Воланд.
Я – Воланд, князь тьмы, сатана, «дух зла и повелитель теней». Воланд – одно из имен дьявола в немецком языке. Образ мой имеет обширную литературную родословную: искушающий Еву змей, дух пустыни, Мефистофель в «Фаусте» Гете, «Демон» Лермонтова, «Влюбленный дьявол» Жака Казота, черт в «Братьях Карамазовых» Достоевского, Демон Врубеля. В романе мне не дана искушающая функция, я не делаю зла, но вскрываю зло повсюду, уничтожаю то, что подлежит уничтожению. Для нечестных мошенников я – наказание, для высшей духовности и истины – благо.
Мастер.
Я - историк, сделавшийся писателем. Я во многом автобиографический герой. Мой возраст в момент действия романа - это в точности возраст Булгакова в мае 1929г. Историк по образованию, я работал в одном из московских музеев. Был женат, но не помню имени своей жены, жил «одиноко, не имея родных и почти не имея знакомых в Москве». Бросил жену, комнату, купил книги, снимаю подвальчик на старом Арбате и пишу роман о Понтии Пилате и Иисусе Христе. Роман принес мне много горя, страданий, но и дал настоящую любовь.
Маргарита.
Мое имя Маргарита - любовь. Я напоминаю гетевскую Маргариту, но моим прототипом также послужила жена писателя – Елена Сергеевна Шиловская. Я бросаю богатого, обеспеченного мужа ради любви к Мастеру, написавшему гениальный роман о Понтии Пилате. Продав душу дьяволу, я спасаю Мастера, и мы обретаем вечный покой.
Понтий Пилат.
Я – пятый прокуратор (наместник) Иудеи в конце 20-х – 30-гг. н.э., при котором был казнен Иисус Христос. Сын короля звездочета и красавицы Пилы. Бесстрашный воин и умный политик. Люди считают меня жестоким, в Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище. Встреча с бродячим философом Иешуа будит во мне истинную человечность.
|
Иешуа.
Родителей я своих не помню, отец мой был, кажется, сириец. Выступаю как носитель высшей истины – истины доброй воли, согласно которой «человек может делать добро помимо и вопреки всяких корыстных соображений, ради самой идеи добра, из одного уважения к долгу или нравственному закону». Я утверждаю, что злых людей нет на свете. А всякая власть является насилием над людьми и настанет время, когда не будет никакой власти.
«Два мира в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».Параллели и отражения».
Мир Москвы 30-х гг. 20в. | Мир Ершалаима нач. нашей эры. |
1. Изображается советская власть (жестокость, преследование инакомыслия). | 1. Изображается власть императора Тиверия. (Наместник, подчиненный власти, - Понтий Пилат. Все шепчут про него, что он жестокое чудовище). |
2. В центре – судьба творческой личности – Мастера, судьба его романа о бродячем философе. | 2. В центре – судьба бродячего философа, который будит в Понтии Пилате, жестоком прокураторе Иудеи настоящую человечность. |
3. Наказание нечестных людей – например, предателя барона Майгеля, конъюнктурщика Берлиоза, вора-буфетчика, писательской братии и т.д. | 3. Наказание Иуды, наказание Пилата и тд. |
Итак, перед нами мир ершалаимский времен рождения, мессианского проповедничества и распятия Иисуса Христа и мир московский 30-х годов 20 века.
Это роман в романе. И один мир отражается в мире другом, как в зеркале.
Первый мир – московский. С изображения этого мира начинается роман.
|
Москва представляет в колоритно написанных эпизодах: «Вечер в доме литераторов», «События в жилтовариществе», «На садовой», «Сеанс волшебной магии в Варьете» - эта Москва советская. По всему роману рассыпаны приметы нового времени: Соловки, как реальная угроза наказания, шпиономания («Он никакой не интурист, а шпион»), обязательное членство в профсоюзе (Ивана Бездомного спросили в больнице, член ли он профсоюза), доносы и стукачество по телефону (Коровьев и его проделки), тотальные проверки документов («А у вас есть документик?»), вранье с эстрады, секретные наблюдения за гражданами, непечатание «опасных» книг, магазины для «богатых», буфеты с несвежими продуктами, аресты.
Первым перед нами предстает председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций (МАССОЛИТ), редактор толстого литературного журнала Михаил Александрович Берлиоз. Берлиоз является на страницах романа дважды. Но если в первой главе он предстаёт перед читателем «из плоти и крови», то в главе двадцать третьей у редактора вид самый фантастический – мёртвая голова на золотом блюде. Его нельзя отнести к главным героям романа. Он погибает в самом его начале. Но по ходу действия о нём то и дело вспоминают. Берлиоз – большой литературный авторитет. Хоронят его по «высшему разряду», как лицо очень значительное.
Зачем же Булгаков «заставляет» умереть Берлиоза?
Он – «наставник» Ивана Бездомного, которого он убеждает, что «главное не в том, каков был Иисус, плох ли, хорош ли, а в том, что Иисуса-то этого, как личности не существовало на свете и что все рассказы о нем – простые выдумки, самый обыкновенный миф». Берлиоз помог мастеру напечатать отрывок романа, но «пристроил» рукопись не в своём журнале, а в одной из газет. А затем, увидев, что скандал вокруг отрывка слишком велик, решил обезопасить себя публикацией антирелигиозной поэмы о христианском Иисусе, «которого на самом деле никогда не было в живых».
|
Обратите внимание на слова Воланда: «Раз, два…Меркурий во втором доме… луна ушла…шесть».
Это означало, что председатель МАССОЛИТа счастлив и в торговле. Михаил Александрович действительно ввел торгующих в храм литературы и получал материальные блага в обмен на отказ от свободы творчества. Не случайно его громадную прекрасную квартиру атакуют после его смерти его «родственники», но им она не достается, становится «нехорошей» и в ней поселяется Воланд.
Берлиоз получает окончательный приговор, который вынесен Воландом на балу словом Христа: «каждому будет дано по его вере».
Для характеристики литературного мира Москвы очень важны МАССОЛИТ и «Грибоедов». МАССОЛИТ – название выдуманной Булгаковым Московской ассоциации литераторов, напоминающее другую аббревиатуру этого времени – РАПП: литературную группировку, которая стала символом карательных функций по отношению к свободомыслящим художникам.
Писатели, входящие в МАССОЛИТ, играют в романе неблаговидную роль: Лаврович, Латунский и др. уничтожают статьями, доносами Мастера и его роман. Они равнодушны ко всему, кроме своей карьеры. Они не лишены ни знаний, ни интеллекта, но все это служит собственному продвижению по карьерной лестнице.
«Грибоедов» - ресторан, в котором собирается пишущая братия, но не для того, чтобы обсудить будущего Дон Кихота или Тартюфа, а для того, чтобы отведать порционные судачки аля натюрель, филейчики, выпить, разделить перелыгинские дачи. Грибоедов – символ не пишущей, а жующей писательской братии, символ превращения литературы в источник насыщения неумеренных аппетитов.
Воланд в романе наказывает не только писателей, но и простых обывателей. Изображению московских обывателей служит шарж, ирония, гротеск, фантастика (повторить по словарю, если не помнят ученики). Но основное средство – сатира.
Иван Бездомный. Знакомство с этим персонажем происходит в самом начале романа, когда Берлиоз и Бездомный беседуют об антирелигиозной поэме о Иисусе Христе, заказанной Бездомному Берлиозом. Для Булгакова творение Бездомного – законченный образчик антиискусства. «Трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича – изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он собирался писать, - но Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж». Следует обратить внимание на слова «полное незнакомство». Что может сотворить сознание при полном незнакомстве с предметом, что нафантазировать, тем более в антирелигиозном ключе!
Встреча с Мастером на время меняет его, но потом он заболевает «всезнанием», истинное духовное начало ему не доступно, все происшедшее он объясняет тем, что «в молодости он стал жертвой преступных гипнотезеров». Иван так и остается Иванушкой.
Другие персонажи. Никанор Иванович Босой, председатель жилтоварищества. Он взяточник, мошенник. Алоизий Могарыч, «подружившийся», втершийся в доверие к Мастеру, написавший на него донос, выселивший из квартиры. Наушник и доносчик барон Майгель, кровь которого пьет Воланд. Пьяница, занимающий не свое место Степан Богданович Лиходеев. Врун Варенуха, скупердяй и жулик буфетчик Андрей Фокич.
А как показана московская публика на сеансе черной магии?
Присутствовавшую на сеансе чёрной магии публику объединяла страстная любовь к деньгам, чрезмерное любопытство, атеизм, недоверчивость и страсть к разоблачениям. Да, граждане сильно изменились внешне. А внутренне они люди как люди. "Ну, легкомысленны ну, что ж и милосердие иногда стучится в их сердца, обыкновенные люди". Возможность лёгкой наживы опьяняет, деньги разжигают злобу, выявляют и без того накопившуюся в большом количестве в умах граждан глупость. И голову болтуну Бенгальскому Фагот отрывает не по собственной инициативе. Это безобразное предложение поступило с галёрки. Даже когда оторванная голова звала доктора, никто не пришёл к ней на помощь. Публика не привыкла видеть такое количество крови и посему просила Фагота простить несчастного конферансье, надеть обратно его глупую голову. Жадность и лицемерие управляют такими людьми. Автор обнажает пороки времени с помощью сатиры и фантастики.