Ценностное отношение к Родине как компонент содержания начального образования




 

Накопление опыта ценностного отношения к Родине представляет собой важную задачу современного начального образования.

С 1989 года учебные планы стали включать национально-региональный компонент содержания образования. Отсюда и две составляющие содержания в структуре учебного плана:

· инвариантная часть, обеспечивающая приобщение к общекультурным и национально-значимым ценностям, а также формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;

· вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития школьников, учитывающая их личностные особенности, интересы и склонности.

Мы обратились к анализу традиционного содержания начального образования с точки зрения его ориентированности на воспитание ценностного отношения к Родине.

Традиционно задачи воспитания любви к Родине решались через содержание таких предметов как русский язык, литература и природоведение. Эти предметы сохранили приоритет и в наши дни, но наряду с ними появились и особые курсы. С использованием методики контент-анализа мы изучили программный материал начальной школы и учебники для 1 классов (применяемые в экспериментальной группе), а именно: «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой, "Русский язык". 1 кл. А.В. Поляковой.; "Русский язык" В. В. Репкина, Т. В. Некрасовой; «Русский язык» 1 класс Закожурниковой М.Л., Кустаревой В.А., Рождественского Н.С., учебник «Родная речь»/ Сост. М.В. Голованова и др., Учебная книга по чтению для 1 класса В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой, М.И. Головановой «Наше русское слово» и учебник для 1 класса А.А. Плешакова «Мир вокруг нас».

Курсы русского языка частично реализуют задачу воспитания ценностного отношения к Родине за счет того, что в качестве учебных текстов часто используются образцы русского фольклора и тексты русских писателей и поэтов.

«Русский язык» - обучение грамоте В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина - в составе задач содержит такие как - «воспитывать … любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам», а также «усвоение общечеловеческих моральных ценностей» [153,С.3].

Программа Т.Г. Рамзаевой - в качестве задач выдвигает стремление воспитывать гражданские качества. Большинство учебных текстов взято из произведений русских и советских писателей, часто встречается фольклорный материал. Важно отметить, что автор, ставя перед собой серьезные обучающие задачи, ориентирует и на воспитание ценностного отношения к Родине.

Курс Т.Г. Рамзаевой содержит разнообразные знания, в учебниках наряду с другими присутствуют задания рефлексивного типа, помогающие проявить свое отношение к Родине.

Курс «Введение в словесность», начатый Л.Ф.Климановой, содержит большое количество знаний философско-религиозного характера, причем четко соотнесенных с русской культурой. Познавательная ориентация курса обеспечивается «изучением языка как культурно-исторического процесса, проходящего в своем развитии несколько стадий», важной является группировка слов по темам «Человек», куда включаются семья и родственники, «Наш дом» и «Наш город», таким образом, авторы сумели охватить все составляющие понятия Родина. В содержание курса литературного чтения входит большое количество сказок, произведений русских и советских писателей, включены рассказы из отечественной истории, а также рассказы на тему «Моя семья и мои друзья». Важно, что в программе подчеркнута необходимость развития умений творческого характера, связанных с созданием самими учащимися произведений устного народного творчества (сказки, считалки и т.д.), таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своей культуры.

В процессе обучения русскому языку младших школьников особое внимание необходимо обратить на богатейшие возможности языка и речи в познании мира, в выражении эмоций, желаний, на создание условий для возникновения эстетического чувства к родному языку.

Учебники рассматривались с точки зрения их влияния на развитие ценностного отношения на разных уровнях: 1) рациональном, который реализуется в таких видах работы, как чтение, анализ текстов о Родине; 2) уровне чувственного восприятия, отраженном в языке (зрительные, слуховые, обонятельные и др. ощущения); 3) эмоциональном, что предполагает внимание к лексике, в которой оценка является компонентом лексического значения слова (радость, гнев, восхищение и др.), а также к эмоционально-экспрессивной лексике.

В учебнике "Русский язык" 1 класс Т.Г. Рамзаевой рациональный уровень формирования ценностных представлений и понятий отсутствует, уровень чувственного восприятия составляет 50%, эмоциональный уровень формирования ценностных представлений и понятий составляет 17%.

В учебнике "Русский язык" 1 класс А.В. Полякова рациональный уровень формирования ценностных представлений и понятий составляет 2%; уровень чувственного восприятия -51%; эмоциональный уровень формирования ценностных представлений и понятий составляет 27%.

В учебнике"Русский язык" 1 класс В.В. Репкина рациональный уровень формирования ценностных представлений и понятий составляет 5%; уровень чувственного восприятия-39%; эмоциональный уровень формирования ценностных представлений и понятий составляет 32%.

Тексты о Родине, влияющие на осознание учащимися Родины как ценности на рациональном уровне усвоения (через их чтение и анализ), представлены во всех учебниках явно недостаточно. При этом тексты, содержащие лексику, отражающую чувственное восприятие мира (цвет, запах, звук, вкус и пр.) и опыт эмоционально-ценностного отношения к нему, встречаются во всех учебниках довольно часто. Это происходит за счет использования отрывков из произведений художественной литературы. Наиболее широко они встречаются в учебниках А.В. Поляковой. Однако в заданиях к упражнениям не акцентируется внимание на этой лексике, что недостаточно способствует ее усвоению.

В процессе анализа учебников исследовался также вопрос об оптимальном соотношении рецептивных, репродуктивных и продуктивных методов обучения. С этой целью были рассмотрены учебники развивающих систем обучения и традиционного обучения для 1 класса А.В. Поляковой, В.В. Репкина и Е.В. Восторговой; Т.Г. Рамзаевой. Рецептивные методы наиболее широко представлены в учебнике Т.Г. Рамзаевой. Такой вывод сделан благодаря его красочному оформлению. Ярким колоритом иллюстраций выгодно отличается и учебник В.В. Репкина, Е.В. Восторговой. В книге А.В. Поляковой рисунки слабо стимулируют наглядно-образное мышление учащихся, так как они маленькие и невыразительные. В то же время в этом учебнике присутствует богатый материал народной педагогики (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), произведения классиков художественного слова, отражающие языковую картину мира русского народа; встречаются задания, обращающие внимание детей на образные средства языка. В учебнике Т.Г. Рамзаевой также много художественных текстов, а в книге В.В. Репкина и Е.А. Восторговой наоборот, их количество невелико (в основном используются тексты безымянных авторов).

По результатам анализа можно отметить наличие во всех учебниках значительного числа упражнений с использованием рецептивных методов, благодаря учету иллюстраций и заданий, в которых учащиеся читают художественные тексты, учат наизусть стихотворения. При этом явно недостаточно представлена система работы, направленная на усвоение лексики, отражающей чувственный опыт ребенка (краски, звуки, запахи). Это не может способствовать активизации словарного запаса, имеющегося у ребенка 6-7 лет, который включает не только знания о мире, но и ощущения, впечатления. На наш взгляд, упражнения, представленные в перечисленных учебниках, не обеспечивают в полной мере оптимального соотношения разных методов обучения. Предпочтение отдано в основном репродуктивному методу обучения, что создает дисбаланс между развитием логического и образного мышления, препятствует в итоге формированию гармоничного ценностного отношения к Родине.

По сравнению с другими учебными предметами максимальными возможностями по воспитанию ценностного отношения к Родине обладает курс чтения. Все существующие программы в качестве источника учебных текстов используют в основном русскую и советскую классическую детскую литературу.

В программе литературного чтения «Родное слово» Г.М. Грехневой и К.Е. Кореповой в качестве принципов отбора текстового материала выделено, что изучаются образцовые художественные тексты - фольклорная и литературная классика, преобладают произведения русской словесности, а для сравнения включены также фольклорные и литературные произведения других народов. Цели курса связаны не только с изучением родного языка как важнейшего явления национальной культуры, но и предполагают «приобщение школьника к истокам и основам родной культуры, знакомство с этическими и эстетическими идеалами народа» в соответствии с принципом народности К.Д. Ушинского. Кроме того, выдвигается задача развития интереса к прошлому своего народа, восстановления культурных традиций, формирования исторической памяти, естественной связи с опытом не только героического прошлого, но и повседневного, обыденного, знакомства со старинным русским бытом, обычаями и обрядами, национальной одеждой и т.д. Таким образом, в данной программе наиболее полно представлены цели и задачи, с точки зрения ориентированности на воспитание ценностного отношения к Родине и в соответствии с ними сформировано содержание.

В аппарат организации содержания курса «Чтение и начальное литературное образование» Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой входит фольклорный русский герой домовенок Афанасий - знаток и любитель книг - Это важно, так как материал включен в процесс жизни ребенка, и такой подход позволяет ему проявить собственное отношение к изучаемому материалу. Основные темы традиционно раскрывают смысл духовно-нравственных ценностей отечественной культуры. Это, прежде всего: любовь к Родине, к родной земли; любовь к своей семье, к матери и отцу, к друзьям, соседям, ко всем людям; любовь к добродетельной жизни, к таким качествам, как доброта, милосердие, мужество, совестливость, честность и др.; борьба с пороками, с дурными наклонностями, с такими качествами, как злоба, жестокость, алчность, трусость, лицемерие, мстительность и др. бережное отношение ко всему, живому, особенно к человеческой жизни, к животным, природе. Тема Родины отдельным разделом выделяется только в 3 классе, в конце 2 части. Называется раздел «Родная земля». В него вошли только три произведения: К. Паустовский «Бескорыстие»; В. Бахревский, Г. Цыферов «Дубёнка»; Б. Окуджава «Песенка об Арбате». В этой же части учебника к теме Родины можно отнести раздел «День Победы». На наш взгляд, в него вошли стихотворения достаточно сложные для детей начальной школы: В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»; Б. Окуджава «Король»; А.Тарковский «Я знаю, никакой моей вины…». В первом классе в «Моей любимой азбуке» тема Родины представлена недостаточно и фрагментарно. В книге для чтения в первом классе «Капельки солнца» к теме Родины можно отнести раздел «Наш дом». Он начинается с одноименного рассказа Г. Цыферова «Что у нас во дворе?»: «Что у нас во дворе? Наш дом. Он большой. Белый-белый, а крыша у него розовая. На крыше - антенны телевизионное, как мачты на корабле. Такой красивый корабль я видел на картинке…». На наш взгляд, подобное предметное ознакомление примитивно и уместно только для дошкольников. В первом классе ребёнок уже должен размышлять над темой «С чего начинается Родина?». Мой дом - это не только дом, песочница, дерево, качели, клумба, сад, фонари, месяц! Это, прежде всего, родная земля с ее тихой природой, это малая Родина, семья, теплота человеческих отношений. Первокласснику Бунеевы предлагают поразмышлять над взрослыми темами: одиночество («Одиночество» А.Барто); разлука («Разлука» А. Барто); трудный путь«("Трудный путь" Э. Мошковской). Следует отметить, что в начальной школе мы не нашли ни одного стихотворения по теме Родина.

В учебных книгах «Наше русское слово», предназначенных для 1класса по программе В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой, М.И. Головановой «Литературное чтение»), используются пословицы и поговорки о Родине, включены рассказ К.Д. Ушинского, стихи Н. Рубцова и А. Ахматовой, посвященные Отечеству. Тематика разделов курса Литературное чтение в 1 классе: Жили‐были буквы, Сказки, загадки, небылицы, И в шутку и всерьез, Я и мои друзья, О братьях наших меньших. Многие из этих рубрик имеют свое развитие в последующих классах.

Цели курса: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. С этой целью в учебниках предлагаются специальные разделы: Устное народное творчество, Люблю природу русскую, Поэтическая тетрадь, Природа и мы, Из русской классической литературы, Литература зарубежных стран и др. (курс Литературное чтение), а также тексты и задания о нашей многонациональной стране, о традициях и обычаях ее народов и народов мира, о многообразии природы и необходимости бережного к ней отношения. Система таких заданий позволяет учащимся осознавать себя гражданами страны, мира.

Детям сообщаются знания исторического (19,2%), краеведческо-географического (19,2%) и этнографического характера (19,2%), меньше информации, связанной с философско-религиозными (15,4%) и аксиологическими взглядами (15,4%), нет материала, обращенного к ценностям семьи. Задания, которые предлагают авторы, носят в основном репродуктивный характер (55,6%), реже встречаются вопросы, связанные с осознанием собственного опыта (27,8%), меньше заданий по изучению эмоционально-оценочной стороны восприятия знаний (16,7%). Курс чтения обладает наибольшими возможностями в воспитании ценностного отношения к Родине, и поэтому так важно наполнить содержание этих учебников заданиями творческого характера или такими, которые побуждали бы детей к проявлению своего отношения в деятельности.

Цели патриотического воспитания в курсах по природоведению реализуются обычно при решении задачи воспитания бережного отношения к природным ресурсам своей страны, а также через освоение учащимися знаний о рельефе, климате и природных зонах России. В программе «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова первой в числе задач стоит воспитание любви к своему городу (селу), Родине. С этой целью в учебниках предлагаются специальные разделы: Природа России, Страницы истории Отечества, Родной край - часть большой страны, Современная Россия, Жизнь города и села и др.

Большинство учебников природоведения содержат яркие иллюстрации, фотографии и репродукции картин русских художников, изображающих природу России. В качестве эпиграфа к разделам авторы курсов используют отрывки из стихов и рассказов русских писателей и поэтов, нередко встречаются задания, связанные с изучением устного народного творчества (народных примет).

В учебнике А.А. Плешакова преобладают естественно-научные знания (63%), меньше знаний аксиологического характера (22,2%), мало знаний исторического и краеведческо-географического характера (7,4% соответственно). Большинство заданий репродуктивного характера (62,9%), но много, по сравнению с другими курсами, заданий творческого (20,6%) и рефлексивного (15,5%) типа.

Курс «Окружающий мир» А. А. Плешакова ставит своей целью воспитание гуманного, творческого, социально активного человека - гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию своей многонациональной страны и всего человечества. Приоритетными задачами курса является формирование гражданской и этнической идентичности младшего школьника, культурных и семейных ценностей: «Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека - гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества»7. Результатом должно стать формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

С этой целью в учебниках предлагаются специальные разделы: Природа России, Страницы истории Отечества, Родной край - часть большой страны, Современная Россия, Жизнь города и села и др. (курс Окружающий мир); Устное народное творчество, Люблю природу русскую, Поэтическая тетрадь, Природа и мы, Из русской классической литературы, Литература зарубежных стран и др. (курс Литературное чтение), а также тексты и задания о нашей многонациональной стране, о традициях и обычаях ее народов и народов мира, о многообразии природы и необходимости бережного к ней отношения. Система таких заданий позволяет учащимся осознавать себя гражданами страны, мира.

В некоторых программах нашли отражение не только такие компоненты образа Родины как страна и родной город, но и семья, школа, класс. Например, в программе «Природа и люди» З.А. Клепининой, в которой выдвигается задача развития патриотических чувств учащихся, уже в 1 классе первая тема посвящена изучению семьи школьника. При изучении учебного материала о семье ребенок делает первый шаг в ознакомлении с прошлым: ему предлагается побеседовать со старшими взрослыми родственниками и узнать, что было в их жизни раньше.

Для этого в учебнике 1-го класса есть специальные задания, а для обсуждения полученных сведений в классе выделен специальный урок «Твоя семья в прошлом». Это может быть самая прозаическая информация, например, старшие могут рассказать, какие у них в детстве были игрушки, в какие игры они играли дома и на улице, какие обязанности выполняли по дому, какие смотрели телепередачи, мультфильмы, какие у них были учебники в школе и т.п. Это способствует решению проблемы связи поколений, развития интереса, внимания, любви к старшим. Но автор вначале предполагает выявить обязанности ребенка по отношению к родственникам, а только потом спрашивают об отношениях в семье.

Программное содержание 1-го класса представлено 5 темами: «Окружающий мир», «Мир людей», «Будь здоров», «Природа», «Россия - наша Родина». Изучение материала темы "Россия- наша Родина" идет в соответствии с принципом «от близкого к далекому»: от родного населенного пункта своей малой Родины к стране как большой Родине. Источником знаний по первой части содержания являются наблюдения, беседы со взрослыми. Ведущей формой организации учебной деятельности детей здесь станут экскурсии. Основной задачей изучения этой части темы является формирование первоначального понятия «малая Родина». Затем от понятия «малая Родина» переходим к понятию «страна Россия - Родина». Дети знакомятся с праздниками России, ее гимном и флагом, с Москвой как столицей России и некоторыми ее достопримечательностями.

В программе «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой специальных целей или задач воспитания ценностного отношения к Родине не выдвигается, но в ее содержании большое внимание уделено изучению семьи младшего школьника, школы, родного города, края, подчеркивается необходимость формирования мирных отношений с другими народами, проживающими на территории России. Программой предусматриваются задания творческого характера (например, «Составь портрет своей семьи»; «Расскажи иностранцу о своем городе» и др.).

Раздел “Родная страна” составляет 16 уроков: Твоя семья. Твой домашний адрес. Члены семьи. Труд и отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи. Город и село. Родной город: название, достопримечательности. Особенности труда людей родного края. Профессии. Россия - наша родина, государственная символика (герб, флаг, гимн). Всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый год, 8 Марта, 12 апреля). Москва - столица России. Достопримечательности Москвы (Красная Площадь, Кремль). Народы, населяющие Россию. Названия разных национальностей. Уважительное отношение к разным народам. Индивидуальные исследовательские проекты: “Тайна моего имени (фамилии)”. Экскурсии: № 1. “Достопримечательности родного города”, № 2.“Знакомство с профессиями нашего города”. В результате учащиеся должны знать: свое полное имя, полный домашний адрес, свою страну, ее столицу, свой город и его достопримечательности; государственную символику (герб, флаг, гимн); государственные праздники (8 Марта, Новый год, День Космонавтики); основные нравственно - этические понятия (трудолюбие - лень, послушание - непослушание, сочувствие - равнодушие); уметь показать на карте границы России и ее столицу; составления рассказа о своем городе и столице России.

Курсы природоведения, на наш взгляд, имеют большой потенциал в реализации целей воспитания ценностного отношения к Родине. Именно в их содержание может быть включено большинство заданий, связанных с поведенческим опытом ребенка, однако эти курсы не используют такую возможность и в основном ограничиваются сообщением естественно-географических знаний о Родине.

Программа «Окружающий мир» О. Т. Поглазовой (система развивающего обучения «Гармония») ориентирована на обновление содержания и методов преподавания естествознания и обществознания в начальной школе в направлениях интеграции, гуманитаризации и экологизации знаний, воспитания гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности. Автор программы ставит следующие задачи: развитие интегративного, экологического, вариативного мышления; ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества; воспитание у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе; формирование у них навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

Программа "Окружающий мир» А. А. Вахрушева, О. В. Бурского А. С. Раутиана (система развивающего обучения «Школа 2100»). Основная задача курса «Я и мир вокруг» - воспитание человека, осознающего свое место и место человечества в окружающем мире. Осознание человечеством важности решения экологических проблем неизбежно должно породить распространение этических норм на все природное окружение человека, причем не только живое. Авторы программы считают, что средством воспитания и образования школьников начальных классов является ознакомление с элементарной целостной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира - при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни.

Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер, процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт. Программа первого класса - «Окружающий нас мир», строится на основе личного опыта учащихся. В ней школьники познают мир, сравнивая его с собой как наиболее известным объектом. Поэтому вся программа написана с позиции узнающего мир человека. Главная ее цель - показать всеобщую взаимосвязь школьника со всей окружающей его действительностью. Темы "Мой дом, моя школа!", "Твоя семья и друзья" дают задания: "Расскажи, чему тебя научили твои мама и папа", "Как должна быть устроена жизнь в счастливой семье", "Расскажи о своем друге. За что ты его любишь?

В наибольшей степени задача воспитания ценностного отношения к Родине реализуется в двух выделенных нами группах программ: по краеведению и по истории города.

В курсе "Окружающий мир" Раздел «История Отечества» предусматривает предварительное (пропедевтическое) знакомство учащихся с далеким и недавним прошлым родной страны и края (исторические события, достижения культуры, быт наших предков). Такое содержание историко-обществоведческого материала форми­рует социальные представления у школьников: понимание места человека в обществе, правила поведения в общественных местах. Дети подходят к освоению различных понятий: Родина, страна, город, закон, право, правительство и др., которые являются основой социального развития. Яркие события и явления истории позволяют осмыслить значимость изучаемых фактов для жизни человека, принять их как ценность, выстраивать свое поведение с ценностных позиций.

Среди программ по краеведению можно отметить образовательный проект В. Позгалева «Социокультурные истоки», разработанный и оснащенный для начальной и средней школы. Авторы этой программы выделяют начальный этап (дети 7-8 лет) как особенно важный, так как «именно в это время происходит введение ребенка в мир главных, коренных категорий российской цивилизации, духовно-нравственных основ отечественного образа жизни". Логическая линия содержания курса строится от основополагающих ценностей (слово, образ, книга) через приобщение к национальной традиции почтения родителей, родной земли, труда и т.д., к миру ценностей, отраженных в понятиях Веры, Надежды, Любви и Софии. В рамках данного курса ведется внеклассная пропедевтическая работа к курсу истории. В этот же комплекс входят и учебники по развитию культуры речи, которые строятся на соответствующем родиноведческом материале. Следует отметить особую целостность и логичность предлагаемого курса, а также его продуманную преемственность и оснащенность.

Курс «Введение в народоведение» М.Ю. Новицкой разработан специально для начальной школы. Овладение ребенком народным опытом миропонимания происходит посредством трех систем: круг традиционного календаря, семейный уклад, эпический образ истории родной земли и Отечества, построенный народом в соответствии со своим национальным характером и отраженный в образах народных героев, в национальной символике. Ориентация в работе учителя на сопоставление культур разных народов, по мнению авторов, является кратчайшим путем формирования национального достоинства и уважительного отношения к отечественной культуре. Особое построение (с постоянным учетом общего, особенного, единичного) дает возможность варьирования в конкретной работе. Важным положительным началом курса является наличие эмоционально-деятельностного подход в качестве основы освоения традиционной культуры, что предполагает разветвленную систему внеклассной и внешкольной работы при активном участии детей, педагогов и родителей.

Для начальной школы учебно-методические комплексы по изучению истории города (Программа «Чудесный город» Ермолаевой Л.К. и История и культура Санкт-Петербурга. Программа для начальной и средней школы Л. Н. Махинько) включают учебники и рабочие тетради, которые построены по принципу беседы с учениками или экскурсии по городу с помощью книги. В программу включены этические беседы под общим названием «Вы - петербуржцы», предлагающие обсудить правила поведения в общественных местах.

В путешествии по городу юных петербуржцев сопровождают сказочные городовики Марина и Петр. В заданиях для детей включен сбор сведений о своей семье: имя, отчество, день и место рождения дедушек, бабушек, мамы, папы, братьев, сестер. Вопросы: «Какие традиции есть в вашей семье? Как вы празднуете дни рождения? Где вы любите гулять? Какие семейные фотографии, документы, старинные предметы хранятся как память? Составить рассказ о совей квартире и др.

Ценностное отношение к городу: в названиях разделов -город живой, сказочный, богатый и щедрый; в использовании художественных произведений для подтверждения этих наименований.

В обосновании концепции автор подчеркивает, что необходимо отбирать такой материал, который поможет ребенку иными глазами посмотреть на знакомое окружение, будет личностно значим для него, однако непосредственно в учебниках этот принцип не отражен в полной мере, а значит, учитель должен дополнять предложенное содержание и задания. Л.К. Ермолаева и Н.Г. Гаврилова предлагают наполнять краеведческим материалом и другие дисциплины, поскольку выступают за систему воспитания и обучения эмоционально-ценностного отношения к родному городу.

В программе Л.И. Махинько уже на первом году включена тема «Мой дом, моя улица, мой район», в которой автор специально подчеркивает, что семья школьника - это семья петербуржцев и призывает показывать, какие замечательные петербуржцы окружают детей. Кроме того, в конце второй части автор предлагает обсудить с детьми вопрос о «душе Петербурга»(!) и тех, кто ее создает. По словам автора, в программу заложена идея создания условий для формирования ценностной ориентации учащихся, продумано, каким образом дети получат опыт эмоционально-ценностного отношения. Реализация же этих задач зависит от учителя. Особенностью курса является философское осмысление идей «Город как модель мироздания», «Город и Россия», «Судьба России и Санкт-Петербурга». В пособии для 1 класса Л.И. Махинько часто обращается к учащимся с заданиями для всей семьи.

Авторы этих программ не выдвигают задач патриотического воспитания, а больше ориентируют на наполнение опыта отношения к своему городу, к Родине. В настоящее время создаются также региональные программы (192), в которых краеведческий компонент включен во все предметы начальной школы (родной язык и литература, изобразительное искусство, труд и даже математика).Именно такие программы позволяют в наибольшей мере реализовывать принцип систематичности, учет общего, особенного и единичного и являются максимально приближенными к культуре края, их содержание более «субъектно». В то же время при всем своеобразии местной культуры важно выявить главное - ту нравственную норму, которая, по существу, будет общей для самых разных народов. Построение такой системы образования в каждом классе позволит успешнее решать задачу воспитания ценностного отношения к Родине.

Анализ программ эстетического цикла - программы по изобразительному искусству и художественному труду (Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Е.В.Алексеенко и др.; В.С.Кузин, С.В.Шорохов, Т.Я. Шпикалов и др.; Алексеенко Е.В., Ботова С.И. и др.) показал, что авторы довольно часто включают в их содержание изучение элементов народного декоративно-прикладного искусства, изготовление предметов народного промысла. Причем региональный компонент, как правило, в таких программах подчеркивается, и авторы предлагают учителю постараться отразить в работе особенности культуры своего края. В программе Б.М. Неменского, Л.А. Неменской, Е.В. Алексеенко и др. содержится больше всего знаний, связанных с воспитанием ценностного отношения к Родине.

Анализ учебных программ и пособий показал, что они, обладая определенным воспитательным потенциалом, ориентируют на наполнение когнитивной составляющей, поэтому необходимо разработать задания эмоционально-оценочного, рефлексивного и творческого характера. Слабая взаимосвязь между предметами (даже при наличии в них родиноведческих знаний) мешает созданию у младших школьников гармоничного и целостного образа Родины. Содержание учебников наполняет только уровень образа Родины как государства, поэтому знания детей мало связаны с их жизнью, абстрактны, следовательно, необходимо дополнение программ различными типами знаний и в особенности знаниями, способствующими изучению семьи младшего школьника. В соответствии с современной тенденцией объединения программ в комплексы необходимо обеспечить как можно большую степень интегрированности курсов в направлении воспитания ценностного отношения к Родине. Причем важно не дополнить содержание, а произвести отбор заданий и пересмотреть их содержание. Современная система образования младшего школьника предлагает ему настолько большой объем информации, что недопустимо перегружать, изменять программу за счет увеличения количества заданий.

Вышеизложенный анализ учебных программ и учебных пособий показал, что в современной начальной школе задача воспитания ценностного отношения к Родине не может быть реализована в полной мере. Поэтому современному учителю необходимо самостоятельно выстраивать систему и отбирать материал для проведения такой работы. Однако эту деятельность может осуществить не каждый педагог, так как она требует теоретических знаний о системе воспитания ценностных отношений, информированности о современных разработках, а также практических навыков работы. В проекте преобразующего этапа эксперимента мы постарались реализовать вышеуказанные требования и попытались выстроить такую систему воспитания у младших школьников ценностного отношения к Родине, которая наряду с обязательными содержала бы инвариантные компоненты, которые изменялись и дополнялись, исходя из ситуации в классе и личных педагогических принципов учителей.

При построении системы работ были проанализированы дошкольные программы воспитания с точки зрения потенциала воспитания ценностного отношения к Родине, чтобы выстроить возможную линию преемственности.

В комплексных и парциальных программах дошкольного образования «Развитие», «Радуга», «Золотой ключик», «Детство», «Дружные ребята», «Истоки»предусмотрено воспитание любви к Родине, уважения и симпатии к людям разных национальностей. У детей формируются первоначальные знания о Родине, о жизни народов нашей страны, о некоторых общественных явлениях. На этой основе развиваются начала таких нравственных чувств как патриотизм и гражданственность. Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке представлений о Родине старших дошкольников, с другой - к большей обобщенности образа Родины.

Технологичные программы социально-нравственного развития дошкольников О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», М. М. Новицкой, Е. В. Соловьевой «Наследие», Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещеряковой «Развитие у детей представлений об истории и культуре», С.А. Козловой «Я - человек», О. М. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Я, ты, мы» и др.нацелены на формирование национального духовного характера, сущностным выражением которого выступает цельная личность с гармоничным сочетанием в ней таких духовных качеств и умений, как вера, любовь, свобода, совесть, патриотизм.

Анализ программ дошкольного образования и воспитания показал, что преемственность между ступенями дошкольного и начального школьного образования по воспитанию отношения к Родине как ценности в наибольшей степени учтена в таких комплексных программах, как "Из детства в отрочество" под ред. Т. Н. Дороновой; "Золотой ключик" Г. Г. Кравцова и Е. Е. Кравцовой, построенная на культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и теории возрастной периодизации Д. Б. Эльконина; "Преемственность"(Н. А. Федосова, Т. С. Комарова); "Школа 2100" под ред. А. А. Леонтьева; "Сообщество"(К. А. Хансен, Р. К. Кауфман, К. Б. Уолш), обеспечивающая единство познавательного, социального и эмоционально-личностного развития ребенка. Преемственность по воспитанию ценностного отношения к Родине учтена в таких парциальных программах непрерывного образования, как программа социально-нравственного развития "Я - человек" (С. А. Козлова); программа художественно-творческого развития "Росток" (А. В. Шестакова). Программа "Я- человек" включает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек - творец», «Земля - наш общий дом». Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание. Программа "Росток", основываясь на различных видах искусства - изобразительного, музыкального и литературы, предлагает освоение дошкольниками первоэлементов («азбуки») языка этих видов искусства. Создает условия для первоначального осмысления таких важных философских категорий, как: «Я - человек», «Я - при рода», «Я - общество», «Я - пространство», «Я - время».

Анализ учебн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: