бала | паба | гака | Kara | ||||
тада | дата | заса | Саза | ||||
саша | шаса | саца | Цаса | ||||
жаша | шажа | зажа | Жаза | ||||
шаща | щаша | чатя | тяча | ||||
щача | чатя | сяща | щася |
бапаба | пабапа | гакага | |||
кагака | датада | Тадата | |||
засаза | сазаса | сацаса | |||
жашажа | шажаша |
Параметры | Слоги, слова | Выполнение | ||
Правильно | С ошибками | Неустойчиво | ||
Ротовые-носовые | Ра-ма Рак-мак Рама-мама | |||
Звонкие-глухие | Бочка-почка Дом-том Жар-шар | |||
Твердые-мягкие | Мишка-мышка Лук-люк | |||
Переднеязычные заднеязычные | Том-ком Точка-почка | |||
Вибранты смычно-проходные, ротовые | Рама-лама Рис-лис | |||
Свистящие-шипящие | Мишка-миска Крыса-крыша | |||
Щелевые переднеязычные аффрикаты | Сайка-чайка |
Особенности дифференциации звуков по акустическим параметрам на языковом и слоговом материале_____________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Отметить: особенности дифференциации звуков по акустическим параметрам на слоговом и языковом материалы
Выводы: ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Состояние фонематического анализа:
Выделение звука на фоне слова: есть ли звук м в словах мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа? Звук ч в словах: чулок, горка, качели, чистый, дрова, ночь, печка, табуретка?___________________________________________________________
__________________________________________________________________________
|
Выделение 1 звука из слова: какой первый звук в словах: астра, удочка, иней, мухомор, соловей, кран, гребешок, свисток, дрова. Рваный?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какой последний звук в словах: мак, карандаш, дом, аист, палец, кровать, танкист,
милиционер, автомобиль, радуга? ___________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Где слышится звук р в словах: ракета, арбуз, дрова, самовар, паркет, круг, морж, корка,
двор? ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Где слышится звук ц в словах: цапля, цветок, настурция, огурцы, палец, цыпленок, перец? ___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Сколько звуков в словах: дым, каша, шапка, крышка, черемуха, стена, овцы, калитка, диктант?_________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Какой по счету звук р в словах: рыба, пароход, арка, дорога, трава, февраль, завтрак, армия?__________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Назови соседей звука ш в словах: кошка, смешно, ушки, солнышко, слышно
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Отметить: способность к выделению звука из ряда звуков, слогов, слов; способность к количественному, последовательному, позиционному анализу.
|
Состояние фонематического синтеза: Назови слитно слово: к-о-т, п-ы-ль, ф-у-т-б-о-л, а-л-ф-а-в-и-т, п-л-о-щ-а-д-и; ча-ко, ни-цы-нож, раф-жи_____________________________
__________________________________________________________________________
Отметить: способность к синтезу слов из звуков, данных в правильной и нарушенной
последовательности.________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Состояние фонематического представления: придумай слова, в которых есть звук ш
___________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Придумай слова, в которых 4 звука, 5 звуков
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отбери картинки, в названии которых есть звук Б ______________________________
____________________________________________________________________________
Состояние звуко-слоговой структуры:
Параметры | Слова и фразы | Выполнение | ||
правильно | С пропуском | с перестановками | ||
Односложные слова со стечением | Круг. торт, кран, крот | |||
Двусложные со стечением | Кружка, солнце, праздник | |||
Многосложные без стечения | Милиционер, велосипед, барабан | |||
Многосложные со стечением | Водопровод магнитофон | |||
Фразы со словами различной слоговой структуры | Троллейбус остановился возле перекрестка. Милиционер едет на мотоцикле. |
Отметить: способность к воспроизведению за логопедом и самостоятельное произнесение слов и фраз со сложной слоговой структурой, характер ошибок: пропуски, замены, перестановки звуков, сокращения слогов,_________________________________
|
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
2) Лексическая система:
Состояние номинативной функции: (назвать предметные картинки по темам, предметы по описанию, подобрать родственные однокоренные слова к следующим словам: земля, лес, поле, вода, зима и др.)
Называние предметных картинок_____________________________________________
Продолжение тематического ряда, когда логопед называет несколько слов, объединенных одной темой, а ребенок должен продолжить ряд: стол, стул, диван,...
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Называние слова по описанию (как называется учреждение, где выдают, читают и спрашивают книги?) _________________________________________________________
Обобщающий характер (назови одним словом)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подобрать к общему понятие частное понятие (животное — собака) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подобрать к названиям, качествам подходящие предметы____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подобрать к названию целого название части (платье - рукав) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Восстановление деформированного текста (Утром к дому прилетела (стая, стайка, стадо) воробьев. Они уселись па крыше и весело (пели, щебетали, чирикали). Нина (вышла, сбежала) на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек. Воробьи (бегали, скакали, ходили, прыгали) и (ели, глотали, клевали) крошки. Вдруг незаметно (пришла, прибежала, подкралась) кошка. Она (поймала, взяла, схватила) одного воробья и убежала.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметить: точный выбор наименования, характер замен наименования.
Замены:
На основе звуковой близости слов (куст-кисть) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На основе отождествления наглядной ситуации, т. е. ребенок заменяет название предмета названием предмета, внешне похожего: платье-сарафан ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На основе сходности предметов по своему назначению: тарелка-вилка ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По ситуационной связи друг с другом (марка-конверт) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
замещается описанием всей ситуации ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
смешение лексико-грамматических признаков сходных слов (самолет приземлился -заземлился) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объем словаря: ______________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Отметить: богатство словаря, наличие слов обобщающего характера, особенности
использования прилагательных. глаголов. наречий, служебных
слов. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Частные функции синонимии и антонимии:
- называние и подбор картинок с противоположными признаками ____________________________________________________________________________
- называние слов, имеющих противоположные значения ____________________________________________________________________________
- антонимы подбираются в соответствии с лексической сочетаемостью слов: мягкий пластилин - твердый камень __________________________________________
мягкий диван - жесткая скамейка ________________________________________
мягкий хлеб - черствый _____________________________________________
мягкий характер - твердый ________________________________________
- Назови слова, похожие по смыслу (печаль - грусть, тоска) ____________________________________________________________________________
- Подобрать синонимы по лексической сочетаемости Коричневый, карий (платье, глаза, колготки) ___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
горячий, знойный (лето, вода) __________________________________________________
смуглый, темный (волосы, лицо) _______________________________________________
Отметить: способность к подбору слов противоположного и одинакового значения________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) морфологическая система:
Способность к словоизменению:
А) Преобразование существительных единственного числа во множественное___________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) выбор падежных окончаний (взять одно сущ. И «прогнать» по падежам)._______________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) использование предложно-падежных конструкций
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
г) использование родовых окончаний ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
д) согласование существительных с прилагательными и существительных с числительными в роде и числе
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
е) изменение глагола по родам, по числам, по видам.)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметить: сформированность основных правил словоизменения.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Способность к словообразованию:
А) Суффиксальный способ
- уменьшительно ласкательная форма существительного (назови ласково)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- уменьшительно-ласкательная форма прилагательного ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- качественные прилагательные (стол из дерева - деревянный) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- притяжательные прилагательные (сумка мамы — мамина)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) префиксальный способ (глаголы с картинки, натуральные действия) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) слияние основ (сам летает - самолет, проводит воду - водопровод) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Отметить: сформированность основных правил словообразования.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Синтаксическая система.
Характер фразы___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пересказ: «Синичка». Это было зимой. К окну дома прилетела синичка. У окна стояли дети. Они открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна. Она стала клевать крошки хлеба.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составление рассказа, (продолжи рассказ).
Отметить: какими фразами пользуется ребенок (распространенность-нераспространенность), может ли передать основную мысль рассказа, сохранение основных звеньев рассказа, может ли составить самостоятельный рассказ с опорой на наглядную ситуацию, без опоры, характер рассказа - логика построения, последовательность изложения, использование языковых и выразительных средств. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние чтения
1) Чтение отдельных букв. Если ребенок не называет букву, просим найти среди остальных такие же. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Предъявление букв, сходных оптически ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Предъявление букв, сходных по акустическим параметрам ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Чтение слогов по слоговой таблице (прямые, обратные, со стечением) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Чтение слов
Слова | Кол-во слов Кол-во знаков | |||||
Мак | Рак | Лук | Суп | Нос | 5\15 | |
Уши | Ужи | Яма | ОСЫ | Юла | 01\30 | |
рука | Перо | Сажа | дыра | Луна | 15\50 | |
Очки | Арка | Юрта | Ядро | Отряд | 20\71 | |
Шалаш | Завод | Дятел | ЩИПЦЫ | Санки | 25\96 | |
Патруль | Размер | Рюкзак | Журнал | Снежок | 30\127 | |
Молоток | Бумажник | Ножницы | Зрелище | Грязнуля | 35\164 | |
Полотенце | Фантазия | Молотилка | Ежегодник | Явление | 40\20 | |
Стадо | Спички | Штаб | Трамвай | Бровь | 45\23: | |
Футболист | Курорт | Мамонт | Шахматист | Журавль | 50\270 | |
Стройка | Стрела | Шприц | Здравница | Строчка | 55\304 | |
Защепка | Кастрюля | Праздник | Выстрел | Транспорт | 60\344 | |
Фехтовальщик | Мотоциклист | Регулировщик | Железнодорожник | Милиционер | 65\40 | |
Юриспруденция | Водолечебница | Излишество | Экранизация | Демонстрация | 70\460 | |
Электрификация | Интеллигенция | Землетрясение | Кораблекрушение | Раздражительность | 75\530 | |
Белка | Балка | Булка | Баран | Банка | 80\555 | |
Задвинуть | завещать | зализать | завязать | загрязнять | 85\600 |
Отметить: какими приемами чтения владеет ребенок (бегло, целыми словами) с
переходом на послоговое чтение при чтении трудных \ малознакомых слов, чтение целыми словами с паузами, плавное слоговое чтение, чтение слогами с паузами ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Характер ошибок – искажение слов, замена букв, слогов ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чтение про себя (читай слова по строчкам про себя как можно быстрее, подчеркни слово, которое встречается дважды
Ток сок мок ток лок
Жало сало зала сажа жало
Цвет свет швед цвет привет
Щепка шапка щепка сетка шейка
Дачка тачка бочка дачка бабочка
Сладость молодость жалость сладость зависть
Фотографировать
Стенографировать
топографировать
Фигурировать
Стенографировать
Фотографировать
Отметить: каким способом чтения пользуется ребенок (шепотное чтение с участием артикуляции, губ, с опорой только на зрительный анализатор) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чтение фраз - подбираются фразы различной грамматической конструкции.
Лампа стоит на столе,___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мама разливает поварешкой суп из кастрюли в тарелки ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мама разливает суп ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Собака хозяина убежала в сад __________________________________________________
Хозяин собаки привязал ее к конуре_____________________________________________
Поля старше Кати __________________________________________________________
Исследование понимания фразы
- соотнесение прочитанного с конкретным предметом
____________________________________________________________________________
- подбор к какому-либо слову из фразы синонима\антонима___________________________________________________________
- объяснение значения слова\фразы посредством включения ее в контекст____________________________________________________________________
- простые фразы: предложите несколько сюжетных картинок____________________________________________________________________
• задать вопросы по сравнительной конструкции
Этап овладения навыком чтения__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Темп чтения _________________________________________________________________
Характер ошибок_____________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Отметить: этап чтения по Т. Г. Егорову, специфический характер ошибок.
Чтение текста
Синицы
Утром я проснулся. Вдруг слышу - кто-то тихонько а окно постучал: «Тук-тук-тук».
Вскочил я с постели, заглянул за занавеску. За форточкой мясо мороженое в сетке висит. А на мясе — две синицы. Что есть силы клювом долбят. Стараются выклевать кусочки сала. Гляжу на ту синицу, что у самой форточки. Головка у нес в черной шапочке. на шее и на груди черный галстучек. Спинка, крылья и хвост темные. Л грудка ярко-желтая. И вторая синичка точно такая же. Хлопочут обе, щиплют мясо и сало тоненькими клювами.
По Г. Скребицкому.
Вывод:
10. Состояние письма.
Наличие специфических ошибок в разных видах письма:
Письмо букв под диктовку
Письмо СЛОГОВ ПОД ДИКТОВКУ
Письмо слов и коротких фраз под диктовку
Списывание
Диктант
Изложение
Сочинение
Отметить: специфику ошибок, приложить образцы письма.
Списывание: Быстро пролетело лето. Пришла осень. С каждым днем все меньше и меньше становится на деревьях листьев. Трепетная осинка стоит вся красная, багровая, золотистая. Но ветер срывает и это убранство. Исчезли цветы. Трава клонится к земле и как будто просит снега, (по К. Ушинскому).
Диктант: Чижик.
У Лиды был чижик. Чижик жил в клетке. Он скучал и молчал. Лида пожалела чижика. Она выпустила его на волю. Чижик полетел и весело запел.
11. Успеваемость по основным учебным предметам
Типы ошибок | Виды ошибок | Примеры ошибочного письма | Кол-во ошибок |
Ошибки звукового состава слова | Замены согласных | ||
Замены гласных | |||
Пропуски согласных | |||
Пропуски гласных | |||
Пропуски слогов и частей слова | |||
Перестановки | |||
Добавления | |||
Раздельное написание частей слова | |||
Лексико-грамматические ошибки | Нарушение согласования | ||
Нарушение управления | |||
Замена слов по семантическому сходству | |||
Пропуски слов | |||
Слитное написание слов | |||
Добавление слов | |||
Графические ошибки | Недописывание элементов букв | ||
Добавление лишних элементов букв | |||
Замена букв по количеству элементов | |||
Замена букв по пространственному расположению элементов | |||
Зеркальное письмо букв | |||
Отграничение речевых единиц | Предложение | ||
Слова | |||
Ошибки звукового анализа | Пропуски | ||
Вставки | |||
Перестановки | |||
Упрощения структуры слов | |||
Контаминации | |||
Обозначение согласных мягкости а письме | Гласные второго ряда | ||
Ь | |||
Смешение букв | По артикуляторно-акустическому сходству | ||
По кинетическому сходству | |||
Персеверации | |||
Контаминации | |||
Аграмматизмы | Нарушения словообразования | ||
Нарушения согласования | |||
Нарушения управления | |||
Нарушение употребления предлогов | |||
Ошибки на правописание | Правописание жи-ши | ||
Ча-ща | |||
Чу-щу | |||
Прописная буква в начале предложения в именах, в кличках животных | |||
Правописание мягких согласных | |||
Правописание безударных гласных в | |||
Двусложные слова | |||
Ошибки на правописание, не пройденные в классе |
12. Логопедическое заключение. Определить:
1) Форму дислексии, дисграфии.
Неречевую и речевую структуру нарушения.
Вид, форму, степень выраженности сопутствующего речевого нарушения.
Логопедическое заключение