В XIX в. возникает теоретическая социология. Ее эволюционная линия представлена трудами О.Конта и Г. Спенсера, К. Маркса и Ф. Энгельса. И мы с вами уже говорили, что каждый из них в той или иной степени занимался вопросами общественного мнения, очень многие из них возлагали большие надежды на печатное слово.
Развитие социологии СМК было вызвано тремя основными причинами:
1. Научная.
2. Прагматическая. Имелась и еще одна, сугубо прагматическая причина – маркетинговая – необходимость исследование рекламы, которая использована СМИ как инструмент продвижения. Исследования прессы совпали с общим изучением потребителей. Рекламодатели на Западе финансировали массу исследований, связанных с изучением аудитории отдельных каналов, экспериментов по изучению механизмов воздействия информации на слушателя, читателя и зрителя.
3. Идеологическая – СМИ являются сферой, где взаимодействуют активные субъекты с одной стороны государство, властные структуры, социальные институты; с другой – широкие слои населения.
Однако впервые понятие «социология прессы » было введено в 1910 году Максом Вебером. Именно он наметил широкую программу изучения печати на основе статистических методов, реализовать которую в то время не удалось, хоты в рассматриваемый период времени «прикладной» характер социологии в США проявился очень активно: в то же 1910 году было проведено более 3000 эмпирических социологических исследований.
Продвижение к формированию социологии журналистики было связано и с тем, что все более динамичный характер приобретало развитие самой прессы, переставшей быть привилегией лишь Европы и Америки.
Джозеф Пулитцер ввел изучение своих читателей, в том числе и потенциальных (особое внимание он уделял иммигрантам). Уже в 80-е годы XIX в. американская пресса проводила опросы общественного мнения, связанные с избирательными компаниями. Как отмечают отечественные авторы «связь печати с такой важной формой эмпирического исследования как опрос, сложилось исторически еще до научного оформления социологии массовой коммуникации ».
|
Новые тенденции в развитии журналистики, монополизация и сопутствующая ей конкуренция меняли отношения внутри газетно-журнального мира. Формирование рынка периодических изданий в Англии и США привело к ожесточенной «газетной войне»: от уровня тиражей массовых газет зависела щедрость рекламодателя. Традиционные способы решения этой проблемы (конкурсов, лотерей, подарков – всего набора мер по привлечению читателей) было явно недостаточно. Требовались более серьезные осмысления проблемы. Так в Америке в 30-х годах появляются регулярные обследования аудитории. Тогда же и Британская радиовещательная корпорация Би-би-си изучала свою аудиторию.
Становится объектом изучения пропагандистские эффекты средств массовой информации. Истоки этого направления связывают с деятельностью Г. Лассуэлла. Проблемы пропагандистского воздействия оказываются в центре внимания исследователей во время второй мировой войны. Тогда же оформляются принципы количественного анализа содержания – контент-анализ. В 40-е годы он получает широкое распространение.
В годы нацизма исследованиям в области журналистики уделялось ислючительно больше внимание (существовал даже институт газетоведения при Берлинском университете). Исследования были сильно идеологизованы. В разработке проблем публицистики, пропаганды и агитации ощущались отголоски социологических воззрений, но они растворялись в контексте жесткой политической заданности. В институте газетоведения, им руководил известный немецкий автор Э. Довифат, рассматривались проблемы «публицистического руководства массами и народом».
|
В XX веке проявилась тенденция, обозначившаяся уже в XIX столетии: социология журналистики формировалась как отклик на нужды социальной практики, в ней отразились реальные потребности прессы; не случайно возникло мнение, что первыми социологами были сами журналисты.
Когда в редакционных помещениях появились первые компьютеры, к ним обратились для осмысления больших массивов информации, касающихся масштабных общественных проблем. В 1971 г. американский ученый Эверетт Денис впервые применил термин «аналитическая журналистика » – как характеристику новой методологии социоисследований в прессе. Однако со временем, по мере распространения электронных технологий для решения подобных задач, этот вид деятельности получил адекватное своему содержанию имя – компьютеризованная подготовка публикаций, или журналистика базы данных.
В России с ее мощной традицией аналитической прессы, подобные сочинения (документально-беллетристические) издавна относились к очеркам нравов: авторы зарисовывали социальный тип или конфликт, показывая процессы, которые порождают данное общественное явление.
|
В самом деле, история отечественной культуры дает блестящие образцы социологической по существу, публицистики – вспомним исследовательские очерки Г. И. Успенского, А. П. Чехова.
По мнению ученых, первым отечественным социолого-журналистским исследованием стало предпринятое Н.А. Добролюбовым изучение журнала «Собеседник любителей российского слова», когда он «впервые в отечественной науке о журналистике составил статистическую карту, вобравшую в себя сведения о социальном положении, принадлежности к полу, местах проживания писавших в журнал. Эти сведения поддавались графическому изображению. О рассредоточении по стране авторов писем, напечатанных в журнале, можно было составить зримое представление».
Деятельность СМК как предметная область социологии стала осваиваться у нас в стране в 60-е гг. В рамках возрождения эмпирических исследований.
Характерным явилось то, что тогда удалось осуществить несколько масштабных проектов. Среди них всесоюзные опросы читателей центральных газет. Их инициатором и руководителем был сотрудник Сибирского отделения АН В.Э. Шляпентох (ныне профессор Мичиганского университета). То, что социологи обратились в анализу аудитории, не было случайным, поскольку уже первые опросы продемонстрировали существенный разрыв между представлениями журналистов о своих читателях, их интересах и запросах и реальным положением.
Знакомство с социологической информацией входит в практику современного журналиста. Действительно, в числе источников информации, которыми регулярно пользуется квалифицированный журналист, обязательно должны быть социологические, а его внимание к точности, достоверности такой информации таким же пристальными, как и к любой другой.
Однако практика показывает, что методы работы журналиста с социологическими данными пока еще не отличаются разнообразием. Чаще всего они в журналистских материалах выполняют чисто иллюстративную роль, присутствуют как бы формально. Нечасто встретишь примеры, когда журналист глубоко анализирует такие данные, или интересно, точно их комментирует. Именно поэтому необходима соответствующая квалификация, уровень мышления.
Самая распространенная форма – опора на них в качестве аргумента. Это действительно весьма продуктивно, так как ссылки на достоверную социологическую информацию повышают доверие читателей, слушателей, зрителей.
Журналисты еще редко в своих материалах сопоставляют результаты разных исследований или даже, если в этом есть необходимость, позволяют себе подвергнуть сомнению выводы социологов или их концепцию, обнаружит не до конца проясненные аспекты обсуждаемой проблемы. Такой оппонирующий подход – способ более глубокого поиска истины, где журналист и социолог – равноправные партнеры. Одновременно это и возможность сделать читателя участником процесса исследования проблемы.
Журналисты нередко испытывают дефицит тем, проблем. В поиске их они обращаются к почте, что справедливо. Однако таким весьма надежным и незаменимым источником являются и социологические исследования. Так как в этом случае существует гарантия, что проблемы, поднимаемые журналистом, не надуманны, а действительно общезначимы. Социологические данные и просто могут быть оперативным, «событийным» поводом для подготовки журналистом публикации, передачи, своеобразным творческим импульсом.
Интересные материалы можно подготовить на основе панельных исследований – т.е. неоднократно проводимого изучения одного и того же социального объекта, области общественных отношений. Особенно это эффективно, если журналист в течение какого-либо продолжительного времени следит за развитием процесса, проблемы и готовит серию публикаций.
Применение социологических инструментов познания при подготовке материала – один из существенных аспектов взаимодействия журналиста с социологией. Конечно, проведение массовых опросов, наблюдений, формализованный метод анализа большого массива документов очень трудоемки. Чаще всего под силу только коллективу. Но и в индивидуальном труде журналистов есть примеры активного использования таких методов. Обращаются к ним в тех случаях, когда недостаточно единичных наблюдений, отдельных фактов.
Потребности общества и журналистики в изучении социальных СМИ. Гусева Лариса Жур-Д/б 2 -1
Социальные СМИ n Это относительно недавно возникшее явление, пришедшее к нам с появлением Web 2. 0 технологий. Это вовсе не традиционные СМИ, газеты и журналы, которые пишут на социальную тематику. Под этим термином понимают информационные площадки, сконцентрированные в интернете, где уникальная информация — не труд редакции издания, а комментарии, обсуждения, посты и ссылки, которые добавляются самим социумом, то есть, пользователями сервисов.
Таким образом, многие популярные социальные сервисы можно отнести к понятию социальных СМИ: это и Живой Журнал, и «Вконтакте», и «Хабр», и многочисленные онлайнсообщества и многие другие сайты.
Социальные функции СМИ Изучение функций СМИ в обществе будет способствовать более ясному пониманию мотивов использования массмедиа индивидуальными потребителями. Гарольд Лассуэлл (Lasswell, 1948) выделяет три основных функции, которые средства массовой информации выполняют в обществе.
Во – первых: n Масс-медиа держат членов аудитории в курсе происходящих событий посредством наблюдения за внешней средой.
Во – вторых: n Рассматривая различные фрагменты внешней среды, масс-медиа помогают членам аудитории понять ее структуру в целом. Эта вторая функция, связывание воедино фрагментов внешней среды, позволяет потребителям массовой информации составить более адекватное представление об окружающем мире.
В – третьих n СМИ служат для передачи социальных норм и установлений новым поколениям потребителей медиа информации. Передача социального наследия — весьма важная функция средств массовой информации. Недаром во многих странах, импортирующих медиаинформацию из США, говорят о культурном империализме Запада, о навязывании чуждых социальных норм и ценностей своим гражданам.
Возможности изучения n Вначале социальные СМИ вызывали много претензий и нападок со стороны организаций: последние опасались, что сотрудники запятнают имидж компаний и будут просиживать часы, листая фотографии друзей и читая новые сообщения. В некотором смысле, так оно и было. Это вылилось в негативные отклики в традиционных средствах массовой информации. Однако через некоторое время многие разглядели в социальных СМИ возможность построения онлайн-сообществ, повышения уровня информированности потребителей о товарах и услугах, а также возможность работы с целевой аудиторией, ведь социальные сервисы предлагают интерактивность, быстрые и прямые коммуникации и в то же время весьма дёшевы, что в наши дни немаловажно.
n Может сложиться впечатление, что компании используют социальные сервисы только для маркетинга и продвижения. Действительно, сейчас это направление очень популярно. В то же время, многие компании начинают внутреннее использование социальных СМИ: создают онлайнсообщества, которые помогают сотрудникам в коллективной работе, дают дополнительные знания об организации и продуктах, позволяют сотрудникам делиться информацией с коллегами. На самом деле, использование технических новшеств и социальных СМИ играет важную роль в снабжении актуальной информацией тысяч людей. Даже Королева Англии и Гордон Браун используют социальные СМИ. Поэтому можно сделать вывод, что такая практика должна стать повсеместной для T&D и HR-отделов.
n На самом деле, использование технических новшеств и социальных СМИ играет важную роль в снабжении актуальной информацией тысяч людей. Даже Королева Англии и Гордон Браун используют социальные СМИ. Поэтому можно сделать вывод, что такая практика должна стать повсеместной для T&D и HR-отделов
Введение
журналистика общество интервью
Сегодня человечество живет в век высоких информационных технологий, благодаря чему информационная образованность и осведомленность общества становится повседневной, почти обыденной. Человек каждый день получает массу новой информации, порой даже не задумываясь о ее источнике - телевидение, радио, печатная продукция, реклама, интернет - все это источник той или иной информации, которая ежедневно оказывает влияние на выбор человека - начиная от того, какой йогурт он съест на завтрак, заканчивая выбором главы государства.
СМИ формирует огромное разнообразие имиджей политиков, актеров, музыкантов, режиссеров. В немалой степени этому способствует телевидение, которое является основой создания сценического имиджа (Мэрилин Монро). Формируя имидж, СМИ формируют и представление о человеке, привлекает к нему внимание населения. Особенно запоминающимися выглядят первое время эпатажные, яркие, оригинальные образы. И, чтобы образ не стал «затертым», СМИ часто представляют его в несколько ином «свете», что часто вновь привлекает аудиторию.
На мой взгляд, распространение достоверной информации является главной целью журналистики. И действительно, жизнь человека стала значительно проще благодаря ей, ведь теперь не нужно преодолевать огромные расстояния, чтобы узнать последние новости. Кроме того, мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда, чтобы сделать правильный шаг и не оказаться на перепутье, необходимо быть в курсе актуальных новостей.
Цель данной работы: выяснить какое влияние оказывает журналистика на общество.
Задачи:
1. Дать определение журналистики;
2. Выявить функции журналистики;
3. Выяснить какое влияние оказывает журналистика на общество;
4. Определить роль журналистики в обществе;
5. Взять интервью у профессионального журналиста.