Вопрос 2. Федеральная служба судебных приставов




 

В соответствии с Концепцией реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации в составе Министерства юстиции создана служба судебных приставов.

В соответствии с Федеральным законом «О судебных приставах»[15] от 21 июля 1997 г. на них возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.

Наряду с традиционными для ранее работавших судебных исполнителей исполнительными документами (исполнительные листы по судебным решениям судов общей юрисдикции) теперь реализуются решения иностранных судов и арбитражей, международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, межгосударственных органов по защите прав и свобод человека и др. [16]

Введена процедура поэтапного движения исполнительного производства, включая стадии возбуждения исполнительного производства, направление исполнительного документа, совершения исполнительных действий, отсрочка, приостановление, рассрочка, отложение исполнительных действий, прекращение, окончание исполнительного производства (ст.9-28).

В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на:

1) судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов;

2) судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

Законом о судебных приставах определены их основные обязанности и права.

Главной обязанностью судебных приставов-исполнителей является контроль за выполнением решения суда. Также приставы имеют право вмешаться в решение, если оно не выполняется. Исполнительное производство возбуждается в том случае, если ответчик отказывается выполнить решение суда. Как в административных, так и в уголовных делах они могут следить за процедурой наложения ареста на счета или имущество, а также за процедурой конфискации. Помимо этого судебные приставы обеспечивают безопасность судопроизводства в судах всех инстанций. Недавно их полномочия были расширены. К ним добавили функции по розыску должников и их имущества, производство дознания и составление протоколов об административных нарушениях.

В соответствии с Положением[17] о Федеральной службе судебных приставов[18] федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является самостоятельным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.

ФССП России, не смотря на самостоятельность, подведомственна Минюсту России.

В соответствии с п.6 указанного выше Положения, ФССП России осуществляет следующие полномочия:

1) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации:

установленный порядок деятельности судов;

осуществление исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;

применение мер принудительного исполнения и иных мер на основании соответствующего исполнительного документа;

проведение оценки и учета арестованного и изъятого имущества;

2) организует в соответствии с законодательством Российской Федерации:

хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;

розыск должника-организации, а также имущества должника (гражданина или организации);

участие судебных приставов-исполнителей в защите интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве, а также в процедурах банкротства;

участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;

3) руководит деятельностью территориальных органов, осуществляет контроль их деятельности;

4) проводит анализ деятельности территориальных органов и разрабатывает меры по ее совершенствованию;

5) создает и ведет в установленном порядке банки данных о возбуждении исполнительного производства, обеспечивает методологическое единообразие и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности;

6) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Минюст России предложения по его совершенствованию;

7) проводит в установленном законодательством Российской Федерации порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд ФССП России, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

8) осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также на реализацию возложенных на нее функций;

9) организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию, а также проведение мероприятий гражданской обороны, мероприятий по повышению устойчивости работы центрального аппарата ФССП России и территориальных органов в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

10) осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, организует профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров;

11) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению правовой и социальной защиты работников ФССП России;

12) осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, в том числе обеспечение оружием в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

13) осуществляет меры по соблюдению правил оборота оружия в ФССП России в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

14) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

15) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок;

16) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов ФССП России;

17) взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции ФССП России;

18) участвует в установленном порядке в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера, по вопросам, относящимся к компетенции ФССП России;

19) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Как уже говорилось мной выше, данное ведомство наделено достаточной самостоятельностью, однако, если проанализировать роль Министерства юстиции в его деятельности, то она выглядит следующим образом.

В соответствии с п/п.3 п.10 Положения, Минюст утверждает

проект положения о ФССП России;

проекты положений о территориальных органах;

предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников, в том числе федеральных государственных гражданских служащих, центрального аппарата ФССП России и территориальных органов;

предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей директора и руководителей территориальных органов - главных судебных приставов субъектов Российской Федерации;

ежегодный план и основные показатели деятельности ФССП России, а также отчет об исполнении плана;

предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования центрального аппарата ФССП России и территориальных органов;

предложения о принятии на вооружение ФССП России образцов специальной техники и специальных средств для последующего представления в Правительство Российской Федерации;

доклад о результатах деятельности ФССП России по реализации законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

предложения о заключении международных договоров Российской Федерации и соглашений в установленной сфере деятельности;

проекты нормативных правовых актов и других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

предложения о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации работников центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также лиц, оказывающих содействие ФССП России в решении возложенных на нее задач.

Кроме того, Министр юстиции утверждает назначение на должность и освобождение от должности заместителей руководителей территориальных органов - заместителей главных судебных приставов субъектов Российской Федерации, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации (п/п.7 п.10 Положения), а так же вопросы, связанные с решениями о создании, реорганизации и ликвидации территориальных органов ФССП (п/п.16 п.10 Положения).

Территориальные органы ФССП имеются в каждом субъекте РФ и действуют в соответствии с указаниями центрального аппарата.

Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

В настоящее время планируется существенное расширение полномочий ФССП России.

Минюст предложил правительству весьма существенные поправки к законодательству относительно расширения полномочий судебных приставов[19]. Возможно, они получат право приостанавливать и даже прекращать исполнительное производство, делать запросы в налоговые инспекции для получения подробной информации о фирмах, а также о движении денежных средств. Например, авторы поправок планируют обязать налоговые инспекции и банки предоставлять приставам информацию о счетах и перечислениях денежных средств в трехдневный срок. Однако это еще не все. Планируется, что приставы вышестоящего суда смогут изменять решения приставов нижестоящих судов. Такие изменения ускоряют исполнительное производство. При этом больше выигрывает государство. Минюст значительно облегчает проблему взыскания имущества предприятий сразу после вступления соответствующего решения суда в законную силу. Кроме того, есть в этих поправках неоднозначный момент. Пристав будет единолично принимать решения, например, о том, чтобы заблокировать или разблокировать счет в банке. При этом все будет зависеть от его личных договоренностей с руководством проштрафившейся фирмы.

Возложение на систему органов юстиции наряду с ранее выполняемыми новых функций правоохранения дает все основания считать эту систему одной из многопрофильных после системы органов внутренних дел.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: