Конструктивные элементыдеталей




Введение

Данные методические указания предназначены в помощь студентам, выполняющим задание «Эскизирование детали».

Эскиз это чертеж временного характера, при выполнении которого не используется чертежный инструмент и изображения делаются от руки без соблюдения стандартного масштаба. Однако, соблюдение пропорций отдельных элементов детали – обязательно. Из-за этих упрощений, согласно требованиям ЕСКД, эскизно выполненные чертежи даже не относят к конструкторским документам. В остальном для эскиза должны выполняться те же требования по оформлению, что предъявляются к чертежу, то есть: стандартный формат, рамка, основная надпись, шрифт и так далее. Графа для масштаба в основной надписи на эскизе не заполняется.

Практически необходимость в эскизном изображении может понадобиться при проектировании нового изделия. Или, например, в цехе при поломке, какой либо детали механизма. Деталь извлекается. По ней быстро делается эскиз и тут же отдаётся в работу для изготовления новой детали.

Каждый студент в период аудиторных занятий по данной теме в обязательном порядке должен иметь с собой справочник по машиностроительному черчению (или, при возможности, ноутбук, планшетный компьютер). Для выполнения работы он получает отдельную оригинальную деталь и мерительный инструмент. В помощь над работой на группу выдаётся экземпляр данных методических указаний и методические указания «Размерные цепи на чертежахдеталей ».

В аудиторных условиях эскиз рекомендуется выполнять на миллиметровой бумаге формата А4 или А3. Предполагается, что линии сетки должны помочь студентам быстрее научиться проводить от руки прямые линии и приемлемого вида окружности.

Поскольку названия оригинальных деталей, выдаваемых для эскизирования, охватывают довольно большой перечень производственных терминов, то именно ознакомлению с ними посвящен первый раздел данных указаний. Приведены также технические термины для отдельных элементов деталей. Далее описан примерный порядок эскизирования и даны некоторые рекомендации по выполнению работы. В том числе приведены сведения о приёмах обмера деталей мерительным инструментом и о правилах заполнения графы «Материал» в основной надписи. В «Приложение» данных методических указаний приведены таблицы с необходимыми справочнымиданными.


Терминология деталей машин

Типовыедетали

При заполнении основной надписи эскиза или чертежа в соответствующей графе должно быть указано название детали. При этом оно всегда должно начинаться с имени существительного, например: «Втулка нажимная».

В машиностроении большая группа деталей относится к так называемым типовым изделиям. Для них характерно наличие специальных технических названий. При этом форма деталей с одним и тем же названием (термином) может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от конструктивных особенностей. Однако их объединение под одним термином обусловлено одинаковым функциональным назначением. Ниже приведены некоторые изних.

Вал - цилиндрический стержень регулярного или переменного диаметра с цапфами (см. далее); как правило, имеет элементы для крепления деталей, передающих вращательное движение с вала.

Ось - цилиндрический стержень, не предназначенный для передачи крутящего момента; в определенных случаях имеет цапфы и элементы для поддержания вращающихся вместе с ней или вокруг неё деталей.

Штуцер - соединительный или выходной элемент в трубопроводах (общее название таких соединительных элементов - фитинги), как правило, имеет резьбу с двух концов (одинакового или разного диаметра) и место для захвата монтажныминструментом.

 

 

Рис.1.Штуцер.

 

 

Крышка (или колпак) - в трубопроводах эта деталь служит для заглушения отверстия трубы; имеет внутреннюю резьбу.

Пробка - в трубопроводах это деталь для заглушения выходных отверстий, имеет наружную резьбу.


Пробка крана - запорное устройство пробкового крана (типа «самоварного») в трубопроводах; имеет слабо коническую форму (⊳1:6 или ⊳1:7) и расходное отверстие перпендикулярное оси пробки.

Коробка сальника — деталь (или область) механического крана трубопровода; служит корпусом для элементов, герметизирующих внутреннюю полость крана; имеет крепёжную или крепёжно-уплотнительную резьбу (см. раздел 5) с двух концов и ходовую внутреннюю резьбу для шпинделя.

Клапан (золотник ) - деталь, регулирующая расход рабочего тела через вентиль трубопровода или перекрывающая его за счет герметичной посадки на

седло.

Шток, шпиндель - управляющий элемент крана; это вал с ходовой резьбой, один конец которого подвижно соединен с клапаном, а второй имеет место для крепления маховика или ручки.

Втулка – трубчатая деталь (чаще без резьбы), имеющая диаметр, сопоставимый сдлиной.

Нажимная втулка - деталь коробки сальника крана; как правило, имеет

заплечики (см. раздел 1.2).

 

Накидная гайка - гайка с заплечиками.

 

Муфта - соединительный элемент (фитинг) трубопровода цилиндрической формы с внутренней резьбой одинакового или разного диаметра с двух сторон.

Как правило,для разработки эскизов или чертежей выдаются модели деталей, сходных с представленными на рис.1 –9:

А – А

           
     
 
 

Рис. 2. Крышка Рис. 3.Пробка


 

 

Рис 4. Нажимная втулка

 

 

Рис. 5. Коробка сальника

 

       
 
   
 

 

6. Гайка накидная

 

 
 

 

 

Рис. 7. Пробка крана


 

 

Рис. 8 Клапан.

 
 

 

Рис. 9. Шток

 

 

Конструктивные элементыдеталей

На различных деталях часто встречаются одни и те же конструктивные элементы одинакового исполнения и назначения. Их названия относятся к общепринятой технической терминологии и должны входить в лексикон любого инженера. Некоторые из таких элементов представлены ниже.

 
 

 

Рис.10

 

1. Бобышка – прилив (утолщениё) на литой детали для её усиления в районе отверстий под крепёж.

2. Лыска – плоский местный срез на криволинейной поверхности; две лыски диаметрально противоположные – место подключ.

3. Фланец – чаще дискообразная (или иной формы) соединительная часть детали с отверстиями подкрепеж.

4. Торец – концевая перпендикулярная длине поверхностьдетали.

 

5. Буртик – кольцевое утолщение вала.

 

6. Заплечик – плоская поверхность буртика, предназначенная для упора (см. Рис.4 и6).


 

Рис. 11.

 

 

7. Галтель – плавный переход от меньшего диаметра вала к буртику.

 

8. Цапфа – часть оси или вала, предназначенная для контакта с опорами или под подшипники. Концевую цапфу называют шип, срединную - шейка.

9. Проточка (или канавка) – кольцевое углубление на валу или в отверстии - часто служит для выхода резьбонарезногорезца.

10. Фаска – скошенная кромка на валу или в отверстии при выходена

заплечик или торец.

 

11. Паз – продолговатое углубление с параллельными боковыми плоскостями (часто под шпонку); выполняется дисковой или торцевойфрезой.

12. Шлиц – прорезь на головке винта под отвёртку или сквозной паз в отверстии ступицы под шпонку (или собственно шлиц шлицевогосоединения).

13. Гнездо – глухое углубление (с резьбой илигладкое).

 

14. Ступица –центральная,утолщеннаячастьколеса (этоможетбыть

шестерня, маховик или шкив) с отверстием для посадки его на ось или вал.


15. Обод (венец ) – зона кольцевого расположения замкнутой системы зубьев на зубчатом колесе или зона ложа под ремень на шкиве.

16. Диск – более тонкая средняя часть зубчатого колеса или шкива (часто облегченная отверстиями), соединяющая ступицу и обод(венец).

 
 

Рис.12. Зубчатоеколесо.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: