Действие происходит в современной Булгакову обстановке, но параллельно он обращается к евангельским событиям двухтысячелетней давности и к миру потустороннему.




Личность писателя. История создания романа «Мастер и Маргарита»

15 мая 1891 года в семье профессора Киевской Духовной Академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны в Киеве рождается первый ребенок – сын Михаил. Булгаков родился в культурной, интеллигентной семье, атмосферу которой впитал на всю жизнь. После окончания киевского университета работал в военных госпиталях, служил в армии, печатал первые произведения. Еще в гимназические годы он начал увлекаться театром, будучи студентом университета, слушал лекции по истории театра. В Москву Булгаков приехал в 1921 году, «чтобы остаться в ней навсегда».

Роман «Мастер и Маргарита» - особенное произведение в жизни и творчестве Булгакова. Последний закатный роман. Он работал над ним до последнего часа своей жизни, считая, что у каждого своя Муза и надо следовать ей.

Булгаков следовал своей Музе. Самым главным делом для него стала литература. Он публиковался во многих газетах и журналах Москвы, знакомился с писателями. Молодой человек к тридцати годам почувствовал, что его судьба – быть не лекарем, а писателем. Дни были отданы работе для заработка, а вечера и ночи на Садовой – для души, где вызревала серьезная булгаковская проза и драматургия.

Булгаков обладал редким лирическим даром, который он реализовал в своих произведениях. До создания романа «Мастер и Маргарита» он написал произведения, которые стали гордостью русской прозы и драматургии – роман «Белая гвардия», повесть «Собачье сердце», пьесу «Бег», «Театральный роман», роман «Жизнь господина де Мольера», пьесу о Пушкине «Последние дни».

В первой редакции роман «Мастер и Маргарита» имел варианты названий: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын Велиара», «Гастроль Воланда». Но этот вариант был сожжен самим писателем, остались одни корешки рукописи. Когда возобновилась работа, в черновых набросках появились Маргарита и ее спутник – будущий Мастер. Роман признавался главным делом жизни, призванным определить судьбу писателя. «Дописать, прежде чем умереть!» - записывает Булгаков на полях одной из страниц, чувствуя приближение роковой болезни – нефросклероза.

Уже в ранних редакциях романа действие начиналось со сцены на Патриарших прудах, был и сеанс черной магии, и сцена с фантастическими деньгами, и похороны Берлиоза. При подготовке к написанию романа Булгаков много читал: Библию, русскую и зарубежную классику, «Жизнь Иисуса» Э.Ренана, Ф.Фаррара «Жизнь Иисуса Христа», А.Мюллера «Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи и судья Иисуса из Назарета», Д.Штрауса «Жизнь Иисуса», словарь Брокгауза и Эфрона, работы по демонологии, изучал работы художников. Исследователями подсчитано, что всего в романе 506 персонажей. Первый вариант Булгаков завершил в 1934 году, а последний – в 1938г. При жизни писателя роман не публиковался, хотя в течение 20 лет жена писателя Елена Сергеевна предпринимала 6 попыток пробиться через цензуру. В конце 1966г. журнал «Москва» все-таки публикует роман, при этом было изъято 12% текста. Появление романа, который прочитали далеко не все, пусть даже в урезанном виде, произвело ошеломляющее действие. Издавать произведения Булгакова, изучать его творчество начали лишь в восьмидесятые годы XXв.

Роман «Мастер и Маргарита» имеет очень сложную композицию. Литературоведы выделяют в нем три (два) разных мира: ершалаимский времен Иисуса Христа, современный автору - действие происходит в Москве, вечный надмирный потусторонний.

Булгаков создал необычное произведение – «текст в тексте», «роман в романе». Параллельно к повествованию о событиях в Москве, в которой появился сатана, дьявол, разворачивается действие романа Мастера о временах евангельских. Читатель постоянно должен переключаться с одного текста на другой, и это переключение и несет в себе основной смысл.

Действие происходит в современной Булгакову обстановке, но параллельно он обращается к евангельским событиям двухтысячелетней давности и к миру потустороннему.

Воссоздание евангельских событий — одна из важнейших традиций мировой и русской литературы. Обращается к событиям распятия и воскрешения Иисуса Христа Дж. Мильтон в поэме «Возвращенный рай», О. де Бальзак в повести «Иисус Христос во Фландрии», в русской литературе — Н. С. Лесков («Христос в гостях у мужиков»), И. С. Тургенев (стихотворение в прозе «Христос»), Л. Андреев («Иуда Искариот»), А. Белый (поэма «Христос воскрес»). В чем же своеобразие трактовки евангельских событий в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Прежде всего, М. Булгаков обращается к этим событиям в такие времена, когда вера в Бога не просто ставится под сомнение, но массовое безверие становится законом жизни государства. Советское время, в которое жил писатель, несло отказ от веры в Бога, атеизм, уничтожение всех духовных свобод, господство жестокой власти и цензуры, уничтожение инакомыслящих, беспрекословное подчинение руководящей линии партии, слежку ГПУ. Но библейские главы романа жизненно необходимы как напоминание о первой, изначальной ошибке — неузнавании Истины и Добра, следствием которой становится фантасмагория московской жизни 30-х годов.

Времена христианские, к которым обращается писатель, также были очень сложными. Иудея времен Христа находилась под властью римлян. Понтий Пилат, прокуратор, управляющий Иудеей, испытывал ненависть к иудеям, желал уничтожить их законы, его обвиняли в «невероятных преступлениях», считали жестоким. Но вопрос стоял не только об управлении Иудеей, а о судьбах человечества вообще. Ведь в той Иудее почти 2000 лет назад Синедрионом, Пилатом и толпой был вынесен приговор «бродячему философу Иешуа Га-Ноцри». История вернулась на круги своя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: