Лекция 13. Система права 9 глава




Материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, нанесенный предприятию, учреждению, заключается в необходимости возместить ущерб в порядке, установленном законом. Основанием этого вида ответственности является нанесение ущерба во время работы предприятию, с которым работник находится в трудовых отношениях. размер. Размер возмещаемого ущерба определяется в процентах к заработной плате(1/3, 2/3 месячного заработка).

 

Лекция 23. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

Механизм правового регулирования общественных отноше­ний

Механизм правового регулирования - это система правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулиро­вание общественных отношений.

С точки зрения структуры механизм правового регулирования -это сложная система, имеющая свои элементы. Однако здесь предпола­гается анализ не столько этих элементов, сколько их взаимодействия. И с точки зрения функционирования механизм правового регулирования -это процесс, имеющий определенные стадии. Рассмотрим сначала ста­дии процесса правового регулирования, а затем элементы механизма правового регулирования общественных отношений.

1. Стадия регламентации общественных отношений, формирова­ния и общего действия права. На этой стадии совершается правотворческая деятельность компетентных государственных органов, формули­руются и закрепляются в нормативных актах правовые нормы.

2. Стадия возникновения у адресатов правовых норм субъектив­ных прав и обязанностей. Здесь происходит переход от общего к кон­кретному, от общих предписаний к конкретной модели поведения. Не­обходимое условие возникновения прав и обязанностей, т.е. правоот­ношений - наличие юридических фактов (фактического состава). Не всегда субъективные права и обязанности могут возникнуть и быть реа­лизованными только исходя из правовых норм, во многих случаях не­обходимо государственно-властное предписание, содержащееся в правоприменительном акте. Таким образом, в содержание этой стадии фа­культативным элементом входит и правоприменительная деятельность; при этом правоприменительный акт выступает в качестве юридического факта.

3. Стадия реализации субъективных прав и обязанностей в пра­вомерном поведении субъектов права. Правовое регулирование дости­гает своей цели, упорядочивая общественные отношения.

Указанным выше стадиям соответствуют следующие элементы механизма правового регулирования.

1. Важная роль отводится нормам права, они должны указать об­щее правило, масштаб поведения. Правовыми нормами определяется круг субъектов, их правовое положение, взаимные права и обязанности, меры ответственности за противоправное поведение. Правовая норма является моделью правоотношений. В гипотезе указаны юридические факты, которые необходимы для возникновения субъективных прав и обязанностей, содержащихся в диспозиции или санкции.

2. Юридические факты "включают" весь механизм правового ре­гулирования. Юридическими фактами могут являться и акты примене­ния права. На основе правовых норм и при наличии юридических фак­тов возникает правовое отношение - связь между субъектами права, со­держание которой составляют взаимные субъективные права и обязан­ности.

3. Акты реализации прав и обязанностей - фактическое поведение участников правовых отношений в виде соблюдения, исполнения и ис­пользования права. Здесь заканчивается действие механизма правового регулирования, достигается упорядоченность общественных отноше­ний, т.е. правопорядок.

В качестве элементов механизма правового регулирования назы­вают также законность и правовую культуру.

Различные проблемы механизма правового регулирования обще­ственных отношений изучаются в теории государства и права начиная с 60-х годов. Постепенно тема "Механизм правового регулирования об­щественных отношений" появилась и в учебной литературе; здесь вся правовая система предстает в динамике, считается, что изучение меха­низма правового регулирования поднимает на новый уровень знание об отдельных частях правовой системы. В рамках данной темы обычно по­лучают освещение и проблемы понятия и форм правового воздействия; понятия, предмета и пределов правового регулирования; методов, спо­собов и типов правового регулирования.


Лекция 22. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК

Из всех упоминаемых выше элементов механизма правового регу­лирования в темах по теории права не были проанализированы только законность и правопорядок, поэтому обратимся к их рассмотрению.

Понятие "законность" применяется для характеристики юридиче­ских явлений и процессов, всей правовой системы с точки зрения реаль­ного, практического осуществления права.

Законность - это точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов, иных нормативно-правовых актов всеми государствен­ными органами, негосударственными организациями и граждана­ми.

Общественные отношения урегулированы содержащимися в раз­личных нормативных актах нормами права, и именно факт практиче­ского осуществления последних и составляет содержание принципа за­конности. Здесь проявляются такие свойства права, как общеобязатель­ность, обеспечение его реализации возможностью применения мер го­сударственного принуждения. Несмотря на название, требование закон­ности относится к надлежащей реализации норм права, содержащихся не только в законах, но и в иных нормативно-правовых актах.

Субъекты требования законности, ее адресаты - все граждане, их организации, должностные лица, государственные органы. Однако в ли­тературе высказано мнение, в соответствии с которым принцип закон­ности относится преимущественно к деятельности должностных лиц и органов государства, именно в этом заключается истинный смысл за­конности.

В теории законности много дискуссионных проблем. Значитель­ные разногласия вызывает определение законности, в научной литера­туре предложено несколько десятков вариантов, что обусловлено как объективными (сложность, абстрактность рассматриваемого явления), так и некоторыми субъективными причинами. Законность понимается и как идея, и как требование общеобязательности права, и как принцип (это один из основных принципов организации и деятельности аппарата государства, один из основных принципов права), и как свойство юри­дической деятельности, которое выражается в ее соответствии право­вым нормам, и как метод государственного руководства обществом (здесь все рассматривается сквозь призму государства; государство осуществляет управление обществом путем издания разнообразных нормативно-правовых актов, оно обеспечивает реализацию содержащихся там норм права), и как режим общественной жизни (достаточно часто применяемая характеристика) или как либо иначе.

В качестве основных требований (принципов) законности, т.е. по­ложений, которые поясняют, конкретизируют, развивают главную идею законности, называются прежде всего всеобщность,.единство законно­сти, верховенство закона, недопустимость противопоставления закон­ности, целесообразности и справедливости.

Всеобщность законности предполагает обязательность требова­ния неукоснительного подчинения правовым нормам всех субъектов права - граждан, их организаций, органов государства.

Единство законности. На всей достаточно большой территории государства, несмотря на возможные и достаточно существенные мест­ные особенности, должно быть одинаковое, единообразное понимание нормативных предписаний. Это было особо подчеркнуто в ст.74 Кон­ституции СССР 1977 года: "Законы СССР имеют одинаковую силу на территории всех союзных республик". Требование единства законности не означает, однако, невозможности учета существующих культурных, национальных, религиозных, иных особенностей.

Верховенство закона предполагает соответствие законам как ак­там, принимаемым высшим представительным органом государства и обладающим высшей юридической силой, всех подзаконных норматив­но-правовых актов, правоприменительных актов.

Недопустимость противопоставления, единство законности, це­лесообразности и справедливости. Недопустимо приносить законность в жертву во имя целесообразности или справедливости. Правоприменительные органы не могут действовать незаконно, но, по их мнению, це­лесообразно или справедливо. В необходимых случаях законодатель может предоставить право выбора наиболее целесообразного разреше­ния той или иной ситуации, допустить несколько вариантов поведения, т.е. и целесообразность, и справедливость уже должна быть заложена в содержание законов, иных нормативных актов.

Большинство авторов указывает на такой необходимый признак рассматриваемой конструкции, как наличие связей законности с иными социальными явлениями. Связь законности и демократии. В условиях авторитарного политического режима законность как таковая не нужна. Здесь основным регулятором общественных отношений становится не столько право, сколько сила, воля людей, стоящих у власти. Уровень за­конности зависит от уровня культуры общества, и прежде всего - от уровня правовой культуры как населения, так и должностных лиц госу­дарственного аппарата.

Иногда в качестве требований законности называют наличие га­рантированных прав и свобод граждан, а также обеспечение их полной реализации, правильное и эффективное применение права, недопусти­мость произвола в деятельности должностных лиц, эффективную борь­бу с правонарушениями, обеспечение неотвратимости юридической от­ветственности и т.д., т.е. указывают или на более частные требования законности, или же на средства ее обеспечения.

Таким образом, главная идея законности развертывается в ряд бо­лее конкретных требований (принципов).

Встречаются и несколько отличные от изложенной конструк­ции законности.

"Законность можно определить как принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений" (см.: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева, 2-е изд., перераб. и доп. М. Юристъ. 1996. С.218). Предлагаемая авторами цитируемого учебника концепция законности отличается структурированностью - понятие законности конкретизируется в ее принципах, которые в свою очередь развертываются в требования; через требования за­конности возможно перейти к формулированию конкретных право­вых норм.

Принципы законности - это основные идеи, начала, выра­жающие содержание законности. Можно выделить четыре основ­ных принципа законности: верховенство закона, единство (всеобщ­ность) законности, целесообразность законности и реальность за­конности.

Требования законности - это сформулированные в общем виде правовые предписания, соблюдение, исполнение которых делает явление (поведение, акт и т.п.) законным, т.е. это то, чего и требует законность. Требования законности отражают ее направленность, которая обусловлена содержанием норм права. В отличие от прин­ципов, которые, выражая содержание законности, действуют во всех ее сферах, относятся ко всем видам деятельности любых субъ­ектов общественных отношений, требования связаны с отдельными видами деятельности определенных субъектов. Например, требова­ния охраны прав и законных интересов граждан, издания правовых актов в установленном порядке относятся к органам государства.

Каждый из принципов законности может быть развернут в со­вокупность ее требований. Так, принцип верховенства закона раз­вертывается в следующие требования: все законы (и деятельность по их созданию) должны соответствовать конституции и другим вышестоящим законам; подзаконные нормативные акты (и деятель­ность по их созданию) должны соответствовать законам; акты правоприменения и правоприменительная деятельность должны соот­ветствовать законам и основанным на них подзаконным норматив­ным актам и актам правоприменения.

Важно, что каждое из этих требований, в свою очередь, может быть развернуто в совокупность положений, которые либо прямо зафиксированы в законе, либо вытекают из его текста. Таким обра­зом, от общих принципов законности через ее требования возможно перейти к конкретным правовым нормам. (См.: там же. С.218-224).

Оригинальный вариант концепции законности изложен и в издании: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. Саратов. СВШ МВД РФ. 1995. С.419-425. Сущность законности заключается в строгом и неуклонном со­блюдении и исполнении всеми субъектами права действующих за­конов. Ее нельзя толковать буквально, а следует рассматривать как целевую установку общественного развития, которая сводится к одному - достижению законопослушания со стороны его членов. Поэтому законность характеризует процесс формирования правово­го государства и реализации идеи социальной справедливости. Та­кое понимание законности позволяет рассматривать ее как систем­ное образования и предрешает элементную структуру. С помощью нее в категории обобщаются конкретные предметы - носители при­знаков. Они составляют объем законности.

К структурным' элементам законности относятся: цель - дос­тижение строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми участниками общественных отношений норм.права; взгляды и принципы - содержание и теоретико-мировоззренческая основа за­конности; система средств, приемов и условий, с помощью которых происходит осуществление идеи и начал законности; мотивирован­ная деятельность человека - связующий элемент законности, опре­деляющий ее социальную природу; критерии оценки поведения субъектов общественных отношений - действующее законодатель­ство; юридическая основа законности - право и правомерное пове­дение участников общественных отношений.

Можно выделить основные свойства законности: во-первых, ее причинно-следственную зависимость от социально-нравственных и государственно-правовых процессов; во-вторых, общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений; в-третьих, высокую степень абстракции и системности, что объясняется совокупностью обобщаемых этой ка­тегорией политико-правовых явлений; в-четвертых, объективность как следствие вышеперечисленных черт законности.

В итоге можно сформулировать общее определение законно­сти. Законность - политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы орга­низации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения дейст­вующего законодательства. Наиболее полно и адекватно отражают смысл, содержание и роль законности следующие принципы: 1) единство законности; 2) гарантированность основных прав и свобод граждан; 3) неотвратимость наказания за совершенное правонару­шение; 4) недопустимость противопоставления законности и целе­сообразности; 5) взаимосвязь законности и культурности. (См.: там же. С.422-423).

Анализируя содержание законности, можно заметить, что ее требования (принципы) касаются прежде всего процесса осуществ­ления права, различных форм реализации права. Однако все прин­ципы законности предполагают наличие совершенного законода­тельства. На этот аспект теории законности внимание обращалось и в советское время, в частности, был предложен уровневый подход к законности в соответствии с которым различалась правотворческая (легитимность и высокое качество конституции, принятие всех ос­тальных нормативно-правовых актов в строгом соответствии с кон­ституцией) и правореализующая законность.

Для более глубокого понимания законности следует иметь в виду то обстоятельство, что данная концепция долгое время разра­батывалась в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Исследуемое явление ранее называлось не иначе как "социалистическая законность", а ее принципы - ленинскими прин­ципами социалистической законности, поскольку содержание каж­дого принципа было подтверждено цитатами из работ В.И.Ленина.

Так, указывали прежде всего на известное письмо В.И.Ленина в Политбюро ЦК РКП(б) от 20 мая 1922 г. "О "двойном" подчине­нии и законности", в котором был обоснован принцип единства со­циалистической законности и недопустимость двойного подчине­ния (как по вертикали - вышестоящим органам, так и по горизонта­ли - соответствующим местным органам) органов прокуратуры, осуществляющих надзор за законностью. "... Законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации Советских республик". Местные государственные органы обязаны "абсолютно соблюдать единые, установленные для всей федерации законы", а прокуратура призва­на "следить за установлением действительно единообразного пони­мания законности во всей республике, несмотря ни на какие мест­ные различия...". (См.: Ленин В.И. О "двойном" подчинении и за­конности // Полн. собр. соч. Т.45. С. 198). Ссылались и на иные ра­боты В.И.Ленина, например, на "Очередные задачи советской вла­сти", "Письмо к рабочим и крестьянам по поводу победы над Кол­чаком" и др., в которых он обращал внимание на те или иные грани законности; а также на первые акты Советской власти, отразившие некоторые ленинские идеи (см., например. Постановление ВЦИК от 5 января 1918 г. "О признании контрреволюционным действием всех попыток присвоить себе функции государственной власти"; Постановление Совета РКО от 8 декабря 1918 г. "О точном и быст­ром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты"; Постановление YI Всероссийского съезда Советов "О точном соблюдении законов"; Постановление СНК от 30 декабря 1919 г. "Об устранении волокиты"). В работах В.И.Ленина отмечалось, что социализм невозможен без законности, это необходимых элемент осуществления диктатуры пролетариата, деятельности органов советского государства. Подчеркивалось обу­словленность социалистической законности материальными факто­рами, общественными отношениями, развитостью законодательст­ва, государственного аппарата и его правотворческой деятельности. Говорилось о связи законности с уровнем культуры (с культурно­стью, пользуясь терминологией того времени), о необходимости "культурно бороться за законность". Однако главным в содержании законности объявлялся ее классовый характер. В условиях переход­ного периода (от старой общественно-экономической формации к новой) прежде всего классовая борьба определяет характер закон­ности; законность должна служить не интересам всего общества, а интересам рабочих и крестьян.

С позиций марксистско-ленинской теории государства и права речь шла и о гарантиях законности, в качестве которых выступали объективные условия общественного развития и специально выра­ботанные государством разнообразные способы и методы, при по­мощи которых обеспечивается режим законности. Таким образом, различались общие и специальные гарантии законности, причем первые составляли предмет особой гордости. В систему общих га­рантий законности входили экономические (социалистический спо­соб производства, в основе которого лежит социалистическая соб­ственность на средства производства; весь экономический строй социалистического общества), политические (вся система полити­ческой организации советского общества, и прежде всего - его го­сударственный строй, социально-классовая структура советского общества), идеологические (марксистско-ленинская идеология - пе­редовое учение об обществе), общественные (деятельность разно­образных общественных организаций - общественных пунктов ох­раны правопорядка, добровольных народных дружин, товарище­ских судов и т.д.) гарантии. Среди специальных юридических га­рантий законности назывались высокое качество законодательства, осуществление контроля и надзора за законностью, деятельность правоохранительных органов государства, обеспечение неотврати­мости юридической ответственности и т.д. Анализируя общие га­рантии законности, можно отметить их декларативность, идеали­стичность; с этих позиций лицемерно противопоставлялась восхва­ляемая социалистическая и критикуемая буржуазная законность. В настоящее время общие гарантии законности (излагаемые, кстати говоря, в некоторых современных учебных изданиях почти в том же виде), имеют чуть ли не противоположный смысл. Какая может быть законность в условиях бедственного экономического положе­ния, в нестабильной политической ситуации, при отсутствии про­низывающей общество и объединяющей людей положительной идеологии - научной, религиозной или даже псевдонаучной?!

В 90-е годы продолжается и научная разработка проблем за­конности, и их осмысление в учебной литературе; предлагаются новые подходы (некоторые указаны выше) к определению содер­жания законности, к принципам и гарантиям законности. Представ­ляется возможным указать на два принципиальных момента, кото­рые обязательно следует учитывать при дальнейшем развитии тео­рии законности. Во первых, необходимо согласование рассматри­ваемой конструкции с теорией правового государства, возможна корректировка понятия и принципов законности в связи с призна­нием более глобальной концепции. Такой подход начинает полу­чать признание и в учебной литературе (см., например: Общая тео­рия права: Курс лекций / Под ред. В.К.Бабаева. Нижний Новгород. Нижегородская ВШ МВД РФ. 1993. С.513-539; автор лекции "Законность: понятие, защита и обеспечение" - Н.В.Витрук), но здесь еще немало проблем, которые только ждут своего разреше­ния. Во-вторых, основой дальнейших исследований в рамках тео­рии законности должно стать не только требование общеобязатель­ности права как веления верховной, суверенной государственной власти, но и изучение реального процесса действия права. Здесь це­лесообразно воспользоваться достижениями различных социологи­ческих и психологических юридических концепций, социологии права. Теория законности, таким образом, должна преодолеть свой несколько идеалистичный характер - ведь стопроцентной законно­сти, как показывают исследования, не было ни в одной стране ни в прошлом, ни в настоящее время.

С конструкцией законности органично связано и теоретическое понимание правового порядка. Под порядком обычно понимается пра­вильное, налаженное состояние чего-либо, существующее устройство, определенная степень организованности какой-либо материи. Термин "правовой порядок" (или "правопорядок") применяется для характери­стики состояния организованности, упорядоченности общественных от­ношений, которое возникает в результате их регламентации правовыми нормами и реализации данных норм. Правопорядок в обществе достига­ется тогда, когда деятельность всех субъектов права является правомер­ной, когда надлежащим образом осуществляются субъективные права и исполняются юридические обязанности, т.е. когда субъекты права со­вершают обязательные или дозволенные действия либо воздерживаются от совершения запрещенных действий.

Правопорядок складывается в процессе реализации правовых норм, это результат осуществления законности. Говоря о законности, акцент переносится на требования, которые необходимы для достиже­ния правопорядка в обществе. Когда же речь идет о правопорядке, вни­мание акцентируется на конечном итоге правового регулирования, на результате соблюдения требований законности, на состоянии, уровне, прочности законности. Устойчивость, стабильность правового порядка обеспечивается реальным осуществлением требований законности. Во­обще, законность и правопорядок - очень тесно связанные между собой явления. При их изучении используются сходные понятия и категории, говорят об уровне, состоянии, гарантиях как законности, так и правопо­рядка.

Замечания, сделанные при оценке концепции законности, можно отнести и к теоретическому осмыслению правового порядка (классовый характер правопорядка в соответствии с исследованиями, проводимыми в рамках марксистско-ленинской теории государства и права; абсолюти­зация и идеализация правопорядка и т.п.).


Лекция 24. Правовые системы современности.

Правовая система: понятие и классификация.

Словосочетание “правовая система” используется в двух смыслах: узкая трактовка – «правовая система отдельной страны», широкое понимание - “правовая семья”, т.е. несколько родственных в правовом отношении стран.

Правовая система отдельной страны представляет собой совокупность юридических ценностей, действующих в этой стране, например, как система права и система законодательства, правовые институты и правовые учреждения, правовые понятия, принципы, символика, правовая политика, идеология, юридическая практика. Эти правовые ценности находятся во взаимодействии и согласованности и характеризуют уровень правового развития страны. Правовая система интегрирует всю правовую действительность конкретного государства.

Правовая семья – категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем отдельных стран, имеющих сходные юридические признаки и историю развития. Существует несколько оснований объединения правовых систем различных государств в правовые семьи. Прежде всего – это общность возникновения и развития, т.е. правовые системы стран общей правовой семьи происходят из одного древнего государства, основаны на сходных правовых началах, принципах, нормах (например, рецепция римского права в странах Западной Европы). Другое основание - общность источников права, их роль в правовой системе, соотношение, так в одних странах преобладают судебные и административные прецеденты, в других – нормативные правовые акты. Третье основание - структурное сходство правовых систем государств одной правовой семьи как на микроуровне – строение нормы права (гипотеза, диспозиция, санкция), так и на макроуровне – построение всего нормативного материала (институт, подотрасль, отрасль права, право частное и публичное и т.д.). Четвертое основание -- общность принципов, методов, способов, типов правового регулирования, так, где-то преобладают теологические, религиозные начала, где-то, например, -- методы децентрализованного регулирования, а где-то - жесткого централизованного, императивного регулирования; в одних странах преобладает общедозволительный тип правового регулирования: “Можно все, что не запрещено”, в других – разрешительный: “Запрещено все, кроме прямо разрешенного”.

Существует несколько классификаций правовых систем. В частности, Р. Давид предлагает классифицировать правовые системы в зависимости от источников права, идеологии и юридической техники. Он выделяет романо-германскую, англосаксонскую, социалистическую, религиозные и традиционные системы (последние, кстати распространены на четырех пятых планеты).

К. Цвайгерт делит правовые системы в зависимости от происхождения и эволюции правовой системы, своеобразия юридического мышления, специфики правовых институтов, природы источников права, идеологии, т.е. правового стиля на: романский правовой круг, германский правовой круг, скандинавский правовой круг, англо-американский, социалистический (Советская правовая система, правовые системы социалистических стран Европы, Азии, Республики Куба) правовой круг, право ислама, индусское право.

Интересная классификация представлена А.Х. Саидовым. Он вычленяет правовые системы в зависимости от исторического генезиса, системы источников права и структуры права только внутри буржуазного типа права. Это романо-германская, скандинавская, латиноамериканская правовые семьи, семья общего права, мусульманская, индусская, семья обычного права, дальневосточная правовая система.

Думается, вполне обоснованно дополнить существующую классификацию правовых систем мира новой, разделяющей правовые системы в зависимости от того, воспроизводит ли правовая система ценности персоноцентризма или системоцентризма, т.е от соотношения и взаимодействия человека как элемента общественной системы, и общественной системы как таковой в целом. И человек и система обладают ценностью: человек, поскольку является элементом социальной системы и ее благополучие определяется благополучием составляющих ее людей, и социальная система ценна как среда, где воспроизводится род человеческий. Критериями такого разделения могут служить: различное соотношение права и закона; приоритета права над государством либо наоборот; признание либо отрицание естественных прав и свобод человека в качестве основной ценности и движущей силы правовой системы.

Правовые системы, воспроизводящие ценности персоноцентризма, создают в том числе и юридические условия для осознания того, что благополучие общества зависит от свободы, инициативности, независимости, творчества каждого отдельного человека. Здесь различаются право и закон, реализуется приоритет права над государством, признаются и гарантируются права и свободы человека, частному, индивидуальному интересу государство отдается предпочтение.

Правовые системы государств воспроизводящих ценности системоцентризма, обеспечивают существование общества в целом, не выделяя и не акцентируя внимания на отдельном человеке. В данном случае человек не оценивается как самодостаточная личность, а рассматривается как средство существования общества. Коллективный интерес в такой правовой системе преобладает над индивидуальным, право здесь приравнивается к закону, государство, творя закон, одновременно творит и право, оно определяет и закрепляет параметры прав и свобод человека только в его правовом статусе.

Следует отметить, что в правовых системах государств персоноцентризма в понимании права воспроизводится непозитивистский подход, а в правовых системах системоцентризма реализуется позитивизм в понимании сущности права.

Беларусь все еще воспроизводит ценности системоцентристской цивилизации, сущностью которой является поглощение отдельного человека системой. Как известно, Европа – персоноцентристская цивилизация, постулатом которой является: развитие общества за счет развития потенций каждого отдельного человека, за счет самобытности, инициативы, предприимчивости каждого отдельного человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: