Сюжетно-ролевые игры детей старшей группы детского сада




Игра «Детский сад»

Цель. Закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада. Воспитание интереса и уважения к их тру­ду. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрос­лых для них, желания оказать им посильную помощь. Развитие умения применять полученные знания в кол­лективной творческой игре.

Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, на­бор «Доктор», игрушечный телефон, предметы-замес­тители.

Подготовка к игре. Экскурсия в кабинет врача. Вне­сение атрибутов для организации игры в «детского вра­ча». Чтение рассказа А. Кардашовой «Наш доктор». Наблюдение труда прачки. Организация труда детей — стирка кукольного белья. Экскурсия на кухню. Занятие «Испечем для себя и малышей булочки». Лепка продуктов для игры в «повара». Беседа «Кто и как работает в на­шем детском саду». Рисование на эту тему. Внесение атрибутов для организации коллективной игры в «детс­кий сад».

Игровые роли. Врач, медицинская сестра, воспита­тель, заведующая, музыкальный работник, няня, по­вар.

Ход игры. Перед началом игры воспитатель проводит предварительную работу. Вместе с ребятами посещают медицинский кабинет, кухню, прачечную, зал ритми­ки, кабинет заведующей и беседуют с медицинской се­строй и врачом, поваром, прачкой, заведующей об их работе.

После этого в группе воспитатель проводит беседу «Кто и как работает в нашем детском саду», обобщает зна­ния, полученные на экскурсии. Затем с детьми можно поиграть в игру «Режим дня», тем самым, наметив план игры.

Также с детьми можно прочитать рассказы и стихи о детском саде и приготовить необходимые атрибуты к игре: инструменты для доктора, кукольную посуду и т. д.

Далее воспитатель может предложить детям поиграть самостоятельно, если же у детей еще не возникло долж­ного интереса к игре, педагог может выступить в игре как равноправный партнер, выполняя главную или второсте­пенную роль, косвенно влияя на изменение игровой сре­ды, он может вести коррекцию игровых отношений.

К примеру, он может предложить детям следующие роли: «врач», «медицинская сестра», «воспитатель», «за­ведующая», «музыкальный работник», «няня», «повар». Когда все роли будут распределены, педагог побуждает детей к игре: «Сейчас нужно провести зарядку с кукла­ми, потом посадить их завтракать». «Няне нужно быст­ро сходить на кухню и принести завтрак». «После завт­рака надо идти на осмотр к врачу».

После завтрака «врач» и «медицинская сестра» вни­мательно осматривают «детей», каждому дают рекомен­дации. Один ребенок заболел и «воспитательнице» нужно позвонить по телефону родителям: «Ваша дочка заболе­ла, ее надо забрать из детского сада». После медицинс­кого осмотра «детям» нужно идти на «музыкальное заня­тие» и т. д.

По ходу игры воспитатель следит за правильным раз­витием сюжета, сглаживает возникающие конфликты, советует, что можно придумать еще, при желании детей вводит новые роли.

Игра «Семья»

Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствование умения самостоя­тельно создавать для задуманного сюжета игровую об­становку. Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и др.).

Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, мебель, игровые атрибуты (передники, косынки), музыкальные инструменты, предметы-заместители.

Подготовка к игре. Игры-занятия «Как будто дома у нас младенец», «Как будто дома папа и дедушка, а мамы нет дома», «Мамин праздник», «Праздник в семье», «День рождения куклы». Беседы о взаимоотношениях в семье. Совместные игры с детьми подготовительной и младшей групп.

Игровые роли. Дедушка, бабушка, внук, внучка, мама, папа, брат, сестра.

Ход игры. С целью развития игры воспитатель может сначала побеседовать с детьми на тему «Где работают родители». Раскрыть нравственную сущность деятельно­сти взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Далее педагог побуждает детей творчески воспроиз­водить в играх быт семьи. Предлагает ребятам соору­дить постройку дома по представлению, используя строительный материал. Во время постройки дома учит детей договариваться о совместных действиях, состав­лять предварительный план конструкции, доводить работу до конца. Затем вносит игрушки (куклы, ме бель, посуду и др.), игровые атрибуты (передники, косынки).

После этого педагог совместно с детьми разбирает следующие игровые ситуации: «Когда мамы нет дома», «К нам пришли гости», «Я помогаю маме», «Семейный праздник» и т. д.

Игру «Когда мамы нет дома» можно организовать со­вместно с младшими детьми, предварительно объяснив цель совместной игры: научить малышей распределять роли, планировать игру, играть самостоятельно.

Игра «К нам пришли гости» должна научить детей, как правильно приглашать в гости, встречать гостей, вру­чать подарок, вести себя за столом.

В игре «Я помогаю маме» воспитателю необходимо вносить в нее элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, ремонт книг, уборка помещения. По ходу игры педагог должен подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать соб­ственные самоделки, применять природный материал.

В сюжеты любимых детских игр педагог должен вно­сить новое содержание. Например, игра «Семейный праздник» предполагает показ в детском саду концерта, используя детские музыкальные инструменты: рояль, ме­таллофон, бубен, трещетки, дудки, треугольники и др. «Члены семьи» исполняют песни и пляски, читают сти­хи, шутят, загадывают загадки. Эта игра требует пред­варительной работы, воспитатель заранее совместно с детьми по их желанию может распределить кто и что бу­дет делать на празднике.

Также педагог может объединять игры, близкие по тематике, создавая возможность длительных коллектив­ных игр, например: «Семья» и «Школа».

Игра «Школа»

Цель. Формирование умения творчески развивать сю­жет игры. Обучение детей справедливо распределять роли в играх. Побуждение детей воспроизводить в играх бы­товой и общественно полезный труд взрослых.

Игровой материал. Куклы, мебель, строительный материал', игровые атрибуты (журнал, тетради, ручки, карандаши), предметы-заместители.

Подготовка к игре. Экскурсия в школу. Беседа с учи­телем 1-го класса. Чтение произведений Л. Воронко-вой «Подружки идут в школу» или Э. Мошковской «Мы играем в школу» и др. Совместные игры с детьми под­готовительной группы.

Игровые роли. Учитель, ученики.

Ход игры. Перед тем как начать игру, воспитатель организует экскурсию в школу. Там ребята знакомятся с учителями, ребятами-школьниками, беседуют с ними. Также необходимо провести ребят по всей шко­ле: показать классы, столовую, мастерские, раздевал­ку и т. д. Затем в группе обсудить свои впечатления о школе.

Потом для дальнейшего обогащения знаний о шко­ле воспитатель читает детям произведение Л. Ворон-ковой «Подружки идут в школу» (или Э. Мошковской «Мы играем в школу» и др.). После этого следует бесе­да о том, что значит быть школьником, кто преподает урок, какие принадлежности есть у школьника, и т. д. Также педагог помогает детям в овладении выразитель­ными средствами реализации роли (интонация, мими­ка, жесты).

Совместно с детьми педагог может изготовить атри­буты для игры: журнал для учителя, повязки для дежур­ных и т. д.

В процессе игры при постройке здания школы или класса педагог развивает конструкторское творчество и сообразительность детей, поощряет сооруженрте взаимо­связанных построек (улица, школа, парк культуры, мост, подземный переход); предлагает использовать в постройках вспомогательный материал (шнуры, колыш­ки, дощечки, шишки, проволоку и др.).

Приемы руководства данной игрой различны: испол­нение воспитателем роли «учителя», беседы с детьми о том, как они будут играть, совместная постройка шко­лы, класса. Использование таких приемов способствует самостоятельной организации детьми игр, где они дей­ствуют в соответствии со своими избирательными инте­ресами (проводят уроки чтения, физкультуры, матема­тики).

Выступая как равноправный партнер или выполняя главную (второстепенную) роль, педагог должен кос­венно влиять на изменение игровой среды, вести кор­рекцию игровых отношений.

Воспитатель также должен способствовать воспроиз­ведению в играх бытового и общественно полезного тру­да взрослых. Закреплять знания Правил дорожного дви­жения (дорога из дома в школу и обратно), объединять игры, близкие по тематике, создавая возможность дли­тельных коллективных игр: «Семья» — «Школа» — «До­рога в школу» — «Путешествие по городу».

Игра «Путешествие»

Цель. Формирование умения творчески развивать сю­жет игры. Знакомство с трудом постового. Закрепление представлений детей о труде взрослых на речном вокза­ле, на теплоходе. Закрепление и обобщение знаний о труде работников села. Воспитание уважительного от­ношения к труду. Знакомство с жизнью людей на Севе­ре и на юге нашей страны.

Игровой материал. Строительный материал, техничес­кие игрушки: заводные машины, катера, теплоходы, руль, одежда для моряков, набор «Дорожные знаки», набор иг­рушечных животных и птиц, предметы-заместители.

Подготовка к игре. Экскурсия на речной вокзал, на теп­лоход. Беседа с милиционером, работниками флота, тру­жениками села. Чтение произведений М. Ильина, Е. Сегала «Машины на нашей улице»; А. Соколовского «Здравствуйте, товарищ, милиционер!»; М. Маркова «Про Топку-моряка»; Ф. Льва «Мы плывем на самоходке»; Л. Воронковой «Таня въезжает в деревню»; П. Донченко «Петрусь и золотое яичко»; Г. Юрмина «Все работы хоро­ши!»; С. Баруздина «Страна, где мы живем»; А. Членова «Как Алешка жил на Севере»; Б. Житкова «Что я видел?». Изготовление атрибутов для игры: погоны милицейские, повязки дежурного, нагрудные (нарукавные) знаки, вы­вески «Милиция», «Пост ГАИ», «Бюро находок»; лепка из разноцветного пластилина судов с разными «огнями».

Игровые роли. Милиционер, начальник порта, кас­сир, продавец, дежурный, капитан, боцман, матрос, кок, судовой врач, доярка, птичница, оленеводы, ле­сорубы, геологи, пограничники, садоводы и т. д.

Ход игры. Игра «Путешествие» является одной из лю­бимых детских игр. Ее можно реализовывать в различ­ных вариантах, например: «Путешествие по городу», «Пу­тешествие по реке», «Путешествие в деревню», «Мы от­правляемся на Север», «Мы едем на юг» и др.

Начиная игру «Путешествие по городу», воспитатель прежде всего может провести экскурсию с целью озна­комления с достопримечательностями города, построй­ками, с работой милиционера и т. д. В группе обсу­дить виденное, обобщить знания, ответить на интересу­ющие детей вопросы.

Затем педагог может познакомить детей с произведе­ниями М. Ильина, Е. Сегала «Машины на нашей ули­це»; А. Соколовского «Здравствуйте, товарищ, мили­ционер!». Обсудить нравственный смысл деятельности людей, характер их взаимоотношений. Совместно изго­товить атрибуты для игры: погоны милицейские, повяз­ки дежурного, нагрудные (нарукавные) знаки, вывески «Милиция», «Пост ГАИ», «Бюро находок».

Далее педагог может предложить детям соорудить по­стройки по представлению и образцу (рисунок, фото­графия, схема). При обыгрывании постройки исполь­зовать мелкие резиновые и пластмассовые игрушки, пред­меты (электрический фонарик, насос).

Во время самостоятельной игры детей педагог учит подбирать нужный игровой и рабочий материал, договариваться о совместных играх, выполнять правила поведения в коллективной игре: делиться игрушками, играть дружно, помогать товарищу.

В игре «Путешествие по реке (озеру, морю)» роль вос­питателя заключается в планомерном и систематическом сообщении детям сведений о деятельности и взаимоотно­шениях речников.

Прежде всего, воспитатель проводит экскурсию в порт, чтобы закрепить представления детей о труде взрос­лых на речном вокзале, показать его значимость в жизни людей города (труд кассира, продавца, дежурного). Во время экскурсии дети узнают, что такое порт. Воспитатель рассказывает детям о том, что порт — специальное место для стоянки судов. Территория порта большая. Его сооружения располагаются и на берегу, и на воде. Дети наблюдают прибытие и отправление от причалов грузовых и пассажирских судов. С целью обогащения представлений детей о труде взрослых в речном порту они также могут понаблюдать за работой кассира, про­давцов буфета, книжного киоска, работников почты, дежурного по вокзалу. При этом воспитатель должен подвести детей к мысли о важности труда людей разных профессий.

Далее ребята могут побывать на теплоходе: осмотреть его, совместно с воспитателем повторить название от­дельных частей судна (борт, нос, капитанский мостик, трап, мачта). Здесь же дети могут понаблюдать за рабо­той матросов (матрос убирает и подает трап, делает при­борку на палубе, объясняет пассажирам, как сойти на причал). При наблюдении за работой матросов воспи­татель обращает внимание детей на слаженность их дей­ствий, взаимопомощь, четкое выполнение всех команд капитана, заботливое отношение к пассажирам.

Общение детей с капитаном пассажирского теплохода, его рассказ помогут детям узнать, куда можно плыть по реке из нашего порта и откуда прибывают суда.

По возвращении в группу педагог беседует с детьми о труде взрослых на теплоходе и в порту, об их вза­имоотношениях, вызывает добрые чувства, желание подражать смелым и дружным речникам.

 

Далее для более глубокого осознания труда речни­ков, их взаимоотношений воспитатель может использо­вать отрывки из книг М. Маркова «Про Топку-моря­ка», Ф. Льва «Мы плывем на самоходке», в ходе чего ребята узнают, что самый главный на судне — капитан. Ему подчиняются все члены команды. Он стоит на ка­питанском мостике, который называется ходовым: от­сюда управляют ходом судна. Здесь и руль поворачива­ют, и тут все приборы, по которым можно определить, где находится теплоход, когда берегов не видно. Капи­тан видит впереди сигнальные огни — белый и зеленый. Он знает, что это идет навстречу самоходка с нефтью. А если видит только белый огонек, это значит, что идет пассажирское судно. Капитан знает, если вдали мигает зеленый огонек, то это маяк на берегу. Очень много должен знать капитан.

После чтения и рассматривания иллюстраций дети от­вечают на вопросы: «Кто главный на судне? Кто под­чиняется капитану? Что видит капитан с ходового мос­тика? Как он узнает, какие суда идут навстречу?».

При рассматривании иллюстраций, изображающих различные суда, воспитатель задает детям вопросы: «Ка­кие бывают грузовые суда? Что они перевозят?».

Затем ребята из строительного материала могут пост­роить суда, причалы, вокзал.

Для обогащения игровых действий педагог может ис­пользовать беседы и рассказы детей об играх. В процес­се рассказывания актуализируются детские представле­ния, усиливается работа воображения, возникают твор­ческие игровые замыслы, совершенствуется речь детей. Детям, например, предлагается рассказать, как они иг­рали бы с игрушками (в набор входят катера, теплохо­ды, машины).

Вопросы воспитателя, обращенные к детям в ходе иг­ры, также способствуют ее обогащению и развитию. Так, построен порт, баржа. Вопросы: «Куда же баржу буксируют? Что она повезет?» заставляют детей вспом­нить, что они знают о движении по реке. Эффектив­ным приемом руководства детской игрой является ис­пользование карты-схемы реки. Вместе с воспитателем дети вырезают и наклеивают контуры размещения род­ного края. Возле известных им крупных городов изо­бражение того, что изготавливается в них, чем богат край.

Чтобы закрепить у детей интерес к реке, к движу­щемуся по ней транспорту, воспитатель просит родите­лей совершать с ними вечерние прогулки к реке. Учас­тие родителей в педагогическом процессе по ознакомле­нию детей с окружающим обеспечивает непрерывность этого процесса, в большей мере формирует опыт эмо­ционального отношения ребенка к миру в силу близости общения взрослых и детей.

Одним из этапов при развитии игры может быть со­ставление детьми рассказов на тему: «Какие суда мы ви­дели на реке». Приобретенные детьми знания находят отражение в лепке, рисовании, конструировании. Дети рисуют, лепят, строят не просто суда, а теплоходы, самоходки, ракеты, танкеры. Все вылепленные из раз­ноцветного пластилина суда имеют разные «огни».

Затем воспитатель может предложить поиграть в игру самостоятельно. Если же такое предложение вызывает затруднения, педагог дает детям представление о труде команды теплохода и о том, куда можно плыть. «Капи­тан» следит за порядком на судне, четко отдает прика­зы, контролирует их выполнение. На теплоходе идет дружная работа команды: на остановках «боцман» руководит уборкой на корабле, «матросы», выполняя его распоряжение, усердно делают уборку на палубе, «кок» вовремя кормит «команду» обедами, судовой «врач» ос­матривает команду и т. д.

В этой игре педагог подводит детей к возможности объединить несколько сюжетных линий. В ходе могут появляться «почта», «магазин», «медпункт» и др.

Подготовку к игре «Путешествие в деревню» педагог начинает с чтения произведений Л. Воронковой «Таня въезжает в деревню», П. Донченко «Петрусь и золотое яичко», Г. Юрмина «Все работы хороши!», рассмат­ривает с детьми иллюстративный матерная, рассказы­вает на тему «Что я видела в деревне», проводит беседу «О труде работников села».

С целью воплощения в игре положительного игрового поведения педагог может обсудить с детьми характерис­тику тружеников колхоза, например, доярка встает рано, чтобы успеть подготовить корм для коров и телят, поит их и моет, доит коров, помогает в работе своим товари­щам и т. д.

Педагог предлагает детям примерные сюжеты игр: «Уборка урожая в колхозе», «Наша животноводческая ферма», «Праздник урожая в колхозе», «В гостях у бабушки», «Экскурсия на птицеферму», «Концерт для тружеников села», помогает детям в составлении пла­нов-сюжетов, в отборе эпизодов, которые можно включить в игру, в выделении действующих лиц (персо­нажей).

После игры педагог совместно с детьми обсуждает поведение участников: средства передачи роли, ролевые отношения, умение выполнять усвоенные нормы и пра­вила (культуры поведения, дружеских коллективных вза­имоотношений).

Для создания интереса к сюжету игры «Мы отправ­ляемся на Север» ребятам воспитатель может прочитать «письмо» из Якутии с приглашением в гости, показать открытки с изображением жизни людей на Севере или кратко рассказать об отдельных якутских городах и се­лах, предложить ребятам «отправиться» в путешествие на Север, порекомендовать, чтобы они обсудили отдель­ные роли, раскрыть нравственный смысл труда взрос­лых людей (оленеводы, лесорубы, геологи, погранич­ники и др.)..

В целях создания устойчивого интереса к теме игры педагог может предложить ребятам рассматривание ил­люстративного материала, составить рассказ на тему «Что я видел?», чтение произведений, например, С. Баруз­дина «Страна, где мы живем», А. Членова «Как Алеш­ка жил на Севере»), Б. Житкова «Что я видел?».

Вызвать интерес к сюжету игры «Мы едем на юг» мож­но чтением письма от детей-грузин и показать фотогра­фии, открытки, игрушки.

Игра «Завод»

Цель. Формирование умения творчески развивать сю­жет игры. Закрепление знаний о различных видах транс­порта: наземном, водном, воздушном. Расширение зна­ний о работе водителей, моряков, летчиков. Ознаком­ление ребят с работой автовокзала, речного вокзала, железнодорожного вокзала, аэропорта, расширение зна­ний детей о рабочих профессиях.

Игровой материал. Строительный материал, техничес­кие игрушки: заводные машины, автобусы, катера, теп доходы, самолеты, вертолеты, поезда, предметы-заме­стители.

Подготовка к игре. Экскурсия на автовокзал, автоза­вод, речной вокзал, судостроительный завод, железно­дорожный вокзал, вагоностроительный завод, аэропорт, вертолетный завод, авиазавод. Беседа с работниками ав­товокзала, речного вокзала, аэропорта, с рабочими за­водов. Чтение произведений «На аэродроме» И. Ви­нокурова, «Вертолет» Ф. Лева, «Дом в космосе» М. Реброва, «Человек поднялся в небо» К. Арона. Изготовле­ние атрибутов для игр. Лепка транспорта.

Игровые роли. Шофер, пассажир, старший строитель, газорезчик, инженеры, механики, монтажники, тех­ник, радист, бензозаправщик, мойщик, шофер сопро­водительной машины, диспетчер пульта управления по­летом и др.

Ход игры. Игру «Завод» можно проводить в различных вариантах и использовать следующие сюжеты: «Автоза­вод», «Судостроительный завод», «Вагоностроительный завод», «Вертолетный завод», «Авиазавод» и др.

Перед началом игры педагог может организовать экс­курсии на автовокзал, автозавод, речной вокзал, судо­строительный завод, железнодорожный вокзал, вагоно­строительный завод, аэропорт, вертолетный завод, авиа­завод. Там побеседовать с работниками автовокзала, реч­ного вокзала, аэропорта, с рабочими заводов и т. д.

С целью обогащения содержания игры и активизации имеющихся у детей знаний педагог в группе проводит беседу «О труде работников автомобильного, судоход­ного, железнодорожного, воздушного транспорта», по­буждает детей составить рассказ на заданные темы.

Во время игры «Автозавод» педагог поощряет соору­жение построек из строительного материала (машина, автобус, грузовик, троллейбус) по образцу или пред­ставлению, развивает конструкторские умения, учит соблюдать в постройках симметрию, пропорции частей.

Также воспитатель в процессе игры расширяет знания детей о рабочих профессиях, беседует о работе родите­лей, читает литературные произведения, поощряет со­здание устойчивых игровых объединений, члены кото­рых умеют самостоятельно договариваться о совместной игре, проявляют добрые отношения при выполнении игровых действий.

В игре «Судостроительный завод» педагог учит вы­полнять постройку в соответствии с поставленными ус­ловиями: строить несколько видов (2—3) кораблей по представлению, соблюдать зависимость конструкции со­оружения от назначения (например, военный корабль, теплоход, китобой), предлагает членам бригады (по 6—7 человек в каждой) в конце работы рассказать о своем сооружении.

Для обогащения сюжета игры воспитатель использует игровые проблемные ситуации: «На заводе большой праз­дник — спуск корабля на воду», «Капитан принимает корабль», «Корабли отправляются в первое плавание-испытание», предлагает примерные сюжеты игр: «Мы — капитаны», «Рождение корабля», «Первое путешествие». В начале игры педагог обращает внимание на новые роли: старший строитель (сдает рапорт о готовности кораблей), газорезчик (перерезает стапельную рейку), инженеры, механики, монтажники.

С целью обогащения содержания игры «Вагонострои­тельный завод», активизации имеющихся у детей зна­ний педагог предлагает примерные сюжеты игр: «Поезд доставляет тракторы по месту назначения», «Поезд со­вершает рейс», «На железнодорожном вокзале» и т. д.

В процессе игры поощряет сооружение построек па­ровоз, тепловоз, электропоезд по образцу или представ­лению, вносит в строительство дополнения: семафор, туннель, домик стрелочника и др. При оценке работы обращает внимание на сходство постройки с образцом и ее прочность.

В дальнейшем внимательно и тактично наблюдает за играющими детьми, при необходимости использу­ет косвенные приемы руководства (вопрос, подсказ­ку, изменение игровой среды). Вопросы типа: «Что значит маршрут следования?», Где нужно приобре­тать билеты на поезд? Что есть на железнодорожном вокзале? Для чего нужна комната «Матери и ребен­ка»? и т. д.».

В игре «Авиазавод» педагог расширяет знания детей о воздушно-транспортных средствах, о работе летчиков. Воспитатель может рассказать ребятам о слаженной ра­боте членов экипажа, обслуживающего полет персонала (техника, радиста, бензозаправщика, мойщика, шофера сопроводительной машины, диспетчера пульта управле­ния полетом). Совместно с детьми обсуждает содержа­ние постройки для предстоящей игры, игровую атрибу­тику при сооружении самолета выделяет его части: фю­зеляж, крылья, хвостовое отделение, двигатель, шас­си, воздушный винт. Помогает ребятам сооружать на участке постройки из снега, используя дополнительный материал (фанеру, веревку, куски материи и др.) и рас­крашивая их разведенной гуашью.

Также педагог побуждает детей к использованию в игре приобретенных знаний и умений при чтении произведе­ний о труде летчиков, космонавтов, например, «На аэро­дроме» И. Винокурова, «Вертолет» Ф. Лева, «Дом в кос мосе» М. Реброва, «Человек поднялся в небо» К. Аро­на, «День космонавтики» А. Митяева.

Выступая как равноправный партнер по игре (член экипажа, пассажир) или выполняя главную роль (на­чальник управления полетом), педагог корректирует ро­левые отношения между играющими детьми, при необ­ходимости помогает по ходу игры дополнять игровой материал.

В целях оказания влияния на содержание сюжета, усложнение способов отображения действий воспитатель может предложить игровые ситуации: «Санитарный са­молет спешит на помощь геологам (полярникам, чаба­нам)», «Летчики сельскохозяйственной авиации помо­гают колхозу», «Летчики тушат пожар в лесу», «Откры­ваем авиалинию на Северный полюс».

В игре «Аэропорт» в целях творческого развития сю­жетов игры педагог знакомит ребят с работой аэропор­та, в котором находится ряд служб по подготовке и уп­равлению полетом: аэровокзал, узел управления поле­том, взлетная полоса, ангар, склады горюче-смазочных материалов. Раскрывает нравственный смысл трудовой деятельности работников аэропорта, характер их взаи­моотношений по службе и в быту.

Игра «Летчики»

Цель. Формирование умения творчески развивать сю­жет игры. Закрепление знаний о воздушном транспор­те. Расширение знаний о работе летчиков. Знакомство ребят с работой аэропорта.

Игровой материал. Строительный материал, игруш­ка-самолет, пропеллер, крылья, куклы, предметы-за­местители.

Подготовка к игре. Экскурсия в аэропорт. Беседа с работниками аэропорта. Чтение произведений «На аэро­дроме» И. Винокурова. Просмотр фильма о летчиках. Рисование самолета. Лепка самолета. Изготовление ат­рибутов для игры.

Игровые роли. Летчик, стюардесса, контролер, пас­сажиры.

Ход игры. Подготовку к игре воспитателю следует на­чать с организации наблюдений детей за самолетами. Во время таких наблюдений надо объяснить детям, что самолет очень большой, он высоко и быстро летает, что самолетом управляет летчик, на самолете возят людей.

Затем можно научить детей изображать летящий са­молет. Воспитатель предлагает: «Летите, как самолет». Дети бегут, распластав руки, как крылья самолета.

На занятии воспитатель может предложить ребятам нарисовать летящий самолет или самолеты.

Рассмотрев с детьми картинки, изображающие летя­щий самолет, самолет на аэродроме, самолет с сидя­щим летчиком и т. д., педагог разъясняет все, что ре­бятам непонятно, проводит беседы по содержанию рас­смотренных картинок. После этого можно дать детям для игры игрушечный самолет, предварительно обыг­рав его.

Следующий этап в подготовке сюжетно-ролевой игры — это обучение детей подвижной игре, в кото­рой они изображают летчиков. Летчики, готовясь к полету, заводят мотор, по сигналу воспитателя под­нимаются в воздух и приземляются, каждый в опреде­ленном, отведенном ему месте.

Последним звеном в подготовке детей к сюжетно-ролевой игре должен быть показ фильма, в котором изоб­ражены самолеты и работа летчика. Очень важно, чтобы в результате просмотра фильма (или фильмов) дети по­няли, что летчик сильный, смелый, помогает людям: привозит врача к больному ребенку или доставляет ребенка в больницу, перевозит людей, продукты и т. д. Педаго­гу нужно так рассказывать о летчике, чтобы детям захо­телось подражать ему.

После подготовительной работы можно начинать игру. Для этого педагогу совместно с детьми надо сделать из картона пропеллер и крылья для самолета, шлем и очки для летчика. Соорудив самолет из стульев, надо при­крепить к нему крылья и пропеллер. Затем летчик в шлеме и очках с помощью воспитателя заводит мотор и готовит самолет к полету. Пассажиры собираются в до­рогу: они одевают детей, пакуют вещи, покупают еду, приобретают билеты на самолет, едут в аэропорт. Там контролер проверяет у пассажиров билеты, помогает им разместиться в самолете. По сигналу педагога самолет поднимается в воздух. Во время полета пассажиры едят, кормят детей, смотрят в окна, рассматривают предлага­емые им книги и т. д. Стюардесса им помогает, отвеча­ет на вопросы. Во время посадки летчик осматривает самолет, мотор, заправляет самолет бензином, заводит мотор и ведет свой самолет дальше.

Такая схема игры может видоизменяться воспитате­лем по его усмотрению. В дальнейшем педагог должен направлять ход игры, поощряя всякие нововведения, предлагаемые детьми. Также развитие, обогащение игры может идти и за счет объединения ее с другими сюжет­ными играми. Например, к этой игре могут быть под­ключены темы «Магазин» (дети покупают в дорогу еду, сласти, игрушки детям, книжки и т. д.), «Переезд на дачу» (детского сада или родителей с детьми), «Авто­бус» (на котором едут в аэропорт и с аэропорта), «Док­тор» и т. д.

Воспитатель должен следить за игрой, важно лишь, чтобы, играя, дети изменяли сюжет, а не повторяли каж­дый раз одно и то же.

Игра «Российская Армия»

Цель. Формирование умения творчески развивать сю­жет игры. Формирование у дошкольников конкретных представлений о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Обогащение знаний детей о подвиге воинов-танкистов и воинов-моряков в родном городе. Расширение представлений детей о ти­пах военных кораблей: подводная лодка, крейсер, эс­минец, авианосец, ракетный катер, танкодесантный корабль. Воспитание у детей чувства патриотизма, гор­дости за свою Родину, восхищения героизмом людей.

Игровой материал. Строительный материал, пилот­ки, косынки, сумочки для медицинских сестер, мешоч­ки с песком, шлемы, предметы-заместители.

Подготовка к игре. Экскурсии к памятникам, к мес­там боевой славы. Рассматривание иллюстративного материала по теме. Чтение произведений Л. Кассиля «Памятник советскому солдату», В. Никольского «Что умеют танкисты» из книги «Солдатская школа», Я. Длугаленского «Что умеют солдаты» из книги «Не потеряйте знамя». Составление альбома о воинах-героях. Изготов­ление атрибутов для игр. Лепка танка, военного корабля, конструирование из строительного материала бое­вой техники.

Игровые роли. Танкист, солдат, медсестра, капитан, матрос.

Ход игры. Данная игра может быть представлена в раз­личных вариантах: «Танкисты», «Боевая пехота», «Во­енные корабли» и т. д.

В первую очередь при подготовке к серии игр детей старшей группы необходимо познакомить с па­мятниками, которые увековечивают подвиг нашего на­рода в годы Великой Отечественной войны. Это обе­лиски, монументы, памятники-пушки, памятники-тан­ки, памятники-самолеты, памятники-корабли, установ­ленные в честь освобождения родного края. С детьми педагог должен организовать экскурсии к местам боевой славы.

После экскурсии воспитатель беседует с ребятами о Российской Армии, чтобы сформировать у них пред­ставление о том, что люди чтят память героев. Во время беседы педагог должен рассказать об улице род­ного города, которая носит имя героя-танкиста, ге­роя-летчика, героя-матроса и др. Также воспитатель знакомит детей с изображением различных типов во­енных кораблей: подводная лодка, крейсер, эсминец, авианосец, ракетный катер, танкодесантный корабль и др.

Затем педагог может прочитать детям рассказы Л. Кас­силя «Памятник советскому солдату», В. Никольского «Что умеют танкисты» из книги «Солдатская школа», Я. Длугаленского «Что умеют солдаты» из книги «Не потеряйте знамя».

Совместно с воспитателем и с родителями ребята могут составить альбом о воинах-героях.

Также педагог предлагает детям нарисовать танк, само­лет, военный корабль, боевую машину, бинокли, сле­пить танк или корабль.

Затем воспитатель может предложить коллективную постройку по выбору: танк, военный корабль и др. Во время постройки он должен обращать внимание на зави­симость формы постройки от его назначения, учить де­тей совместно обсуждать план сооружения и организа­цию предметно-игровой среды.

Совместно с педагогом и детьми подготовительной группы ребята могут подготовить атрибуты для игры: пилотки, косынки, сумочки для медицинских сестер, мешочки с песком, шлемы.

Затем воспитатель может организовать военно-спортив­ные игры, в которых дети отражают мирную службу сол­дат-пехотинцев, танкистов, ракетчиков, моряков. Де­тям предлагается выполнять то, что умеют солдаты: стре­лять в цель, быстро переползать от куста к кусту, бе­гать.

Эти упражнения педагог организует на участке детс­кого сада. Воспитатель сначала берет на себя роль «Ко­мандира», он следит за правильным выполнением дви­жений: метанием мешочков с песком, переползанием, перепрыгиванием и т. д. Отмечает лучшее исполнение роли, поощряет достижения нерешительных детей. По­вторяет упражнения с тем, чтобы добиться нужного ре­зультата.

Исполнение ролей «солдат» требует от детей и опре­деленных действий, и проявления определенных качеств. Так, «командиру» обязательно надо наметить в игре за­дачу и проследить, как она выполняется, «солдатам» нужно отлично выполнить задание: далеко метнуть, бы­стро перебежать, ловко перепрыгнуть. «Медсестры» так же должны быстро действовать, уметь выполнить зада­ние.

Перед каждой игрой воспитателю с детьми необхо­димо проводить разговор-обсуждение: кто какую роль берет на себя, как действует, чьи распоряжения вы­полняет. В таких играх в основном принимает участие довольно большое количество детей группы, при этом важное значение имеет согласование их действий. Об­щение со взрослым в игре помогает детям глубже осоз­нать моральные качества воинов, роли которых они ис­полняют.

Чтобы придать игре целенаправленный характер, пе­дагогу можно разработать карту-схему и с ней ознако­мить всех участников. Воспитатель изготовляет ее с деть­ми, намечает, где должны стоять часовые, где располо­жен медпункт, где стоянка корабля, и т. д. А затем дети уже самостоятельно намечают свои маршруты, вме­сте с «командиром» обсуждают их, чертят карту-план. На карте — штаб, госпиталь. Педагог выделяет на карте и те объекты, которые надо преодолеть: узкий мост (брев­но), минное поле (перепрыгнуть через препятствие), проволочное заграждение (лестница).

Под влиянием имеющихся у детей знаний о подвиге воинов в родном городе возникают сюжеты игр типа «Танкисты освобождают город», «Переправа через реку».

Например, цель игры: «танкистам» и «пехотинцам» надо уничтожить вражеские танки. Педагог рассказыва­ет, что путь труден и опасен. Бойцам надо перейти че­рез речку по поваленному бревну, затем перепрыгнуть через ров, пройти вдоль озера, по кочкам перейти через болото и уничтожить вражеские танки. Танк тогда счи­тается уничтоженным, если есть попадание в мишень. «Раненым» солдатам оказывают помощь «медсестры».

После победы «солдат» радостно встречает население ос­вобожденных городов и сел.

Игра может повторяться в разных вариантах и проходить не только на территории детского сада, но и на берегу реки, в парке, сквере. Это дает возможность шире ис­пользовать природный материал и естественные преграды.

В этой игре обязательно должна быть взаимосвязь творческой и спортивной игр.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: