Заявление о запрете передачи и обработки персональных данных в Единой государственной информационной системе социального обеспечения




Единая государственная информационная система социального обеспечения (далее – ЕГИССО) введена на основании ФЗ РФ от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», которым изменен ФЗ РФ от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – ФЗ № 178-ФЗ).

Гражданин имеет право запретить обработку своих персональных данных в ЕГИССО, и такой запрет не может быть причиной ограничения гражданина в правах на получение социальной помощи.

Граждане могут реализовывать свои права, в т.ч. на социальную защиту, традиционным образом в рамках бумажного документооборота и без передачи своих персональных данных в ЕГИССО в связи со следующим.

(1) В отношении отсутствия согласия на обработку персональных данных.

Согласно ч. 7 ст. 6_11 ФЗ № 178-ФЗ «Функционирование информационной системы осуществляется с учетом требований законодательства РФ о персональных данных».

Согласно п. 4 Положения о ЕГИССО, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2017 г. N 181 «О единой государственной информационной системе социального обеспечения» (далее – Постановление Правительства № 181) «Создание и обеспечение функционирования информационной системы осуществляется оператором информационной системы совместно с оператором инфраструктуры в соответствии с полномочиями, определенными ФЗ «О государственной социальной помощи», а также в соответствии с положениями ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ФЗ «О персональных данных» и настоящего Положения».

Согласно п. 26 Положения о ЕГИССО «Обработка информации, подлежащей размещению в информационной системе, осуществляется в соответствии с требованиями ФЗ «О персональных данных»».

В п. 27 Положения о ЕГИССО указано, что «Согласие гражданина на обработку его персональных данных подтверждается заявлением, поданным гражданином в орган, предоставляющий меры социальной защиты (поддержки)».

При этом следует учитывать положения ФЗ РФ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ № 152-ФЗ), а именно ч. 1 ст. 9, согласно которой «Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным».

Согласно п. 28 Положения о ЕГИССО «Обработка информации, подлежащей размещению в информационной системе, может осуществляться исключительно в целях обеспечения прав граждан на социальную защиту (поддержку)…». Это означает, что решение о передаче персональных данных в ЕГИССО зависит исключительно от желания гражданина пользоваться системой ЕГИССО для получения социальных услуг.

Иной подход является грубым нарушением ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, согласно которой «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом», а также статьи 7 Конституции, согласно которой «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

В случае отсутствия подписанного согласия на обработку персональных данных орган государственной власти (подведомственная организация) обязан оказать государственную услугу, руководствуясь положениями п.п. 2, 4 ч. 1 ст. 6 ФЗ РФ от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которые позволяют совершать обработку персональных данных в целях исполнения полномочий органов власти, для оказания государственных услуг.

Уклонение от оказания государственных услуг со ссылкой на отсутствие согласия на обработку персональных данных является противозаконным, что доказывает судебная практика. Например, Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 23 апреля 2014 г. № 8-АПГ14-4 был признан противоречащим закону и недействующим региональный нормативный акт в части нормы о возможности не рассматривать заявление гражданина, если отсутствует согласие на обработку персональных данных.

(2) В отношении бумажного документооборота.

Предоставление государственных и муниципальных услуг регулируется ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – ФЗ № 210-ФЗ).

Согласно п. 6 ст. 4 ФЗ № 210-ФЗ принципом предоставления государственных и муниципальных услуг является «возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя».

Согласно п. 3 ст. 5 ФЗ № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на «получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя».

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 210-ФЗ «Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя».

Согласно п. 3 ст. 2 ФЗ № 210-ФЗ, а также ст. 4 ФЗ РФ от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (ФЗ № 59-ФЗ) любые обращения граждан в органы власти, в т.ч. о предоставлении государственных услуг, могут подаваться и в письменной, и в электронной форме. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ № 59-ФЗ любое обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Как сказано в ч. 3 ст. 13 ФЗ № 152-ФЗ «Права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены по мотивам, связанным с использованием различных способов обработки персональных данных». Иными словами, просьба оказать государственную услугу в традиционной форме должна быть своевременно удовлетворена в рамках бумажного документооборота, без принуждения к электронному заявлению. Это подтверждает судебная практика. Так, согласно Определению Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 20 сентября 2012 г. N АПЛ12-503 «Лица, не желающие получать государственные и муниципальные услуги в электронном виде, вправе получать их в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в том числе посредством личного обращения в орган, предоставляющий услугу, с предоставлением документов на бумажном носителе)».

 

Дополнительно обращаем внимание на то, что идентификация граждан в ЕГИССО проводится на основании СНИЛС. Согласно Постановлению Правительства № 181 СНИЛС не только идет первым в списке данных о гражданине (п. 1.1.), но и в качестве «идентификатора» вымещает фамилию, имя, отчество, поскольку последние вносятся в систему ЕГИССО исключительно «для первичной выверки сведений о гражданине» (см. п. 1.2). Однако согласно п. 1 ст. 19 Гражданского кодекса РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество. Иными словами, система ЕГИССО вместо традиционного способа идентификации человека по имени вводит номерную идентификацию, которая категорически неприемлема по морально – этическим соображениям, поскольку присвоение людям номеров было осуждено еще Нюрнбергским процессом как фашистская практика. Также подмена имени номером не принимается большинством православных христиан по религиозным убеждениям, в связи с чем следует говорить о нарушении ст. 28 Конституции. Как указано в ч. 3 ст. 13 ФЗ № 152-ФЗ «Не допускается использование оскорбляющих чувства граждан или унижающих человеческое достоинство способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных». Использование СНИЛС как идентификатора гражданина и его персональных данных в силу вышеизложенных причин следует расценить и как унижение человеческого достоинства и, соответственно, нарушение ст. 21 Конституции РФ.

Напоминаем также, что согласно правовой позиции Администрации Президента РФ «любые формы принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации недопустимы» (письмо от 22.01.2014 года №А6-403 помощника Президента РФ, начальника Государственно-правового управления Президента РФ Л. Брычевой; см: https://www.patriarchia.ru/db/text/3561086.html).

На основании изложенного прошу предоставлять мне государственные и муниципальные услуги в традиционной (неэлектронной) форме без автоматизированной обработки персональных данных (в т.ч. о СНИЛС) в информационных системах, и запрещаю передачу и обработку моих персональных данных в ЕГИССО.

 

С уважением, ________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: