Постмодернизм – система ценностей, сложившаяся к 1980-м годам, связанная с переосмыслением обширного наследия модернизма и охватывающая все явления современной культуры. Постмодернистское искусство и теория критикуют модернизм за излишнюю серьезность, веру в культурно-исторический прогресс, ригидность, иерархичность, и элитарность.
Постмодернистский метод представляет собой совокупность художественных характеристик, прежде всего умышленное сочетание стилей различных эпох, ироничную игру аллюзиями и заимствование чужого. По мнению многих исследователей, постмодернизм продолжается до сих пор. Сам термин вошел в академический обиход в 1970-е, а в 1980-е стал использоваться массово.
Постмодернизм в живописи
Особенности:
> частое использование аппликации
> изображали все: от людей и природы – до космоса и далеких планет
> наличие готовой формы в композиции, что резко отличает постмодернизм от модернизма
> заимствование классических образов и традиций, но придание им новых интерпретаций
> комбинирование форм, достаточно сильно выраженная ироническая нотка в картинах
> полное отсутствие каких-либо строгих правил и свобода самовыражения
Интересные мне стиль и направление – поп-арт и фотореализм соответственно
ПОП-АРТ
> своеобразный протест против абстрактного искусства
> картинки тиражируются, выставляются в один ряд
> полотно разноцветных повторяющихся элементов
> яркие, броские произведения
> минимум деталей, максимум цвета
Самый известный представитель этого стиля - Энди Уорхол «Диптих Мэрилин», «Тридцать две банки супа Кэмпбелл»
ФОТОРЕАЛИЗМ
> традиционные жанры, такие как натюрморт, пейзаж, портрет
> художник сначала фотографирует объект, а затем тщательно изучает его фотографию, чтобы как можно точнее передать объект на картине
Ричард Эстес («Телефонные будки»), Ральф Гоингз («Ваниль»), Чак Клоуз(«Фанни»)
|
Интересно появление таких явлений в искусстве как инсталляция и перфоманс
Под инсталляцией в современном искусстве принято понимать художественную композицию — как правило, пространственную, собраную автором из отдельных элементов, во многих случаях очень непохожих друг на друга. Это могут быть, к примеру, бытовые вещи, одежда или различные природные объекты.
Перфоманс – персональное исполнение каким-либо человеком некоторой придуманной им роли в авторском же сюжете, имеющее определенный контекст и смысл. Личное участие автора перфоманса практически всегда обязательно, он, как правило, не отдает на исполнение придуманную им роль другим актерам.
Зритель может интерпретировать инсталляцию и перфоманс по своему, но они также часто несут какой то конкретный смысл, заложенный автором
Постмодернизм в архитектуре
> тесная связь с историей
> во внешнем облике зданий активно применяются элементы старых стилей
> иррациональность
> обращение к таинственным формам, делая их наполненными и замысловатыми Главной задачей архитекторов постмодернизма является объединение в одно целое вкусов и ценностей обычных людей и профессионального языка архитектуры. Иными словами – воплотить в жизнь так называемый «двойной код»: современный и традиционный. В целом архитекторы постмодерна двигаются в направлении достижения гармонии между повседневной жизнью с её многочисленными стереотипами и быстро меняющимся искусством, а также технологиями и модой
Примеры: Пьяцца д’Италия в США, «Кривой дом» в Солоте, «Здание-робот» в Бангкоке, «Кубические дома» в Роттердаме
|
Постмодернизм в литературе
Это литературное направление считают реакцией на ущемление прав человека, ужасы войны и послевоенные события. Оно родилось из отрицания идей эпохи Просвещения, реализма и модернизма. Если в модернизме основная цель автора – найти смысл в меняющемся мире, то писатели-постмодернисты говорят о бессмысленности происходящего. Они отрицают закономерности и ставят превыше всего случай. Ирония, черный юмор, фрагментарность повествования, смешение жанров – вот основные черты, характерные для литературы постмодернизма.
Писатели: Умберто Эко, Харуки Мураками, Виктор Пелевин, Чак Паланик, Дэвид Фостер Уоллес
3. Сравнение
Я хочу рассматривать именно живопись, потому что этот вид искусства мне более понятен и близок.
Рассмотрю два произведения искусства
«Мужчина со скрещенными на груди руками» – портрет Пабло Пикассо 1909, кубизм
«Диптих Мэрилин» - портрет Энди Уорхола 1962, поп-арт
На картине Пикассо применяется тот же принцип упрощения в пользу геометрических форм лица и туловища (а также упрощение цветовой палитры),что и на других картинах кубизма. В фигуре этого мужчины художника не интересует не то, кем этот человек являлся, а скрытая структура формы. Он не дает разрезанному на части телу распасться на отдельные фрагменты, объединяет их общим контуром. В интернете я большого количества информации относительно этого произведения не нашла, однако, осмелюсь, основываясь на той информации, что я знаю и узнала, немного порассуждать.
Я считаю, что через эту картину Пикассо хотел передать ощущение грусти, когда человек находится в одиночестве, мою теорию подтверждает и лаконичность фона, что является аллюзией на пустое пространство вокруг человека, и то, что мужчина обнажен. Когда у человека никого нет рядом, он словно находиться в комнате, в которой нет мебели, постепенно сливаясь с пустотой, а отсутствие одежды – отсутствие защиты близких людей. Таким образом, беря во внимание мои рассуждения, можно сделать вывод, что эта картина хочет нам сказать об ощущениях одинокого человека, которым может оказаться каждый.
|
«Диптих Мэрилин» появился после смерти знаменитой женщины. Художник создал 50 полотен с повторяющимися портретами Монро, причем одна половина раскрашена ярко, а другая – черно-белая, некоторые изображения как будто специально испорчены (слишком темные или слишком светлые). За основу картины был взят знаменитый рекламный снимок звезды. Множество практически одинаковых, но все-таки отличающихся друг от друга некоторыми деталями, портретов хорошо передает множественность образов актрисы. В этой работе,как и в других работах поп-арта, использованы яркие ненатуральные цвета, а для создания такого количества портретов Уорхол прибегает к трафаретной печати. Мне кажется, что этим произведением Энди Уорхол хотел указать во-первых, на «растиражированность» популярных личностей, их «многоликость» (цветные портреты), а во-вторых, на то, как эта популярность влияет на эту самую личность (черно-белые портреты).
Итак, приведу сравнительную таблицу
Кубизм (модернизм) | Поп-арт (постмодернизм) |
Блеклость | Яркость |
Живопись | Штамповка |
Слияние | Противопоставление |
Любой человек | Конкретная личность |