Проект преобразующего эксперимента, направленного на воспитание у младших школьников ценностного отношения к Родине




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПРОБЛЕМЫВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИНЕ

1.1 Философская и социально-психологическая характеристика понятия "ценность", "ценностное отношение

Становление и развитие идеи воспитания ценностного отношения к Родине в отечественной истории философской и педагогической мысли1

ВЫВОДЫПО ГЛАВЕ I

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИНЕ У УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССОВ

Характеристика проявления ценностного отношения к Родине у первоклассников

Ценностное отношение к Родине как компонент содержания начального образования

ВЫВОДЫПО ГЛАВЕ II

ГЛАВА III. ПУТИ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИНЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Проект преобразующего эксперимента, направленного на воспитание у младших школьников ценностного отношения к Родине

ВЫВОДЫПО ГЛАВЕ III

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

 

Современная социально-экономическая и политическая ситуация в стране выдвигает множество проблем, в том числе и проблему воспитания ценностного отношения к Родине.

Приоритетными объектами воспитания ценностного отношения у школьников являются человечество и человек, природа и жизнь, труд и образование, родина и семья. Реализация задачи воспитания ценностного отношения к названным объектам позволяет сформировать у школьников базовые национальные ценности, обозначенные в государственном образовательном стандарте общего образования.

Воспитание ценностного отношения к Родине сегодня является одной из самых дискуссионных и актуальных тем педагогики. В отечественной педагогической науке последних десятилетий оно рассматривалось как патриотическое воспитание и являлось частью идейно-патриотического (Ю.К. Бабанский, Л.Р. Болотина, П.В. Конаныхин, О.И. Павелко, Л.Ф. Спирин и др.), нравственного (Н.И. Болдырев, Л.И. Мищенко, И.Т. Огородников, Н.Е. Щуркова и др.), гражданского воспитания (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый, В.А. Сластенин и др.) или выступало как самостоятельное направление (Т.А. Ильина, Н.В. Ипполитова, В.А. Караковский, И.Ф. Харламов и др.). Традиционно патриотическое воспитание предполагало формирование таких качеств личности, как любовь к Родине, бережное отношение к отечественной истории и культуре, готовность защищать интересы своей страны. Изменение сущности и методики исследуемого вида воспитания связано с развитием аксиологического подхода в отечественной педагогике.

Исследованием ценностной проблематики с середины 20 века в отечественной науке занимались Б.Г. Ананьев, Т.К. Ахаян, Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, З.И. Васильева, Б.С. Гершунский, В.И. Гинецинский, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, П.Р. Игнатенко, М.Г. Казакина, А.В. Кирьякова, А.И. Кравченко, Г.Б. Корнетов, Т.Н. Мальковская, В.С. Мерлин, А.А. Ручка, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, В.П. Тугаринов, В.А. Ядов, В.А. Караковский, А.В. Кирьякова, Н.Д. Никандров, Р.М. Рогова, Л.И. Божович, М.С. Каган, Л.И. Рувинский, Е.В. Бондаревская, А.В. Кирьякова, Б.С. Круглов, Н.Е. Щуркова).

Кроме того, в 20 веке в рамках развития личностно-ориентированной парадигмы образования сформировался подход к младшему школьнику субъекту деятельности и поведения (Ш.А. Амонашвили, Г.И. Вергелес, Н.Ф. Голованова, В.В. Зайцев, Л.Н. Кутергина, Л.А. Матвеева, Р.В. Овчарова, А.И. Раев, Г.А. Цукерман, Н.Е. Щуркова и др.). Эта позиция предполагает, что ребенок способен проявлять активность и самостоятельность в накоплении социального опыта отношений, осознавать собственную позицию, оценивать и корректировать свою деятельность. Роль организаторов воспитательного процесса заключается в создании педагогических условий для накопления детьми собственного опыта деятельности, выражающего ценностное отношение к Родине.

Однако, проведенный анализ научной и методической литературы показывает, что в педагогике еще недостаточно изучено понятие «ценностное отношение», сущность ценностного отношения к Родине, не определено как учитывается социальный опыт дошкольника в формировании образа Родины и ценностного отношения к ней у младшего школьника. Все это обусловило выбор проблемы исследования - воспитания у первоклассников ценностного отношения к Родине.

В качестве объекта исследования выступает образовательный процесс в современной начальной школе.

Предметом исследования является процесс воспитания у учащихся 1 классов ценностного отношения к Родине.

Цель исследования - теоретически обосновать педагогические условия эффективной организации воспитания у детей 1 класса ценностного отношения к Родине.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что

1. у учащихся 1 класса проявляется средний уровень ценностного отношения к Родине;

2. организация процесса воспитания у первоклассников ценностного отношения к Родине будет эффективной, если:

- его построение отражает диалектику освоения детьми многоуровневой структуры образа Родины («Родина как государство», «Малая Родина», «Родной дом») с учетом механизма структурно-функционального единства основных компонентов ценностного отношения к Родине;

- он направлен на поддержку и обогащение социального опыта детей;

- в содержании деятельности детей доминирует родиноведческое содержание, ориентированное на национальные традиции русской культуры и ценности жизни семьи;;

- обеспечивается включенность и сотрудничество всех участников воспитательного процесса (учителей, учащихся и их родителей).

В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой были выделены следующие задачи исследования:

1. на основе анализа философской, педагогической и психологической литературы определить сущность понятия «ценностное отношение к Родине»;

2. проанализировать состояние современной практики воспитания ценностного отношения к Родине в начальной школе;

3. рассмотреть содержание дошкольного и начального образования с точки зрения его ориентированности на воспитание ценностного отношения к Родине;

4. диагностировать уровни сформированности ценностного отношения к Родине у первоклассников,

5. разработать проект формирования у первоклассников ценностного отношения к Родине.

Базой исследования явились ГОУ СОШ №577 Красногвардейского района. В эксперимента участвовали 40 первоклассников.


ГЛАВА I. Теоретические аспекты формирования ценностного отношения к Родине

 

1. Понятие «ценность», «ценностное отношение»

 

Понятие «ценность» всегда являлось объектом интереса философов, психологов и педагогов, что нашло отражение во множестве концепций и теорий ценности.

В понятие «ценность» изначально заложен положительный смысл: ценность есть то, что мы ценим, чего желаем, к чему стремимся и что хотим осуществить. Ценность выступает как особая форма отражения в сознании людей предметов и явлений, способных удовлетворить их потребности и интересы (О.Г.Дробницкий, М.С.Каган, В.П.Тугаринов). Ценность характеризует личностный смысл для человека определенных явлений действительности. Поэтому «ценность не что иное, как выбираемый смысл» (Ж.П.Сартр)[31, 462].

Психологическую сущность ценности так определил Г.Олпорт: «Ценность - это некий личностный смысл. Ребенок осознает ценность всякий раз, когда смысл имеет для него принципиальную важность»[17, 117].

В педагогике ценность определяется как предмет, явления и их свойства, которые нужны членам определенного общества или отдельной личности в качестве средств удовлетворения своих материальных и духовных потребностей и интересов, направленных на достижение общественных целей[42,56].

Однако в трудах известных педагогов ценности, ценностные ориентации и идеи трактуются по-разному. В качестве высших ценностей выдвигаются разные категории: у Я.А.Коменского - это любовь к Богу, 10 заповедей Христа, внутренний нравственный закон, благополучие человечества; у В.А.Сухомлинского - патриотизм, любовь к родителям, к матери, к «самому святому и прекрасному в жизни человека»; у А.С.Макаренко - «умение видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня и жить этой прелестью»; у К.Д.Ушинского - Родина, родной язык; у Б.С.Гершунского и Р.Шейермана свобода в нравственном выборе и генерирующая ценностная сила частной собственности: красота, справедливость, любовь и др.[26,31].

В отечественной философии сложились различные подходы к типологизации ценностей (С.Ф. Анисимов, М.С. Бургин, В.А. Василенко, Б.Г. Кузнецов, М.Г. Макаров, Н.З. Чавчавадзе, В.А. Ядов и др.).

Как правило, ценности разделяют на предметные (объективные или общечеловеческие) и ценности сознания (субъективные).

К предметным ценностям относятся: естественное благо и зло, заключенные в природных богатствах и стихийных бедствиях; потребительная стоимость продуктов труда (полезность вообще); социальное благо и зло, содержащие в общественных явлениях; прогрессивное и реакционное значение исторических событий; культурное наследие прошлого, выступающее в виде предметов богатства современников; значение научной истины; моральное добро и зло, заключенное в действиях людей; эстетические характеристики природных и общественных объектов и произведений искусства[42,15].

Субъективные ценности - это общественные установки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений.

Направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации. В психолого-педагогических исследованиях особое внимание уделяется изучению типовых характеристик ценностных ориентаций (З.И. Васильева, М.Г. Казакина); динамике ценностных ориентаций в структуре личности школьников (Н.А. Волкова); взаимосвязи ценностных ориентаций с социально активной позицией учащегося (Т.Н. Мальковская); путям и способам формирования ценностной ориентации в коллективе, в трудовой и общественно-полезной деятельности. (Т.К. Ахаян, М.Г. Казакина). Спектр рассмотрения исследователями ценностной ориентации обусловлен пониманием ее как ценностного отношения (И.С. Батракова, М.Г. Казакина, В. Франкл); социальной установки (В.Г. Афанасьев, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, В.С. Мерлин); направленности личности на ценность (Б.Г. Ананьев, З.И. Васильева, П.Р. Игнатенко, Т.Н. Мальковская, К.К. Платонов); механизма формирования ценностного отношения (Б.С. Круглов); генерализованной неосознаваемой нравственной позиции (Л.Э. Комарова); личностного образования (М.Г. Казакина, И.И. Назарова и др.)[98,33].

В ходе психолого-педагогического изучения особенностей ценностных ориентаций личности активно исследуются факторы, влияющие на их развитие (Т.К. Ахаян, О.М. Панфилов, А.А. Ручка); психологические основания ценностных ориентаций (И.В. Дубровина. Б.С. Круглов), структурно-функциональные особенности ценностных ориентаций (М.Г. Казакина, И.И. Макарова, Т.Н. Мальковская); классификационные модели ценностей, определяемые в качестве содержательной основы ориентаций личности (В.А. Караковский. А.В. Кирьякова, Р.М. Рогова); сензитивность личности к присвоению ценностей на различных этапах онтогенеза (Л.И. Божович, М.С. Каган, Л.И. Рувинский); динамика ценностных ориентаций в системе социального образа жизни (К.Н. Хабибулин, Е.Ф. Майровова, В.И. Потапов)[81,10].

В педагогической науке ценностные ориентации понимаются как направленность личности на те или иные ценности (П.Р. Игнатенко); аспект личностной направленности (З.И. Васильева, Т.Н. Мальковская); исходная нравственная позиция в общей направленности личности (Г.К. Нургалиева); система отношений и установок личности к ценностям (А.И. Кравченко); личностное образование и процесс его формирования (М.Г. Казакина, А.В. Кирьякова)[81,41].

В терминологический аппарат педагогики последнего десятилетия прочно вошло понятие «ценность». Концепция отношений личности была предложена В.Н. Мясищевым и впоследствии развернута В.С. Мерлиным.

Для В.Н. Мясищева отношение - «целостная система индивидуальных избирательных сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности»[62,16]. Отношения человека представляют собой осознанную, активную, избирательную, целостную, основанную на индивидуальном, общественно обусловленном опыте систему временных связей человека как личности (субъекта деятельности и взаимодействия) с действительностью или ее отдельными сторонами. Отношения человека, в том числе и этнические, обусловленные его национальной принадлежностью, отражаются в отдельных поступках и во всей деятельности. Моральное формирование личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов и на процессе становления своих действий и поступков в соответствии с образцами и их оценкой. Этот внутренний процесс приводит к образованию оценочных отношений и формируется в связи с этническими, эстетическими и другими критериями поступков и переживаний человека. В результате возникает требовательность и требовательное отношение к окружающим и самому себе, уважение или пренебрежение к другим. Убеждения содержат не только представление о действительности, но и суждения о том, какова она должна быть[62,46]. Система отношений определяет характер переживаний личности, особенности ее восприятия, поведенческих реакций. Опыт взаимоотношений личности с другими людьми формирует ее систему внутренних отношений к миру.

Современные педагогические исследования в области теории воспитания активно опираются на концепции В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович и рассматривают отношение в качестве ключевого объекта профессиональной деятельности педагога (Ш.А. Амонашвили, О.С. Газман, В.А. Караковский, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, С.Д. Поляков, Н.Е. Щуркова, Е.А. Ямбург и др.)[81,48].

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: