Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом в ходе реализации образовательных программ для обеспечения обучения персонала




Метод обучения (от греч. metodos – путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.

Метод обучения характеризуется тремя признаками, он обозначает:

– цель обучения;

– способ усвоения;

– характер взаимодействия субъектов обучения.

Понятие метода обучения отражает:

– способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;

– специфику их работы по достижению различных целей обучения.

Метод обучения – категория историческая. Уровень развития производительных сил и характер производственных отношений оказывают влияние на общие цели обучения. С изменением целей меняются и методы обучения.

В структуре методов обучения выделяются приемы.

Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

Метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное образование. В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы обучения. Диалектика связи метода с другими категориями дидактики взаимообратная: будучи производным от целей, содержания, форм обучения, методы в то же время оказывают обратное и очень сильное влияние на становление и развитие этих категорий. Ни цели, ни содержание, ни формы работы не могут быть введены без учета возможностей их практической реализации, именно такую возможность обеспечивают методы. Они же задают темп развития дидактической системы – обучение прогрессирует настолько быстро, насколько позволяют ему двигаться вперед применяемые методы.

В структуре методов обучения выделяются прежде всего объективная и субъективная части.

Объективная часть метода обусловлена теми постоянными, незыблемыми положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе независимо от его использования различными педагогами. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности.

Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями.

Методы обучения осуществляются различными средствами обучения, к которым относятся как материальные, так и идеальные объекты, помещаемые между учителем и учащимся и используемые для эффективной организации учебной деятельности школьников. Этими средствами являются различные виды деятельности, предметы произведений материальной и духовной культуры, слово, речь и т. д.

Средство обучения – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний.

Методы управления педагогическим процессомразделяют на 3 группы.

1. Методы передачи и усвоения знаний. К ним относятся выбираемые преподавателем в зависимости от поставленных целей и задач педагогической деятельности формы занятий и способы передачи и усвоения информации. Формы занятий – урок, лекция, конференция, консультация, факультативное занятие, самостоятельная работа студентов. Способы передачи и усвоения информации – беседа, рассказ, дискуссия, конспектирование, работа с текстами первоисточников (аннотирование и реферирование текстов, составление библиографических списков по теме исследования) и т.д.

2. Методы практического обучения. Они применяются при организации как аудиторных занятий, так и внеаудиторной деятельности студентов. Это упражнения (по физкультуре, по иностранному языку, по математике, физике и т.д.), аудиторные практические занятия, лабораторные эксперименты, производственная практика на предприятиях, в учреждениях и организациях, участие в научно-исследовательской, проектной и инновационной деятельности и проч.

3. Методы контроля и оценки результатов обучения. Систему контроля образуют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные контрольные, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые,

лабораторные контрольные работы, проектные работы, дневниковые записи, журналы наблюдений. Каждая из форм имеет свои особенности.

Средства организации и управления педагогическим процессом.Непосредственно на учебных занятиях управление педагогическим процессом осуществляется преподавателем. Приемы организации:

- проверка посещаемости студентов;

- организация индивидуальных или групповых форм учебной деятельности;

- проверка качества выполняемой учебной деятельности;

- применение приемов активизации учебной деятельности и мотивации студентов.

Для организации педагогического процесса необходимы следующие средства.

1. Для методического обеспечения образовательного процесса – учебные программы, пособия, демонстрационный и дидактический материал, материалы для контроля качества образования (тесты, ситуационные задачи, контрольные вопросы к темам).

2. Для библиотечного обеспечения образовательного процесса – словари, справочники, научные издания, периодические научные издания (журналы).

3. Для технического обеспечения образовательного процесса – использование на занятиях компьютерного, мультимедийного оборудования, макетов, муляжей, лабораторного оборудования и т.п.

4. Для организационного обеспечения образовательного процесса, учета результатов успеваемости и посещаемости студентов – заполнение журналов, табелей, ведомостей и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: