Лекция 13. Система права 5 глава




Таким образом, принимая во внимание обратную силу (ретроак­тивность) и переживание действия (ультраактивность) нормативно-правового акта, при изучении действия норм права во времени следует обращать внимание на два обстоятельства. Во первых, на сроки кален­дарного действия правовых норм, они ограничены моментом вступле­ния в юридическую силу. нормативно-правового акта и моментом утра­ты им юридической силы. И, во-вторых, на те факты и отношения, на которые нормы права распространяют свое действие.

Основные принципы действия нормативно-правовых актов во времени нашли отражение в важнейших международных докумен­тах, в частности, в актах, составляющих Хартию прав человека.

"Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено" (ч.2 ст.11 Всеоб­щей декларации прав человека 1948 года).

"1. Никто не может быть признан виновным в совершении ка­кого-либо уголовного преступления вследствие какого-либо дейст­вия или упущения, которое согласно действовавшему в момент его совершения внутригосударственному законодательству или между­народному праву не являлось уголовным преступлением. Равным образом не может назначаться более тяжкое наказание, чем то, ко­торое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления. Если после совершения преступления законом уста­навливается более легкое наказание, действие этого закона распро­страняется на данного преступника. 2. Ничто в настоящей статье не препятствует преданию суду и наказанию любого лица за любое деяние или упущение, которые в момент совершения являлись уго­ловным преступлением согласно общим принципам права, при­знанным международным сообществом." (Ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года). Действие во времени - наиболее значимый с практической точки зрения из всех параметров действия нормативно-правовых актов.

Слишком быстрое (после принятия) введение в действие крупного и сложного нормативного акта может вызвать затруднение в работе орга­нов государства, поставить в невыгодное положение тех или иных субъ­ектов, повлечь за собой трудности в решении практических вопросов. При кажущейся простоте правил действия нормативно-правовых актов во времени (внимание следует обращать прежде всего на момент вступ­ления в юридическую силу и на момент утраты юридической силы, в отдельных случаях возможна обратная сила нормативно-правового акта, и лишь иногда - переживание его действия) на практике нередко возни­кают достаточно запутанные ситуации, выход из которых приходится искать высшим судебным инстанциям.

В научных исследованиях поднимаются самые разные про­блемы временных пределов действия нормативно-правовых актов.

Д.Н.Бахрах говорит о том, что само понятие "действие норма­тивно-правового акта во времени" следует заменить более точным определением "действие нормы права во времени", поскольку один документ может содержать предписания с различными временными параметрами. Это позволит уточнить соотношение таких явлений, как обратная сила, действие и переживание действия нормы права. Такая позиция в принципе верна и заслуживает поддержки; следует иметь в виду и то, что в научной и учебной литературе прочно за­крепился термин "действие нормативно-правовых актов". В этой же работе выделяются типы и принципы действия правовых норм во времени.

Типы действия новой нормы: перспективное - на факты, воз­никшие после вступления в силу нормативно-правового акта, толь­ко на новые правоотношения; немедленное - на факты прошлого и ранее возникшие правоотношения; обратное - на правоотношения, которые возникли до' вступления в силу нормативно-правового ак­та. Соотношение действия во времени новой и старой нормы может быть выражено следующим образом: перспективное действие но­вой нормы - переживание старой; немедленное действие новой нормы - немедленное прекращение действия старой; обратное дей­ствие новой нормы - досрочное прекращение действия старой.

Нормы права должны действовать во времени в соответствии со следующими принципами:

* Общее правило - немедленное действие правовых норм.

* Норма, ухудшающая правовое положение граждан, других субъектов права, должна иметь только перспективное действие.

* Норма, улучшающая правовое положение граждан и других субъектов права, имеет обратную силу.

* Исключения из этих правил, которые должны быть закреп­лены законодательно, возможны только при наличии специальных коллизионных норм. (См.: Бахрах Д.Н. Действие правовой нормы во времени // Советское государство и право. 1991. №2. C.I 1-20).

Совершенствованию правового регулирования действия зако­на во времени посвящена статья А.М.Медведева. Автор говорит о целесообразности установления норм, регулирующих действие за­кона во времени, не только в Конституции, но и в отраслевом зако­нодательстве, подобно тому, как это имеет место в УК и в КоАЛ. Правовые нормы, непосредственно регулирующие действие закона во времени, можно свести к следующим:

1. Правомерность или противоправность поведения граждан, юридических лиц, общественных объединений и других субъектов, а равно их ответственность за противоправные деяния определяют­ся законом, действовавшим во время совершения поведенческого акта. Никто не может быть привлечен к ответственности или иным образом ограничен в правах и свободах за деяние, которое в момент его совершения не признавалось противоправным. Никто не может дважды нести ответственность за одно и то же правонарушение.

2. Закон, устраняющий противоправность деяния или смяг­чающий ответственность за него либо иным образом улучшающий правовое положение субъекта, имеет обратную силу, т.е. распро­страняется и на лиц, совершивших деяние до издания нового зако­на. Закон, имеющий обратную силу, вводится в действие и подле­жит исполнению с момента его принятия.

3. Закон, устанавливающий противоправность деяния или отягчающий ответственность за него либо иным образом ухуд­шающий правовое положение лица, обратной силы не имеет. Закон, не имеющий обратной силы, вводится в действие с момента офици­ального опубликования и подлежит применению по истечении 10 дней со дня его опубликования, если иной более длительный срок не указан в самом законе.

4. В случае коллизии или конкуренции законов, предусматри­вающих различную по виду и строгости ответственность за одно­родные деяния, применяется более мягкий, более благоприятный для лица закон. (См.: Медведев А.М. Правовое регулирование дей­ствия закона во времени // Государство и право. 1995. № 3. С.69-75.)

3. Действие нормативно-правовых актов в пространстве. Слу­чаи экстерриториального действия закона

Действие нормативно-правовых актов в пространстве связано с их распространением на определенную территорию. Нормативно-правовые акты государства распространяют свое действие на всю территорию данного государства. Это правило вытекает из характери­стики власти государства как власти суверенной. Именно вследствие государственного суверенитета действие нормативно-правовых актов государства на его территории безраздельно и исключительно. Террито­рией государства признается часть земного шара, на которую распро­страняется суверенная власть данного государства. Обычно сюда отно­сят: сухопутное пространство в пределах государственных границ; не­дра земли в пределах государственных границ; внутренние воды, т.е. воды рек, озер и иных водоемов, берега которых полностью принадле­жат государству; территориальные воды; континентальный шельф; воз­душное пространство в пределах государственных границ; военные суда под флагом государства; гражданские суда под флагом государства, на­ходящиеся в нейтральных водах или в международном воздушном про­странстве; территории посольств, миссий, консульств государства за рубежом; космические корабли (станции) со знаком государства, заре­гистрировавшего объект.

Высшими и центральными органами государства могут прини­маться нормативно-правовые акты, действующие не на всей территории государства, а только на ограниченной ее части. Так, особый юридиче­ский режим может быть установлен в свободной экономической зоне, в оффшорной зоне, на территории, которая отличается сложными клима­тическими условиями или имеет иные существенные особенности (на­пример, районы Крайнего Севера, см. ст.251 КЗоТ РФ).

Свою территорию действия имеют нормативно-правовые акты ме­стных органов государства. Их решения обязательны для исполнения всеми расположенными на территории какой-либо административно-территориальной единицы предприятиями, учреждениями и организа­циями, а также должностными лицами и гражданами.

Если возникает проблема соотношения нормативных актов, дей­ствующих на всей территории республики и на определенной ее части, то она решается по принципу преимущественной юридической силы актов вышестоящих органов перед актами нижестоящих органов.

Проблема территориального действия нормативно-правовых актов особую актуальность приобретает в федеративных государствах. Здесь заслуживают внимания два момента: соотношение территориальных пределов действия нормативно-правовых актов федерации и субъекта федерации, и различных субъектов федерации.

Из общего правила действия нормативно-правовых актов в про­странстве существуют исключения, так называемые случаи экстеррито­риального действия закона, которое проявляется в основном в отноше­ниях с иностранными гражданами и организациями, а также с гражда­нами и организациями Российской Федерации (или Республики Бела­русь), находящимися за границей. Суть экстерриториального действия -в возможности применения к действиям, совершенным на территории одного государства, законодательства другого государства.

"Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие пре­ступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголов­ной ответственности по настоящему Кодексу, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление" (ч.1 ст. 12 УК РФ, см. и ч.2, 3 ст. 12 УК РФ). "Граждане Республики Беларусь, совершившие преступления за границей, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если они привлечены к уголовной ответственности или преданы суду на территории Республики Беларусь. На тех же осно­ваниях несут ответственность находящиеся в Республике Беларусь лица без гражданства, совершившие преступления за пределами Республики Беларусь. Иностранные граждане за преступления, со­вершенные вне пределов Республики Беларусь, подлежат ответст­венности по уголовному законодательству Республики Беларусь в случаях, предусмотренных международными договорами" (ст.5 УК РБ).

"Форма сделки, совершаемой за границей, подчиняется закону места её совершения. Однако сделка не может быть признана не­действительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования законодательства Республики Беларусь" (ст.560 ГК РБ). "Форма и срок действия доверенности определяются по закону страны, где была выдана доверенность. Однако доверенность не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если последняя удовлетворяет требованиям Республики Беларусь" (ст.561' ГК РБ). "Гражданская правоспособность иностран­ных предприятий и организаций при совершении сделок по внеш­ней торговле и по связанным с ней расчетным, страховым и иным операциям на территории Республики Беларусь определяется по за­кону страны, где учреждено предприятие или организация" (ст.559 ГК РБ). См. и СТ.563 -568 ГК РСФСР.

4. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц. Осо­бенности правового положения иностранцев и лиц без гражданства

Нормативно-правовые акты государства по общему правилу рас­пространяют свое действие на всех лиц, находящихся на территории данного государства. Таким образом, под действие нормативно-правовых актов любого государства подпадают граждане данного госу­дарства (в том числе и лица с двойным гражданством - бипатриды), иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на терри­тории государства.

Граждане обладают общим правовым статусом. Его наличие не исключает особенностей правового положения отдельных категорий граждан (молодежь, пенсионеры, инвалиды, военнослужащие и т.д.), которые могут обладать специфическими правами, льготами, на кото­рых могут налагаться особые обязанности, к которым могут применять­ся специфические меры ответственности. Действие нормативно-правовых актов внутреннего действия, принимаемых министерствами и ведомствами, распространяется только на сотрудников (рабочих, слу­жащих) данного ведомства. Эти документы обычно регламентируют вопросы труда, служебной деятельности, заработной платы и т.д.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц можно рассматривать еще и в следующем аспекте: адресатами предписа­ний, содержащихся в нормативных актах, являются физические ли­ца, разнообразные негосударственные (коммерческие и некоммер­ческие) организации, должностные лица, государственные органы, государство в целом. Подробнее о субъектах права будет рассказа­но в теме "Правовые отношения").

Имея в виду правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, принципиально важно уяснить следующее положение -они не могут быть участниками целого ряда правоотношений, они не имеют тех прав и не несут тех обязанностей, которые неотделимы от гражданства. Иностранцы и лица без гражданства, к примеру, не обла­дают избирательным правом, не могут быть служащими государствен­ного аппарата, не привлекаются к службе в вооруженных силах, не мо­гут нести уголовную ответственность за измену Родине и т.д. Кроме то­го, существуют особенности правового положения иностранных граж­дан, обладающих дипломатическим иммунитетом.

"Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в со­ответствии с нормами международного права" (ч.4 ст. II УК РФ). В соответствии со ст.4 УК РБ в случае совершения на территории Республики Беларусь преступлений лицами, пользующимися ди­пломатическим иммунитетом, вопрос об их уголовной ответствен­ности разрешается дипломатическим путем.


Лекция 10. Правотворчество.

 

В зависимости от двух типов правопонимания – позитивизма и непозитивизма, понятие правотворческой деятельности также возможно исходя из признания либо различия права и закона или их идентичности. Позитивизм предполагает, что правотворчество – это деятельность государственных органов по созданию, творению норм права и оформлению их в текст нормативного правового акта. С точки зрения непозитивизма в процессе правотворчества идет «поиск» правовой нормы, существующей помимо законодателя, а затем материализация ее в нормативном правовом акте.

Правотворчество различают также в зависимости от субъектов, наделенных правотворческой компетенцией, так, существует непосредственное правотворчество народа, осуществляемое им в процессе референдума, а так же правотворчество государственных органов всех трех ветвей власти, по способу придания юридической силы нормативному акту может быть непосредственное правотворчество самого государственного органа, делегированное правотворчество, когда государственный орган часть своих правотворческих функций делегирует другому государственному органу, наконец, санкционированное правотворчество, при котором государственный орган утверждает нормы, принятые негосударственными организациями, в частности в процессе регистрации уставов общественных организаций. Правотворчество разделяют также в зависимости от юридической силы нормативного акта, появляющегося в его результате, так законотворчество – правотворчество высшего представительного органа власти создающего законы, подзаконное правотворчество – специальная деятельность всех других органов власти в результате чего появляются подзаконные нормативные правовые акты.

В теории права выделяют следующие принципы правотворчества.

Демократизм правотворчества должен проявляться прежде всего в участии граждан в правотворческом процессе, в результате чего в процессе «поиска» права правотворческий орган постоянно будет находиться под социальным контролем и объективизация права будет в наибольшей степени соответствовать интересам человека, социальной группы, общества. Этот принцип воплощается в таких формах как референдум, как вынесение на всеобщее обсуждение в средствах массовой информации наиболее важных законов, да и деятельность самого парламента – единственного представительного и выборного органа государственной власти, где принимаются законы – также тому свидетельство. Ошибочным представляется распространение этого принципа только на законотворческий процесс.

Принцип законности предполагает соблюдения процедуры принятия нормативных правовых актов в пределах компетенции правотворческого органа. Этому принципу должно удовлетворять и содержание нормативного правотворческого акта, не входящее в противоречие с актами более высокой юридической силы.

Научность правотворчества основывается на следующем: научная разработка концепции нормативного правового акта; привлечения к его подготовке как ученых, так и практиков; принятие нормативных правовых актов «пакетом», т.е. максимально полное урегулирование всего комплекса общественных отношений как в законе, так и в развивающих и дополняющих его подзаконных актах; использование прогнозов о последствиях действия акта; сбор социологических данных об общественном мнении, правосознании либо готовых принять и реализовывать конкретные законы либо противиться этому и т.д. Во многих странах мира при парламентах созданы научные центры, где разрабатывается стратегия правотворчества, планируется правотворческая работа, разрабатываются тексты конкретных нормативных правовых актов, организуется проведение правовых экспериментов. В Беларуси в таком направлении работает Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Беларуси.

Выделяют также принцип своевременности, понимаемый как точное определение момента подготовки и принятия нормативного правового акта, соответствующего социальной потребности, готовности общественных отношений к их правовому регулированию, принцип профессионализма, требующий от субъектов правотворчества особого уровня правовой культуры; принцип исполнительности, который позволяет принимать такие нормативные правовые акты, который могут реально действовать, т.е. опираться на реальные экономические, финансовые, кадровые, организационные, юридические условия; принципы гласности, связи теории с практикой, использования правового опыта и другие.

Говоря о процедуре правотворчества, выделяют три этапа. Первый – предпроектный – зачастую осуществляются вне стен правотворческого органа и его субъектами могут быть лидеры политических партий, средства массовой информации, сами правотворческие органы. Второй этап – проектный. Он может состоять, например из таких стадий, как принятие решения о начале подготовки нормативного правового акта; подготовка его текста (создание рабочей группы, подготовка пакета сопроводительных документов); обсуждение текста проекта (совещание, рецензирование, обсуждение в печати); согласование проекта акта, его доработка с учетом замечаний. Третий этап – процесс принятия нормативного правового акта – включает в себя внесение проекта акта на непосредственное рассмотрение правотворческого органа; рассмотрение его там в соответствии с регламентом; голосование проекта; подписание нормативного правового акта, опубликование его или доведение до адресата иным способом.

Нормотворческие процедуры считаются величайшим изобретением современной системы управления. Американские юристы считают важнейшей стороной государства права, а история свободы, по их мнению, во многом история соблюдения процедурных гарантий. Первый американский федеративный Закон об административной производстве, где подробно фиксировалась процедура принятия подзаконного акта, был принят в 1946 году, а в Великобритании – в 1893 году, в Беларуси процедуры принятия нормативных правовых актов регламентируются регламентами палат Национального собрания, законами о нормативных правовых актах и о Совете министров и органах подчиненных ему.

Законодательный процесс – это порядок деятельности парламента по созданию закона. Он начинается стадией законодательной инициативы, т.е. официальным внесением в парламент управомоченными субъектами законопроекта (текста будущего закона) или законопредложения (идеи, концепции будущего закона). Обычно к субъектам законодательной инициативы относят правительство и самих парламентариев, хотя ими могут быть и группы избирателей, религиозные и общественные формирования, высшие судебные органы, национальный банк. Оканчивается эта стадия предварительным рассмотрением законопроекта в парламенте. Его итогом может быть либо признание парламентариями целесообразности принятия закона на основе законодательной инициативы и включение работы над ним в план работы парламента, либо признание принятие его нецелесообразным и вынесение решения об отклонении законопроекта. Фактически этот первый этап самой объемной стадии законотворчества – обсуждение законопроекта, предлагающей непосредственную работу над ним. Чтение – одна из парламентских процедур, означающая обсуждение законопроекта на пленарном заседании парламента. Обычно проводится два или три чтения, после каждого из которых ведется работа над законопроектом в отраслевой комиссии (комитете) парламента.

Третья стадия – принятие закона – зависит от внутренней структуры парламента. В однопалатном парламенте эта стадия совпадает с последним чтением и реализуется посредством голосования. В двухпалатном (бикамерном) парламенте процесс принятия закона продолжается во второй палате, причем если верхняя палата сильная, то там повторяется процедура аналогичная процедуре в нижней палате, если палата слабая, то предусматривается упрощенная процедура. В двухпалатном парламенте в случае расхождения мнения по поводу законопроекта между палатами предусмотрены согласительные процедуры.

Наконец, последний этап – санкционирование, промульгация и опубликование закона является как правило, прерогативой главы государства.

Субъектами подзаконного правотворчества является президент, правительство и иные органы, исполнительной власти. Особенности этого процесса обусловлены его вторичностью: он сообразуется с положениями законов, более низкого уровня, меньшая формализованность. И вместе с тем этот вид правотворчества имеет более закрытый характер, более бюрократичен, здесь значительно меньший контроль общества за деятельность органа.

Правотворчество судебной власти в полной мере осуществляется в англосаксонской правовой системе при создании судебных прецедентов. В романо-германской правовой системе эта деятельность судебной власти свойственна в меньшей степени. Например, заключение конституционного суда о признании нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствующим конституции или актам более высокой юридической силы изменяется объем правового регулирования. В последнее время в систему законодательства стали включать акты высших судов, в частности, по регулированию гражданских отношений.


Лекция 11. Систематизация нормативных правовых актов. Юридическая техника.

 

Юридическая техника это своего рода генеральная уборка в системе огромного множества нормативных актов. Она предполагает деятельность по упорядочению законодательства путем объединения.

Традиционно выделяют две основные формы систематизации: кодификацию и инкорпорацию.

Кодификация это такая форма систематизации, при которой происходит коренная, внутренняя переработка нормативного материала в которой создается один новый нормативный правовой акт. Кодификация носит только официальный характер, т.е. осуществляется государственными органами правотворчества. К кодифицированным актам относят: прежде всего кодексы – всеобъемлюще регулирующие определенную группу общественных отношений, объемные внутренне систематизированные нормативные правовые акты; уставы, регулирующие деятельность министерств, ведомств, организаций в сфере управления; положения – определяющие порядок образования, структуру, задачи, функции и компетенцию системы государственных органов; регламенты – фиксирующие правовой статус государственной органа и порядок его деятельности и другие.

Различают всеобщую кодификацию, которая состоит в полной, сплошной кодификации нормативного материала, отраслевую как кодификацию отдельных отраслей права, специальную – отдельных правовых институтов.

Инкорпорация – только внешняя систематизация, когда содержание нормативного правового акта не меняется, а они обрабатываются только внешне для объединения в различные сборники.

Различают несколько видов инкорпорации. В частности, в зависимости от субъектов осуществляющих инкорпорацию, она может быть официальной, т.е. проводиться самими органами, издавшими эти акты (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь), официальной – осуществляться специально уполномоченными на то государственными органами (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь), и неофициальной – создание сборников нормативных правовых актов в инициативном порядке отдельными неофициальными лицами («Для начинающих бизнесменом – сборник нормативных актов»). По способу упорядочения инкорпорация может быть предметной, когда нормативные акты объединяются по предмету правового регулирования (свод законов БССР) и хронологической – требующей расположения нормативных правовых актов по времени их издания (Сборник декретов, указов Президента Республики Беларусь и постановлений Правительства).

Инкорпорация реализуется в таких сборниках: собрания – содержит акты высших органов государственной власти; сборник – содержит законы и подзаконные акты; свод законов – объединения всего действующего законодательства страны и других.

Юридическая техника – совокупность правил, приемов, требований в правотворческой, интерпретационной и правоприменительной деятельности при подготовке, рассмотрении, принятии правовых актов. Объектом юридической техники текст нормативного правового акта.

Выделяют правила и приемы, относящиеся к внешнему оформлению документов, это требования к реквизитам нормативного правового акта: указание на вид акта, орган его издавший, наименование акта, по возможности наиболее кратко отражающее предмет правового регулирования и другие обязательные элементы титула правового акта. Существуют правила и приемы подготовки самого текста правового акта, которые предполагают, что правовой акт должен иметь один обособленный предмет правового регулирования, не должен содержать пробелов, т.е. регулировать весь объем общественных отношений; не должен вторгаться в сферу предмета другого акта, избежать отсылок, исключений, регулировать наиболее важные, а не второстепенные вопросы.

Существуют также специальные приемы в изложении норм права, так, форма изложения требует обязательного присутствия нормативных терминов, например, «должен», «обязан», «имеет право» и т.д, общий характер нормы требует абстрактного способа ее изложения, когда многие действия, лица, явления обобщаются и сводятся к одному понятию (гражданин, договор, кража и т.д.), предполагается высокая степень полноты изложения нормы с минимальным использованием ссылочных и бланкетных норм, использование юридических фикций, презумпций, юридических конструкций.

Юридическая техника включает в себя использование правовых символов, к которым относят предметные (государственный флаг, герб, денежные знаки паспорт гражданина), словесные (присяга), музыкальные (государственный гимн), письменные (личная подпись гражданина, товарный знак).

 

Лекция 12. Норма права: признаки, структура, виды.

Понятие и признаки нормы права.

Норма права является первичным элементом правовой системы. С одной стороны это клетка или атом правовой системы, т.е. ее первичный элемент, с другой стороны норма права -- сама система, поскольку имеет сложную внутреннюю структуру, основой которой является правило поведения. Фактически совокупность норм права образует правовую систему общества.

Норма права обладает следующими признаками. Прежде всего она представляет собой разновидность социальных норм, поскольку обладает одинаковыми со всеми другими социальными регуляторами свойствами, т.е. устанавливает, определяет границы, рамки возможного, дозволенного, обязательного поведения субъектов права. Норма права как и другие социальные нормы являет собой масштаб, меру свободы личности, разграничение этих свобод между индивидами, веер возможностей при выборе тех или иных вариантов поведения.

Норма права носит общий характер, выступает в качестве равного, одинакового для всех и каждого правила поведения. Она неперсонофицирована, и рассчитана не на конкретную ситуацию, а на все сходные ситуации. Например, нормы, определяющие порядок выборов, рассчитаны не на одну избирательную компанию, нормы, определяющие куплю-продажу – не на одну конкретную сделку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: