Методы государственного регулирования экономики.




Обычно выделяют следующие группы методов государственного регулирования:

1. По характеру:

n Прямые;

n Косвенные.

2. По форме:

n Правовые;

n Административные;

n Экономические;

n Пропагандистские (морального убеждения).

Прямые методы государственного регулирования в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения, которые характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов.

Прямой характер применяемых при государственном регулировании административных средств выражается в принятии субъектом управления в рамках компетенции управленческого решения в виде правового акта управления, юридически обязательного для адресата и содержащего прямое предписание императивного (директивного) характера на совершение определенных действий. При этом используются как меры убеждения, так и меры принуждения. К административным средствам государственного регулирования относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и т.д.

Косвенные методы государственного регулирования основываются на экономических средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Они опосредованно, через экономические интересы без прямого властного воздействия отражаются на поведении участников экономических отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения, созданием материальных стимулов, как материального поощрения, так и ответственности. К экономическим средствам относятся прежде всего средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и другие.

Прямые и косвенные методы государственного управления экономикой и соответственно административные и экономические средства государственного регулирования экономики имеют единые цели и задачи и всегда облекаются в соответствующую правовую форму

Правовые методы следует рассматривать в качестве самостоятельного и одного из основных средств государственного регулирования экономики. Основная задача государства заключается в формировании правовой базы экономической, предпринимательской деятельности. Без правовых норм невозможно применение административных и экономических средств государственного регулирования. Любые средства, будь то административные или экономические, не могут быть применены вне правовой формы их существования.

Средства административного регулирования в сфере экономики чрезвычайно разнообразны. Среди них следует назвать разрешение совершения определенных действий, например, лицензирование; утверждение конкретных заданий тем или иным субъектам предпринимательской деятельности; обязательные предписания совершения каких-либо действий; запрещение конкретных действий; регистрацию определенных действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; применение материальных санкций; выдача государственных заказов; контроль и надзор и т.д.

Административные средства базируются на государственной власти, на авторитете правительства и не связаны с мерами финансового стимулирования, материальной заинтересованности или штрафными санкциями со стороны регулирующих органов. Такие средства определяют не экономические условия оборота капитала, а саму внешнюю возможность его функционирования.

Можно говорить о:

а) культурно-этической (памятники старины – для предпринимателей выгодно размещать поблизости свой бизнес (автостоянки, бензозаправочных станций и т.д.), а для памятников – угроза уничтожения, а также потеря некоторой привлекательности);

б) экологической (сбросы в реки);

в) общественно-воспроизводственной (обязательные медицинские прививки, начальное образование, правила вождения автомобилей, самолетов и т.д);

г) социальной (выдачи зарплаты вообще, его определенного размера и времени, чтобы не допустить социального взрыва)

целесообразности административных средств государственного регулирования. Другие меры (экономические) зачастую не столь эффективны или их правильную дозировку определить очень трудно (налоги в районе старинных памятников).

Административные средства приобретают исключительную важность в чрезвычайных ситуациях (война – «средства военного регулирования экономики или военно-экономическая политика; т.е. запретительные и принудительные меры государственных органов, направленные на перевод национальной экономики на военные рельсы, мобилизацию ресурсов, осуществление трудовой повинности, нормирование снабжения, приоритет военного производства, экономия на потребительских нуждах, замораживание зарплаты, а иногда и принудительные отчисления от доходов и заработной платы).

Классическими примерами широкого и эффективного использования административных инструментов для перестройки существующей общественно-экономической системы могут служить: реформы в Западной Германии, проведенные западными оккупационными властями и правительством Аденауэра-Эрхарда; коренные преобразования экономической и политической системы в Японии, Испании и Греции; фактическое создание основных элементов регулируемого рыночного хозяйства иностранными и национальными государственными органами в Южной Корее, на Тайване, в Малайзии, некоторых государствах Ближнего Востока и Латинской Америки.

Виды административных инструментов государственного регулирования:

1. Запрет. Решение о прекращении новых промышленных предприятий в пределах Большого Парижа за счет прекращения выдачи разрешений на новое строительство; в ряде арабских государств иностранным физическим и юридическим лицам запрещается владеть землей.

2. Разрешение. Власти Кении разрешили использовать государственный национальный парк для охоты и туризма (приток инвестиций и расширение туризма).

3. Принуждение.Обязать фирмы использовать определенные очистные сооружения для отходов, предоставлять своим работникам фиксированный минимальный набор социальных услуг, организовывать профессиональное обучение молодежи.

Особое место – принуждение, так в о многих государствах специально законодательно предусмотрена возможность применения административных средств принуждения для регулирования экономического цикла, цен и социальных отношений. Например, право правительства устанавливать в целях экономической стабилизации максимально допустимый процент повышения ставок заработной платы и цен, или вообще замораживать их на определенное время. Столь радикальные меры на практике применяются редко, обычно – принудительное индексирование цен на факторы производства, т.е. предписываемое государством сдерживание роста товарных цен, заработной и арендной платы в пределах установленных индексов (например, не превышающих ежеквартальных индексов инфляции).

Негативные стороны административных методов.

1. Искажают информационные сигналы, которые поступают от экономики собственникам производственных факторов, что провоцирует принятие неправильных решений, ведущих к долгосрочным отрицательным последствиям в использовании товаров, труда и каптала, в соотношении цен, доходов, инвестиций и т.д.

2. Развитие «черного рынка», коррупции, подрывается мотивация честного предпринимательства.

3. Увеличение бюрократического аппарата (зачастую от него трудно избавиться и после прекращения действия административных мер, т.к. он обладает способностью к расширенному воспроизводству и старается любыми средствами доказать свою необходимость, даже если это идет во вред национальной экономике).

Вывод – в нормально функционирующем рыночном хозяйстве административные инструменты должны быть резервными.

Моральное убеждение как средство экономической политики.

Моральное убеждение основываются не на финансовых стимулах или административных санкциях, а на авторитете правительства, справедливости и точности выдвигаемых им целей, задач, призывов и заявлений.

1. Сама экономическая политика государства, декларируемые направления программы деятельности правительства воздействуют на поведение хозяйствующих субьектов и являются формой морального убеждения (хотя, в реальной жизни его тудно отделить от экономической мотивации).

2. Правительственные органы обращаются в адрес конкретных юридических лиц с призывами к соблюдению правил в общегосударственных интересах. Например, убеждают профсоюзы умеренно подходить к заключению коллективных договоров с предпринимателями в условиях роста экономики.

3. Как средство социальной, культурной и экологической политики - призывы авторитетных государственных лидеров к предпринимателя не допускать сокращения числа мест для профессионального обучения молодежи на фирмах, жертвовать на дома престарелых, реставрацию памятников и т.д.

4. Приглашения вкладывать инвестиции в конкретные регионы со стороны местных органов власти, проводить различного рода форумы, конгрессы, конференции и т.д.

5. Призывы правительства, не желающего вводить оганичения на ввоз импортных товаров, к отечественным импортерам временно сократить закупки за рубежом, кампании общественных движений по бойкоту иностранных товаров. Призывы покупать отечественные изделия и т.д.

6. Призывы к другим странам по осуществлению каких-либо действий, не совпадаюших с их интересами. Например, призывы правительства США к Японии и Китаю по ограничению экспорта их ооваров в США.

Предпосылка действенности средств морального убеждения – авторитет правительства и его представителей внутри страны и за рубежом, широкая поддержка средств массовой информации.

Добровольные соглашения.

Добровольные соглашения – четко сформулированные, принимаемые в ходе переговоров количественно определенные обязательства, заключаемые между государством, с одной стороны, и хозяйственными союзами, фирмами, банками, с другой, а также между негосударственными субъектами при посредничестве или участии государства.

Своего рода синтез мер морального убеждения и экономического стимулирования. (Хотя может присутствовать и материальный подтекст – рекламная кампания, усиление влияния в коридорах власти при получении налоговых льгот, госзаказов).

 

Тема 4. Макроэкономическое прогнозирование в системе государственного регулирования экономики.

1. Сущность, принципы и функции макроэкономического прогнозирования.

2. Система методов макроэкономического прогнозирования.

 

1. Сущность, принципы и функции макроэкономического прогнозирования.

Макроэкономическое прогнозирование – научное обоснование возможного состояния национальной экономики в будущем, а также альтернативных путей и сроков достижения этого состояния.

Сущность данного инструмента ГРЭ, задачи, которые решаются при его помощи, отражают функции макроэкономического прогнозирования.

Функции макроэкономического прогнозирования.

1. Выявление и анализ сложившихся закономерностей и тенденций развития национальной экономики в целом и ее отдельных сфер.

2. Оценка действия этих тенденций в будущем, учет их положительных и отрицательных последствий.

3. Выявление возможных альтернатив развития в перспективе.

4. Накопление информации для всестороннего обоснования выбора наиболее оптимального управленческого решения.

Реализация данных функций возможна в случае реализации в процессе разработки прогноза основных правил (принципов) прогнозирования.

Принципы прогнозирования.

1.Принцип системности. Исследуемое экономическое явление необходимо рассматривать не изолированно от других экономических процессов и явлений, взаимодействующих с объектом прогноза и находящихся с ним в определенной взаимосвязи.

2. Принцип научной обоснованности. Прогнозы всех уровней должны основываться на всестороннем учете требований объективных экономических законов, изучении и внедрении достижений отечественного и зарубежного опыта прогнозирования.

3. Принцип альтернативности. В процессе исследования необходимо анализировать возможные варианты развития прогнозируемого объекта в будущем, имеющие качественно и количественно различный характер. (Как правило, данный принцип реализуется через построение таких прогнозных вариантов, как «пессимистический» и «оптимистический» или «умеренный», «средний» и «минимальный» и т.п.).

Система макроэкономического прогнозирования.

Система макроэкономического прогнозирования включает в себя ряд относительно самостоятельных, имеющих собственное специфическое содержание, анализирующих различные стороны и аспекты экономического развития, прогнозов. Однако, все эти относительно обособленные виды прогнозов тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, что определяет системность национального прогнозирования.

Систему национальных прогнозов можно классифицировать по различным признакам. Основными из них являются:

1. По срокам прогнозирования:

· Текущие (краткосрочные) прогнозы, которые разрабатываются на период до 1 года. Считается, что за данный период, как правило, произойдут только количественные изменения прогнозируемого объекта.

· Среднесрочные, которые разрабатываются на период от 1 до 5 лет. Считается, что за данный период, как правило, количественные изменения прогнозируемого объекта будут преобладать над его качественными изменениями.

· Долгосрочные, которые разрабатываются на период свыше 5 лет. Считается, что за данный период, как правило, будут происходить значительные количественные и качественные изменения прогнозируемого объекта.

· Глобальные, которые разрабатываются на период свыше 20 лет. Считается, что за данный период, как правило, будут происходить столь значительные качественные изменения прогнозируемого объекта, что задача данного прогноза состоит в определении, в основном, только общих закономерностей развития национальной экономики.

2. По уровню прогнозирования:

· Национальные (государственные) прогнозы, описывающие закономерности перспектив развития процессов в масштабах всей национальной экономики;

· Отраслевые и межотраслевые, описывающие закономерности перспектив развития процессов в масштабах одной или нескольких отраслей;

· Региональные, описывающие закономерности перспектив развития процессов в масштабах отдельной территориальной единицы страны.

3. По целям (методологии) разработки:

· Поисковые прогнозы – анализ прогнозируемого объекта за счет условного продолжения в будущее тенденций его развития, выявленных в прошлом и настоящем, абстрагируясь при этом от влияния факторов и решений, способных видоизменить существующие тенденции. (Поисковый прогноз отвечают на вопрос: в каком направлении идет развитие? Что вероятнее всего произойдет в будущем, при условии сохранения существующих тенденций?);

· Нормативные прогнозы – прогнозирование условий достижения желательных состояний того или иного экономического процесса или явления на основе заранее определенных норм и целей (Отвечает на вопрос: как достичь желаемого?).

4. По объектам прогнозирования выделяют систему макроэкономических прогнозов, анализирующих отдельные стороны и процессы национальной экономики. Например, прогнозы экономического роста, занятости, уровня жизни, инфляции и т.п.

 

2. Система методов макроэкономического прогнозирования.

В макроэкономическом прогнозировании насчитывается около 150 различных методов, при помощи которых исследуются перспективы развития экономических процессов. Среди них можно выделить три группы методов, имеющих комплексный характер: экспертных оценок, моделирования и экстраполяции (см. рис.3).

 

 
 

       
   

 

 


Рис. 3. Методы прогнозирования.

Особенности метода экстраполяции.

Метод экстраполяции - условное продолжение в будущее, выявленных в прошлом и в настоящем тенденций и закономерностей развития экономических явлений и процессов.

Чаще всего метод экстраполяции применяется для прогнозирования количественных изменений тех объектов, тенденции развития которых можно представить при помощи математической статистики.

Общая схема данного метода.

1. Постановка задачи прогноза, выдвижение гипотез о возможном состоянии прогнозируемого объекта, анализ факторов, влияющих на развитие данного объекта.

2. Сбор и систематизация количественных показателей, характеризующих развитие прогнозируемого объекта за определенный период времени, унификация (приведение к сопоставимым характеристикам) единиц измерения этих показателей. Собранные показатели оформляются в виде динамического временного ряда, т.е. системы количественных показателей, характеризующих прогнозируемый объект во времени.

3. Обработка динамического временного ряда для выявления устойчивой закономерности развития прогнозируемого объекта (тренда) и представления этой закономерности в формализованном виде (напр. математической функции).

Для выявления устойчивой закономерности осуществляется, как правило, процедура сглаживания колебания показателей динамического временного ряда при помощи:

а) метода наименьших квадратов, который предполагает нахождение расчетных значений тренда, сумма квадратов отклонений которых от исходных значений динамического временного ряда стремилась бы к минимуму:

S= ∑ (хi – xJ)2 min, где:

S – величина отклонений;

хi – расчетное значение тренда;

xJ – исходное значение динамического временного ряда; i, j = (1… n).

б) метода скользящих средних, предполагающего разбивку динамического временного ряда на укрупненные группы и вычисление для каждой из этих групп среднего значения (скользящая средняя первого порядка). Полученные данные образуют новый динамический ряд (но уже с меньшим количеством переменных), где находится устойчивая тенденция. Если это невозможно, то вычисляется скользящая средняя второго порядка, третьего и т.д.

4. Продолжение найденной устойчивой тенденции в будущее (в соответствии с заранее выбранным сроком прогноза) и вычисление значения прогнозируемого показателя.

Недостатки метода экстраполяции.

1. Эффективен только в краткосрочном прогнозировании, так как за более длительный период объект прогноза подвергается значительным количественным и качественным изменениям по сравнению с прошлым периодом.

2. Не в полной мере учитывает многостороннюю связь прогнозируемого объекта с другими экономическими явлениями и процессами, что может значительно повлиять на точность прогноза.

 

Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого реального объекта на другом, искусственном объекте, специально созданном для его изучения.

Особенности метода моделирования.

1. Эффективность метода зависит от достаточно высокой степени соответствия исследуемого объекта и созданной для этого модели. В различных отраслях науки подобное соответствие достигается за счет сходства модели и реального объекта по одной или нескольким следующим характеристикам:

а) физической, когда объект и модель имеют единую физическую природу (напр. самолет и его модель. Анализ технических характеристик самолета производится на специальном стенде за счет испытания модели);

б) функциональной, когда объект и модель в полной мере или частично выполняют подобные функции (напр. процессы мышления человека и процессы, происходящие в ЭВМ);

в) математической, когда развитие объекта прогноза и модели может быть отражено при помощи одной и той же математической функции.

В экономическом прогнозировании наиболее часто модель имеет сходство с реальным экономическим процессом или объектом на основе функциональной или математической зависимости. Именно поэтому, наиболее распространенными видами моделей являются:

· Эконометрическая модель – система формализованных соотношений, отражающих основные взаимосвязи элементов, образующих экономическую систему (напр. модели экономического роста);

· Имитационная модель, позволяющая определять будущие тенденции прогнозируемого объекта на основе наблюдения за изменениями, происходящими в самой модели. (Частным примером имитационной модели можно назвать «деловую игру»).

2. Экономическое моделирование позволяет более полно (по сравнению с методом экстраполяции) реализовать принцип системности прогнозирования. Это достигается за счет факторного анализа, предполагающего получение перспективных оценок прогнозируемого объекта на основе анализа динамики развития факторов, находящихся с объектом прогноза в определенной взаимосвязи (например, двухфакторная модель Кобба-Дугласа, где прогноз объемов производства находится за счет вычисления будущих объемов труда и капитала, применяемого в процессе производства).

3. Экономическое моделирование позволяет отслеживать различные варианты будущего состояния прогнозируемого объекта (за счет изменения характеристик самой модели), что дает возможность выбрать наиболее оптимальный из них для данных условий.

Недостатки моделирования.

1. Модель никогда не сможет отразить всех черт реальности, поэтому факторы, не учтенные при построении модели, могут приводить к уменьшению точности прогноза.

2. Не достаточная эластичность и точность при прогнозировании на длительный период.

 

Метод экспертных оценок предполагает получение необходимых данных о будущем развитии изучаемого объекта или о возникновении новых явлений и процессов за счет опроса ученых и специалистов-практиков, имеющих значительный опыт и которые могут выступать в качестве эксперта в своей области деятельности.

Наиболее распространенные экспертные оценки – коллективные, эффективность которых определяется выполнением ряда требований.

Методологические требования к коллективным экспертным оценкам.

1. Соблюдение количественных и качественных критериев при формировании экспертной группы.

Оптимальный количественный состав группы экспертов по эмпирическим наблюдениям должен составлять: для очных форм экспертизы – 5-7, макс. 10-15 чел., для заочных – 20-30, макс. 60-80 чел.

Качественный состав группы экспертов определяется при помощи следующих процедур отбора экспертов:

А) объективной, предполагающей использование организаторами экспертизы специальных методик отбора (документальной – отбор экспертов по их формальным признакам: ученая степень, звание, стаж работы, пол, возраст, количество опубликованных работ и т.п.; экспериментальной – проверка компетентности эксперта за счет тестирования и т.п.);

Б) субъективной процедуры, предполагающей привлечение к процедуре отбора самих потенциальных экспертов (тайное или открытое голосование претендентов на роль эксперта, самооценка экспертов и т.п.).

На практике используют обе процедуры, при ведущей роли объективной.

2. Выбор оптимальной процедуры работы экспертной группы.

На практике применяются процедуры работы экспертов, отличающихся по:

А) характеру контактов экспертов друг с другом (очные и заочные экспертизы);

Б) возможности самообучения экспертов в процессе экспертизы (одноразовые и многоразовые (в несколько этапов) экспертизы).

3. Обработка результатов экспертизы.

Некоторые виды экспертиз (метод Дельфи) предполагает анализ высказанных экспертами мнений. Для того, чтобы данный анализ был более эффективен, вопросы, которые предлагаются экспертам, составляются таким образом, чтобы на них можно было дать ответ в количественной форме (напр.: вопрос - какая вероятность того или иного события, предполагает варианты ответов по бальной системе – от 0 до 10 баллов).

Обработка результатов экспертизы осуществляется по следующим направлениям:

А) получение характеристик усредненного значения мнений экспертов (напр. суммируются баллы, предложенные экспертами по предыдущему вопросу, а сумма делится на количество экспертов. Таким образом, полученный балл будет отражать обобщенное мнение экспертов по данной проблеме);

Б) измерение степени разброса мнений экспертов при помощи, в частности, методов среднеквадратического отклонения, нахождения коэффициента вариации и т.п. Если разброс мнений экспертов (расхождение в оценке того или иного события) слишком велик (напр. коэф. вариации больше 30-40%), то считается, что точность этой экспертизы не высокая и, как правило, проводится новая экспертиза по данной проблеме.

 

Особенности отдельных видов коллективных экспертных оценок.

Метод комиссии – в течении одного или нескольких заседаний совместное обсуждение экспертами проблемы прогноза, при котором вырабатывается согласованное мнение.

Преимущества метода:

1. Простота проведения обсуждения, отсутствие больших организационных и финансовых затрат.

2. Обеспечивает быструю обратную связь и быстрое самообучение экспертов.

3. Относительно не продолжителен во времени.

Недостатки метода.

1. Не все эксперты в равной мере участвуют в обсуждении проблемы.

2. На мнение экспертов могут оказывать влияние не только научные аргументы, но и субъективные факторы (авторитет и заслуги коллег, ранее высказавшие мнение по проблеме, инерция, присущая человеку при публичном отказе от своего мнения и т.п.)

Метод мозговой атаки – коллективное обсуждение проблемы, в процессе которого стимулируется творческая активность экспертов в целях получения качественно новой информации.

Особенности метода.

1. Категорический запрет на критику любого мнения, высказанного во время заседания экспертов, какое бы негативное впечатление оно не произвело.

2. Максимальная краткосрочность экспертизы (не более 1.5 –2 часов), учитывая крайнюю умственную напряженность экспертов при такой форме организации работы.

3. Четкая формулировка проблемы прогноза и требование не отклонятся от нее по ходу дискуссии.

4. Предоставление экспертам возможности для дополнительных высказываний в процессе заседания и после его окончания.

5. Критический анализ всех высказанных мнений на их практическую реализуемость производится после завершения заседания.

Метод Дельфи – последовательное анкетирование мнений экспертов по проблеме прогноза.

Особенности метода.

1. Анонимность экспертов.

2. Проведение экспертизы в несколько туров.

3. Использование результатов предыдущего тура экспертизы для уточнения или изменения своего мнения по обсуждаемой проблеме.

4. Обработка количественных результатов экспертизы.

5. Сложность подготовки экспертизы (подготовка вопросов) и высокие затраты на ее проведение.

6. Большая продолжительность во времени.

 

Тема 5. Макроэкономическое планирование как инструмент государственного регулирования экономики.

1. Сущность, система, принципы и функции макроэкономического планирования.

2. Отличительные черты и особенности директивного и индикативного планирования.

3. Методы планирования.

4. Методология разработки индикативного плана.

 

1. Сущность, система, принципы и функции макроэкономического планирования.

Макроэкономическое планирование (индикативное) – процесс формирования системы параметров или индикаторов, характеризующих будущее состояние экономики страны, а также определение мер государственного воздействия на социально-экономические процессы с целью достижения указанных параметров.

Функции планирования.

1. Аналитическая - анализ нынешнего состояния и перспектив развития национальной экономики в целом и ее отдельных сфер.

2.Информационная – предоставление экономическим субъектам информации о состоянии и перспективах развития национальной экономики для принятия ими собственных обоснованных управленческих решений.

3. Целеполагающая – определение тактических и стратегических целей развития национальной экономики.

4. Практическая - определение правил и нормативов деятельности государственных и частных предприятий, а также общих условий развития национальной экономики.

Принципы планирования.

1. Научной обоснованности – разработка и реализация планов должно базироваться на использовании объективных экономических законов, анализе тенденций научно-технического прогресса, обоснованной информации о текущем и перспективном положении дел в национальной экономике и т.п.

2. Оптимальности – план должен являться результатом выбора наиболее оптимального в данных условиях варианта достижения поставленной цели.

3. Сбалансированности – план должен обеспечивать определенное соотношение между желаемыми целями экономической политики и возможностями национальной экономики для их достижения, способствовать движению национальной экономики к равновесному состоянию.

4. Сочетание рекомендательности и директивности. Планирование должно носить рекомендательный характер для субъектов, не участвующих в реализации плана и директивный - для тех субъектов (прежде всего государственных), которые являются его участниками. Некоторые положения планов носят директивный характер для всех субъектов национальной экономики (напр. бюджетное планирование в части нормативов отчислений из доходов в государственный бюджет);

5. Адресности – выполнение плановых заданий, конкретных программ, заложенных в плане, должно предполагать конкретного субъекта их реализации.

Система макроэкономического планирования.

Виды планов можно классифицировать по следующим признакам:

1. По срокам планирования:

а) краткосрочное (до 1 года);

б) среднесрочное (до 5 лет);

в) долгосрочное (свыше 5 лет).

Краткосрочное и долгосрочное планирование призвано реализовать намеченные цели правительства по достижению в национальной экономике 4 макроэкономических показателей: стабильности цен, постоянных темпов экономического роста, полной занятости и сбалансированности платежного баланса. Долгосрочное планирование носит стратегический характер и формирует концепцию социально-экономического развития страны на перспективу; в качестве главных объектов планирования – НТП и структурные изменения в национальной экономике.

2. По уровню (масштабам) планирования: национальное, отраслевое, межотраслевое и региональное (определение аналогично соответствующим видам прогнозирования).

3. По методологии реализации планирования: директивное и индикативное.

 

2. Отличительные черты и особенности директивного и индикативного планирования.

Проанализировать особенности директивного и индикативного планирования можно по следующим основным отличительным признакам:

А) По характеру планирования:

Индикативный план – носит в основном рекомендательный характер и помогает развитию частного бизнеса за счет его информирования о потенциальном спросе в рамках национальной экономики и ее отдельных рынков, о состоянии рынка рабочей силы, инфляционных процессах и т.п.;

Директивный план – носит обязательный характер, плановые задания имеют силу закона для предприятий.

Б) По средствам реализации:

Индикативный план – реализуется преимущественно при помощи экономических методов, предполагающих применение мер экономической заинтересованности для субъектов плановых заданий.

Директивный план – реализуется преимущественно при помощи административных средств управления и контроля за выполнением плановых заданий.

В) По роли в механизме регулирования экономических процессов:

Индикативный план – носит вспомогательный характер в механизме такого регулирования, так как главенствующее место занимают механизмы саморегулирования рынка.

Директивный план – является центральным звеном государственного управления всей национальной экономики.

Г) По объектам воздействия:

Индикативный план – оказывает опосредованное воздействие на микроуровень национальной экономики, так как объектом воздействия, прежде всего, является совокупный спрос, а в долгосрочном периоде и совокупное предложение.

Директивный план – оказывает прямое воздействие на спрос и предложение предприятий, а через них прямо формирует объемы совокупного спроса и совокупного предложения (обычно совокупный спрос больше совокупного предложения, что объясняет дефицитность командно-административной экономики).

Д) По методике составления:

Индикативный план – составляется на основе выбора одного из альтернативных прогнозных вариантов развития национальной экономики, учитывающих объективные экономические законы.

Директивный план – разрабатывается по принципу планирования от достигнутого, носит затратный, валовой характер.

3. Методы макроэкономического планирования.

Наиболее распространенными методами планирования являются:

Балансовый метод - выявление и обеспечение социально-экономических пропорций и связей за счет построения системы балансов – таблиц, отражающих движение и использование соответствующих экономических ресурсов. Наиболее распространенными видами балансов являются: финансовые (бюджет), материальные и внешнеэкономические (платежный баланс).

Значение балансового метода.

1. Метод научного обоснования плана, т.к. на его основе определяется соответствие намечаемых планом заданий характеру объективных экономических законов.

2. Балансовый метод выступает основным методом координации и увязки целей развития национальной экономики с наличием необходимых для их реализации ресурсов.

3. Обеспечивает согласование между темпами развития отдельных отраслей и регионов.

4. Показывает неиспользованные резервы национальной экономики, а также ее сектора, где нарушено равновесное состояние.

 

Нормативный метод – определение и использование системы норм и нормативов. Существуют следующие виды норм и нормативов в планировании:

А) Нормы и нормативы, отражающие целевые задачи плана (нормы среднемесячных поступлений в бюджет, нормы среднемесячных темпов экономического роста для выполнения целей финансового плана и плановых заданий экономического роста, соответственно и т.п.).

Б) Нормативы, используемые в технико-экономических расчетах (нормы амортизации, нормативы отчислений от прибыли, нормативы использования природных ресурсов и т.п.)

Значение норма



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: