Полномочия банков и налоговых органов при проверке кассовых операций.




Поскольку в Рекомендациях речь идет о провер­ках операций с денежной наличностью, то необходимо четко знать, кто и что вправе контролировать.

Так, расчеты наличными между фирмами и хра­нение свободных денег в кассах контролируют банки. Они же должны проверять полноту и свое­временность оприходования денег, полученных в банках на выплату зарплаты, пособий и хозяйственные нужды.

Однако взыскивать штрафы при выявлении нарушений в этой сфере деятель­ности банки не могут.

С момента вступления в силу Указания Банка России от 14.11.2001 № 1050-У предельный размер расчетов наличными день­гами между фирмами установлен в сумме 60 000 руб. по одной сделке. Если расчеты на­личными деньгами произведены сверх этой сум­мы, то с фирмы, которая произвела такой пла­теж, будет взыскан штраф. Административная ответственность за нарушение порядка работы с наличными деньгами и порядка ведения кас­совых операций предусмотрена статьей 151 Ко­декса об административных правонарушениях (КоАП) и пунктом 9 Указа Президента РФ от 23.05.94 № 1006. Сумма штрафа составляет от 40 000 до 50 000 руб. Кроме того, штраф в сум­ме от 4000 до 5000 руб. могут взять и с руково­дителя фирмы (ст. 151 КоАП). Эти штрафы могут взыскивать только налоговые инспекции на ос­новании сведений банков о результатах прове­денных ими проверок (п. 1 ст. 235 КоАП).

К полномочиям налоговых органов относится проверка правильности оформле­ния кассовых операций и полноту оприходования в кассу выручки от хозяйственной деятельности фирм. То есть, предметом прове­рок, которым посвящены Рекомендации, является выручка, полученная с применением ККМ или с ис­пользованием бланков строгой отчетности.

Что могут предпринять столичные налоговые органы, если в ходе своей проверки они выявят нару­шение тех операций, которые контролирует банк?

Советы на этот счет даны в разделе 3 Реко­мендаций.

Прежде всего проверяющий сотрудник нало­говой инспекции должен составить справку. В ней он указывает выявленные случаи расче­тов наличными по сделке свыше 60 000 руб. или нарушение порядка хранения денег в кассе. Справка составляется в произвольной форме.

Затем эту справку проверяющие должны напра­вить в обслуживающий фирму банк. Банк должен проверить фирму по этому "сигналу" и составить свою справку по форме № 0408026. Налоговая инспекция в течение двух дней с момента получе­ния этого документа составляет протокол об адми­нистративном правонарушении. Фирму (или руководителя), как нарушителя, должны уведомить о времени и месте составления прото­кола. Протокол в присутствии представителя фир­мы должен рассматривать руководитель налого­вой инспекции. По результатам рассмотрения он выносит постановление о назначении штрафа.

 

Организация проверок работы с ККМ.

Проверки правил работы с ККМ (или бланка­ми строгой отчетности) делятся на четыре вида.

Первый - плановые проверки, которые прово­дят по графику. На такие проверки не распространяются ограничения по сро­кам и частоте их проведения, установленные Фе­деральным законом от 08.08.2001 № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей при проведении государ­ственного контроля (надзора)". В свое время разъяснения на этот счет давало МНС России в письме от 21.12.2001 № ШС-6-14/967.

Второй вид проверок - тематические. Они ма­ло чем отличаются от плановых и проводятся, как правило, по специальному заданию.

Третий вид - оперативные проверки. Их отли­чительная черта - внезапность и короткий про­веряемый период. Объектом таких проверок обычно является одна или несколько ККМ.

И, наконец, последний, четвертый вид прове­рок. Это проверки, проводимые при снятии ККМ с регистрации.

Проверить может быть за любой промежуток времени. При оперативной проверке это может быть смена или день, а при тематической и пла­новой - месяц, квартал, год. Но в общей слож­ности проверяемый период не должен превы­шать три года с момента предыдущей проверки (п. 4.2.3 Рекомендаций).

Налоговые органы будут выбирать для плановых и те­матических проверок период, совпадающий с от­четным периодом по тем или иным налогам. Это делается для того, чтобы по результатам проверки можно было оштрафовать фирму как за нарушение в работе с наличными, так и за недоплату налогов.

 

Пример

Фирма оказывает услуги населению по ре­монту бытовой техники. Деньги принимаются через ККМ. В июле 2002 года налоговая инспекция провела плано­вую проверку ККМ за период с 1 января по 30 июня 2002 года. По результатам проверки в кассе фирмы бы­ли выявлены наличные деньги в сумме 2000 руб., не прошедшие через ККМ. Деньги являются неучтенной выручкой. На эту сумму должна быть увеличена выручка по налогу с продаж, НДС, налогу на прибыль и налогу на пользователей автодорог.

Суммы доначисленных налогов составили:

по налогу с продаж

2000 руб. х 5% = 100 руб.;

по НДС:

2000 руб. х 20% = 400 руб.;

по налогу на пользователей автомобильных дорог

2000руб. х 1% = 20 руб.;

по налогу на прибыль

(2000 руб. - 20 руб.) х 24% = 475 руб.

Основанием для проведения проверки являет­ся поручение. Форма поручения приведенная в приложении 3 к Рекомендациям. Такое поруче­ние выписывается в единственном экземпляре. Оно должно быть зарегистрировано в налоговой инспекции и подписано ее руководителем.

В поручении обязательно должны указываться объекты проверки (фирма в целом, отдельные торговые точки или отдельные ККМ), а также период, за который она прово­дится. Чтобы проверить другие объекты и (или) периоды, проверяющие должны получить от ру­ководителя налоговой инспекции или его замес­тителя новое поручение (п. 4.5 Рекомендаций).

Когда проверяющие приходят на фирму, они должны предъявить руководителю служебное удос­товерение и поручение. Руководитель должен рас­писаться в поручении и проставить дату. Если руко­водитель отказался подписать поручение, этот факт должен быть зафиксирован в конце документа.

Проверяться будут данные фискальной памяти ККМ, их паспорта, журналы кассира-операцио­ниста, кассовые книги и другие документы. Их перечень указан в пункте 4.10 Рекомендаций.

Важно отметить, что в отличие от налоговых про­верок в данном случае проверяющие не могут изъять ваши документы и предъявить те или иные меры ответственности за то, что вы их не предста­вили (п. 4.10 Рекомендаций). Законодательство о применении ККМ не содержит норм, наделяющих налоговиков правом производить выемку (изъя­тие) документов. Однако налоговые органы нашли "ориги­нальный" выход из этой ситуации. Сотрудникам инспекций рекомендуется составить некое "требо­вание о представлении документов". Дело в том, что, как выяснила налоговая служба, "при получе­нии этого требования налогоплательщик представ­ляет необходимые документы". Однако, можно этого и не делать. Оштрафовать именно за это нарушение они не смогут.

 

2.6. Оформление результатовпроверки

В законодательстве о применении ККМ нет спе­циальных требований к документальному оформ­лению результатов проверки. Поэтому их реко­мендовано оформлять следующими документами:

- оперативной проверки - актом по форме № КМ-9;

- плановой и тематической проверок - актом по форме, указанной в приложении 5;

- проверки, проводящейся при снятии с регист­рации ККМ, - актом по форме, указанной в приложении 6.

Эти документы составляются независимо от ре­зультатов проверки. Если были выявлены наруше­ния, проверяющие должны сделать в акте ссылки на конкретные статьи закона о ККМ или другие до­кументы, положения которых не соблюдались. Все выявленные нарушения должны быть подробно описаны. При этом в акте обязательно должен быть сделан вывод о том, привели или нет наруше­ния к неоприходованию наличных денег в кассу. От этого вывода будет зависеть факт возбуждения дела об административной ответственности.

Если в ходе проверки никаких нарушений не выявлено, то в акте должно быть об этом прямо указано.

Акт по форме № КМ-9 составляется в трех эк­земплярах. Его подписывают руководитель фирмы и проверяющие. Один экземпляр остается в нало­говой инспекции, второй передается в бухгалтерию фирмы материально ответственному ли­цу, принявшему деньги на ответственное хранение. Другие акты составляются в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю фирмы.

Акт должен быть зарегистрирован в налоговой инспекции. Если в ходе проверки нарушений не выявлено, то оснований для возбуждения дела об административной ответственности нет. Если же установлены факты нарушений, то проверяю­щие должны составить протокол (ст. 282 КоАП). Один протокол оформляется на должностное ли­цо фирмы (руководителя или его заместителя), а второй - на организацию.

Дата регистрации акта, дата протокола и дата вручения этих документов руководителю должна быть одной и той же. Эта дата является днем окончания проверки.

Не позднее 15 дней после получения протоко­ла руководитель инспекции должен рассмотреть дело об административном правонарушении (п. 1 ст. 296 КоАП) в присутствии представителя вашей фирмы. Поэтому проверяющие обязаны известить руководство фирмы о дате и месте, где будет дело рассма­триваться. Если от фирмы не поступит ходатайство об отложении дела, то налоговая инспекция вправе рассмотреть его в ваше отсутствие.

Затем руководитель налоговой инспекции должен решить, штрафовать фирму (ее ру­ководителя) или нет. Такое решение оформляет­ся постановлением.

С 1 июля 2002 года за продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) на­селению без применения ККМ может быть нало­жен штраф:

- на граждан - в размере от 1500 до 2000 руб.;

- на руководителей - от 3000 до 4000 руб.;

- на фирму - от 30 000 до 40 000 руб.

Эти штрафы установлены статьей 145 КоАП.

Если фирма согласна с таким решением, то штраф нужно заплатить в течение 30 дней со дня вступ­ления его в силу. Если штраф не будет заплачен в течение года и нало­говая инспекция его не взыщет, решение нало­говых органов теряет свою силу (ст. 319 КоАП).

Если вы не согласны с вынесенным решением, не позднее 10 дней после того, как постановление будет принято, нужно обратиться в московское на­логовое управление с жалобой. В жалобе следует указать причины для отмены постановления: неправильно составлен протокол, нарушена процедура рассмот­рения дела об административном нарушении и др. В случае отказа следует обращаться в суд.

Эксплуатация ККМ

Правильность эксплуатации ККМ проверяется непосредственно на месте ее установки. Для на­чала инспектор осматривает внешнее состояние машины. При этом он должен установить, соот­ветствует ли заводской номер машины тому, что указан во всех документах, связанных с ее экс­плуатацией (техническом паспорте, кассовых че­ках, журнале кассира-операциониста и др.).

Затем проверяется исправность кассового ап­парата. Полный перечень неисправностей, с которыми машину использовать нельзя, установлен пунктом 8 Положения по применению ККМ, утвержденного постановле­нием Правительства РФ от 30.07.93 № 745. В частности, считается, что продавец не приме­няет ККМ, если машина:

- не печатает (печатает неразборчиво) наиме­нование фирмы, ее ИНН, номер ККМ, порядко­вый номер чека и другие обязательные рекви­зиты;

- неразборчиво печатает контрольную ленту;

- допускает ошибки при выполнении операций, предусмотренных техническими требования­ми к ККМ;

- работает по программам, которые не допуще­ны к использованию на этой модели. Кроме того, признается, что продавец не при­меняет ККМ, если на машине отсутствует или по­вреждена пломба, ограничивающая доступ к фи­скальной памяти.

Обнаружив неисправность, проверяющий дол­жен приложить к материалам проверки доку­менты, свидетельствующие о наличии дефектов (например, чек с нечетким шрифтом или без рек­визитов), а также объяснения должностных лиц фирмы.

 

Учет выручки

Чтобы оценить полноту оприходования налич­ных денег в кассу, проверяющие сравнивают сум­мы выручки по фискальным отчетам и показани­ям секционных счетчиков ККМ с данными о выручке, отраженными в кассовой книге. Эти данные сличаются по каждому дню за весь про­веряемый период.

Данные счетчиков могут снимать лишь инспекторы, обладающие паролем доступа к фискальной памяти. При необходимости в этой операции могут участвовать специалисты цент­ра технического обслуживания (ЦТО) ККМ.

Вне­запные проверки налоговая инспекция может проводить в любых организациях, которые рас­положены на подведомственной ей территории (п. 5.1.2 Рекомендаций). Что же касается плано­вых и тематических проверок, то их может про­вести лишь та налоговая инспекция, в которой вы состоите на учете.

В ходе проверки инспекторы могут потребо­вать:

- паспорт ККМ, где указаны сведения о вводе машины в эксплуатацию и проведенных ре­монтах;

- журналы кассира-операциониста;

- кассовую книгу;

- приходные ордера и контрольные ленты;

- акты о возврате денег по неиспользованным кассовым чекам.

Если фирма не сможет представить эти доку­менты (или их часть), руководителю придется пи­сать объяснение. Этот факт будет отражен в акте проверки.

Инспектор вправе проверять лишь те машины, которые установлены в торговых точках, указан­ных в поручении на проверку. В этом же доку­менте устанавливается и продолжительность пе­риода, за который проводится проверка.

Проверять операции за тот период, который не указан в поручении, проверяющие не могут (п. 4.5 Рекомендаций). Вместе с тем разработчики Рекомендаций советуют сни­мать фискальные отчеты не только за проверяе­мый период, но и за три последних года, предше­ствующих проверке (п. 5.1.3 Рекомендаций). Такие советы, мягко говоря, нельзя признать правомерными. Для подобной проверки руково­дитель налоговой инспекции должен выписать новое поручение.

Если при проверке будет установлено расхож­дение сумм кассовой выручки и сумм, указанных в фискальных отчетах, инспектор отразит это в акте. Причем если проводится внезапная про­верка, то используется акт по форме № КМ-9 (утвержденный Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132).

Если обнаружится, что наличных денег в кассе больше, чем по показаниям счетчиков, кассир (продавец) или руководитель фирмы должны бу­дут письменно объяснить этот факт и указать причину, по которой образовался излишек. Об­наружив "лишние" деньги, проверяющий должен передать их на ответственное хранение либо ру­ководителю (предпринимателю), либо другому материально ответственному лицу фирмы. Сум­ма излишка через ККМ не пробивается. Однако ее нужно оприходовать. В бухгалтерском учете для этого делается запись:

 

Дебет 50 Кредит 91 субсчет "Прочие до­ходы"

- оприходованы излишки наличных денег в кассе.

 

Одновременно сумму излишка нужно отразить в журнале кассира-операциониста и в кассовой книге.

Сам по себе излишек, образовавшийся в кас­се, ненаказуем. Но если эти деньги не будут оприходованы, то виновные будут привлечены к административной от­ветственности по статье 151 КоАП РФ за наруше­ние порядка ведения кассовых операций. Сумма штрафа может составить от 4000 до 5000 руб. для руководителя и от 40 000 до 50 000 руб. для фирмы.

Обнаруженную недостачу инспектор также укажет в акте. Чтобы отразить ее в учете, надо сделать проводку:

 

Дебет 94 Кредит 50

- учтена недостача денежных средств.

 

Если виновник недостачи обнаружен, бухгал­тер должен сделать запись:

Дебет 73 субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба" Кредит 94

- списана сумма недостачи за счет виновного лица.

 

Выявленные в ходе вне­запной проверки нарушения по учету наличных денег могут стать основанием для проведения плановой или тематической проверки.

 

Плановые (тематические) проверки

Плановую или тематическую проверку со­трудники налоговой инспекции также прово­дят на основании поручения своего руководи­теля.

При проведении таких проверок, в частности, контролируется:

- применение ККМ при приеме наличных денег от населения;

- соблюдение установленных лимитов кассово­го остатка;

- правильность ведения учетных кассовых доку­ментов.

Если при проверке будет выявлено превыше­ние установленных лимитов кассового остатка, проверяющие должны известить об этом банк, об­служивающий вашу фирму. Аналогично они по­ступят и при обнаружении других нарушений По­рядка ведения кассовых операций. Как мы уже отмечали, исполнение этого Порядка, а также соблюдение предельных размеров наличных расчетов между фирмами контролируют банки. И только по их заключениям налоговые инспек­ции могут привлечь фирму к административной от­ветственности.

При плановой (тематической) проверке также контролируется соблюдение правил эксплуата­ции ККМ и порядок сдачи денег инкассаторам. Кроме того, в обязанности проверяющих входит контроль межремонтного обслуживания кассо­вых аппаратов и их подготовки к следующему ра­бочему дню.

Все выявленные нарушения (включая даже те, которые не влияют на учет наличных денег) инспектор отразит в акте проверки. Полный перечень таких нарушений приведен в пунк­те 5.3.2 Рекомендаций. Вот некоторые из них, касающиеся ведения журнала кассира-опера­циониста:

- пропуски записей;

- отсутствие записей о возвратах денег;

- отсутствие показаний суммирующих счет­чиков;

- несоответствие записей в журнале записям в кассовой книге.

Нарушением правил ведения кассовой книги также считается суммарное отражение выручки, поступившей за день от нескольких торговых то­чек (итоговая запись, подтвержденная одним приходно-кассовым ордером).

Нарушения могут обнаружить и при оформле­нии актов о возврате денег покупателям (форма № КМ-3). Например, деньги по акту могут быть проведены через одну ККМ, а чек, приложенный к акту, может быть пробит на другой машине.

Неправильное оформление возврата денег покупателям встречается чаще всего. Порядок действия кассира в такой ситуации прописан в пунктах 4.2-4.3 Типовых правил эксплуатации ККМ, утвержденных письмом Минфина России от 30.08.93 № 104.

Согласно этим правилам, из операционной кассы деньги по чеку, возвращенному покупате­лем, могут быть выданы только в день покупки. Причем кассир вправе вернуть деньги только по чеку, подписанному директором (заведующим) или его заместителем.

Затем составляется акт по форме № КМ-3. В нем указываются наименование отдела, кото­рый пробил чек, номер чека и возвращенная сумма. В акте делается ссылка на руководителя (заместителя руководителя), разрешившего вер­нуть деньги. Приложенный к акту чек нужно пога­сить (например, поставить штамп "оплачено"), наклеить на лист бумаги и сдать в бухгалтерию. После этого суммы, выплаченные по возвращен­ным чекам, надо зафиксировать в журнале кассира-операциониста. На эти суммы бухгалтер должен уменьшить выручку.

 

Пример

Фирма "Весна" получила 25 сентября наличную денежную выручку в сумме 10 584 руб. (в т. ч. налог с продаж - 502 руб., НДС - 1680 руб.).

В тот же день покупатель вернул товар, купленный им за 756 руб. (в т. ч. - налог с продаж - 36 руб., НДС - 120 руб.). Эта сумма была возвращена через операционную кассу. В акте по форме № КМ-3 комис­сия записала, что величина дневной выручки умень­шена на 756 руб.

Оприходовав возвращенный товар, бухгалтер дол­жен уменьшить начисленный НДС и налог с продаж. Та­ким образом, сумма выручки за 25 сентября составит 9828 руб. (10 584 - 756), сумма начисленного НДС -1560 руб. (1680 - 120), сумма налога с продаж -466 руб.

(502 - 36).

Если возврат денег документально не под­твержден (нет чека ККМ, не составлен акт и т. п.), то выручку уменьшать нельзя.

По всем нарушениям, отраженным в акте про­верки, должны быть сделаны выводы и даны предложения о привлечении фирмы или ее должностных лиц к ответственности. Если в акте отсутствуют ссылки на на­рушенные статьи и нормы законов или Типовых правил, то выводы проверяющих можно оспо­рить, указав на некачественное оформление ма­териалов проверки.

Акт проверки составляется в двух экземпля­рах по форме, приведенной в приложении 5 к Рекомендациям. Первый экземпляр акта пере­дается в налоговую инспекцию и хранится в от­деле оперативного контроля. Копии этих актов могут использоваться при проведении выездных проверок. Второй экземпляр акта вручается ру­ководителю фирмы или индивидуальному пред­принимателю.

 

2.10. Проверки при снятии ККМ с регистрации

Если фирма прекращает пользоваться ККМ, налоговые органы снимают машину с учета. Чаще всего это происходит, когда истекает срок эксплуата­ции устаревшей модели, меняется собственник машины или ККМ изношена настолько, что ре­монтировать ее невыгодно.

Основанием для списания машины является акт налоговой инспекции. Перед составлением акта инспекторы ИМНС должны снять показания счет­чиков за весь период регистрации и проверить ряд документов. Их перечень приведен в пунк­те 5.4 Рекомендаций. В частности, проверяются журналы кассира-операциониста, технический паспорт и карточка регистрации ККМ. Кроме то­го, инспектор обязательно проверит итоговые показатели суммирующих счетчиков и фискаль­ный отчет за период регистрации.

При проверке опять-таки будут сверять выруч­ку, зафиксированную в фискальной памяти ма­шины, с записями в журнале кассира-операцио­ниста. Стоит отметить, что при снятии ККМ с учета налоговые органы не должны проверять кассо­вую книгу, чеки и другие документы, которые проверяются в ходе плановых проверок.

Результаты проверки каждой машины указы­вают в акте. В нем обязательно должно быть отражено, установлены или нет расхождения меж­ду суммами наличных денег, указанными в жур­нале, и данными фискальных отчетов. Эти рас­хождения показываются как по отдельным дням, так и в целом за проверяемый период.

После проверки проверявший инспектор должен поставить в журнале кассира-опера­циониста подпись, дату проведения проверки и печать налоговой инспекции.

 

Список используемой литературы

 

1. «Методические рекомендации по осуществлению налоговыми органами контроля за соблюдением порядка ведения операций с денежной наличностью, получаемой с применением контрольно-кассовых машин и бланков строгой отчетности, при реализации товаров и оказании услуг населению»

 

2. Письмо Управления Министерства по налогам и сборам по г. Москве от 28.08.2002 №29-08/1/39567

 

3. Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях Закон РФ от 30.12.2001 №195-ФЗ

 

4. Закон РФ от 18.06.1993 №5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением».

 

5. Письмо Минфина РФ от 30.08.1993 №104 «Типовые правила эксплуатации ККМ»

 

6. Указ Президента РФ от 23.05.1994 №1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей».

 

7. Закон РФ от 29.12.1995 №222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»

 

8. Порядок ведения кассовых операций в РФ, утвержденный решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.03.1993 №40.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: