Власть как социальный феномен.




1. Власть как атрибут общества и основные подходы к ее пониманию.

2. Сущностные характеристики и основные функции власти.

3. Легитимность власти.

4. Типология власти.

 

1. Понятие «власть» наряду с понятием «политика» является основополагающим понятием в политологии. Власть выступает как цель политики, а сама политика как ее многообразные проявления. Можно сказать, что нет политики без власти и нет власти без политики. Поэтому и раскрытие их сущности возможно только друг через друга, что дает ключ к пониманию всей политической жизни общества.

Человек, живущий в обществе, постоянно испытывает внешнее воздействие. В повседневной жизни мы часто это воздействие обозначаем словом «власть». Мы говорим о власти природы, когда подчиняемся ее законам и в холодную погоду надеваем теплую одежду, а в дождь берем с собой зонтик. Мы говорим о власти общества, когда подчиняемся принятым в данном обществе нормам и правилам, потому что не хотим быть предметом насмешек или выслушивать чьи-то замечания. Мы говорим о власти других людей, когда вынуждены подчиняться их приказам или распоряжениям.

Проблема власти всегда была в центре всех исследований общественной жизни. Первоначально ее осмысление восходит к мифологическим истокам, представлениям, согласно которым земные события составляют неразрывную часть общемировых явлений, имеющих божественное происхождение. И тем самым делался вывод, что власть на земле от Бога.

Христианская мифология до сих пор утверждает, «что всякая власть от Бога». Несколько иная версия власти была в Египте, Вавилоне, Индии. Боги, являясь источником власти правителя, сами продолжали оставаться вершителями земных дел и людских судеб. У древних греков боги выступали также и в качестве непосредственных правителей и законодателей в образованных ими государствах. Отход от мифологического божественного понимания власти связан с именами Заратустры и Будды. В данной интерпретации власть выступает как управляющая миром природная закономерность, естественный закон.

Попытки рационального осмысления проблем политики и власти можно проследить в конфуцианстве и даосизме, а также в исследованиях древнегреческих философов периода становления греческой государственности. Развитие общества подчиняется законам природы и естественному праву. Власть – естественное состояние общества, предполагающее подчинение одних другим. В этот же период начинаются исследования различных форм государства и власти (Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, Эпикур и др.).

Значительный вклад в изучение проблемы власти внесли Тит Лукреций Кар, его поэма «О природе вещей» и учение Цицерона о государстве и праве. Была разработана идея смешанной формы власти. А главный правовой принцип Цицерона «Под действие закона должны подпадать все» был положен в основу учения о правовом государстве.

В эпоху Возрождения значительную роль в разработке проблем власти сыграл Н. Макиавелли, Дж. Локк, М. Монтескье, которые завершают разработку теории естественного права, исследуют различные формы власти, дают развернутую характеристику гражданского общества и правового государства и предлагают развернутую концепцию «общественного договора», как основы формирования государства.

Своеобразные подходы к власти можно найти у представителей немецкой классической философии, у русских революционных демократов.

В политической литературе существуют многочисленные определения власти. Например, Томас Гоббс считал, что власть – это средство достичь блага в будущем, а сама жизнь есть вечное и неустанное стремление к власти, прекращающееся лишь со смертью. Макс Вебер определял власть как возможность осуществить свою волю вопреки сопротивлению других. Р. Даль полагал, что власть дает возможность одному человеку заставить другого делать то, что он по своей воле не сделал бы. В то же время Х. Арендт считала, что власть вовсе не принадлежит отдельному человеку, а только группе людей, действующих совместно. С. Лукс, отвергая это суждение, утверждает, что в основе всех определений власти лежит примитивное представление: некий А тем или иным образом действует на Б. П. Моррис уточняет, что власть – не просто способ воздействия на кого-то или на что-то, а действие как процесс, направленный на изменение кого-то или чего-то. О том же говорил и А. Гидденс: обладание властью означает способность менять порядок вещей.

Многие ученые подчеркивают естественный характер власти. Зло же в самой власти. Каждый человек изначально в той или иной мере стремиться к власти и славе, хотя есть люди, которые всегда стремятся командовать, а другие – подчиняться. Между этими крайностям масса людей, которые вообще не любят командовать. В то же время без стремления к власти не бывает лидеров. Ни один лидер не достигает успеха, если не получает радость от власти, если не обладает самоуверенностью. Надо принять во внимание также власть организации. Только на стыке двух форм власти – индивидуальной и организации – в точке их соприкосновения проявляется сущность власти как таковой, такое ее свойство, как принуждение.

Для появления отношений власти необходимо, чтобы субъект власти мог и хотел использовать свои преимущества для давления на других людей. Вот почему для описания отношений власти вводится понятие «ресурсы власти».

Так что же такое власть?

Властьэто реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности.

Что же является источником власти, благодаря чему она способна влиять на поведение людей? Источники, или основания, власти – это средства, используемые субъектами власти для воздействия на подвластных с целью достижения поставленных целей.

Общепризнанным источником власти является сила. Поэтому власть в сознании людей часто отождествляется с насилием. Источниками власти могут быть богатство, занимаемое положение и владение информацией, а также знание, опыт, особые навыки, нередко и организация. Роль тех, кто организует и направляет усилия специалистов, профессионалов, экспертов, ценится очень высоко, ибо позволяет осуществлять власть. Организация выступает средой для установления отношений, способствующих не только мобилизации ресурсов и людей, но и претворению в жизнь принимаемых решений. И должность, и знания, и опыт имеют смысл и реализуются через организацию: то, что не под силу одному, достигается усилиями организации. Это легко проиллюстрировать на примере деятельности политических партий, роль и влияние которых в жизни современного общества трудно переоценить. Источником власти выступает и харизма (греч. Charisma – божественный дар), т.е. культ личности руководителя. Она обладает большой гибкостью, не требует ни длительного времени для своего формирования, ни рационального набора общепризнанных норм. Руководитель харизматического типа часто становиться национальным героем, символизирующим идеалы страны.

Ресурсы власти – это средства, возможности, используемые субъектом для утверждения своего влияния на объект в соответствии с поставленными целями. Они указывают на те конкретные преимущества, которыми обладает субъект власти, уточняют содержание сложившегося неравенства, выявляют механизмы влияния. Ресурсы, используемые для оказания воздействия на другого человека (группу), могут быть самыми разнообразными. Обычно все виды ресурсов подразделяются на группы:

1) экономические: материальные ценности, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые, геополитическое положение страны;

2) силовые: армия, полиция, различные службы безопасности, прокуратура, суд, а также принадлежащая им техника, вооружение, тюрьмы и т.д.

3) социальные: (эти ресурсы призваны обеспечить поддержку существующей власти и заинтересованность в ее существовании) престижные и высокооплачиваемые должности, которые уже сами по себе обеспечивают высокую оплату; система разного рода привелегий; социальное обеспечение и социальная защита населения

4) информационные: СМИ, знания и информация, распространяемые через учебные учреждения;

5) политико-правовые: Конституция, законы, програмные документы политических партий;

Подчеркивая сложность и многогранность самого понимания политической власти, попытаемся выделить ее основные сущностные характеристики:

1. Суверенитет, что означает независимость и неделимость власти. Власть не может быть разделена субъектами, занимающими различные политические позиции. Существование многопартийных парламентов или коалиционных правительств лишь подтверждает это положение, т.к. они осуществляют власть все же с одних позиций, достигнутых путем договора, компромисса. В истории известны случаи двоевластия. Но это исключение из правил. Периоды двоевластия отражают нестабильность политической системы общества, ее кризисное состояние. И эти периоды непродолжительны. Двоевластие обычно заканчивается либо победой одной власти и исчезновением другой, либо гибелью обоих властей и формированием третьей власти. Двоевластие может привести к гражданской войне, и охлократии, и даже к диктатуре.

2. Легитимность власти, т.е. общепризнанное влияние субъекта власти во всех сферах жизнедеятельности общества. Авторитет выражается в том, что объекты власти готовы выполнять волю субъекта в силу признания легитимности (законности, правомерности существования) власти. Авторитет власти может быть формальным, т.е. когда сила власти признается только благодаря законности ее верховенства, и неформальным, когда сила власти выражается в общественном признании ее верховенства, исключительности. Наличие формального и неформального авторитета означает ее исключительное могущество.

3. Волевой характер власти предполагает наличие осознанной политической программы, цели и готовности последовательно добиваться ее осуществления. Эмоционально-волевой аспект власти имеет огромное значение для определения силы власти. Можно говорить о том, что сила воли определяет и силу власти. При отсутствии или утрате воли утрачивается и власть.

4. Принудительный характер власти различными средствами, вплоть до применения насилия в различных политических системах принуждения может быть разным, диктатура выступает его высшей ступенью. Принудительный характер может выступать в следующих формах: насилие, убеждение, подчинение, приказание, господство и т.д.

5. Всеобщность власти, которая означает функционирование власти во всех сферах общественных отношений и политических процессах, а также способность проникать во все виды человеческой деятельности. Кроме того это означает ее распространение на всю территорию ей подвластную

6. Наличие особого аппарата управления.

Перечисленные черты власти раскрывают ее сущность и роль в обществе. Говорить о наличии власти в обществе можно лишь при наличии совокупности этих черт. Отсутствие какой-либо одной черты приводит к кризису власти и затем соответственно к безвластию. А это смена власти одной – другой.

2. Политическая власть в обществе выполняет ряд основных функций:

1. Формирование политической системы общества, организация его политической жизни. Власть оказывает влияние и на формирование политических отношений в обществе, т.е. отношений между государством и обществом, между социальными группами, классами, слоями, между различными политическими институтами.

2. Руководство органами власти, формирование государственного аппарата, определение средств и методов его деятельности. Властные структуры осуществляют также руководство политическими и неполитическими процессами в обществе, направляют их, способствуют ускорению или замедлению их развития.

3. Власть осуществляет управление делами общества и государства на разных уровнях с помощью различных средств и методов воздействия с целью достижения и претворения в жизнь своих собственных интересов.

4. Осуществление контроля и целенаправленного воздействия на деятельность различных политических и неполитических организаций и институтов, что в конечном итоге приводит к созданию определенного, характерного для того или иного общества типа правления.

5. Укрепление и поддержание стабильности существующей системы власти с целью достижения поставленных целей и реализации своих интересов. Для этого с помощью различных средств и методов воздействия на политическую реальность необходимо выявить, локализовать и разрешить конфликты, достигнуть общественного консенсуса, поддержать общественный порядок с его устоявшимся регламентом и т.д.

3. Легитимность (от лат. Legitimus – законный ) означает признание населением данной власти, ее права управлять.

Сразу подчеркну, что речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял власть в свои руки несложно. Поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием политической власти народом, т.е. легитимностью политической власти. Соответственно, следует различать понятия «легитимность власти» (общественное признание ее законности) и «легальность власти» (правовое, формальное ее закрепление).

Легитимность – это обязательный признак цивилизованной власти, признания гражданским обществом и мировым содружеством ее правомерности. Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам.

Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая, способностью государственных органов и должностях лиц поддерживать в обществе политический порядок без применения силы или угрозы применения силы. Также легитимность связана с наличием у власти авторитета, верой подавляющего большинство населения в то, что существующий порядок является наилучшим для данной страны, с консенсусом в области основополагающих политических ценностей,

Термин «легитимность», «легитимизм» возник в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную. Тогда же легитимизм приобрел и другой смысл – признание данной государственной власти и определенной территории государства на международном уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и насильственной перестройки государственных границ. Но потребность в легитимности формировалась задолго до Великой французской революции, в эпоху монархий, сословий. Она выражала осознание предпочтительности общепризнанного порядка над захватом власти силой, завоеванием, произволом, нарушением общественных норм.

Понятие «легитимность», введенное в политологию М.Вебером, трактуется как правомочность власти, ее поддержка со стороны общества, проявление лояльности к власти со стороны граждан. М.Вебер утверждал, что характер легитимности власти(господства) определяет ее природу. Согласно веберовской теории, выделяют три типа легитимного господства.

 

1. Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков и властей. Освященные обычаем нормы выступают как основа отношений господства и подчинения. Традиционные нормы рассматриваются как нерушимые, и неподчинение им ведет к применению установленных обществом санкций. В традиционном обществе М. Вебер выделял различные виды: геронтократические (власть старейшин), патриархальные (власть вождя племени), патримониальные (власть монарха) и султанизм как разновидность последнего. Это господство характерно монархии.

2. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму руководителя, который иногда даже обожествляется, создается культ личности. Используется в периоды революционных перемен. Эта легитимность базируется на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.

В модернизирующемся обществе, еще не освоившем демократический тип управления, распространен харизматический тип властвования. Харизма означает особый дар, призвание, божественный дар, которым обладает лидер, по сути это сверхчеловек с особыми качествами (Будда, Соломон, Христос, Магомет, Александр Македонский, Цезарь и др.). Элементы харизмы были у Ленина, Сталина, Мао, Гитлера, Тито, Троцкого, Рузвельта, Черчилля, Неру. Исторически харизматическая власть существовала в самых разных политических системах. Это Римская империя при Цезаре, режим Наполеона, гитлеровский нацизм, фашизм Муссолини, социализм Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна.

Харизматический тип властвования развивается в условиях, где нет свободы, в революционных условиях. Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. Он зависит не столько от идей, сколько от приверженности масс, их веры в особые качества вождя, от их преклонения перед ним. Со своей стороны лидер полагает, что выполняет историческую миссию, поэтому требует поддержки и послушания. Лидер должен постоянно заботиться о сохранении своей харизмы и доказывать ее присутствие. Для поддержания харизмы необходимы регулярные «великие» деяния вождя, приносящие крупный успех. Победу и т.д. Как только они иссякают, так сразу же исчезает вера в его необыкновенные качества, а следовательно, разрушается и основа харизматического господства. Со стабилизацией социальной системы оно трансформируется в традиционное или легальное господство, происходит «рутинизация харизмы»

3. Легальная или рационально-правовая легитимность. Ее источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур. Характерна для демократических государств. Это институционная легитимность, основанная на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным лидерам.

Такая дифференциация говорит об очень многом. Перефразируя известную поговорку, можно констатировать: «Скажи мне какой тип легитимности власти в данной стране, и я скажу тебе об уровне ее политического и экономического развития, о господствующем в ней политическом режиме, о целях, которые ставит политическая власть, и даже «о продолжительности ее жизни». По крайней мере можно с достаточно высокой степенью точности сказать, будет эта власть долговременной или кратковременной.

Традиционный и харизматический тип легитимности характерен для государств со слабо развитой политической системой, и в экономическом отношении они слабо развиты. Форма правления – это монархии, или политические режимы, возглавляемые харизматическими лидерами.

Рационально-правовой тип легитимности характерен для государств с высокоразвитой политической системой. Традиционный и рационально-правовой типы более долговременны.

Для поддержки властей и режима очень важно утвердить в обществе сознание законности власти, ее носителей. Именно вера в законность режима обеспечивает стабильность политической системы, всех властных отношений.

Объектами легитимности выступают: политические элиты, административный персонал, нормы и структуры режима.

Источниками легитимности являются: основополагающие идеологические принципы, приверженность структуре и нормам режима, преданность конкретным авторитетам.

Показателями легитимности являются: уровень принуждения, применяемый для приведения политики в жизнь; наличие попыток свержения правительства или лидера; сила проявления гражданского неповиновения, а также результата выборов, референдумов, массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции).

Эффективность властиэто ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализация ожиданий граждан, и прежде всего наиболее влиятельных слоев – элит. В современных условиях легитимность и эффективность власти – два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами. Эффективной является власть, которая дает государству и обществу в результате своей работы гораздо больше, чем берет от них за свою работу. Если эта пропорция не соблюдается, власть обречена на тотальную потерю своих позиций. Многие авторитарные режимы, первоначально страдающие дефицитом легитимности (например, в Чили, Южной Корее, Бразилии и др.), впоследствии в значительной мере приобрели ее благодаря успешной экономической политике, укреплению общественного порядка и повышению благосостояния населения.

Признаки падения легитимности:

- рост степени принуждения;

- ограничение прав и свобод;

- запрещение политических партий и независимости прессы;

- рост коррумпированности всех институтов власти, их сращивание с криминальными структурами;

- низкая экономическая эффективность власти.

В наше время большое количество государств переживает кризис легитимности. Кризис легитимности чаще всего возникает тогда, когда статусу основных социальных институтов грозит опасность, когда прогрессивные требования основных групп общества не воспринимаются политической системой. Кризис может возникнуть и в обновленной общественной структуре, если системе в течение длительного времени не удается оправдать надежды широких общественных слоев.

Для поддержания законности власти используются различные средства и методы: изменение законодательства и государственного управления; создание такой политической системы, законность которой основана на традициях; харизматические лидеры; успешное осуществление государственной политики и программ; поддержание законности и правопорядка в стране.

 

 

4. Классификация власти:

1. По области функционирования:

- законодательная, исполнительная, судебная.

- светская и духовная.

- экономическая, политическая, идеологическая, военная, информационная, духовная и т.д.

2. По степени институционализации: правительственная, городская, школьная и т.д.

3. По объекту власти: государственная, классовая, партийная, народная, президентская, парламентская, церковная, групповая и т.д.

4. По социальному типу правления: монархическая и республиканская.

5. По объему власти (по количеству): единоличная (монократическая, диктаторская); групповая (олигархическая); коллегиальная (монархическая).

6. По режиму правления: демократическая, авторитарная, диктаторская (деспотическая), тоталитарная, бюрократическая и т.д.

Каждый подход к классификации власти имеет право на существование. Каждая выделенная форма власти имеет свой масштаб влияния, свою специфику проявления.

В обществе может существовать не только нелегитимная, но и нелегальная власть, например, власть мафиозных структур.

 

5. Партийное становление в нашей республике имело свои особенности. Это, было обусловлено тем, что Беларусь являлась одним из регионов, где в конце 1980-х годов неформальные движения развивались в более сложных условиях. Прежде всего, мало подготовленным к переменам оказалось общественное сознание. На тот момент оно не было обременено так называемым «оккупационным синдромом», который стал основой для формирования «национальных фронтов» в Литве, Латвии, Эстонии. Кроме того, в Беларуси не было и сколько-нибудь основательных традиций диссидентского движения. Те, кто олицетворял в советские годы сопротивление режиму, в Беларуси были мало известны широкой общественности. Вместе с тем Коммунистическая партия Белорусской ССР сохраняла здесь устойчивые позиции.

Процесс становления многопартийной системы в Беларуси фактически начался в середине 80-х годов, когда стали организационно оформляться первые общественно-политические движения. В конце 1985 г. в БГУ на филологическом факультете создается неформальный кружок молодых интеллектуалов с ярко выраженной национальной ориентацией под названием «Талака». Вскоре «Талака» устанавливает связи с научным сотрудником Академии наук БССР 3. Позняком, между ними завязывается политическое сотрудничество и возникает новая организация – «Мартиролог Беларуси». На основе этой организации в 1988 г. формируется демократическое общественно-политическое движение Белорусский народный фронт «Адраджэнне». Позже это движение было зарегистрировано и как политическая партия.

С нашей точки зрения, в становлении многопартийности в Республике Беларусь можно выделить четыре основных этапа. Первый этап охватывает еще советский период истории Беларуси и ограничивается второй половиной 80-х годов – 1989 г. Процесс формирования политической оппозиции в этот период начался с почти незаметного явления – увеличения числа любительских неформальных объединений и клубов по интересам: общественно-политических, научно-технических, художественных, спортивно-оздоровительных, обществ трезвости и т. д. В 1986-1987 гг. в республике действовало приблизительно 7.000 подобных объединений, которые включали около 1 миллиона человек, среди них такие организации как «Талака», «Тутэйшыя», «Альтэрнатыва», «Світанак», «Мартыралог Беларусі» в Минске и другие.

Первые неформальные организации в Беларуси носили в основном национально-культурный характер, выступая за сохранение и развитие национальных культур проживающих в республике народов. Они не ставили перед собой каких-либо реальных политических целей, хотя и являлись своеобразной формой оппозиции официальным властям.

Постепенно, примерно со второй половины 1987 года, в деятельности клубов и организаций все отчетливее стали проявляться политические интересы. В 1988 году минская организация «Талака» выступила с идеей создания народного фронта.

В то же время серьезным толчком для ускорения процесса формирования многопартийности стала XIX конференция КПСС 1988 года, на которой было принято решение о проведении в 1989 году выборов народных депутатов на альтернативной основе. На местах, в том числе и в Беларуси, стало разрастаться движение за демократизацию общественной жизни. При этом особенностью Беларуси было то, что движение за реформирование Коммунистической партии Беларуси развивалось преимущественно на базе партийных организаций крупных предприятий, в то время как ни один из высокопоставленных членов партийного руководства так и не примкнул к коммунистам-реформаторам.

Второй этап становления политических партий Республики Беларусь охватывает 1990-1993 г.г. и характеризуется началом процесса создания правовой базы многопартийности, появлением первых официальных политических партий.

На III Съезде народных депутатов (март, 1990) была отменена статья 6 Конституции СССР. Как известно, она закрепляла монополию на власть в обществе одной политической партии – КПСС. 28 июля 1990 года были внесены соответствующие изменения и в Конституцию БССР, а также принято Постановление Верховного Совета БССР «О регистрации общественных объединений в Белорусской ССР», в соответствии с которым, Совету Министров поручалось разработать и принять документ, регламентирующий образование и деятельность общественных объединений в Беларуси. Предусматривался судебный порядок обжалования отказа в регистрации общественных объединении, а также закреплялось их право на осуществление производственно-хозяйственной деятельности в целях выполнения уставных задач.

Согласно пункту 7 Положения, учредителями политических партий могли быть граждане Белоруссии в количестве не менее 100 человек. Положение закрепляло порядок регистрации партий, включая норму о недопустимости отказа в регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания. Устанавливалась также возможность обжалования в Верховный Суд отказа в регистрации партии.

С 24 марта 1991 г. Министерством юстиции Республики Беларусь началась регистрация новых политических партий и движений. В 1991 г. уже было зарегистрировано 5 политических партий, в 1992 и 1993 – по 6. Среди первых политических партий, зарегистрированных в Беларуси, были Объединенная демократическая партия Беларуси (ОДПБ), которая образовалась в ноябре 1900 г. на базе ряда организаций, критически оценивших деятельность КПСС, Белорусская крестьянская партия (БКП), Белорусская социал-демократическая громада (БСДГ). Кроме того, в 1991 году действовали Коммунистическая партия Беларуси, Белорусский народный фронт «Адраджэнне», Национально-демократическая партия Беларуси.

При этом примечательно отношение населения страны к политическим партиям. Определенную поддержку граждане продолжали оказывать Коммунистической партии Беларуси, однако ее рейтинг стремительно падал. Так если, по данным социологического исследования, в марте 1991 г. КПБ поддерживали 52,1%, то в ноябре того же года рейтинг партии составлял всего лишь 5,1% [4, с. 651]. Наряду с этим все большей популярностью начинает пользоваться партия Белорусского народного фронта. Ее рейтинг за тот же период вырос почти в 2 раза и составил 18,6% [4, с. 65]. Данный процесс можно объяснить разочарованием населения Беларуси политикой, проводимой коммунистами во второй половине 1980-х г.г., приведшей к глубокому социально-экономическому кризису. Поэтому в данный период граждане страны стали отдавать больше предпочтения силам, оппозиционно настроенным к коммунистическому движению. Вместе с тем важно отметить, что, несмотря на определенный рост, рейтинг партии БНФ, впрочем как и других политических партий, оставался довольно низким.

Причины, которые оказали влияние на формирование многопартийности в Республике Беларусь:

- убежденность в непригодности однопартийной системы;

- кризис экономической и политической систем;

- развал СССР, провозглашение суверенитета Республике Беларусь:

- активный процесс преобразований в обществе, постепенный переход к рыночным отношениям и многообразию форм собственности, качественные преобразования в социальной структуре общества;

- процесс национального самосознания как внутри республики, так и за ее пределами (национ. движения в республиках Прибалтики, на Украине).

Т. о. все вышеперечисленные факторы: внутриполитические и внешнеполитические, экономическая ситуация, процесс подъема национального самосознания, историческое наследие, позиция КПБ в большей или в меньшей степени оказали влияние на процесс формирования политических партий и общественных движений в республике.

Третий этап (1994-1998 гг.) характеризовался дальнейшим развитием нормативно-правовой базы деятельности политических партий и резким ростом количества данных общественных объединений.

В марте 1994 г. была принята новая Конституция Республики Беларусь, в которой впервые в конституционной истории белорусского государства был закреплен принцип политического плюрализма. Развитию политических партий в Беларуси способствовал и принятый 4 октября 1994 г. Верховным Советом Республики Беларусь Закон «О политических партиях», который впервые в истории белорусского законодательства закрепил порядок образования и деятельности политических партий. Закон ужесточил процедуру образования партий. Если раньше для регистрации партии было достаточно 100 человек, то по новому законодательству необходимо не менее 500. Согласно закону численность политической партии не может быть меньше, чем число ее основателей. Законом запрещалось создание структур партий, преследующих политические цели, в государственном аппарате. Финансировать политические партии запрещается всем государственным предприятиям и организациям. В то же время частным лицам разрешается вкладывать капитал.

Закон от 4 октября 1994 г. благотворно сказался на росте численности политических партий. За период с октября 1994 г. по 1-е июля 1997 г. в республике была зарегистрирована 41 политическая партия. При этом важно отметить, что ни одна из них не представляла собой серьезной политической силы.

Вместе с тем наряду с ростом числа политических партий происходило сокращение численности их членов. Так, например, по состоянию на начало 1998 г. самой многочисленной среди политических партий была Белорусская патриотическая партия (около 38 тыс., членов). К началу 1999 г. ее численный состав сократился до 9 тыс. Подобная тенденция наблюдалась практически во всех партиях. Среди членов партий преобладала творческая и техническая интеллигенция и практически полностью отсутствовали опытные управленцы.

В течение четвертого этапа (1999-2006 гг.) происходит окончательное формирование нормативно-правовой базы деятельности политических партий, а также начинается процесс их постепенного укрупнения.

В соответствии с декретом Президента Республики Беларусь № 2 от 26 января 1999 г. «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений» была проведена перерегистрация политических партий, общественных объединений и их символики. Согласно Декрету для создания политических партий уже необходимо не менее 1000 учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и Минска; для республиканского профессионального союза – не менее 500 от большинства областей республики и Минска; для территориального профессионального союза – не менее 500 учредителей от большинства административно-территориальных и территориальных единиц соответствующей территории; профессионального союза на предприятии, в учреждении, организации и иных местах работы (учебы) – не менее чем 10 процентов работающих (обучающихся) от их общего числа на предприятии, в учреждении, организации, но не менее чем 10 человек. Одновременно Министерству юстиции было поручено провести с 1 февраля по 1 июля 1999 г. перерегистрацию политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений. Деятельность политических партий, равно как и прочих общественных объединений, не прошедших перерегистрацию, запрещалась. В ноябре и декабре 1999 г. Палатой представителей в Закон «О политических партиях» были внесены соответствующие изменения и дополнения, регулирующие деятельность партий в Республике Беларусь.

В 1999 году перерегистрации подлежали 2502 общественных объединения, в том числе 25 зарегистрированных Министерством юстиции политических партий. Часть партий просто не подала документы на перерегистрацию. Наиболее распространенными причинами этого явились: фактическое прекращение деятельности или нежелание продолжать таковую в дальнейшем; невозможность подтверждения установленного Декретом членства; сложности, возникшие у партии, с оформлением необходимых документов.

В итоге перерегистрации 1999 г. в республике Министерством юстиции было зарегистрировано 1326 общественных объединения, среди которых 17 политических партий, 40 профсоюзных организаций, 35 ветеранских, 37 молодежных, 18 женских общественных организаций.

В 2005 г. Закон «О политических партиях» 1994 г. был принят в новой редакции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: