 (10) Традиционный механизм (стихийной) социализации – неосознанное усвоение (запечатление, некритическое восприятие) человеком норм поведения, взглядов, убеждений и стереотипов, характерных для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального).   Обычаи, традиции, стереотипы поведения, принятые в этом окружении, могут носить как социальный, так и асоциальный характер.   Традиционному механизму социализации принадлежит решающая роль на первых стадиях социализации.   Эффективность традиционного механизма проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения, и он поступает в соответствии с обычаем и общепринятыми житейскими правилами. Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в ситуации, когда элементы социального опыта, когда-либо усвоенные, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.
2 (11) Институциональный механизм социализации процесс взаимодействия человека с общественными институтами и организациями, созданными для социализации (детсад, школа) и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственными, общественными, клубными и др. структурами (армия), средствами массовой коммуникации – печать, радио, кино, телевидение ).   В результате взаимодействия с институтами, человек накапливает нужные знания и опыт, помогающие ему вести себя так, чтобы его социальное поведение имело одобрение социума или избегать соблюдения норм социума без каких-либо проблем и последствий для себя.   СМИ транслируют определенную информацию и представляют определенные образцы поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Идентифицируя себя с теми или иными героями, человек воспринимает свойственные этим героям образцы поведения и стиль жизни.   Человек, взаимодействия с различными институтами и организациями, накапливает знания и опыт, опыт имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.   Институциональный механизм выходит на первый план в подростковом возрасте.
3 (12) Стилизованный механизм социализации усвоение (запечатление, некритическое восприятие) человеком норм поведения, взглядов, убеждений и стереотипов, характерных для определенной субкультуры.   Субкультура (в общем виде) – комплекс морально-психологических черт, норм, ценностей, поведенческих проявлений, определяющих стиль жизни и способ мышления, типичный для людей определенной возрастной, профессиональной или социальной группы. (возрастной, социальной, религиозной, профессиональной, этнографической и т.д.)   Субкультура влияет на социализацию человека ровно настолько, насколько ее носители (сверстники, коллеги) референтны (значимы) для него.
4 (13) Межличностный механизм – процесс взаимодействия человека с субъективно значимыми (референтными) для него лицами.   В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Эмпатия – способность к пониманию чувств других людей, к сопереживанию и сочув­ствию и готовность оказать им эмоциональную поддержку. Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком или группой; усвоение их социально принятых и одобренных окружающим образцов и норм поведения, установок и ценностей как своих собственных.   Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует. Нередко общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.
       

 

Таблица. Стадии (этапы) социализации
1-я периодизация (советский подход -- основание участие в трудовой деятельности) 2-я периодизация 3-я периодизация (с учетом периодизации Э. Эриксона)   Э. Эриксон (1902-1976) предлагал другое основание для определения стадий социализации – «точки кризисного развития» личности -- переломные возрастные этапы жизни индивида.
1. Дотрудовая стадия   1. Первичная социализация или стадия адаптации к социальному окружению. 0 – 13-14 лет (от рождения до подросткового возраста). Ребенок некритически усваивает социальный опыт, адаптируется, приспосабливается, подражает.     1. Стадия младенчества. 0-1 года. Главную роль мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Он уверен в том, что мама придет и сделает то, что нужно. Динамика развития доверия зависит от матери. Если она тревожна, невротична, не уверена в своих действиях, если обстановка в семье напряженная, если ребенку уделяют мало внимания (ребенок в доме сирот), то формируется базовое недоверие к миру, устойчивый пессимизм, замедление психического развития ребенка. Дефицит эмоционального общения приводит к резкому замедлению психического развития.
2. Стадия раннего детства. 1-2 года Формируется автономия и независимость. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности. Он начинает понимать одобрение и неодобрение. Через социальное неодобрение и чувство возможности наказания формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие «автономии» и «стыда». Успешность этой стадии зависит от благоприятного, положительного отношения родителей к ребенку, удовлетворения его желаний, неподавления его волевых качеств.
3. Дошкольный возраст, позднее детство 3-5 лет Ребенок убежден, что он личность, т.к. он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром. У него проявляется стремление к выделению своего «Я». резко расширяется сфера общения, ребенок начинает выходит за пределы семьи, активно осваивает окружающую социальную действительность. Игра позволяет ребенку развивать инициативность, творческие способности и психические возможности: (волю, память, мышление), осваивать отношения между людьми. При жестком подавлении инициативы ребенка закрепляется пассивность, неуверенность, чувство вины. Семья пока остается главным социальным окружением ребенка.
4. Младший школьный возраст 6-11 лет Возможности социализации в семье практически исчерпаны. Ребенок приобщается к знаниям о будущей деятельности. Если он успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен Если есть неудачи в школе, то появляется и закрепляется чувство неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потеря интереса к учебе. При неполноценности ребенок как бы снова возвращается в семью – убежище, если родители пытаются понять и помочь преодолеть трудности в учебе. Если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, то чувство неполноценности у ребенка может закрепиться на всю


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: