X. Кто же все-таки должен осуществлять платежи за негативное воздействие на окружающую среду за отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности населения?




Собственниками отходов, вывозимых по договору с управляющей организацией, являются жильцы. Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов взимается только с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. С населения указанная плата не взимается в силу отсутствия в законе упоминания о населении как о плательщике данного вида платы.

В соответствии с законодательством, права собственности на отходы имеют следующие субъекты:

1.В сфере производственной деятельности - собственники сырья, материалов и т.п., использование которых привело к образованию отходов.

2.Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которым передано право собственности на отходы по основаниям, предусмотренным ст.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

3.В отношении брошенных и отчужденных в принудительном порядке отходов - владельцы земель, на которых находятся (располагаются) отходы или отмечено их наличие контрольными органами. К контрольным относятся органы Росприроднадзора, Роспотребнадзора, экологической милиции (в тех субъектах Федерации, где она существует), а также органы внутренних дел муниципальных образований, фиксирующие соответствующие заявления от населения. Что же касается владельцев земель, то в соответствии с п.1 статей 14 – 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ими являются органы местного самоуправления.

4.В отношении отходов, размещаемых на муниципальных полигонах - собственники полигонов.

Вопрос определения собственника отходов теснейшим образом связан с обязанностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов. Кто именно должен ее исполнить, если отходы не передаются в собственность управляющей организации (или товариществам собственников жилья -ТСЖ), их сбором и вывозом занимается специализированная организация ЖКХ, а захоронение производится третьим лицом - собственником полигона? Корректный ответ на этот вопрос тем более важен, что позволяет в ряде случаев избежать двойной платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов.

Услуги по сбору и вывозу ТБО (твердых бытовых отходов) не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам ст. 157 Жилищного Кодекса РФ (ЖК РФ). Плата за сбор и вывоз отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и размер ее определяется в соответствии с положениями ст. 156 ЖК РФ (Определение ВАС РФ от 21.02.2008 г. N КАС07-764, Постановление ФАС ЦО от 27.08.2008 г. N Ф10-3600/08). Это, в частности, означает, что установить обязательные тарифы на услуги по вывозу и сбору ТБО муниципалитет вправе только для муниципальных предприятий и учреждений (пп. 1 и 4 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), для организаций других форм собственности тарифы могут быть только рекомендованными.

Что касается тарифов на услуги по утилизации (захоронению) ТБО, то они являются регулируемыми для организации любой организационно-правовой формы (пп. 1 и 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"). Тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, эксплуатирующих объекты утилизации (захоронения) ТБО, устанавливают либо органы регулирования субъектов РФ, либо органы регулирования муниципальных образований.

Проанализировав существующую практику, приходится констатировать: единообразия в формировании тарифов нет. В некоторых случаях экологическая составляющая (плата за размещение отходов) включается в тариф на услугу по захоронению отходов, в некоторых нет. То же самое можно сказать и в отношении нерегулируемых тарифов на вывоз отходов.

Тариф на захоронение отходов на полигоне не может быть приравнен к плате за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления, но может включать ее. Подобным же образом эта плата может быть уже включена в тариф на вывоз и размещение отходов, по которому управляющая организация рассчитывается с перевозчиком мусора. Это своего рода "перевыставление" заказчику платы за захоронение отходов, которую перевозчик мусора уплатит полигону по утвержденным органом регулирования тарифам на захоронение отходов.

Чтобы исключить двойное обложение платой за размещение одних и тех же отходов, необходимо четко определить, кто - управляющая организация, перевозчик мусора или полигон - несет ответственность за внесение соответствующих сумм в бюджет.

Управляющая организация и ТСЖ - это формы управления в многоквартирном доме, отходы образуются не в результате деятельности этих форм, а у самих жильцов, и остаются в собственности последних. Как указал Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 18.04.2008 г. N 19АП-1230/08, наличие договора на вывоз бытовых отходов не может служить достаточным доказательством негативного воздействия на окружающую среду со стороны товарищества собственников жилья, поскольку данный договор заключен для вывоза отходов от управляемых ТСЖ многоквартирных домов, а не от самого товарищества.

Таким образом, в законодательстве не содержится достаточных оснований для взимания платы за размещение отходов с управляющей организации или ТСЖ. Более того, право собственности на отходы не передается и мусоровывозящей организации.

Однако Ростехнадзор придерживается другого мнения.

В письме Ростехнадзора от 28.10.2008 г. № 14-07/6011 «О плате за размещение отходов производства и потребления» указывается, что наличие договора на вывоз отходов специализированной организацией не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой специализированной организации, а также случая, когда заключенный договор является договором о конечном размещении отходов. В подтверждение данного утверждения Ростехнадзор сослался на положения ст.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

При отсутствии освобождения суммы платы в бюджет за размещение отходов населения получаются весьма значительными. Поэтому понятна позиция мусоровывозящих предприятий, которые считают, что не являются собственниками отходов, осуществляют лишь деятельность по вывозу мусора и не должны нести ответственность за размещение отходов.

Судебных актов по этому вопросу немного и в них поддерживается подход Ростехнадзора. В качестве примера можно привести постановления ФАС СЗО (от 10.06.2008 г. N Ф07-4257/08, от 10.06.2008 г. N А21-6271/2007, от 22.11.2007 г. N А21-1294/2007). В деле, рассмотренном в Постановлении ФАС МО от 30.12.2008 г. N КГ-А40/9215-08, суд согласился с Ростехнадзором в том, что подрядная организация (ЗАО), привлеченная ГУП ДЕЗ для оказания услуг по механизированной уборке улиц и проездов, и размещающая уличный мусор на специализированном полигоне, становится обязанной внести в бюджет соответствующую плату. Не помогли ЗАО доводы о том, что собственником размещаемых отходов является ГУП ДЕЗ, а не ЗАО, что последнее действовало в чужом интересе без поручения (ст. 980 ГК РФ), в связи с чем именно у ГУП ДЕЗ возникла обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Исходя из вышеизложенного, если плата за размещение отходов не включена в тарифы полигона, перечислять ее в бюджет должна непосредственно организация, осуществляющая сбор и транспортировку ТБО. Если же данная организация не приняла на себя экономическую ответственность по внесению платежей за размещение отходов, то перечислить их обязано предприятие, у которого отходы образовались.

Однако Ростехнадзору проще и удобнее сотрудничать с одним-двумя крупными операторами - мусоровывозящими организациями, а не с множеством ТСЖ и управляющих организаций. Взимание платы за размещение отходов с организации, которая занимается их вывозом и передает для размещения на полигон - реальность сегодняшнего дня. Перевозчик мусора закладывает соответствующие платежи в стоимость своих услуг, оплачиваемых ТСЖ или управляющей организацией, если, конечно, не освобожден от платы за размещение отходов.

Такой порядок взимания экологической платы за размещение отходов населения действует сегодня, но вполне возможно установление иного алгоритма. Наиболее полно соответствует действующему законодательству порядок, имеющий место в некоторых крупных городах, и выражающийся в том, что муниципальное образование самостоятельно перечисляет экологическую плату из бюджета (при этом 40% ее все равно возвращается в местный бюджет). Отчетность в Ростехнадзор представляют предприятия жилищно-коммунального комплекса в общем порядке.

В других случаях плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов осуществляет полигон.

Из всего сказанного можно сделать такие выводы. Кто именно обязан вносить плату за размещение отходов населения, определяется в соответствии с порядком, действующим на местном уровне. Сам по себе такой порядок может быть и не прописан, но подразумевается, исходя из распорядительных документов местных органов, которыми устанавливаются тарифы на захоронение отходов, а также тарифы на их сбор и вывоз.

Если тарифы на размещение отходов на полигоне включают экологическую составляющую, то именно эксплуатирующая полигон организация должна внести в бюджет соответствующие платежи. Если экологическая составляющая не заложена в тариф, а организации, занимающейся захоронением отходов (или, как в приведенном выше деле, вывозящей и одновременно осуществляющей захоронение отходов на своем полигоне), приходится вносить в бюджет плату за размещение отходов, то "перевыставление" ее заказчику - управляющей организации (ТСЖ) сверх утвержденного тарифа, по мнению судебных органов, выраженному в некоторых судебных решениях, неправомерно.

Мусоровывозящая организация вправе включить уплаченные полигону суммы в свой тариф на сбор и вывоз отходов, по которому она будет рассчитываться с управляющей организацией (ТСЖ). Причем если указанная организация - не муниципальное предприятие, то тариф она установит только исходя из собственных расходов. Соответствующие тарифы, утвержденные местными органами, могут быть лишь доведены до ее сведения.

Таким образом, ответ на Ваш вопрос надо искать в органах управления конкретным муниципальным образованием.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: