К – коэффициент нормы рентабельности (0,35).




Кроме дифференциального рентного дохода, в сельском хозяйстве, независимо от их качества и месторасположения, существует и чистая экономическая (абсолютная) рента, которая по подсчетам ученых института аграрной экономики им. А.Г. Шлихтера УАНН в период оценки земель соответствует 1,6 ц зерна. Общий рентный доход исчисляют как сумму дифференциальной и абсолютной ренты.

Можно предположить, что данная методика все таки носит искусственный характер, так как реальная цена земли, величина ренты в условиях рыночного хозяйства определяется за счет механизмов спроса и предложения на земельные ресурсы, продукцию сельского хозяйства. Однако, подобный рыночный механизм в Украине пока не действует, в силу того, что процесс купли продажи земельных участков еще не приобрел цивилизованных форм.

В этой связи, в нашей стране продолжается оживленная дискуссия по поводу целесообразности введения института частной собственности на землю. Отмечается, что процесс превращения земли в товар имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Его положительными сторонами являются формирование полноценного хозяина земли, возможность реализации частнособственнической инициативы в сельском хозяйстве, создание материальных предпосылок для вложения инвестиций, в том числе и иностранных и т.п.

Отрицательной стороной превращения земли в товар в условиях современной Украины является возможность концентрации значительного количества земли в руках спекулянтов (по оценкам специалистов, средняя цена гектара земли на Украине – 5-15 тыс. долл. США), которые не будут заинтересованы в производительном использовании земли. Следовательно, это не приведет к формированию такого реального собственника, который будет работать на земле. В то же время, сторонники активных земельных реформ резонно замечают, что при помощи законодательных норм, можно создать реальную преграду на пути реализации именно спекулятивного мотива купли-продажи земли.

3.Необходимость и особенности государственного регулирования транспортной деятельности

Причины регулирования.

1. Основные операции транспорта необходимо регулировать в интересах общественной безопасности, а именно безопасности дорожного движения и экологической;

2. Некоторые отрасли транспорта являются естественной монополией (например, железнодорожный транспорт). Отсутствие контроля со стороны государства за уровнем тарифов на транспорте может стимулировать инфляционные процессы.

3. Транспорт часто требует международного взаимодействия, что предопределяет необходимость заключения межгосударственных соглашений и контроля их соблюдения транспортными организациями со стороны государственных органов.

4. Отрасли транспорта играют важную роль в обеспечении обороноспособности страны и при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Методы регулирования транспортной деятельности.

1. Нормативно-правовые, т.е. система законодательных актов и нормативов, регламентирующих осуществление предпринимательской деятельности в сфере транспорта. Среди них:

а) методы, определяющие безопасность транспортных услуг:

· правила дорожного движения;

· правила перевозки грузов и пассажиров;

· стандарты по экологической безопасности;

б) методы, регулирующие рынок транспортных услуг:

· лицензирование транспортной деятельности, т.е. выдача государственными органами разрешений на право осуществлять транспортные услуги, а также текущий контроль за правильностью соблюдения правил оказания данных услуг;

· квотирование транспортной деятельности, т.е. введение системы определенных ограничений на рынке транспортных услуг, например, ограничение числа транспортных компаний в городе, размеров автомобильного парка и т.п.

2. Экономические, т.е. использование государством системы экономических инструментов, влияющих на условия развития отраслей транспорта. Основными из экономических методов регулирования являются:

а) комплексные, предполагающие изменение форм собственности транспортных предприятий за счет:

· национализации;

· приватизации;

б) частные, осуществляемые при неизменных отношениях собственности:

· налоговое регулирование, в том числе льготное налогообложение отдельных видов транспорта в целях стимулирования их развития;

· регулирование тарифов и контроль за ценообразованием на транспорте (особенно на ж/д транспорте);

· государственное финансирование отдельных проектов в области транспорта, имеющих общегосударственное или региональное значение (дороги, автовокзалы и т.п.);

· дотирование отдельных видов транспортных услуг. Чаще всего – системы городского пассажирского транспорта за счет местных бюджетов;

· применение штрафных санкций.

 

Тема 12. Государственное регулирование труда, уровня жизни населения и развития социальной сферы.

1. Государственная политика в сфере социального обеспечения и социальной защиты населения.

2. Формы и методы государственного регулирования рынка труда.

 

1. Государственная политика в сфере социального обеспечения и социальной защиты населения.

Социальная политика – комплекс мероприятий государства, направленных на смягчение неравенства в распределении доходов и предоставление социальных гарантий населению.

Неравенство в доходах – объективное свойство современного экономического развития. Задача государства – уменьшить дифференциацию доходов субъектов национальной экономики за счет их перераспределения через государственный бюджет и другие специальные фонды.

Основными методами перераспределения доходов являются:

· Дифференциация налогообложения различных групп получателей дохода (прогрессивное налогообложение);

· Социальные выплаты (трансферты) – безвозмездные государственные выплаты определенным категориям граждан: пособия инвалидам, безработным и т.п.

· Не денежные выплаты наименее обеспеченным слоям населения: льготы на проезд в общественном транспорте, талоны на право получения определенных товаров и т.д.

Кроме этого, социальная политика предполагает установление в законодательном порядке ряда социальных гарантий – обязательств государства перед населением страны по формированию их доходов, условиям получения определенных товаров и услуг, занятости.

Способы реализации социальных гарантий.

1. Принудительное социальное страхование. В большинстве стран мира данное страхование включает в себя медицинское, пенсионное, страхование от безработицы и от несчастных случаев на производстве. Формой реализации социального страхования являются различного рода социальные программы:

· Пенсионного обеспечения. Государство в принудительном порядке формирует за счет взносов работников и работодателей специальный фонд, средства из которого идут на выплату пенсий. (Кроме обязательного государственного пенсионного страхования человеком могут осуществляться и добровольные взносы в пенсионный фонд, которые, в отличие от принудительных взносов, накапливаются на специальном личном счету работника);

· Медицинского страхования, которая позволяет получать определенные доходы в случае болезни работника. На сегодня в Украине взносы в данный фонд осуществляют работодатели.

· Помощи безработным. Данная программа предполагает выплату пособий по безработице лицам, которые признаны в законодательном порядке безработными. Продолжительность выплат пособия по безработице в Украине составляет: до 6 месяцев – для ищущих работу впервые, до 18 месяцев – для лиц предпенсионного возраста, до 12 месяцев – для всех остальных категорий. Минимальный размер данного пособия – 75% от уровня минимальной заработной платы, максимальный – 75% от размера средней заработной платы, которую имел работник в период, предшествующий потере работы.

2. Государственное финансирование социальной сферы (образование, медицина, культура и т.п.).

3. Определение стандартов малообеспеченности и минимальных уровней доходов (установление размеров минимальной заработной платы и пенсии, минимального потребительского бюджета, порядка индексации доходов).

4. Регулирование отношений занятости. В этом случае государство разрабатывает и реализует программы трудоустройства и переквалификации безработных.

2. Формы и методы государственного регулирования рынка труда.

В современной практике государственного регулирования занятости выделяют две ее основные формы:

1. Пассивная политика регулирования рынка труда, под которой понимаются мероприятия, направленные, главным образом, на поддержание определенных уровней доходов незанятых и не допущение критической ситуации на рынке труда. (Например, выплата пособий по безработице; реализация различных государственных программ по поддержанию доходов незанятых; меры, ограничивающие предложение рабочей силы путем поощрения частичной и временной занятости, досрочного выхода на пенсию, ограничения притока иностранных рабочих, содействие их репатриации и т.п.).

2. Активная политика регулирования рынка труда, которая нацелена на уменьшение существующего уровня безработицы, создание необходимых условий для повышения числа рабочих мест, улучшение структуры рабочей силы, повышение степени их пригодности для рынка труда. В ее рамках государств осуществляет затраты на подготовку и переподготовку, повышение уровня адаптации работника к быстроменяющейся ситуации на рынке труда. Большая роль отводится местным инициативам по трудоустройству, поощрению инновационной и предпринимательской деятельности. Для поощрения региональной мобильности, в частности, государство компенсирует расходы по переезду на новое место работы и жительства.

Реализация цели достижения эффективной занятости возможна за счет применения различных методов. Наиболее распространенные из них можно обобщить в две группы, каждая из которых реализует свои специфические цели регулирования занятости.

Первая группа методов способствует, прежде всего, созданию новых рабочих мест. Примерами подобной направленности государственного регулирования занятости являются:

1. Создание государственных предприятий и развитие государственного предпринимательства.

2. Осуществление государственных программ общественных работ.

3. Государственные закупки товаров и услуг.

4. Государственные заказы и подряды.

5. Субсидии и льготные налоговые режимы для предпринимателей, деятельность которых способствует созданию новых рабочих мест в экономически отсталых регионах.

6. Субсидии и льготный налоговый режим для предпринимателей за трудоустройство малоконкурентных групп населения (молодежи, инвалидов, женщин с малолетними детьми и т.д.).

7. Содействие повышению накопления и прибыльности частного предпринимательства.

Вторая группа методов государственного регулирования занятости нацелена на повышение мобильности рабочей силы, усиление гибкости национального рынка труда. В эту группу следует отнести следующие методы воздействия государства на эффективную занятость:

1. Стимулирование и поддержка частных проектов обучения и переобучения кадров.

2. Предоставление помощи безработным, регулирование продолжительности рабочего дня.

3. Введение антидискриминационного и миграционного законодательства, правовая регламентация условий увольнения.

4. Создание бирж труда, банков данных о трудовых ресурсах, служб информации, государственных центров подготовки и переподготовки кадров.

Очевидно, что деление методов государственного регулирования на две группы имеет, прежде всего, теоретический характер, так как в реальной практике эти методы тесто взаимодействуют, взаимно дополняют друг друга.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: