Состав социологии журналистики




Сопоставление журналистики и социологии

Родственность этих форм познания и отражения мира основывается на том, что они поставляют приблизительную (с математической точки зрения) информацию.

Все больше ученых и исследователей находят точки соприкосновения социологии и журналистики, понятно, что можно найти и немало моментов, где социология и журналистика обнаруживают значительную разницу в изучении действительности.

В литературе чаще принято рассматривать их сосуществование, чем соединение. При этом социология, по недоброй традиции, подается как «материнская» область, из которой пресса черпает достоверное знание (о мире, статусе и функциях самих средств информации, о методах познания и отражения действительности). Социология – заведомо «высокое», а пресса – «низкое», обыденное явление.

В сферу социологии входит понятие общественного мнения. А оно формируется под влиянием СМИ и формируют само СМИ. Разобраться в природе общественного мнения непросто, так как возникает оно далеко не по всякому поводу. В его основе факты бытия, имеющие социальное значение. Общественное мнение объективно, оно присутствует всегда и вне зависимости от того, зафиксировано оно кем-либо (учеными, журналистами) или нет.

Для конкретно взятой газеты общественное мнение может выступать на разных уровнях социальной системы. Это может быть мнение: 1) социума, 2) какой-либо социальной группы, 3) собственной аудитории, с которой устанавливается непосредственная обратимая связь. В последнем случае лучше использоваться более строгим понятием – «мнение аудитории», с тем, чтобы не путать его с общественным мнением в целом.

Понятно, что мера воздействия газеты на общественное мнение на каждом уровне своя. Отдельно взятой газете практически не по силам радикально видоизменить общественное мнение социума. Больше возможностей открывается перед ней при воздействии на умонастроения отдельной социальной группы или организации. И, конечно, в максимальной степени поддается обработке общественное мнение своей аудитории в процессе корректировки обратной связи с ней.

Подробное сопоставление журналистики и социологии на методологическом уровне дано в учебном пособии «журналистика и социология» (мгу, 1995). Мы проведем его в тезисной форме:

– оба вида деятельности относятся к обществоведческой сфере, притом, что социология в общей мере ориентирована на прогнозирование развития процессов и явлений, а журналистика в большей мере погружена в текущую практику;

– они руководствуются сходными принципиальными установками: гуманистическая направленность, социальная ответственность, гражданская заинтересованность, стремление к получению надежной и достоверной информации;

– у них общие объекты исследования и отражения – современное общество и его структурные компоненты, взятые в объективном (формы, поведение), и субъективном (мнения, интересы, отношения) измерениях; однако социология тяготеет к массово-статистическим фактам и процессам, а для прессы характерно обостренное внимание к человеческой индивидуальности;

– применяется примерно одинаковый комплекс методов, среди которых социологи отдают предпочтение массово-статистическим и формализованным методам, а журналисты – углубленному знакомству с индивидуально-конкретными явлениями;

основной адресат (потребитель продукции) для социологов – специалисты и органы управления, для журналистов – массовая аудитория; но как ученые нуждаются в диалоге с широкой общественностью, так и сотрудники СМИ в случае необходимости апеллируют к органам управления

– взаимодополняя друг друга, социология и журналистика создают полную картину, в которой статистически значимые факты и закономерности сочетаются с отражением индивидуальных форм жизнедеятельности общества

Журналисту требуется социологическое мнение. В нем он может зафиксировать определенные сдвиги в социальной структуре или общественном мнении, социологическая информация может выполнять ориентирующую функцию (что представляет собой аудитория, на которую журналист работает).

Она, наконец, может выявить и обосновать невостребованность данным обществом определенных идей и моделей, рождаемой в журналистской среде, - допустим, из-за их принципиального расхождения с устоями социальной системы.

Состав социологии журналистики

Главное, чем социология журналистики обогащает науку о прессе, определяется ее особенной собственной природой, строением, кругом интересов. Чтобы разобраться в них, надо описать эту специальную теорию по схеме. В состав теории входят такие подсистемы, как логико-лингвистическая (формы существования и проявления), репрезентативная (предметная область и система понятий), эвристическая (задачи и проблемы), прагматическая (выполняемые операции, методы). Причем в зависимости от зрелости научной дисциплины те или иные компоненты могут быть развиты в ней в большей или меньшей степени.

Формы существования

Выделяется несколько уровней теоретичности (степени обобщения материала):

1. Общесоциологический: здесь мы имеем дело с решением методологических вопросов об общественном назначении и роли прессы, общих закономерностях ее функционирования и развития в социальных системах, влиянии на цивилизационный процесс в глобальных и национальных масштабах.

2. Специальный – здесь разрабатываются частные социолого-журналистские теории – более конкретные по объекту, задачам, степени обобщения.

3. Эмпирический уровень представлен сбором и систематизации данных о конкретных явлениях журналистского процесса – деятельности редакции, мнениях публикации, письмах в органы печати и т.д. Здесь используется набор средств, от индивидуальных интервью до операций с большими массивами статистики.

1. Социологическое изучение журналистики на макроуровне общественных процессов исходит из представления, согласно которому понимание смысла социальной действительности, частью которой являются СМИ, возможно лишь с учетом социально-экономических и политических особенностей конкретного этапа исторического развития общества.

2. В том случае, когда функционирующую совокупность СМИ рассматривают в качестве социального и политического института общества, специфической частью массовой коммуникации, мы говорим о мезоуровне социологического изучения журналистики.

3. Микроуровень предмета Социологии журналистики подразумевает обращение к деятельности конкретных средств информации, их относительно небольших совокупностей, собственно журналистов и редакций (малых социальных групп).

Для выражения своего содержания социология журналистики прибегает как к общенаучному понятийно-терминологическому аппарату (гипотеза, функция, эффективность), так и к арсеналу более узких областей знания. От социологии она перенимает обозначения элементов общественной структуры, участников коммуникационного процесса, методов анализа (социальный институт, реципиент, контент-анализ текста). Из журналистики в нее приходят профессиональные термины, без которых невозможно охарактеризовать массово-информационное производство (верстка, специальный корреспондент, прямой эфир).

Задачи:

описание объекта («снятие картины») – к нему чаще всего сводятся оперативные эмпирические исследования;

объяснение причин наблюдаемого состояния объекта – здесь на полную мощность включается аналитический аппарат исследовательской группы;

выработка рекомендаций по оптимизации функционирования объекта – на этом уровне требуются высокая методологическая культура мышления, системное видение объекта, способность к творчеству и социальному изобретательству, а также гражданская ответственность за плоды своей деятельности.

Каждый проект, равно как и каждый исследовательский коллектив, нацелен на конкретные, ситуационные задачи. Они могут носить научно-познавательный характер, если инициатором выступает само научное учреждение, или формулироваться для прикладного использования, если исследование заказано редакцией СМИ либо органами административного управления (предприниматели как особая читательская группа).

Научно-познавательные задачи относятся не только к собственным потребностям социологии журналистики, но и к развитию смежных общественных наук. Знания о прессе включаются в активный оборот других отраслей социологии, политологии, социальной философии.

В свою очередь прикладные задачи не ограничиваются научно-информационным обеспечением редакционного процесса. Не меньшее значение социология журналистики имеет для подготовки и повышения квалификации сотрудников СМИ. Она призвана дать им представление о профессии как об ответственной службе обществу и привить навыки грамотного выполнения социальных исследований. Практическое воплощение учебная подготовка находит в формировании школы социожурналистики, которая представляет собой гармоничное соединение культуры социального мышления, проблемно-исследовательского подхода к жизненному материалу и владения надежными, приближенными к научным, методиками работы с информацией.

Социожурналистика

Социология журналистики включает в себя еще одну подсистему – социожурналистику. В ней корреспондент и редактор становится уже не объектами наблюдения ученых, а активными исследователями-практиками. Инструментарий социальной аналитики они используют для изучения двух реальностей – проблемных ситуаций в общественной жизни и деятельности самих СМИ.

Таким образом, к социожурналистике относятся как публикации в жанре журналистского исследования и расследования, выполненные по правилам социологического анализа, так и регулярное слежение за собственной редакционной практикой, – например, в форме контент-анализа читательской почты или материалов газетных полос, опроса аудитории для проверки эффективности выступлений, постановки журналистского эксперимента.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: