Модернизм в искусстве XX века. Истоки модернизма. Стили и направления. Основные художественные особенности модернизма.
Модернизм – общее название для направлений в искусстве начала XX века. Модернизм – это поиск новых творческих путей, это выход из шаблонов и границ, отрыв от традиций.
Не удивительно, что модернизм и, забегая вперед, постмодернизм получили развитие и широкое распространение именно в двадцатом веке, ведь он во многих отношениях стал уникальным в истории человечества: век полетов в космос и мировых войн, пенициллина и ядерных бомб, век Эйнштейна и Гитлера, неклассической науки, время искоренения предрассудков и суеверий. Социо-культурный кризис буржуазной цивилизации, нараставший не одно десятилетие, к началу XX века проявился в полной мере. Оптимизм просвещения исчез, а вера в торжество гуманизма была утеряна. Все это заложило основу нового миропонимания.
Большое количество событий и потрясений повлияли на человечество и, как это всегда бывает, отразились и в искусстве. Конечно, ведь люди творческих занятий не могли оставаться в стороне от перемен эпохи: творец всегда тонко чувствует настроения своего времени. Потеря прежних ориентиров и ценностей, кризис культуры запада, невозможность действовать прежними методами, растерянность, поиски новых смыслов – все это отразилось в творчестве модернистов.
Возникновению модернизма предшествовали концепции искусство для искусства, тенденции эстетизма, субъективизма и формализма. Они коснулись таких направлений, как натурализм, импрессионизм и символизм.
Искусство модернизма не создавалось какой-то определенной группой художников, литераторов или архитекторов - его направления возникали в разные годы и в разных странах. Но, несмотря на различия направлений, модернистов объединяют общие философские основы и идейные поиски.
|
Модернизм в живописи
Хронологические рамки модернизма определить непросто. Если насчет «верхней границы» большинство искусствоведов и культурологов сходятся во мнении и определяют её концом 60-х годов прошлого века, то насчет «нижней границы» единого мнения нет. Кто-то считает началом модернизма появление кубизма, кто-то причисляет к модернизму появившийся незадолго до кубизма фовизм. Некоторые перемещают точку отсчета к концу XIX века или даже ещё дальше – в семидесятые-восьмидесятые года XIX века и уже в символизме видят проявления модернизма (например в картине Врубеля «Демон сидящий»).
Все они по-своему правы. Модернизм появился не внезапно: во многих предшествующих ему направлениях уже можно разглядеть намеки на его появление. Я, пожалуй, придерживаюсь мнения тех, кто считает началом модернизма кубизм. Символизм нельзя считать модернистским течением, несмотря на то, что творчество символистов носило экспериментальный характер, и стремление к новаторству было ему свойственно, символисты не были принципиально направлены против традиционного искусства. Нельзя также в полной мере и фовизм причислить к модернизму. Фовисты в поисках новых форм идут дальше символистов, они уже отказываются от традиций, но у них нет полного отрицания прежних представлений о мире (яркий пример фовизма – «Танец» Матисса). И только в кубизме, появление которого относят к 1907 году, в нем проявляются все черты модернизма.
|
Вот направления модернизма, относящиеся к живописному искусству, которые мне бы хотелось сейчас рассмотреть: кубизм, экспрессионизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм.
КУБИЗМ
Особенности:
>незамысловатые сюжеты картин
>простые, геометрические формы
>фрагментация
>отсутствие интереса к цвету (в отличие от фовизма и импрессионизма)
> предметы и фигуры изображаются как бы с разных точек зрения
> отказ от линейной перспективы и кьяроскуро
Если фовисты и импрессионисты стремились выразить свое личное ощущение определенного объекта или сцены, кубисты стремились изобразить интеллектуальную идею или форму объекта и его связь с другими предметами. Наиболее знаменитыми кубистами являются Пабло Пикассо («Натюрморт с бутылкой ликера», «Ваза, фрукты и бокал», «Авиньонские девицы») и Жорж Брак («Дом в Эстаке», «Большая обнаженная», «Блюдо с фруктами»).
ЭКСПРЕССИОНИЗМ
Это течение возникло перед Первой мировой войной как болезненная реакция на все встряски и события в обществе, связанные с этим временным промежутком. Его предшественником считается постимпрессионизм, но у экспрессионизма есть свои отличительные особенности:
>яркие, контрастные, «кричащие» краски
>резкие, искаженные линии
>использование таких приемов как деформация, смещение, преувеличение, упрощение
>искусство не для воспроизведения действительности, а для выражения эмоций, вызванных ею
>основа произведений – боль, страх, ужас, переживания (это легко заметить даже при сравнении цветов, используемых импрессионистами и экспрессионистами, например, первые использовали более «солнечный», радостный желтый, тогда как вторые резкий, едкий, психоделический желтый)
Наиболее известные художники и их произведения
*Эдвард Мунк, хотя его не всегда относят к этому течению, «Крик»
*Оскар Кокошка «Странствующий рыцарь», «Орфей и Эвридика»,
*Макс Бекман «Ночь», «Морг» и др.
|
ФУТУРИЗМ
Футуристы были революционерами в искусстве. Некоторые из них считали себя сторонниками социальной революции, а свою роль в современном искусстве видели в том, чтобы обновлять его так же, как обновляют общественную жизнь истинные революционеры.
Особенности
>использование таких приемов как: искаженная динамика композиций, мелькающие формы, острые контуры, резкие линии
>цель - синтез звука и изображения: с помощью живописных средств футуристы пытались передать в своих картинах звуки современного города
>основа-футуризм и кубизм, от первого - цветовая палитра, от второго - формы
>преклонение перед технологическим будущим
Основоположниками футуризма были Маринетти (поэт, автор футуритических журналов), Балла («Динамизм собаки на поводке»), Боччони («Атака уланов»), Руссоло («Музыка»), Карло Карра («Похороны анархиста Галли»), Джино Северини («Memories of travel»), Франческо Балилла Прателла (компоитор, сторонник футуризма в музыке).
АБСТРАКЦИОНИЗМ
Абстракционизм заключается в том, что, изображая действительность, художник полностью отказывается от передачи настоящих событий и образов.Он заметно поддался влиянию кубизма, футуризма и экспрессионизма. Иногда абстракционизм выражен в виде четких и упорядоченных линий, фигур и объемов, а в другом случае ему характерно хаотичное расположение цветовых пятен и объемов. Цель художников-абстракционистов заключается в том, чтобы сформировать конкретные ассоциации у зрителя при помощи сочетания цвета и формы.
Основоположником этого течения считают В. В. Кандинского(«Цветной эскиз. Квадраты с концентрическими кругами», «Композиция VIII»). Другие известные художники-абстракционисты: Джексон Поллок («Номер 5»), Пит Мондриан («Композиция с красным, синим и желтым»).
ДАДАИЗМ
Дадаизм, или просто дада, появился во время Первой мировой, а позже слился с экспрессионизмом и сюрреализмом. Этот стиль возник как реакция на ужасы войны, бессмысленность людских смертей. Главными причинами всех военных конфликтов дадаисты считали рационализм и логику, поэтому фундаментом этого художественного движения стали цинизм, отсутствие эстетики, отрицание стандартов, иррациональность и разочарованность.
Художники чаще всего отдавали предпочтение коллажам, а скульпторы — «готовым объектам», такой выбор легко обосновать. Коллаж - техника сама по себе беспорядочная, в каком-то смысле анархическая, с ее помощью рваные кусочки ненужных иллюстраций и строчек текста сами по себе складываются в хаотичное, но все-таки единое целое. В случае со скульптурами все еще проще: в качестве объектов своего творчества дадаисты выбирали предметы, которые не то что невозможно воспринимать как произведения искусства, на них в принципе не принято смотреть: ржавые велосипедные колеса, разбитые бутылки и мятые консервные банки, старая мебель с рассохшимися досками, выброшенные тряпки и предметы обихода, вышедшие из употребления.
Марсель Дюшан («Фонтан»), Франсис Пикабиа («Вот, это Стиглиц»), Макс Эрнст («Китайский соловей»), Курт Швиттерс («Мерцбау»), Жан Арп («Без названия (Квадраты, расположенные по законам случая)»), Ман Рэй («Рэйограф»).
СЮРРЕАЛИЗМ
Сюрреализм появился из дадаизма, когда тот, разрушая все вокруг, утонул в собственном хаосе. На развитие течения самое большое влияние имел популярный на то время Зигмунд Фрейд и его анализ сновидений. Сон —подсознание, вырывающееся на свободу, когда сознание спит. Сюрреалисты соглашались, что подсознание неисчерпаемо и важно. Мысль субъективна, а искусство должно быть объективным, каким и является сон-подсознание. Сон для сюрреалистов является в некотором роде откровением. Сюрреалисты через искусство стараются освободить свою внутреннюю сущность, подавленную реальностью. Особенности этого направления:
>сюжеты картин похожи на сны
>для сюрреализма характерны аллюзии, парадоксы, визуальные обманы
>твердое – плавится, растекается, а жидкое - каменеет
>через разрушение идет созидание
>сюрреалисты пользуются теми же приемами, что и дадаисты, но для создания эстетики
самые известные сюрреалисты: Андре Бретон (писатель и поэт, основоположник течения), Сальвадор Дали («Постоянство памяти», «Великий мастурбатор», «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», «Искушение святого Антония»), Рене Магритт (был против психоанализа, пытался заставить зрителя задуматься, предметы на его картинах не теряли обычную форму; «Сын человеческий», «Вероломство образов», «Поцелуй», «Голконда»), Пабло Пикассо («Танец», «Поцелуй», «Сон»).
Направления модернизма в литературе
Безусловно, черты, присущие модернизму, его направлениям, в живописи, совпадают и с его чертами в литературе.
Вот направления модернизма, относящиеся к литературному искусству, которые мне бы хотелось сейчас рассмотреть: кубизм, футуризм, акмеизм, имажинизм, сюрреализм.
КУБИЗМ (был вдохновлен кубизмом в живописи)
Литературный кубизм – это изменение взглядов рассказчика. События и люди были описаны сначала от одного персонажа, затем глазами другого, а затем от третьего. Кубисты проявляли интерес больше к внутреннему миру человека, чем к событиям, которые происходили во внешнем объективном мире. Кубизм в литературе обращает свое внимание на психику, подсознание, творческую абстракцию. Многие писатели литературного кубизма использовали слова и структуру предложений, чтобы захватить мысль. Чтобы достичь этого, они отошли от традиционного стиля письма, от логики и ясности и пытались изобразить мысль случайным и нелогичным образом.
Представители: Блез Кендрарс Макс Джейкоб Гертруда Стейн
ФУТУРИЗМ
Футуристы применяли жаргон и вульгарные лексические обороты, использовали язык документов и афиш, придумывали новые слова. Футуризм, как и другие модернистские направления, отрицал старые нормы и классические традиции, но он отличался крайней экстремизмом, полным нигилистическим отрицанием всего предыдущего художественного опыта. Всемирной исторической задачей футуризма, по мнению Маринетти, основателя футуризма, было «ежедневно плевать на алтарь искусства».
Общественно-политическая ситуация, сложившийся в России в начале ХХ века, привела к тому, что футуризм в России привлек к себе большое внимание молодых поэтов-авангардистов, которые в 1910-1914 годах, создали сразу несколько различных группировок этого движения:
>Кубофутуристы, объединившиеся в группу «Гилея» и называвшие себя «будетляне»: Давид Бурлюк, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Алексей Крученых, Василий Каменский, Бенедикт Лившиц.
>Московские эгофутуристы умеренного крыла, создавшие группу «Мезонин поэзии» — Вадим Шершневич, И. Лотарев, Р. Ивнев
>Петербургские эгофутуристы - Игорь Северянин, Иван Игнатьев, Г. Иванов;
>Футуристическая группа «Центрифуга» - Николай Асеев, Сергей Бобров, Борис Пастернак.
АКМЕИЗМ
Акмеизм появился в противовес символизму и его крайностям. Акмеисты боролись за возращение поэтическому слову ясности и материальности, за отказ от мистицизма при описании действительности (как это было принято в символизме). Его сторонники выступали за точность слова, предметность тем и образов, принятие окружающего мира во всем его многообразии, красочности, звучности и осязаемой конкретности. Стихи-поэтов акмеистов отличаются не только удивительной красотой, но еще и точностью, предельно простым смыслом, понятным для любого читателя. Произведения акмеистов призваны передавать именно тот смысл, который в них заложен первоначально, нет преувеличений или сравнений, практически не используются метафоры и гиперболы. Поэтам-акмеистам была чужда агрессивность, политические и социальные темы их не интересовали, большое значение придается высшим человеческим ценностям, духовному миру человека. Их стихи очень легки для понимания, слухового восприятия и запоминания, ведь сложные вещи в их талантливом описании становятся простыми и понятными для каждого из нас.
Основоположниками акмеизма считаются такие русские поэты Серебряного века как Николай Гумилёв, Анна Ахматова и Сергей Городецкий, позже к ним присоединился О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Зенкевич.
ИМАЖИНИЗМ
Имажинизм как литературное направление в русской поэзии возникло после Великой Октябрьской Революции в 1918 году под влиянием основных идей футуризма. Его идейные основатели - Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершневич и Сергей Есенин. Целью своего творчества имажинисты называли создание литературных образов, для их появления обязательно использование метафоры.
Творчество имажинистов характеризуется присутствием эпатажных литературных приемов, анархических мотивов, намеренным разрушением значения слов, которое достигалось сопоставлением совершенно непохожих предметов, объектов или явлений («ресницы стучат в тишине как копыта»).
СЮРРЕАЛИЗМ
Под понятием сюрреализма понимают направление, целью которого было познание глубин человеческого подсознания, приобщение к сверхъестественным явлениям и создание другой реальности, отличной от существующей. Он стал олицетворением кризиса капиталистического строя и достиг особой популярности в период Первой и Второй мировых войн. Обратные стороны окружающей реальности были воплощены в живописи Сальвадора Дали и Макса Эрнста, литературном наследии Андре Бретона, Луи Арагона, Рене Шара, Анри Мишо, Робера Десноса, Поля Элюара.
Модернизм в музыке XX века это решительный отказ от предыдущих традиций. Это было время исчезновения дворянства как класса, поэтому наблюдалась перемена в иерархии жанров. Симфония и опера постепенно теряли своё значение, а на первый план выходили малые инструментальные жанры, которые позволяли композиторам экспериментировать. В этот период композиторы обращались к тем средствам, которые позволили бы им отобразить их тягу к необычному искусству. Это были нетрадиционные инструменты, поиски в области звука, иная гармоническая система, старинная музыка, фольклор.
В этот период появилось большое количество талантливых композиторов. В Австрии это А. Берг,А. Шёнберг и А. Веберн; во Франции – К. Дебюсси, Ф. Пуленк, Э. Сати, М. Равель. В Германии выделяются К. Вайль, Р. Штраус, К. Орф, П. Хиндемит. В России в определённый период творчества творили С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, И.Ф. Стравинский. В Англии наиболее ярко себя проявил Б. Бриттен, в Венгрии – З. Кодай и Б. Барток, в Финляндии – Я. Сибелиус; в США – выдающийся композитор Дж. Гершвин. Разумеется, это далеко не полный перечень.
Термин «модернизм» в архитектуре стал широко использоваться только с 1960-х годов, именовался и как «новая архитектура», «современная архитектура», современное движение. На модернизм повлияли промышленная революция, научно-технического прогресс, появление новых строительных технологий (многоэтажного каркаса, большепролётных металлических конструкций и сплошного остекления, пассажирского лифта, железобетона), существенно расширивших возможности архитекторов. В архитектуре этого периода легко увидеть общие особенности: проектирование массового жилья, прямоугольные объёмы, ленточное застекление, плоская кровля, светлый цвет стен, свободный план и т.д.
Примеры: «Дом-Ино» Ле Корбюзье,«Башня III Интернационала» В.Е. Татлина
Первые постройки модернизма датируются преимущественно серединой 1920-х годов: павильон «Махорка» на ВСХВ в Москве (К.С. Мельников; не сохранился), дом Шрёдер в Утрехте (Г. Ритвелд), дома Р. Ла Роша и А. Жаннере в Париже (Ле Корбюзье) и др.
В разных странах возникают различные архитектурные течения модернизма: конструктивизм, функционализм, рационализм, супрематизм, техницизм, утилитаризм, интернациональный стиль и др.Главными идеологами архитектуры модернизма выступили: Ле Корбюзье; В. Гропиус, Б. Таут в Германии, З. Гидеон в Швейцарии; М.Я. Гинзбург. Была создана объединившая архитекторов модернизма организация - Международные конгрессы современной архитектуры.