Материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, нанесенный предприятию, учреждению, заключается в необходимости возместить ущерб в порядке, установленном законом. Основанием этого вида ответственности является нанесение ущерба во время работы предприятию, с которым работник находится в трудовых отношениях. размер. Размер возмещаемого ущерба определяется в процентах к заработной плате(1/3, 2/3 месячного заработка).
Лекция 23. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.
Механизм правового регулирования общественных отношений
Механизм правового регулирования - это система правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.
С точки зрения структуры механизм правового регулирования -это сложная система, имеющая свои элементы. Однако здесь предполагается анализ не столько этих элементов, сколько их взаимодействия. И с точки зрения функционирования механизм правового регулирования -это процесс, имеющий определенные стадии. Рассмотрим сначала стадии процесса правового регулирования, а затем элементы механизма правового регулирования общественных отношений.
1. Стадия регламентации общественных отношений, формирования и общего действия права. На этой стадии совершается правотворческая деятельность компетентных государственных органов, формулируются и закрепляются в нормативных актах правовые нормы.
2. Стадия возникновения у адресатов правовых норм субъективных прав и обязанностей. Здесь происходит переход от общего к конкретному, от общих предписаний к конкретной модели поведения. Необходимое условие возникновения прав и обязанностей, т.е. правоотношений - наличие юридических фактов (фактического состава). Не всегда субъективные права и обязанности могут возникнуть и быть реализованными только исходя из правовых норм, во многих случаях необходимо государственно-властное предписание, содержащееся в правоприменительном акте. Таким образом, в содержание этой стадии факультативным элементом входит и правоприменительная деятельность; при этом правоприменительный акт выступает в качестве юридического факта.
|
3. Стадия реализации субъективных прав и обязанностей в правомерном поведении субъектов права. Правовое регулирование достигает своей цели, упорядочивая общественные отношения.
Указанным выше стадиям соответствуют следующие элементы механизма правового регулирования.
1. Важная роль отводится нормам права, они должны указать общее правило, масштаб поведения. Правовыми нормами определяется круг субъектов, их правовое положение, взаимные права и обязанности, меры ответственности за противоправное поведение. Правовая норма является моделью правоотношений. В гипотезе указаны юридические факты, которые необходимы для возникновения субъективных прав и обязанностей, содержащихся в диспозиции или санкции.
2. Юридические факты "включают" весь механизм правового регулирования. Юридическими фактами могут являться и акты применения права. На основе правовых норм и при наличии юридических фактов возникает правовое отношение - связь между субъектами права, содержание которой составляют взаимные субъективные права и обязанности.
3. Акты реализации прав и обязанностей - фактическое поведение участников правовых отношений в виде соблюдения, исполнения и использования права. Здесь заканчивается действие механизма правового регулирования, достигается упорядоченность общественных отношений, т.е. правопорядок.
|
В качестве элементов механизма правового регулирования называют также законность и правовую культуру.
Различные проблемы механизма правового регулирования общественных отношений изучаются в теории государства и права начиная с 60-х годов. Постепенно тема "Механизм правового регулирования общественных отношений" появилась и в учебной литературе; здесь вся правовая система предстает в динамике, считается, что изучение механизма правового регулирования поднимает на новый уровень знание об отдельных частях правовой системы. В рамках данной темы обычно получают освещение и проблемы понятия и форм правового воздействия; понятия, предмета и пределов правового регулирования; методов, способов и типов правового регулирования.
Лекция 22. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК
Из всех упоминаемых выше элементов механизма правового регулирования в темах по теории права не были проанализированы только законность и правопорядок, поэтому обратимся к их рассмотрению.
Понятие "законность" применяется для характеристики юридических явлений и процессов, всей правовой системы с точки зрения реального, практического осуществления права.
Законность - это точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов, иных нормативно-правовых актов всеми государственными органами, негосударственными организациями и гражданами.
|
Общественные отношения урегулированы содержащимися в различных нормативных актах нормами права, и именно факт практического осуществления последних и составляет содержание принципа законности. Здесь проявляются такие свойства права, как общеобязательность, обеспечение его реализации возможностью применения мер государственного принуждения. Несмотря на название, требование законности относится к надлежащей реализации норм права, содержащихся не только в законах, но и в иных нормативно-правовых актах.
Субъекты требования законности, ее адресаты - все граждане, их организации, должностные лица, государственные органы. Однако в литературе высказано мнение, в соответствии с которым принцип законности относится преимущественно к деятельности должностных лиц и органов государства, именно в этом заключается истинный смысл законности.
В теории законности много дискуссионных проблем. Значительные разногласия вызывает определение законности, в научной литературе предложено несколько десятков вариантов, что обусловлено как объективными (сложность, абстрактность рассматриваемого явления), так и некоторыми субъективными причинами. Законность понимается и как идея, и как требование общеобязательности права, и как принцип (это один из основных принципов организации и деятельности аппарата государства, один из основных принципов права), и как свойство юридической деятельности, которое выражается в ее соответствии правовым нормам, и как метод государственного руководства обществом (здесь все рассматривается сквозь призму государства; государство осуществляет управление обществом путем издания разнообразных нормативно-правовых актов, оно обеспечивает реализацию содержащихся там норм права), и как режим общественной жизни (достаточно часто применяемая характеристика) или как либо иначе.
В качестве основных требований (принципов) законности, т.е. положений, которые поясняют, конкретизируют, развивают главную идею законности, называются прежде всего всеобщность,.единство законности, верховенство закона, недопустимость противопоставления законности, целесообразности и справедливости.
Всеобщность законности предполагает обязательность требования неукоснительного подчинения правовым нормам всех субъектов права - граждан, их организаций, органов государства.
Единство законности. На всей достаточно большой территории государства, несмотря на возможные и достаточно существенные местные особенности, должно быть одинаковое, единообразное понимание нормативных предписаний. Это было особо подчеркнуто в ст.74 Конституции СССР 1977 года: "Законы СССР имеют одинаковую силу на территории всех союзных республик". Требование единства законности не означает, однако, невозможности учета существующих культурных, национальных, религиозных, иных особенностей.
Верховенство закона предполагает соответствие законам как актам, принимаемым высшим представительным органом государства и обладающим высшей юридической силой, всех подзаконных нормативно-правовых актов, правоприменительных актов.
Недопустимость противопоставления, единство законности, целесообразности и справедливости. Недопустимо приносить законность в жертву во имя целесообразности или справедливости. Правоприменительные органы не могут действовать незаконно, но, по их мнению, целесообразно или справедливо. В необходимых случаях законодатель может предоставить право выбора наиболее целесообразного разрешения той или иной ситуации, допустить несколько вариантов поведения, т.е. и целесообразность, и справедливость уже должна быть заложена в содержание законов, иных нормативных актов.
Большинство авторов указывает на такой необходимый признак рассматриваемой конструкции, как наличие связей законности с иными социальными явлениями. Связь законности и демократии. В условиях авторитарного политического режима законность как таковая не нужна. Здесь основным регулятором общественных отношений становится не столько право, сколько сила, воля людей, стоящих у власти. Уровень законности зависит от уровня культуры общества, и прежде всего - от уровня правовой культуры как населения, так и должностных лиц государственного аппарата.
Иногда в качестве требований законности называют наличие гарантированных прав и свобод граждан, а также обеспечение их полной реализации, правильное и эффективное применение права, недопустимость произвола в деятельности должностных лиц, эффективную борьбу с правонарушениями, обеспечение неотвратимости юридической ответственности и т.д., т.е. указывают или на более частные требования законности, или же на средства ее обеспечения.
Таким образом, главная идея законности развертывается в ряд более конкретных требований (принципов).
Встречаются и несколько отличные от изложенной конструкции законности.
"Законность можно определить как принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений" (см.: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева, 2-е изд., перераб. и доп. М. Юристъ. 1996. С.218). Предлагаемая авторами цитируемого учебника концепция законности отличается структурированностью - понятие законности конкретизируется в ее принципах, которые в свою очередь развертываются в требования; через требования законности возможно перейти к формулированию конкретных правовых норм.
Принципы законности - это основные идеи, начала, выражающие содержание законности. Можно выделить четыре основных принципа законности: верховенство закона, единство (всеобщность) законности, целесообразность законности и реальность законности.
Требования законности - это сформулированные в общем виде правовые предписания, соблюдение, исполнение которых делает явление (поведение, акт и т.п.) законным, т.е. это то, чего и требует законность. Требования законности отражают ее направленность, которая обусловлена содержанием норм права. В отличие от принципов, которые, выражая содержание законности, действуют во всех ее сферах, относятся ко всем видам деятельности любых субъектов общественных отношений, требования связаны с отдельными видами деятельности определенных субъектов. Например, требования охраны прав и законных интересов граждан, издания правовых актов в установленном порядке относятся к органам государства.
Каждый из принципов законности может быть развернут в совокупность ее требований. Так, принцип верховенства закона развертывается в следующие требования: все законы (и деятельность по их созданию) должны соответствовать конституции и другим вышестоящим законам; подзаконные нормативные акты (и деятельность по их созданию) должны соответствовать законам; акты правоприменения и правоприменительная деятельность должны соответствовать законам и основанным на них подзаконным нормативным актам и актам правоприменения.
Важно, что каждое из этих требований, в свою очередь, может быть развернуто в совокупность положений, которые либо прямо зафиксированы в законе, либо вытекают из его текста. Таким образом, от общих принципов законности через ее требования возможно перейти к конкретным правовым нормам. (См.: там же. С.218-224).
Оригинальный вариант концепции законности изложен и в издании: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. Саратов. СВШ МВД РФ. 1995. С.419-425. Сущность законности заключается в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами права действующих законов. Ее нельзя толковать буквально, а следует рассматривать как целевую установку общественного развития, которая сводится к одному - достижению законопослушания со стороны его членов. Поэтому законность характеризует процесс формирования правового государства и реализации идеи социальной справедливости. Такое понимание законности позволяет рассматривать ее как системное образования и предрешает элементную структуру. С помощью нее в категории обобщаются конкретные предметы - носители признаков. Они составляют объем законности.
К структурным' элементам законности относятся: цель - достижение строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми участниками общественных отношений норм.права; взгляды и принципы - содержание и теоретико-мировоззренческая основа законности; система средств, приемов и условий, с помощью которых происходит осуществление идеи и начал законности; мотивированная деятельность человека - связующий элемент законности, определяющий ее социальную природу; критерии оценки поведения субъектов общественных отношений - действующее законодательство; юридическая основа законности - право и правомерное поведение участников общественных отношений.
Можно выделить основные свойства законности: во-первых, ее причинно-следственную зависимость от социально-нравственных и государственно-правовых процессов; во-вторых, общеобязательность требований законности для всех субъектов правовых отношений; в-третьих, высокую степень абстракции и системности, что объясняется совокупностью обобщаемых этой категорией политико-правовых явлений; в-четвертых, объективность как следствие вышеперечисленных черт законности.
В итоге можно сформулировать общее определение законности. Законность - политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства. Наиболее полно и адекватно отражают смысл, содержание и роль законности следующие принципы: 1) единство законности; 2) гарантированность основных прав и свобод граждан; 3) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение; 4) недопустимость противопоставления законности и целесообразности; 5) взаимосвязь законности и культурности. (См.: там же. С.422-423).
Анализируя содержание законности, можно заметить, что ее требования (принципы) касаются прежде всего процесса осуществления права, различных форм реализации права. Однако все принципы законности предполагают наличие совершенного законодательства. На этот аспект теории законности внимание обращалось и в советское время, в частности, был предложен уровневый подход к законности в соответствии с которым различалась правотворческая (легитимность и высокое качество конституции, принятие всех остальных нормативно-правовых актов в строгом соответствии с конституцией) и правореализующая законность.
Для более глубокого понимания законности следует иметь в виду то обстоятельство, что данная концепция долгое время разрабатывалась в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Исследуемое явление ранее называлось не иначе как "социалистическая законность", а ее принципы - ленинскими принципами социалистической законности, поскольку содержание каждого принципа было подтверждено цитатами из работ В.И.Ленина.
Так, указывали прежде всего на известное письмо В.И.Ленина в Политбюро ЦК РКП(б) от 20 мая 1922 г. "О "двойном" подчинении и законности", в котором был обоснован принцип единства социалистической законности и недопустимость двойного подчинения (как по вертикали - вышестоящим органам, так и по горизонтали - соответствующим местным органам) органов прокуратуры, осуществляющих надзор за законностью. "... Законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации Советских республик". Местные государственные органы обязаны "абсолютно соблюдать единые, установленные для всей федерации законы", а прокуратура призвана "следить за установлением действительно единообразного понимания законности во всей республике, несмотря ни на какие местные различия...". (См.: Ленин В.И. О "двойном" подчинении и законности // Полн. собр. соч. Т.45. С. 198). Ссылались и на иные работы В.И.Ленина, например, на "Очередные задачи советской власти", "Письмо к рабочим и крестьянам по поводу победы над Колчаком" и др., в которых он обращал внимание на те или иные грани законности; а также на первые акты Советской власти, отразившие некоторые ленинские идеи (см., например. Постановление ВЦИК от 5 января 1918 г. "О признании контрреволюционным действием всех попыток присвоить себе функции государственной власти"; Постановление Совета РКО от 8 декабря 1918 г. "О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты"; Постановление YI Всероссийского съезда Советов "О точном соблюдении законов"; Постановление СНК от 30 декабря 1919 г. "Об устранении волокиты"). В работах В.И.Ленина отмечалось, что социализм невозможен без законности, это необходимых элемент осуществления диктатуры пролетариата, деятельности органов советского государства. Подчеркивалось обусловленность социалистической законности материальными факторами, общественными отношениями, развитостью законодательства, государственного аппарата и его правотворческой деятельности. Говорилось о связи законности с уровнем культуры (с культурностью, пользуясь терминологией того времени), о необходимости "культурно бороться за законность". Однако главным в содержании законности объявлялся ее классовый характер. В условиях переходного периода (от старой общественно-экономической формации к новой) прежде всего классовая борьба определяет характер законности; законность должна служить не интересам всего общества, а интересам рабочих и крестьян.
С позиций марксистско-ленинской теории государства и права речь шла и о гарантиях законности, в качестве которых выступали объективные условия общественного развития и специально выработанные государством разнообразные способы и методы, при помощи которых обеспечивается режим законности. Таким образом, различались общие и специальные гарантии законности, причем первые составляли предмет особой гордости. В систему общих гарантий законности входили экономические (социалистический способ производства, в основе которого лежит социалистическая собственность на средства производства; весь экономический строй социалистического общества), политические (вся система политической организации советского общества, и прежде всего - его государственный строй, социально-классовая структура советского общества), идеологические (марксистско-ленинская идеология - передовое учение об обществе), общественные (деятельность разнообразных общественных организаций - общественных пунктов охраны правопорядка, добровольных народных дружин, товарищеских судов и т.д.) гарантии. Среди специальных юридических гарантий законности назывались высокое качество законодательства, осуществление контроля и надзора за законностью, деятельность правоохранительных органов государства, обеспечение неотвратимости юридической ответственности и т.д. Анализируя общие гарантии законности, можно отметить их декларативность, идеалистичность; с этих позиций лицемерно противопоставлялась восхваляемая социалистическая и критикуемая буржуазная законность. В настоящее время общие гарантии законности (излагаемые, кстати говоря, в некоторых современных учебных изданиях почти в том же виде), имеют чуть ли не противоположный смысл. Какая может быть законность в условиях бедственного экономического положения, в нестабильной политической ситуации, при отсутствии пронизывающей общество и объединяющей людей положительной идеологии - научной, религиозной или даже псевдонаучной?!
В 90-е годы продолжается и научная разработка проблем законности, и их осмысление в учебной литературе; предлагаются новые подходы (некоторые указаны выше) к определению содержания законности, к принципам и гарантиям законности. Представляется возможным указать на два принципиальных момента, которые обязательно следует учитывать при дальнейшем развитии теории законности. Во первых, необходимо согласование рассматриваемой конструкции с теорией правового государства, возможна корректировка понятия и принципов законности в связи с признанием более глобальной концепции. Такой подход начинает получать признание и в учебной литературе (см., например: Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К.Бабаева. Нижний Новгород. Нижегородская ВШ МВД РФ. 1993. С.513-539; автор лекции "Законность: понятие, защита и обеспечение" - Н.В.Витрук), но здесь еще немало проблем, которые только ждут своего разрешения. Во-вторых, основой дальнейших исследований в рамках теории законности должно стать не только требование общеобязательности права как веления верховной, суверенной государственной власти, но и изучение реального процесса действия права. Здесь целесообразно воспользоваться достижениями различных социологических и психологических юридических концепций, социологии права. Теория законности, таким образом, должна преодолеть свой несколько идеалистичный характер - ведь стопроцентной законности, как показывают исследования, не было ни в одной стране ни в прошлом, ни в настоящее время.
С конструкцией законности органично связано и теоретическое понимание правового порядка. Под порядком обычно понимается правильное, налаженное состояние чего-либо, существующее устройство, определенная степень организованности какой-либо материи. Термин "правовой порядок" (или "правопорядок") применяется для характеристики состояния организованности, упорядоченности общественных отношений, которое возникает в результате их регламентации правовыми нормами и реализации данных норм. Правопорядок в обществе достигается тогда, когда деятельность всех субъектов права является правомерной, когда надлежащим образом осуществляются субъективные права и исполняются юридические обязанности, т.е. когда субъекты права совершают обязательные или дозволенные действия либо воздерживаются от совершения запрещенных действий.
Правопорядок складывается в процессе реализации правовых норм, это результат осуществления законности. Говоря о законности, акцент переносится на требования, которые необходимы для достижения правопорядка в обществе. Когда же речь идет о правопорядке, внимание акцентируется на конечном итоге правового регулирования, на результате соблюдения требований законности, на состоянии, уровне, прочности законности. Устойчивость, стабильность правового порядка обеспечивается реальным осуществлением требований законности. Вообще, законность и правопорядок - очень тесно связанные между собой явления. При их изучении используются сходные понятия и категории, говорят об уровне, состоянии, гарантиях как законности, так и правопорядка.
Замечания, сделанные при оценке концепции законности, можно отнести и к теоретическому осмыслению правового порядка (классовый характер правопорядка в соответствии с исследованиями, проводимыми в рамках марксистско-ленинской теории государства и права; абсолютизация и идеализация правопорядка и т.п.).
Лекция 24. Правовые системы современности.
Правовая система: понятие и классификация.
Словосочетание “правовая система” используется в двух смыслах: узкая трактовка – «правовая система отдельной страны», широкое понимание - “правовая семья”, т.е. несколько родственных в правовом отношении стран.
Правовая система отдельной страны представляет собой совокупность юридических ценностей, действующих в этой стране, например, как система права и система законодательства, правовые институты и правовые учреждения, правовые понятия, принципы, символика, правовая политика, идеология, юридическая практика. Эти правовые ценности находятся во взаимодействии и согласованности и характеризуют уровень правового развития страны. Правовая система интегрирует всю правовую действительность конкретного государства.
Правовая семья – категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем отдельных стран, имеющих сходные юридические признаки и историю развития. Существует несколько оснований объединения правовых систем различных государств в правовые семьи. Прежде всего – это общность возникновения и развития, т.е. правовые системы стран общей правовой семьи происходят из одного древнего государства, основаны на сходных правовых началах, принципах, нормах (например, рецепция римского права в странах Западной Европы). Другое основание - общность источников права, их роль в правовой системе, соотношение, так в одних странах преобладают судебные и административные прецеденты, в других – нормативные правовые акты. Третье основание - структурное сходство правовых систем государств одной правовой семьи как на микроуровне – строение нормы права (гипотеза, диспозиция, санкция), так и на макроуровне – построение всего нормативного материала (институт, подотрасль, отрасль права, право частное и публичное и т.д.). Четвертое основание -- общность принципов, методов, способов, типов правового регулирования, так, где-то преобладают теологические, религиозные начала, где-то, например, -- методы децентрализованного регулирования, а где-то - жесткого централизованного, императивного регулирования; в одних странах преобладает общедозволительный тип правового регулирования: “Можно все, что не запрещено”, в других – разрешительный: “Запрещено все, кроме прямо разрешенного”.
Существует несколько классификаций правовых систем. В частности, Р. Давид предлагает классифицировать правовые системы в зависимости от источников права, идеологии и юридической техники. Он выделяет романо-германскую, англосаксонскую, социалистическую, религиозные и традиционные системы (последние, кстати распространены на четырех пятых планеты).
К. Цвайгерт делит правовые системы в зависимости от происхождения и эволюции правовой системы, своеобразия юридического мышления, специфики правовых институтов, природы источников права, идеологии, т.е. правового стиля на: романский правовой круг, германский правовой круг, скандинавский правовой круг, англо-американский, социалистический (Советская правовая система, правовые системы социалистических стран Европы, Азии, Республики Куба) правовой круг, право ислама, индусское право.
Интересная классификация представлена А.Х. Саидовым. Он вычленяет правовые системы в зависимости от исторического генезиса, системы источников права и структуры права только внутри буржуазного типа права. Это романо-германская, скандинавская, латиноамериканская правовые семьи, семья общего права, мусульманская, индусская, семья обычного права, дальневосточная правовая система.
Думается, вполне обоснованно дополнить существующую классификацию правовых систем мира новой, разделяющей правовые системы в зависимости от того, воспроизводит ли правовая система ценности персоноцентризма или системоцентризма, т.е от соотношения и взаимодействия человека как элемента общественной системы, и общественной системы как таковой в целом. И человек и система обладают ценностью: человек, поскольку является элементом социальной системы и ее благополучие определяется благополучием составляющих ее людей, и социальная система ценна как среда, где воспроизводится род человеческий. Критериями такого разделения могут служить: различное соотношение права и закона; приоритета права над государством либо наоборот; признание либо отрицание естественных прав и свобод человека в качестве основной ценности и движущей силы правовой системы.
Правовые системы, воспроизводящие ценности персоноцентризма, создают в том числе и юридические условия для осознания того, что благополучие общества зависит от свободы, инициативности, независимости, творчества каждого отдельного человека. Здесь различаются право и закон, реализуется приоритет права над государством, признаются и гарантируются права и свободы человека, частному, индивидуальному интересу государство отдается предпочтение.
Правовые системы государств воспроизводящих ценности системоцентризма, обеспечивают существование общества в целом, не выделяя и не акцентируя внимания на отдельном человеке. В данном случае человек не оценивается как самодостаточная личность, а рассматривается как средство существования общества. Коллективный интерес в такой правовой системе преобладает над индивидуальным, право здесь приравнивается к закону, государство, творя закон, одновременно творит и право, оно определяет и закрепляет параметры прав и свобод человека только в его правовом статусе.
Следует отметить, что в правовых системах государств персоноцентризма в понимании права воспроизводится непозитивистский подход, а в правовых системах системоцентризма реализуется позитивизм в понимании сущности права.
Беларусь все еще воспроизводит ценности системоцентристской цивилизации, сущностью которой является поглощение отдельного человека системой. Как известно, Европа – персоноцентристская цивилизация, постулатом которой является: развитие общества за счет развития потенций каждого отдельного человека, за счет самобытности, инициативы, предприимчивости каждого отдельного человека.