профессионально-педагогическое общение: формы реализации в практике управления персоналом.




Управление персоналом - сложный, многоплановый процесс, который нельзя успешно осуществлять, руководствуясь элементарными алгоритмами действий. Разнообразные управленческие ситуации требуют не только различных организационных структур, но и различных способов руководства, учитывающих потребности подчиненных, характер заданий, воздействие среды и др.

В нашей стране многие годы не обращалось внимания на тонкости деловой этики и психологии. В особенно сложных или конфликтных ситуациях руководителя выручали отзывчивость и трудовая увлеченность людей.

Но за последние десятилетия резко выросли и усложнились хозяйственные механизмы страны, усложнились взаимосвязи людей - участников производства, изменились сами люди. И все более значимыми становятся проблемы управления этим сложнейшим организмом, необходимость понимания внешне скрытых пружин человеческого поведения, использования социально-психологических методов руководства.

Эти методы подразумевают не приказ, не распоряжение руководителя, а искусство убеждения, понимания психологии людей, учет их личностных особенностей, более широкое применение педагогических приемов.

В процессе делового общения создается своеобразный общий банк идей, способов и приемов решения конкретных задач, которые используются совместной деятельностью. Но необходимо подчеркнуть, что деловое общение способствует не только решению чисто утилитарных задач, но и духовному взаимообогащению, поскольку «именно в процессе совместной деятельности и общения наиболее рельефно проявляется как профессиональная, так и социальная дееспособность каждого конкретного человека» [Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946].

Деловое общение формирует общность взглядов на принципиальные вопросы, что определяет все последующее взаимодействие субъектов совместной деятельности, их стратегию поведения, т.е. формируется общая позиция, что способствует интеграции сотрудников в единое социальное целое.

Только в таких случаях коллектив способен успешно решать задачи той сложности, которая способствует уровню компетентности каждого члена коллектива.

Поведение участников совместной деятельности определяется их объективной взаимозависимостью, которая составляет необходимые условия всякого взаимодействия. Но для того, чтобы установилось сотрудничество, нужна полная и всесторонняя информация об условиях, задачах и способах их разрешения.

Полная информация об условиях деятельности активизирует деловое общение, стимулирует желание сотрудничать, при этом руководителю необходимо учитывать личностные качества, интересы и мнения сотрудников.

На каждом этапе управленческого общения руководитель оказывает различное психолого-педагогическое воздействие: отдавая распоряжения, он во многом предопределяет поведение подчиненных; разрабатывая план совместных действий, получая сведения о ходе выполнения задания, взаимодействует с ними.

Деловое общение - это и обмен эмоциями и взаимодействие, психолого-педагогический контакт. Современная наука выделяет следующие психолого-педагогические принципы делового общения: 1. Принцип создания условий для выявления творческого потенциала и профессиональных знаний личности. 2. Принцип полномочий и ответственности, который базируется на строгом определении социального, служебного и персонального статусов сотрудников коллектива. 3. Принцип поощрения и наказания выполняет стимулирующую и регулирующую функцию и должен основываться на естественном стремлении человека к самоутверждению, к признанию его в профессиональной среде. Новизна и «штучность» поощрения - мощные стимулы развития творческой активности личности. Тем не менее исследования показывают, что 46% руководителей в управлении персоналом предпочитают систему наказаний, взысканий, забывая о том, что наказание не может быть основной мерой воздействия и применять его нужно только в соответствии с проступком. Кроме того, крайне важно помнить, что оценке подлежит само деяние, а не личность.

4. Принцип рационального использования рабочего времени. Исследования показали, что из каждой сотни менеджеров лишь одному достаточно рабочего времени, десятерым требуется его на 10% больше, сорока нужно дополнительно 25%, остальным же менеджерам не хватает и дополнительных 50% рабочего времени. Урегулированию сложившейся ситуации может способствовать принцип приоритетов (В.Парето): распределять дела в порядке их значимости и начинать с самого существенного [Аверченко Л.К. Управление общением. -Москва-Новосибирск, 1999. - С. 11 -12].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: