Методология разработки целевых комплексных программ.




Практически во всех странах с рыночной экономикой осуществляются целевые программы. Это, к примеру, приватизация новых земель Восточной Германии после присоединения к ФРГ. Субъектами экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные за составление программ, их осуществления и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом или министерствами экономики и финансов. Министерство финансов также разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ также широко привлекаются представители центрального банка, союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решение ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно-стимулирующий характер, тем не менее оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства ГРЭ и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.

В соответствии с мировой практикой программирования в Украине предлагается следующая последовательность разработки государственных программ:

1. Анализ состояния экономики и прогноз ожидаемого выполнения государственной программы и бюджета за предыдущий период.

2. Моделирование макроэкономических пропорций, предварительный расчет будущих параметров ВВП и государственного бюджета на следующий период.

3. Определение объемов будущих государственных закупок товаров и услуг.

4. Подготовка проектов госзаказов и производственных контрактов с государственными и частными предприятиями.

5. Разработка проектов программ развития отраслей и регионов, увязанных с возможностями предприятий.

6. Разработка проекта Государственной программы экономического и социального развития на следующий год на основе взаимоувязки с параметрами отраслевых и региональных программ.

7. Расчет проектных показателей ВВП и государственного бюджета.

8. Внесение программы и бюджета на рассмотрение и утверждение соответствующего органа государственной власти.

Тема 7. Кредитно-финансовое регулирование экономических процессов.

1. Кредитно-денежное регулирование национальной экономики.

2. Бюджетная политика в системе ГРЭ.

3. Государственное регулирование цен.

4. Механизмы антиинфляционной политики государства.

1. Кредитно-денежное регулирование национальной экономики.

Субъектом кредитно-денежной экономической политики государства является центральный банк. В большинстве стран центральный банк является формально не подчиненным правительству и проводит относительно самостоятельную политику. Однако есть исключения, когда центральный банк страны напрямую подчинен исполнительному органу государственной власти, например, в Великобритании. Существуют различные модели построения центрального банка, исходя из его формы собственности.

Модели построения центрального банка.

1. Государственный банк (в большинстве стран мира, в т.ч. и в Украине).

2. С участием государства (смешанная форма собственности и управления центральным банком. Пример – Япония, где государству принадлежит 55% акций центрального банка).

3.Без участия государства (центральный банк функционирует в виде акционерного общества, учредителями которого являются частные лица. Пример – Федеральная резервная система США, Швейцарский национальный банк).

Функции центрального банка.

1. Ведение операций правительства:

· Ведение счетов правительственных учреждений и организаций, местных органов власти;

· Осуществление операций с государственными ценными бумагами, эмитентом которых, как правило, выступает министерство финансов;

· Предоставление кредитов государству в виде прямых краткосрочных и долгосрочных ссуд или покупки государственных облигаций.

2. Эмиссия денег, что включает в себя организацию мероприятий по выпуску, обращению и изъятию из обращения денежных знаков.

3. Контроль за деятельность коммерческих банков по исполнению ими финансового законодательства, а также в целях недопущения финансовой паники. (Последнее реализуется при помощи создания различного рода фондов по страхованию вкладов, за счет стабилизационных кредитов коммерческим банкам, прямого управления ими и т.п.).

4. Аккумуляция и хранение обязательных резервов коммерческих банков.

5. Формирование и хранение официальных золотовалютных резервов, для обеспечения стабильности национальной валюты и осуществления внешнеэкономических операций.

6. Кредитование коммерческих банков.

7. Кредитно-денежное регулирование, связанное с регулированием спроса и предложения на денежном и кредитном рынках.

Кредитно-денежная экономическая политика – комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых центральным банком в целях регулирования экономической ситуации за счет воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Методы кредитно-денежного регулирования.

1. Общие, влияющие на рынок ссудных капиталов в целом:

а) учетная (дисконтная) политика – регулирование размеров процентной ставки (дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные ресурсы у центрального банка под залог собственных долговых обязательств или путем переучета коммерческих векселей;

б) операции на открытом рынке – операции по купле продаже государственных ценных бумаг с целью увеличения или уменьшения денежных ресурсов коммерческих банков, а также средств у предприятий и населения;

в) установление норм обязательных резервов – прямое регулирование величины обязательных резервов коммерческих банков.

Все перечисленные методы влияния на состояние денежного рынка сопровождаются мультипликативным эффектом расширения или сужения предложения денег.

2. Селективные, предназначенные для регулирования конкретных видов кредитов или кредитования отдельных сфер национальной экономики:

· Ограничение потребительского кредита в целях перераспределения ссудного капитала в производственную сферу;

· Регулирование операций коммерческих банков на фондовом рынке с целью ограничения возможностей по скупке ценных бумаг;

· Рекомендации по сокращению кредитования предприятий (квоты на расширение активных операций в текущем периоде);

· Регулирование рисков и ликвидности банковских операций за счет установления нормативов соотношения выданных кредитов и суммы собственных средств банка;

· Установление минимального размера уставного фонда для получения лицензии на кредитную деятельность и т.д.

 

2. Бюджетная политика в системе ГРЭ.

Объектом бюджетной экономической политики государства является государственный бюджет, представляющий собой финансовый план государства, сопоставляющий его доходы и расходы.

Функции государственного бюджета.

1. Мобилизационная – концентрация государством финансовых ресурсов для решения социально-экономических и других проблем.

Источниками мобилизации финансовых ресурсов являются:

А) налоги и специальные неналоговые отчисления (около 90% всех поступлений);

Б) государственные займы;

В) денежная эмиссия;

Г) продажа государственной собственности;

Д) проведение государственных лотерей.

2. Социальная – перераспределение финансовых ресурсов государства среди различных слоев населения страны за счет:

а) трансфертных платежей;

б) государственного финансирования отраслей здравоохранения, образования и культуры;

в) дотаций на социально значимые товары и услуги.

3. Стабилизационная – создание условий для стабильного развития национальной экономики в целом и ее субъектов, а также устранения существующих диспропорций за счет целевых финансовых расходов государства.

Основными видами целевого государственного финансирования являются:

А) государственные инвестиции;

Б) государственные закупки товаров и услуг;

В) государственные субсидии и субвенции.

4. Институциональная – создание и поддержание материально-финансовой базы функционирования государства (содержание различных учреждений государственной власти как внутри страны, так и за рубежом).

 

Концепции бюджетной политики.

Существует несколько концепций бюджетной политики. Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени ежегодно сбалансированный бюджет считался целью финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидно, что такое состояние бюджета исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность.

Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Логическое обоснование этой концепции: для того, чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и снижает правительственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а, возможно за период в несколько лет.

Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой концепцией целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Таким образом, сбалансированность бюджета в данной концепции является второстепенной проблемой.

Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны, контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия, выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита крупные дефициты приводят к значительным отрицательным последствиям даже для “богатых” в экономическом отношении стран. В конечном счете нарастание бюджетного дефицита приводит в экономике к появлению и росту государственного долга.

Бюджетный дефицит, его последствия и способы покрытия.

Бюджетный дефицит – превышение расходов государства над его доходами.

Способы покрытия бюджетного дефицита.

1. За счет денежной эмиссии (иногда называют монетизацией дефицита бюджета). Последствия денежной эмиссии:

А) возможное нарастание инфляционных процессов (если темпы роста денежной массы опережают темпы роста ВВП). Одновременно государство получает доход от печатанья денег, т.к. все экономические субъекты платят своеобразный инфляционный налог и часть их доходов через возросшие цены перераспределяются государству. В экономической теории этот процесс получил название «сеньоража»;

Б) сознательное затягивание налогоплательщиком сроков внесения налоговых отчислений в бюджет, что может увеличить дефицит бюджета (эффект Оливера-Танзи).

2. За счет увеличения налоговых ставок (эффективен только в краткосрочном периоде, т.к. в долгосрочном периоде обычно наблюдается снижение налоговых поступлений в бюджет в соответствии с закономерностью, описанной Лафером).

В) За счет выпуска государственных займов (его следствием является рост государственного долга).

Сущность, виды и негативные последствия государственного долга.

Государственный долг – общая, накопленная за все годы сумма бюджетных дефицитов за вычетом имеющихся за это время положительных сальдо платежного баланса.

Существуют два вида государственного долга:

1. Внутренний - долг государства физическим и юридическим лицам резидентам.

2. Внешний – долг иностранным государствам, международным финансовым организациям, а также иностранным юридическим и физическим лицам по кредитам, предоставленным под гарантию государства.

Негативные последствия государственного долга.

1. Увеличение неравенства в доходах, т.к. выплата процентов по долговым обязательствам усиливает дифференциацию доходов населения.

2. Снижение стимула для частных инвестиций в производственной сфере, как результат роста процентных ставок вследствие оттока капиталов на рынок государственных ценных бумаг (эффект вытеснения).

3. Увеличение затрат на обслуживание государственного долга, что сужает возможности финансирования других сфер и может стимулировать повышение налоговых ставок.

4. Снижение международного авторитета страны как результата увеличения внешнего долга.

3. Государственное регулирование цен.

Воздействие на цены служит глобальным целям ГРЭ, целям конъюнктуры и структурной политики, борьбе с инфляцией, усиление национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен. Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, который могут в данный конкретный момент не совпадать с другими целями, но они всегда служат генеральной цели государственного регулирования - оптимизации темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы.

К середине 30-х годов во многих развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы, предоставляющие государству полномочия по воздействию на цены, вплоть до их замораживания, и государственные мероприятия по воздействию на цены стали составным элементом ГРЭ.

Ценовая политика – система мероприятий, предпринимаемых государством, направленная на регулирование условий ценообразования субъектов национальной экономики в целях оптимизации темпов и пропорций экономического развития, поддержания социальной стабильности.

Задачи ценовой политики.

1. Противодействие монополистическим тенденциям.

2. Стабилизация покупательной способности национальной валюты (антиинфляционная политика).

3. Ограничение резкого колебания цен на товары и экономические ресурсы.

4. Социальная защита определенных слоев населения страны.

5. Стимулирование или сдерживание экономического развития отдельных сфер и отраслей национальной экономики.

Методы ценовой политики.

1. Правовые, которые создают законодательную основу отношений между экономическими субъектами в сфере ценообразования.

2. Административные – деятельность соответствующих государственных институтов по реализации норм и положений правовых актов, а также контроль за их исполнением другими субъектами национальной экономики.

3. Экономические - – деятельность государственных институтов по воздействию на условия ценообразования субъектов национальной экономики (в данном случае может применяться весь комплекс кредитно-денежного, налогового, амортизационного и т.п. регулирования).

 

Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право. На основе этого права уполномоченные государственные органы осуществляют административную деятельность по регулированию цен. Мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк. В каждой стране при правительстве существуют экспертные комитеты, куда входят известные специалисты. Комитеты призваны консультировать государственные органы по вопросам цен и выражать свое мнение по поводу ценовых законопроектов.

Инструменты ценовой политики.

1. Прямого воздействия, которые предполагают непосредственное определение правительством количественных параметров цены:

а) установление фиксированных цен на продукцию государственного сектора в целях искусственного их занижения (на уголь, тарифы ж/д перевозок и т.п.);

б) установление верхних («потолков цен») и нижних («порога цен») пределов роста цен- лимитные цены;

в) замораживание на определенный период цен и заработной платы.

2. Косвенного воздействия, которые влияют на факторы и условия, от которых зависит цена:

а) регулирование ставок НДС и акцизов;

б) государственные субсидии;

в) ускоренная амортизация;

г) государственные закупки товаров и услуг (в данном случае государство выступает в качестве «лидера в ценах»);

д) государственное льготное кредитование;

е) ограничение или увеличение количества денег в обращении;

ж) установление индикативных предельно высоких или предельно низких цен;

з) стимулирование развития малого и среднего бизнеса в целях развития конкуренции и т.п.

Наблюдение и воздействие на цены.

Наблюдение за ценами является первичной формой государственной активности в этой области. В настоящее время наблюдение за ценами служит основой, на которой базируются все государственные акции в этой области. Наблюдением за ценами занимаются центральные статистические управления. Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям международных организаций.

Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных органов и социальных партнеров - измерение роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налоги, осуществляя эмиссию денег. Косвенное влияние на цены оказывают, по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они ни служили.

Государственное вмешательство осуществляется путем санкционированного правительственными органами завышения издержек производства через включения в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчисления в другие фонды. В результате этого в целых отраслях возникают ситуации, когда “ издержки подпирают цену “, то есть расчетные (а не действительные) издержки производства оказываются на всех предприятиях отрасли в результате объявленных правительством льгот настолько высоки, что повышение цен становится разумеющимся явлением, а так как льготы распространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен.

Государственным вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары. Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий - ценовые, предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю. Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по договоренности с партнерами “конкретные цены”, которые становятся затем базовыми ценами для отрасли.

Эффективным средством регулирования цен является налог на добавленную стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены. Особым направлением ГЭП является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов, а в некоторых странах - экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.

Установление фиксированных цен на товары и услуги.

Установление цен на минеральное сырье, добываемое в государственных шахтах, на электроэнергию с государственных электростанций и железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы - пример фиксации цен на товары и услуги госсектора. Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или дефицитности этих объектов государственной собственности. Фиксация цен или установление пределов их повышения в негосударственном секторе - типичное средство хозяйственного административного регулирования. Применяется оно редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является неэффективным в долгосрочном и даже среднесрочном аспекте. Используется чаще всего в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности. Контроль над ценами на определенные виды товаров осуществляется национальными органами.

4. Механизмы антиинфляционной политики государства.

Различают краткосрочную и долгосрочную антиинфляционную политику.

Краткосрочная антиинфляционная политика направлена на временное снижение темпов инфляции за счет сдерживания совокупного спроса и расширения совокупного предложения. Для этого используются такие механизмы:

а) стимулирование импорта потребительских товаров;

б) приватизация государственных предприятий;

в) повышение процентных ставок по вкладам для стимулирования сбережений;

г) льготное налогообложение предприятий, наращивающих объемы производства и т.п.

Долгосрочная антиинфляционная политика направлена на регулирование факторов инфляционных процессов (таких как бюджетный дефицит, деятельность монополистических образований, инфляционные ожидания продавцов и покупателей и т.п.). Она реализуется при помощи следующих механизмов регулирования:

А) бюджетной политики - сокращение бюджетного дефицита за счет повышения налоговых ставок и сокращения государственных расходов;

Б) кредитно-денежной политики – ограничение темпов прироста денежной массы в обращении (политика таргетирования), проведение соответствующей учетной политики, операций на открытом рынке и политики регулирования норм резерва;

В ) политики доходов - контроль над ценами и заработной платой, предусматривающий увязывание темпов роста заработной платы с темпами инфляции (индексация доходов, установление пределов повышения заработной платы или ее замораживание);

Г) структурной политики – направленной на устранение существующих диспропорций в национальной экономике. Она включает в себя антимонопольную политику, стимулирование развития малого бизнеса, реализацию широкомасштабной программы приватизации и т.п.

Все эти мероприятия способствуют общей макроэкономической стабилизации и сопровождаются снижением инфляционных ожиданий субъектов национальной экономики.

 

Тема 8. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.

1. Сущность, задачи и формы внешнеэкономической политики.

2. Сущность и виды таможенных пошлин как инструмента государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

3. Нетарифные инструменты внешнеэкономического регулирования.

4. Сущность платежного баланса государства и методы его регулирования.

5. Задачи и механизмы регулирования валютного курса.

1. Сущность, задачи и формы внешнеэкономической политики.

Современная экономика характеризуется высокой степенью интеграции экономических связей в рамках мирового рынка. И во многом уровень развития национальной экономики определяется местом и ролью страны в мировом хозяйстве, её включенностью в международное разделение труда.

Взаимозависимость и взаимообусловленность национальных экономик требует соответствующей реакции национальных правительств на процессы, происходящие вне национальной экономики, учет этих процессов при выработке своей экономической политики. Эта система регулирующих действий государства получила название внешнеэкономической политики.

Внешнеэкономическая политика - система мероприятий со стороны государства, направленная на установление благоприятного для национальной экономики соотношения между экспортом и импортом экономических ресурсов.

В зависимости от масштабов вмешательства государства во внешнеэкономическую деятельность различают две основные формы внешнеэкономической политики:

1. Протекционизм - (protection - покровительство) экономическая политика государства, целью которой является защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

Протекционистская внешнеэкономическая политика предполагает применение государством прежде всего системы тарифных и не тарифных инструментов.

2. Либеральная или фритдерство - (free trade - свободная торговля) открытый тип политики, поощряющий или не препятствующий движению экономических ресурсов.

Либеральная экономическая политика реализуется посредством одностороннего или многостороннего ограничения вмешательства государства во внешнеэкономическую деятельность, сведения к минимуму практики применения инструментов внешнеэкономического регулирования. (Пример одностороннего ограничения - Египет, «политика открытых дверей» 70-80гг; многосторонние ограничения - представляют собой создание различного рода организационных форм интеграционных объединений):

1. Зона свободной торговли - когда страны - участницы ограничиваются отменой таможенных барьеров во взаимной торговле.

2. Таможенный союз - когда свободное перемещение товаров и услуг внутри объединения дополняет единый таможенный тариф по отношению к третьим странам.

3. Общий рынок - ликвидация барьеров между странами не только во взаимной торговле, но и для перемещения рабочей силы и капитала.

4. Экономический союз - предусматривает в дополнение ко всем вышеперечисленным интеграционным мероприятиям и проведение странами - участниками единой экономической политики, создание системы межгосударственного регулирования социально - экономических процессов.

В законе Украины от 16.04.1991 года «О внешнеэкономической деятельности» определены основные задачи государственного регулирования данной сферы, а именно:

Задачи регулирования внешнеэкономической деятельности:

· защита экономических интересов Украины и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности;

· создание равных условий для субъектов внешнеэкономической деятельности развивать все виды предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, а также все формы использования доходов и осуществления инвестиций;

· поощрение конкуренции и ликвидация монополизма в сфере внешнеэкономической деятельности.

Реализация этих задач призвана обеспечить выполнение следующих основных целей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:

1. Обеспечение сбалансированности экономики и равновесия внутреннего рынка Украины.

2. Стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике.

3. Создание наиболее благоприятных условий для включения Украины в международное разделение труда.

 

2. Сущность и виды таможенных пошлин как инструмента государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Таможенная пошлина - выполняет функцию налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы, который повышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота.

В большинстве стран мира существует разветвленная система таможенных пошлин, оформленная в виде таможенных тарифов.

Таможенные тарифы - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях - при экспорте из данной страны.

Функции таможенных тарифов.

Защита национальных производителей от иностранной конкуренции.

Источник поступления средств в государственный бюджет.

Средство улучшения доступа национальных товаров на иностранные рынки за счет сопоставимого снижения ставок таможенных тарифов (пошлин) с заинтересованными странами.

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме. В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся в международной торговле, является гармонизированная система описания и кодирования товаров.

Обычно, таможенные тарифы имеют несколько колонок ставок обложения: колонку максимальных (или генеральных) пошлин, колонку минимальных пошлин и колонку преференциальных пошлин.

Максимальные пошлины - применяются по отношению к товарам тех стран, с которыми нет торговых договоров и соглашений.

Минимальные пошлины - применяются по отношению к товарам тех стран, с которыми действуют торговые договоры или соглашения, предусматривающие взаимное представление режима наибольшего благоприятствования.

Преференциальные (льготные) пошлины, которыми облагаются товары из развивающихся стран. Преференциальные пошлины развитых стран для товаров развивающихся государств входит в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) общую систему преференций.

Виды пошлин:

А) по способу взимания:

1. Адвалорные -взимаемые в % от цены товара (например, 20% от таможенной стоимости товара).

2. Специфические - взимаемые в виде определенной денежной суммы с единицы веса, объема или штуки товара (например, 10 грн. за 1 тонну).

3. Смешанные - при которых товар одновременно облагается и адвалорной и специфической пошлиной (например, 20% от таможенной стоимости товара, но не более 10 грн. за 1 тонну).

Наиболее распространенная - адвалерная. В развитых странах уровень этих пошлин - около 6-8%. В менее развитых странах, опасающихся иностранной конкуренции, этот уровень повыше - до 100%. В Украине средняя ставка порядка 10-30%.

Б) по объекту обложения:

1. Импортны е – пошлины, которые накладываются на импортные товары, поступающие на внутренний рынок страны. Являются сегодня преобладающей формой пошлин в мировой практике, применяемой в целях защиты национального товаропроизводителя от иностранной конкуренции.

2. Экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары, поступающие за пределы таможенной границы страны. Главная цель применения данного вида пошлин – сокращение экспорта и увеличения поступлений в бюджет.

3. Транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны.

В) по характеру:

1. Сезонные – пошлины, применяемые для оперативного регулирования торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.

2. Антидемпинговые – пошлины, применяемые в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране.

3. Компенсационные - пошлины, применяемые в случае ввоза на территорию страны товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии.

3. Нетарифные инструменты внешнеэкономического регулирования.

В современной мировой практике наблюдается тенденция к более широкому применению нетарифных инструментов регулирования во внешнеэкономической политике.

Нетарифные инструменты, согласно наиболее распространенной классификации нетарифных мер, принятой в ООН, делятся на три категории:

К I категории – относятся внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства (самая многочисленная из групп - более 50% всех нетарифных мер).

II категория - меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административным формальностям, но которые ограничивают торговлю. (Примеры: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке, разливу и т.п.)

III категория - меры, непосредственно не направленные на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но действие которых зачастую ведет именно к этому результату (специфика законов об иностранном инвестировании, где страна преследует собственные интересы).

К нетарифным инструментам 1-й категории: относят:

· квоты;

· лицензии;

· инструменты стимулирования экспорта;

· другие нетарифные инструменты.

Квоты - ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт и экспорт определенных товаров на определенный период времени.

Виды квот:

1. По количеству стран, на которые распространяется квотирование:

a) глобальные -относящиеся ко всем странам импортерам или экспортерам;

b) выборочные - распространяющиеся на конкретно определенные страны или группы стран.

(Среди последних - квота на экспорт металлопродукции Украины, установленная ЕС, в размере до 1,5 млн. тонн готовых изделий.)

2. По периоду действия:

а) сезонные

b) круглогодичные

(Сезонные - в основном для сельскохозяйственной продукции в период её сбора).

Лицензия - специальное разрешение на внешнеторговые операции определенными товарами.

Основные виды лицензий:

1. Автоматическая (генеральная) - разрешающая беспрепятственный ввоз или вывоз товара, включенного в лицензионные списки, в течении определенного времени.

2. Неавтоматическая (разовая индивидуальная) - разрешающая импорт (или экспорт) определенного товара определенному импортеру (или экспортеру) с указанием количества товара, его стоимости, страны его происхождения (или назначения), а в ряде случаев также и таможенного пункта, через который должен быть осуществлен ввоз (или вывоз) товара.

Среди нетарифных инструментов по стимулированию экспорта выделяют:

1. Государственное кредитование экспорта - предоставление кредитов фирмам - экспо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: