Обилие незаконченных синтаксических построений (Ну вообще… созерцание… я могу и для друзей рисовать);
самоперебивы (В России еще много людей, которые хотят…, которые пишут ручкой, а не на компьютере);
повторы (Я бы… я бы… хотел сказать больше);
конструкции с именительным темы (Этот мальчишка / он меня каждое утро будит);
подхваты (А - Мы тебя приглашаем… Б - завтра в театр).
В устной речи, рассчитанной на слушателя, часто меняется структурно-логический рисунок фразы, весьма уместными оказываются
неполные предложения (экономящие силы и время говорящего и слушающего),
допускаются попутные добавочные мысли,
оценочные фразы (обогащающие текст и хорошо отделяемые от основного текста посредством интонации).
Одним из наиболее существенных недостатков устной речи считается
ее прерывистость (логическая, грамматическая и интонационная), заключающаяся в неоправданной остановке речи,
в обрыве фраз, мыслей,
в неоправданном повторении одних и тех же слов.
Причины этому бывают разные: незнание того, что надо говорить, неумение оформить последующую мысль, стремление исправить сказанное.
Вторым из наиболее распространенных недостатков устной речи является ее
нерасчлененность (интонационная и грамматическая):
фразы следуют одна за другой без пауз,
логических ударений,
без четкого грамматического оформления предложений.
Грамматико-интонационная нерасчлененность сказывается и на логике речи:
мысли сливаются,
порядок их следования становится нечетким,
содержание текста делается расплывчатым, неопределенным
Некоторые признаки устной речи
Для разговорной речи характерно своеобразное использование падежных форм. Это проявляется, например, в том, что для письменной речи типично преимущественное использование форм родительного падежа, а для разговорной - именительного и винительного. Разговорная речь мало использует косвенные падежи. |
В разговорной речи причастия (причастные обороты) и деепричастия (деепричастные обороты) употребляются очень редко. |
В разговорной речи фактически на равных употребляются и настоящее, и прошедшее, и будущее время в зависимости от содержания разговора. В разговорной речи на протяжении микротемы возможна смена времени. |
Мало используются в устной речи существительные и особенно прилагательные, поскольку предметы и их признаки чаще всего видны или известны собеседникам. |
Широко применяются местоимения и частицы, что обусловлено непосредственным контактом говорящих и спонтанностью их речи и т.д. |
Письменная речь
Это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора. Письменная форма речи является основной для официально-делового и научного стилей речи, для языка художественной литературы. Публицистический стиль использует в равной мере письменную и устную формы речи (периодическая печать и телевидение).
Использование письменной формы позволяет
дольше обдумывать свою речь,
строить ее постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи.
Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками.
«Глубину различий между устной и письменной речью характеризует следующий реальный случай. Журналисты «Независимой газеты» где-то в начале 90-х годов прошлого столетия сыграли с бывшим президентом СССР Михаилом Горбачевым злую шутку – они опубликовали в газете его монолог без обработки, то есть без «перевода» устной речи в письменную. Витиеватая речь Михаила Сергеевича, состоящая из предложений без конца и начала, но с обилием вводных конструкций и местоимений, и сама по себе не является образцом ораторской ясности. Но при визуальном контакте Горбачев помогает себе жестами, интонацией, - в общем, проталкивает смысл своих монологов к воспринимающему. А в письменном тексте этой поддержки не было. Получилась почти полная абракадабра. Журналисты всего лишь дали устную речь в письменном изложении без необходимой в таких случаях обработки.
Если бы адресат воспринимал этот монолог Горбачева непосредственно в ходе устного выступления – он бы худо-бедно понял президента. Но тот же монолог на письме оказался практически недоступным для понимания».
Мирошниченко А."Бизнес-коммуникации. Мастерство делового общения. Практическое руководство"